Использование пословиц при изучении немецкого языка
статья по немецкому языку на тему

Ширманова Ольга Яковлевна

Статья рассказывает, как можно использовать пословицы при изучении немецкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_poslovits_pri_izuchenii_nemetskogo_yazyka.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пословиц при изучении

немецкого языка

            Пословицы используют в самых различных целях : для совершенствования произносительных навыков учащихся ; при изучении некоторых грамматических явлений ; знакомясь  с лексическим материалом , приводят пословицы для иллюстрации образного употребления слов , их многозначности  Пословицы существуют в языках всех народов  мира, они отражают национальное своеобразие, особенности быта народа, его язык. Поэтому знание их помогает школьникам лучше и шире познакомиться с историей, жизнью, культурой народа, для которого изучаемый ими иностранный язык является родным. Приведем высказывания известных писателей о пословицах. М. Горький: "Пословицы и поговорки образно формируют весь жизненный, социально-исторический опыт трудового народа". М.А. Шолохов: "И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отличается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах".

     Теоретические сведения об объекте исследования

   Пословицы образны, кратки, содержат глубокие мысли, большинство из них строится на созвучиях и рифмуются. Благодаря этим качествам пословицы легко запоминаются. Знакомство с пословицами имеет также большое воспитательное значение: они многому учат, помогают усваивать моральные принципы. Учащиеся с удовольствием заучивают и используют пословицы.

Теоретические сведения о пословицах

   Широкое применение находят пословицы и при проведении внеклассной работы: они часто включаются в программы различных игр (например, КВН), конкурсов, вечеров.

   В различных помещениях средней школы написаны следующие пословицы:
У входа в столовую:
Der Appetit kommt beim Essen.
Hunger ist der beste Koch;

На дверях спортивного зала:
Übung macht den Meister.
Gesundes Blut macht guten Mut;
В библиотеке:
Zum Lernen ist niemand alt.
Bücher sind unsere Freunde.

Особенности пословиц при изучении немецкого языка

 Вот, какие виды работ проводятся, при применении пословиц

   При проведении фонетической зарядки, когда учащиеся тренируются в произнесении отдельных звуков, в качестве ученого материала можно подобрать пословицы, чтение которых вслух поможет им в этом. Например, для усвоения произнесения трудного звука в немецком языке {c}  используются следующие пословицы:
  Gleiche Rechte, gleiche Pflichten.
  Recht muß Recht sein.
  Wenig schadet wenig.
Также произнести пословицы, содержащие во входящих в них словах звук {n}, который часто встречается во многих словах данного текста и также труден для произнесения. Это могут быть следующие пословицы:

   Hunger ist der beste Koch.
  Jung gewoht, alt getan.

   Когда учащийся тренируется в произнесении пословиц, c обращаетcя их внимание на соблюдение правильной интонации, мелодики, пауз, логических ударений.
  При изучении модальных глаголов качестве примеров их употребления приводятся пословицы:

   Lerne was, so kannst du was!
  Man soll den Tag nicht vor dem Abent loben.
  Wie du  dein Bett machst, so magst du darauf schlafen;
При работе над темой "Повелительное наклонение глаголов"-пословица:

  Iß, was gar ist,
  trink, was klar ist,
  sprich, was wahr ist.
  Для развития мышления учащихся, а также для запоминания пословиц им предлагается выполнить следующие упражнения:

   1. Объясните смысл следующих пословиц(Erklären Sie die Bedeutung folgender Sprich-wörter)

   Jeder Vogel lobt sein Nest.
  Von schönen Worter wird man nicht satt.
  Arbeit macht das Leben süß.
  In der Not erkennt man den Freund.
  Jeder Arbeiter ist seines Lohnes wert.
  2. Вставьте пропущенный антоним в пословицу к выделенным словам.

   Erst  die Arbeit, dann ... (das Spiel)
  Jung gewohnt, ... getan. (alt)
  Morgen, morgen, nur nicht, ... , sagen alle faulen Leute. (heute)

   3. Напишите последнее слово пословицы:

   Der  Appetit kommt beim E ... (Essen)
  Reden ist Silber, Schweigen ist G ...(Gold)
  Wie die Arbeit, so der L ...(lohn)
  Wer nicht arbeitet, soll auch nicht e ...(essen)
  Vier Augen sehen mehr als z ...(zwei)

   4. Закончите пословицу: подберите словo в рифму выделенным словам:

   Ohne Fleiß kein ... (Preis)
  Morgenstunde hat Gold im ... (Munde)
  Eile mit ... (Weile)
  In der Kürze liegt die ... (Würze)

