Методическая разработка урока "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Бегунова Елена Анатольевна

Этот блок уроков может использоваться и для 8  и для 10-го классов. Декабристы, заслуживают большего внимания не только специалистов,но и учащихся, ещё только открывающих для себя родную историю. Это были по настоящему высокообразованные, талантливые люди.  Именно такие уроки на стыке предметов, например истории и литературы, дают возможность узнать не только голые факты, но и натуру, мысли, внутренний мир деятелей прошлого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве

                        Методическая разработка уроков  для  8 класса

Урок №1

                                                                                                       «О, жребий! Если в этой жизни

                                                                                                         Не знать мне радости венца-

                                                                                                         Хоть поздней памятью обрызни

                                                                                                         Могилу тихую певца».

                                                                                                                   А. Бестужев- Марлинский

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать представления учащихся о декабристах не только как организаторах вооружённого выступления против царского режима, но и как людях, представителях своего поколения, талантливых поэтах, художниках, учёных.
  2. Оценить вклад декабристов в русскую культуру XIX века
  3.  Способствовать развитию патриотизма, эстетическому и интеллектуальному развитию учащихся.
  4. Развитие навыков работы в группе
  5. Развитие умения анализировать информацию, делать выводы и давать собственную оценку деятельности  декабристов
  6. Установление межпредметных связей

Оборудование урока:

-Компьютер и проектор

-Записи на доске

-Портреты декабристов

-Книги: « Живое слово» литературно-художественный сборник, М.,1960

              Базанов В. «Очерки декабристкой литературы» М., 1953

              « Декабристы в воспоминаниях современников» Издательство Московского университета, 1988

              Нечкина М.В. «Декабристы» М.,1982

              Энциклопедия для детей

-Раздаточный материал: отрывки стихов, высказывания самих декабристов и о них

На первом этапе изучалось движение декабристов, причины, ход, итоги выступления 14 декабря 1825 года, учащиеся получили опережающее задание по группам:

  1.  Познакомиться с материалами, Интернет-ресурсами и выборочно прочитать:

            « Живое слово» литературно-художественный сборник, М.,1960

              Базанов В. «Очерки декабристкой литературы» М., 1953

              « Декабристы в воспоминаниях современников» Издательство Московского университета, 1988

              Нечкина М.В. «Декабристы» М.,1982

              Энциклопедия для детей

              Собрание портретов декабристов из Государственного Музея частных коллекций

www.museum.ru/gmii/zil-4.htm

Исследовать деятельность и творчество декабристов,  составить рассказ, небольшую

презентацию по результатам поиска, составить  вопросы и задания для других групп

                                                                        Ход урока:

Вводное слово учителя:  «Как мало знаем мы о них…»  заявленная проблема, положившая начало поиска

Каждый из участников декабристского движения был героем своего времени, когда узнаёшь о людях, об их успехах, достижениях, даже о ежедневных заботах становится понятнее, ближе эпоха, да и легче воспринимаются трудности сегодняшнего дня.  Ни крепость, ни каторга, ни ссылка не сломили их, не угасили в них поэтического, художественного дара, педагогических и научных талантов

Каждая группа представляет результат своего поиска о деятельности и творчестве декабристов

                                                    Выступления групп:

1 группа: Поэты- декабристы  (К.Ф. Рылеев, А. Бестужев-Марлинский, В.К. Кюхельбекер и др.)

2 группа:   Художник- декабрист Николай Бестужев

3 группа:   Декабристы на Кавказе (Русская культура в исторической судьбе кавказских народов)

4 группа:  Декабристы- музыканты

5 группа:  Декабристы - учёные

6 группа:  Декабристы-просветители. Ялуторовский кружок И.Д. Якушкина

Группы выступают  по плану:

  1. Историческая справка о поэте, художнике и т.д.
  2. На экране слайды презентаций со стихами и отрывками других произведений, портреты декабристов
  3. Вопросы и задания к другим группам. По ходу доклада организуется работа с раздаточным материалом

Например:

задание  группы №1

- Познакомьтесь со   стихами К.Ф. Рылеева

Отрывок из думы «Державин»

О так! Нет выше ничего

Предназначения поэта:

Святая, правда, - долг его;

Предмет - полезным быть для света.

Служитель, избранный творца,

Не должен быть ничем он вязан;

Святой, высокий сан певца

Он делом оправдать обязан

                        -В чём видит предназначение поэта Рылеев?

                        -Что для него – Святая, правда?

 Рылеев, Бестужеву

Моя душа до гроба сохранит

Высоких дум кипящую отвагу;

Мой друг! Недаром в юноше горит

Любовь к общественному благу!                      

                        -Совершил ли сам Рылеев общественное благо? Какое?

Задание группы №3

   Выступление группы предваряется заданием на экране:  фотография тюльпанного дерева в пос. Головинка возле, которого установлен памятник декабристам. Ребята рассматривают  памятник, 3-я группа рассказывает об уникальном природном явлении, и отвечают на вопросы,  задают вопрос:

Почему установлен памятник декабристам на Кавказе?

Затем представляют своё мини- исследование

И т.п.

Домашнее задание:  Учащиеся получают домашнее задание написать эссе о значении творческой деятельности декабристов, об их вкладе в русскую культуру.

Подводится итог работы каждой группы, выставляются оценки.

Урок №2 Межпредметная контрольная работа «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики»

Цели и задачи урока:

  1. Закрепление знаний полученных на предыдущих уроках истории и литературы
  2. Развитие умений учащихся работы с текстом
  3. Закрепление навыка сравнения

Задание №1

Познакомьтесь  со стихотворным отрывком из «Послания к А.А. Бестужеву» К.Ф. Рылеева и стихотворением «Гражданин» и извлечением из «Конституции» Н.Муравьёва

Определите, что являлось основным «бичом» России XIX века. Какие проблемы предлагают решать авторы? В чём разность этих текстов, с точки зрения литературной и политической?

Задание №2

Рассмотрите  отрывки из дум «Иван Сусанин» и «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева и извлечение из «Русской правды» П.И.Пестеля. Выскажите своё суждение о взаимосвязи этих произведений.

Задание №3

Как вы думаете, какое влияние оказали сатирические песни Рылеева и А.Бестужева  «Царь наш, немец прусский», эпиграмма «Рылеева к Аракчееву» на составителей программных документов декабристов и на движение в целом?  

Задание №4

           «Петербургские декабристы донесли ораторский пафос до Сенатской площади, они окончательно сблизили политическое красноречие с практическими задачами подготовляемого декабрьского восстания» - так писал В.Базанов,  автор книги «Очерки декабристской литературы».

Какие произведения декабристов являли собой пример политического красноречия? Почему?

Какие документы декабристов явились практическим руководством к действиям? (Назвать не менее 3)

Задание №5

         Сохранился текст речи Михаила Бестужева-Рюмина, произнесённой 12 или 13 сентября 1825 года на собрании членов «Общества соединённых славян» в местечке Лещине. Сравните этот документ с «думами» и одами К.Ф. Рылеева. Найдите эпитеты в  текстах. Какова их художественная и историческая роль?

Критерии оценивания:

1. Умение правильно  выбрать и использовать информацию из источников

2. Полнота ответов на вопросы

3. Умение пользоваться алгоритмом сравнения

4. Правильность и полнота выводов и суждений

5. Грамотность речи

Домашнее задание: повторить пройденный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "К подвигу героев сердцем прикоснись"

Методическая разработка занятия "К подвигу героев сердцем прикоснись"  посвящена  празднованию 65-й годовщины Победы в ВОВ. Занятие проводилось в вокальной студии "Мечта" на базе МБОУ ДОД ЦД...

Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"(для 9-10 кл.)

Тип учебного занятия: урок  обобщения изученного материала.Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, пробле...

Интегрированный урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» (история и литература)

Данный урок проводился в 8 классе при изучении курса истории России в конце учебного года. Значимость урока состоит в том, что в этом году отмечается 90-летие Республики Бурятия. Наша малая Родина име...

Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:·         учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...

Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений)....

"Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Интегрированный урок (история, литература). В разработке урока отражена работа с текстом на основе системно-деятельностного подхода....

Подвиг декабристов в их деятельности и творчестве

Интегрированный урок (литература и история) для 9 класса....