СПОСОБЫ ПОДАЧИ, ОСВОЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
статья по теме

Волкова Галина Валерьевна

Статья написана в соавторстве со старшим преподавателем Российской государственной специализированной академии искусств Дементьевой Л.Б. Читателям предлагается анализ разных способов подачи и активизации лексического материала в различных возрастных группах. Впервые статья была опубликована в журнале "Педагогические науки" №6 2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_podachi_usvoeniya_i_aktivizatsii_leksiki.docx127.85 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Г.В., преподаватель английского языка АНОСОШ «Приоритет»

Дементьева Л.Б., ст. преподаватель английского языка Российской Государственной Специализированной Академии Искусств

СПОСОБЫ ПОДАЧИ, ОСВОЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

         

Изучение иностранного (английского) языка предусматривает владение лексическим минимумом, обеспечивающим возможность общения в бытовой, социально-культурной и профессиональной сферах. Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся.  

         Сущность отбора лексики состоит в том, чтобы из множества слов, устойчивых словосочетаний и речевых клише выделить ту часть, которая по своему составу и объему соответствует целям и условиям данного курса обучения. Отобранный минимум лексики должен при этом с достаточной надежностью обеспечивать развитие речевых умений и навыков, требуемых программой, быть посильным для каждой возрастной группы учащихся, способствовать решению образовательных и воспитательных задач.

Каков же этот минимум для различных возрастных групп? А сколько вообще слов в английском языке? Оказывается очень много, по крайней мере, 500000. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчиль, помимо прочих достоинств, был известен своим необыкновенно большим словарным запасом. В своих письменных трудах он использовал почти 60000 слов. А знаменитый английский драматург Уильям Шекспир при сочинении своих бессмертных произведений использовал 17000 слов. И наконец, сколько же слов использует среднестатистический англоговорящий человек в своей каждодневной речи? Порядка 5000 слов. Много это или мало?  

В соответствии с примерными программами по иностранному языку, составленными на основе ФГОС, лексический запас  выпускника средней общеобразовательной школы должен составлять не менее 1400 лексических единиц, а у ученика начальной школы (к концу 4 класса) он должен быть не менее 500 слов. В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения выпускник должен обладать навыками распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; основные способы словообразования: аффиксации, словосложения, конверсии.

Таким образом, перед преподавателями и учащимися стоит непростая задача. Общеизвестно, что при изучении иностранного языка наиболее трудоемким процессом является изучение и запоминание новых слов – на их освоение тратится около 70% времени и усилий. Следовательно, учителю необходимо проявить максимум творчества и изобретательности, представляя и отрабатывая новую лексику, чтобы облегчить ее усвоение учащимися.

Работая с младшими школьниками, необходимо помнить, что маленькие дети в первую очередь запоминают названия вещей, которые можно потрогать, увидеть, поиграть с ними. Принцип наглядности и интерактивности должен быть ведущим при презентации нового вокабуляра данной категории учащихся. Изучая части тела, можно использовать куклу, разыгрывая диалоги – пальчиковые игрушки или кукольный театр. Мебель в классе, содержимое портфелей, картинки и плакаты эффективно помогут учителю ввести и активизировать новую лексику.

Следует ли использовать эти же методы подачи лексического материала при работе со старшими школьниками или студентами институтов? Безусловно, да. Конечно, игрушки могут быть заменены реалиями (например, принесенный в класс мандарин поможет презентовать синонимический ряд «smell-odour –perfume-aroma»), кукольный театр может уступить место маскам (ученики средней и старшей школы с удовольствием пользуются масками, отрабатывая ситуацию знакомства, интервью). Работая в старшей и средней школе, а также в ВУЗах и опираясь на уже сформированные у учащихся знания и умения, преподаватель получает в свое распоряжение более сложные, но не менее эффективные способы презентации лексики – стимулирование лексической  догадки учащихся по контексту, синонимический и антонимический ряды, категоризация и т.д.

Безусловно, какие-то элементы этих методов подачи лексического материала можно использовать и в начальной школе.

Необходимо отметить еще один эффективный способ презентации и активизации новых лексических единиц - метод полного физического реагирования, разработанный американским психологом Дж. Ашером. Несмотря на то, что данный метод используется при работе со всеми возрастными группами, на наш взгляд максимальный результат его применение приносит в начальной школе. Игры, основанные на этом методе (TPR games) прекрасно помогают презентовать и усвоить глаголы движения, дают возможность учащимся освоиться в новой лексической среде, почувствовать себя комфортно. Общеизвестный пример TPR games – стихотворение-действие “Hands up - Hands down - Hands on hips - sit down…”. Преподаватель читает стихотворение, сопровождая его действиями, затем многократно выполняет действие вместе со студентами, увеличивая или замедляя темп.

Следует отметить, что чанты, стихи и песни в целом являются прекрасным способом и презентации, и активизации, и отработки лексического материала для всех возрастных групп учащихся. Безусловно, задача учителя состоит в правильной подборке лексического материала, соответствующего возрасту и уровню данной конкретной группы учащихся. Ученики всех возрастов без исключения получают удовольствие и легко запоминают новую лексику, исполняя песни и стихи, сопровождая их движениями или хлопками. Активизация двигательной активности также способствует запоминанию.

Хотелось бы уделить особое внимание отработке введенной лексики. Безусловно, степень усвоения каждой новой лексической единицы напрямую связана с частотой встречаемости ее в учебном контексте.  Учитель должен  обеспечить эту частоту. И вновь, для всех возрастных групп эффективным оказывается один и тот же принцип – принцип многократного повторения. Так как наши ученики не находятся в аутентичной языковой среде, когда процесс усвоения лексики происходит естественным путем, преподаватель должен создать искусственный вариативный контекст, содержащий изучаемую лексику. Чем старше ученик, тем больше, на наш взгляд, должна быть вариативность [a]предлагаемого учебного контекста.

И для младшей школы, и для учащихся среднего и старшего звена актуальными будут разнообразные лексические и ролевые игры (соответственно возрасту и уровню), задания на аудирование и чтение, содержащие определенную лексику, пересказ и составление собственных историй, ведение учащимися словаря. Как правило, учебно-методические комплексы, которые использует учитель в своей работе, учитывают необходимость периодического повторения вводимой по программе лексики. Задача преподавателя – адаптировать степень повторяемости к нуждам каждой конкретной группы, и в идеале – каждого конкретного учащегося. Если преподаватель справится с этой нелегкой задачей, процесс освоения новой лексики и расширения их лексического запаса не будет вызывать трудностей у учащихся.

Библиография:

 Asher J., Language by command. The Total Physical Response approach to learning language // The way of learning. Summer 1984

Morgan J., and Rinvolucri, M., 2004Vocabulary. Oxford: Oxford University Press.

Slattery M., 2004. Vocabulary Activities. Oxford: Oxford University Press

Pinter A., 2006Teaching Young Language Learners. Oxford: Oxford University Press

[a]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии как средство развития интереса к изучению английского языка на различных ступенях общеобразовательной школы.

Современное общество оценивает иностранный  язык  как важнейшее средство  меж­личностного и межкультурного общения, без которого не­возможно развитие международных связей нашего...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Современная школа должна выпускать в мир образованного , творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Если раньше ученики получали от учителя готовые знания, сейчас...

Упражнения для отработки лексического материала на уроках английского языка

Статья содержит наиболее распространенные упражнения на отработку лексики, а также на проверку уровня сформированности знания лексических единиц....

Активизация лексических единиц на уроках английского языка

Активизация лексических единиц на уроках английского языка...

«Использование мобильного приложения Quizlet для актуализации лексического материала на уроках английского языка обучающихся 5-х классов»

Приложение Quizlet позволяет создавать наборы карточек – модули на различные темы и по любым предметам. Модули для изучения английского языка представляют собой карточки со словами и их переводо...

Мастер -класс на тему " Работа над усвоением лексического материала на уроках английского языка"

Знать слово- значит знать его формы,значение и употреление.Основные этапы работы с лексическим материалом это: present,practice,produce....