   5. Распределите следующие пословицы в таблице по смыслу:
_____________________________________________________________________
Eile nie!                                                Sei mutig!                                             Sei fleßig
    |                    ||                         ||| _____________________________________________________________________
Wer wagt, gewinnt. (||)
Eile macht oft heulen.-Поспешишь, людей насмешишь. (|)
Ohne Fleiß kein Preis. (|||)
Eile mit Weile. (|)
Dem  Mutigen gehört die Welt. (||)
Fleiss bringt Brot, Faulheit Not. (|||)
Mut verloren, alles verloren. (||)
6.Придумайте ситуацию, в которой можно было бы употребить следующие пословицы:
Das Werk lobt den Meister.
Man lernt, solange man lebt.
Übung macht den Meister.
Ohne Fleiß kein Preis.
7. Какие пословицы вы употребили бы в следующих ситуациях?
Dima war beim Essen sehr wählerisch. Seine Mutter kochte eine Gemüsesuppe. Aber Dima sagte: "Diese Suppe mag ich nicht". Er aß die Suppe nicht und ging hungrig in die Shule. An diesem Tage sammelte seine Klasse Altpapier, und Dima kam spät nach Hause. Er hatte einen Bärenhunger. Jetzt aß er die Gemüsesuppe mit großem Appetit. Die Mutter sah Dima an und dachte...)Hunger ist der beste Koch)
                                                                   *****

   Der kleine Peter geht in die erste Klasse. Eines Tages gab die Lehrerin den Schülern eine schwere Aufgabe in Mathematik auf. Zu Hause machte er sich sofort an die Arbeit. Aber er konnte diese Aufgabe nicht lösen. Mit Tränen in den Augen ging er zum Vater. Der Vater sah Peter lächeld an und sagte: ... (Aller Anfang ist schwer)

                                                                      *****
  Die Schüler der 9. Klasse hatten Turnstunde. Sie mußten verschiedene Ubungen machen. Für Wadim waren diese Ubungen zu schwer.Er konnte nicht mitmachen, und die anderen Jungen machten sich über ihn lustig. Wadim beshloß, ihnen zu beweisen, daß er nicht so schwach ist, wie sie denken. Er begann, regelmäßig Morgengymmnastik zu machen und Sport zu treiben. Von Tag zu Tag wurde er sträker. Dann kam ein Sportwettbewerb teil und gewann den ersten Pries. Alle waren überrascht. Ein Sprichwort hatte ihm dabei geholfen...(übung macht den Meister).
  При решинии ребусов и кроссвордов, в которых содержатся тексты пословиц, например:
  1. Расположите книги так, чтобы из написанных на их корешках букв при чтении сверху вниз получилась пословица. Переведите эту пословицу на русский язык.( Gute Bücher sind gute Freunde. Книги следует расположить в таком порядке:4,6,1,3,2,5).
  2. Начните составлять слова с выделенной буквы "А" и прочтите пословицу(Aller Anfang ist scwer).
  3. Петя хорошо жонглирует. Он жонглирует одновременно девятью мечами. Как он достиг этого, Вы узнаете, прочитав надписи на мячах.(Ubung macht den Meister).
  4. Из следующих слов составьте пословицы. Слово, находящееся в середине, встречается во всех пословицах.
(Wissen ist Macht. Hunger ist der beste Koch. Keine Antwort ist auch eine Antwort.
Unser Leben ist ein Kampf. Irren ist menschlich.)
  5. Из данных букв составьте пословицу(Ende gut-alles gut)
  6.Закончите следующие предложения:
Man schneidet gewöhnlich mit dem ... (Messer)
Man schreibt auf ... (Papier)
Wir leben in einer ... (Stadt)
Zwei Schüler sitzen auf einen ... (Bank)
Wir fahren auf dem Fluß mit einem ... (Boot)
Если вы правильно определили пропущенные слова, то при замене в таблице цифр на буквы вы прочитаете пословицу (Wenn Sie die Sie die Zahlen in der Tabelle durch Buchstaden ersten, ein Sprichwort lesen). (Der Appetit kommt beim Essen.)

Литература:

1.И.Л Бим Deutsch 2 klasse

 2.И.Л Бим Deutsch 3 klasse

3.И.Л Бим Deutsch 4 klasse

4.И.Л Бим Deutsch 5 klasse

5.Грамматика немецкого языка в упражнениях П.Тагиль

6.Немецко-русский словарь:под ред. К.Лейн.

7.Русско-немецкий словарь под ред. Е.И Лепинг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации к изучению немецкого языка через использование ИКТ.

Составной частью работы современного учителя является использование информационно- коммуникационной технологий с применением аудио, видео и компьютера. Разнообразие тем, видов деятельности, крас...

Роль пословиц при изучении немецкого языка

Презентация развивает логическое мышление учащихся...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ...

« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности....