Формирование чувства патриотизма.
методическая разработка по праву (7 класс) по теме

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_chuvstva_patriotizma.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                   Формирование чувства патриотизма.

«Как у маленького деревца, еле

 поднявшегося над землей, заботливый

садовник укрепляет корень,

от мощности, которого зависит

жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так учитель

должен заботиться о воспитании у своих

детей чувства безграничной любви к Родине».

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что « система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального государства, уважающих право и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».  

Реализация такой системы  образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать ее. Стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

В основе этого сложного педпроцесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов  считали. Что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Уже в младших классах дети должны знать: название своей улицы и той, на которой находится школа. Далее привлекаем к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, магазин и т.д. рассказываем об их назначении, при этом подчеркиваем, что все это создано для удобства людей.

Далее диапазон людей расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Для этого мы проводим экскурсии по городу, в природу, наблюдаем за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Далее дети узнают, что нашу страну населяют разные люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиций; искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием педагогов.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, знакомим их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Большую помощь в воспитательной работе оказывает устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые знакомят детей со славными подвигами богатырей святорусских – защитников земли русской.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. прививаем на конкретных фактах из жизни взрослых – участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Подводим детей к тому, что мы победим в В.О. войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Проводим  беседы о парках, памятниках, принимаем участие в праздновании Дня Города или других событиях, где дети имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это осуществляется в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении подарков.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, подводим детей к пониманию, что их город – частица Родины.

  1. Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…).
  2. Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов.
  3. Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу.
  4. Люди берегут и охраняют природу.
  5. Есть общие профессиональные и общественные праздники.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делаем на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях (по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах, какие животные обитают в наших лесах…)

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка (Чайковский, Прокофьев); художественные произведения (стихи Блока, Есенина); изобразительное искусство (картины Левитана, Шишкина). Необходимо, чтобы произведения были высокохудожественными.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людей, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей) также на конкретных примерах, через конкретных людей знакомим детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.).

Рассматривание иллюстраций слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры – путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателей, учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы

«Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»К.Д.Ушинский...

Презентация к статье "Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы"

Презентация иллюстрирует материалы статьи "Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы"...

Формирование чувства патриотизма у школьников средствами краеведческой работы

Патриотизм как неотъемлемая часть общенациональной идеи - основа сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей обусловлена ещё ...

Формирование чувства патриотизма на уроках ОБЖ в школе

Статья "Формирование чувства патриотизма на уроках ОБЖ в школе"...

Уроки иностранного языка с элементами краеведения как средство формирования чувства патриотизма и любви к Родине.

Данная статья рассматривает необходимость включения краеведения на уроках иностранного языка для достижения личностных результатов выпускников основной школы. а именно - стремление к лучшему осознанию...

Формирование чувства патриотизма у воспитанников средствами игровых технологий

Формирование подрастающего поколения в «климате» исторической и культурной памяти – важное условие в учебно-воспитательном процессе сегодня. Цель внеклассного мероприятие &ndash...

Изучение и пропаганда государственной и республиканской символики как путь формирования чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации

Дорогие читатели! Вы только что взяли в руки пособие, которое поможет вам в работе по формированию чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации....