Памятки для организации самостоятельной работы
методическая разработка на тему

Анашкина Лена Рудольфовна
Участвуя в реализации государственной и окружной политики в сфере образования, я взяла на вооружение личностно-ориентированную парадигму образования, которая предполагает перенесение акцента с непосредственного обучения иностранным языкам на изучение его самими учениками т.е. на актуализацию самостоятельной деятельности учащихся по овладению предметными, деятельностно-коммуникативными, ценностно-ориентированными знаниями и умениями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения для достижения образовательных результатов учащихся. В образовательном процессе активно применяю индивидуальные образовательные маршруты в виде памяток (по Роговой Г.В.) для организации самостоятельной работы учащихся по формированию познавательных УУД по всем видам речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки для организации самостоятельной работы учащихся по всем видам речевой деятельности.

Памятка № 1
(Общая «стратегия» чтения)

  1. Вдумайся в заголовок: возможно, он тебе подскажет, о чем текст.
  2. Произведи «разведку» вокруг текста: выясни, в частности, кто его написал и возможные сведения об авторе из введения или из лингвострановедческого справочника; рассмотри иллюстрации, вчитайся в пред- и послетекстовые задания – все это может предвосхитить содержание.
  3. Прочитай бегло весь текст или его законченный отрывок, обходя трудности, чтобы составить себе общее представление о его содержании; это поможет тебе в последующем при чтении преодолеть трудности.

Памятка № 2

(«Тактика» чтения)

  1. При встрече с незнакомым словом – не останавливайся: дальнейшее изложение может внести ясность в понимание его значения, при этом старайся использовать свои знания фактов, событий действительности, о которых упоминается в тексте.
  2. Постарайся догадаться о значении слова; языковая догадка возможна, если данное незнакомое слово:
    - напоминает по своему звучанию или графическому образу слово родного языка;
    - состоит из знакомых словообразовательных элементов;
    - относится к интернациональным словам;
    - включено словосочетание, элемент/элементы которого тебе известны.
  3. Слова, значения которых не удалось установить, найди в словаре. Для этого необходимо:
    - знать условные обозначения, принятые в словаре (они даются в начале любого словаря), и его структуру;
    - усвоить правила расположения слов в словаре, в частности тот факт, что место слова определяется не только первой буквой алфавита, но и последующими;
    - уметь придать слову исходную словарную форму, отталкиваясь от его производной контекстной формы;
    - выбрать нужное значение из имеющихся, проверить его соответствие тексту.

Памятка № 3

  1. Прочитай текст про себя, чтобы знать о чем он.
  2. Прочитай трудные слова и словосочетания и текста, соблюдая правила чтения букв и буквосочетаний, обращая внимание на ударение в слове и на отсутствие пауз между словами словосочетания.
  3. Прослушай чтение своего текста/отрывка диктором производя разметку текста. Помни, что ударением во фразе выделяются только значимые слова; на служебные слова оно не падает; обрати также внимание на повышение и понижение тона.
  4. Прослушай чтение текста еще раз, обращая внимание на средства выразительности.
  5. Выполни паузированное упражнение, по возможности подражая диктору.
  6. Подготовься к выступлению перед классом с выразительным чтением текста.

Памятка № 4

  1. Выполни фонетическое упражнение перед прослушиванием текста: повторяй за диктором слова и словосочетания из аудио-текста, который тебе предстоит прослушать.
  2. Прослушай (или прочитай) задание, которое тебе надо будет выполнить после первого и последующего прослушивания.
  3. Прослушай введение к аудиотексту и продумай, что ты из него узнал.
  4. Прослушай внимательно аудиотекст, старайся понять смысл, игнорируя незнакомые слова. Помни: события, факты и идеи обычно характеризуются в тексте с разных сторон, поэтому можно понять из смысл, даже если не все слова известны.
  5. Выполни первое задание.
  6. Прослушай текст еще раз и выполни остальные задания.
  7. Прослушай текст в третий раз, чтобы подготовиться к отъезду на вопрос: «О чем здесь рассказано? Кому может быть интересен этот рассказ? Понравился ли он тебе?»

Памятка № 5

(Для самостоятельной подготовки монологического высказывания)

  1. Представь, о чем ты будешь говорить, и составь план своего высказывания.
  2. Прочитай текст (тексты) на нужную тебе тему.
  3. Выдели из текста (текстов) материал – слова, словосочетания, предложения, нужные для твоего высказывания; соотнеси его с пункта плана.
  4. Вспомни, какой еще языковой материал ты сможешь использовать в своем высказывании, и припиши его.
  5. Сделай преобразования, необходимые для передачи твоего замысла.
  6. «Прорепетируй» свое высказывание, пользуясь построенной тобой программой.

Памятка № 6

(Для самостоятельной парной работы над развитием диалогической речи)

  1. Прослушай диалог, чтобы выяснить, о чем в нем идет речь, выдели его участников, распредели роли между собой.
  2. Прочитай диалог, одновременно слушая его и проговаривая за диктором свою роль.
  3. Выдели из диалога его характерные особенности: слова, начинающие разговор, помогающие его развивать и закончить; обращения, а также слова, передающие отношение друг к другу его участников и к тому, о чем они говорят.
  4. Разыграй диалог, опираясь на текст.
  5. Разыграй диалог по памяти.
  6. Разыграй диалог в несколько измененной ситуации (ситуация может быть подсказана учителем или описана в учебнике).

Памятка № 7

(Для самостоятельной подготовки устного высказывания на основе опор)

  1. Представь, что ты хочешь сказать по данной теме/ситуации, и спланируй свое высказывание.
  2. Подбери к каждому пункту плана соответствующие языковые средства: слова, словосочетания, предложения из данных в учебнике и по памяти.
  3. Скомбинируй этот материал для передачи своего замысла (помни при этом о времени, лице, числе и т.д.).
  4. Представь себе конкретных слушателей и, обращаясь к ним, произнеси свое высказывание.

Памятка № 8

((Для письменного выполнения домашних лексико-грамматических упражнений)

  1. Прочитай задание и определи, в чем его суть.
  2. Если задание предполагает подстановку или ответ на вопрос, припомни (выясни, уточни) значение требуемого языкового явления.
  3. Установи его грамматические формы, обрати внимание на порядок слов. (Если забыл, как образуются грамматические формы, то обратись к словарю и грамматическому справочнику.)
  4. Письменно вставь данное языковое явление в предложение (или при ответе на вопрос), придав ему сначала соответствующую производную форму.
  5. Прочитай полученное предложение.
  6. Произнеси его без опоры на запись.

Памятка № 9

(Для письменной компрессии текста в ходе самостоятельной работы)

После того как был прочитан текст и в целом понят, можно приступить к составлению «своего» текста на его основе.

  1. Читай текст по абзацам, выделяя в каждом из них предложение, в котором заключена главная мысль абзаца, и выпиши его.
  2. Проведи сокращения внутри выделенных предложений за счет второстепенных слов, т. е. слов и словосочетаний, лишь уточняющих основное.
  3. Соедини полученные предложения в единый текст, предусмотрев при этом соответствующие способы связи: личные, указательные и притяжательные местоимения, союзы и союзные слова и т. д.
  4. Придай записи форму в зависимости от того, пишешь ли ты аннотацию, реферат, рецензию или резюму.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обществознание. Практикум для организации самостоятельной работы.

 Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Обществознание”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь фо...

Методическое пособие Памятки для организации самостоятельной работы учащихся по английскому языку

Настоящий сборник содержит памятки разных видов, цель которых – вооружить учащихся рациональными приемами самостоятельной работы над языком. Предлагаемые вербальные модели приемов учебной деятел...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Памятка для организации самостоятельной работы

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственнаяи сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельностинеобходимо рассматривать как составную часть воспитания...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы "Работа с источниками на занятиях по истории"

Работа с источниками на учебных занятиях  по истории: методические рекомендации по организации самостоятельной работы .Методические рекомендации предназначены для студентов, но могут быть полезны...

Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...