"Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Киселева Марина Федоровна

Интегрированный урок (история, литература). В разработке урока отражена работа с текстом на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок о декабристах.118.6 КБ

Предварительный просмотр:

Киселева Марина Федоровна, учитель истории и обществознания

МОУ «Гимназия №3» г. Воркуты.

Межпредметный урок (литература, история)

«Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».

Форма урока: лабораторное занятие на основе групповой работы для учащихся 10 класса.

Цели урока:

  1. Выяснить причины движения декабристов, цели участников, значение выступления на Сенатской площади.
  2. Развивать навыки работы с документами, схемами и таблицами, их сравнения, учить выделять главное, разрешать проблемы.
  3. Воспитывать чувство патриотизма.
  4. Развивать навыки работы в группе, формировать умение строить правильный ответ, аргументировать, отвечать на вопросы.

Средства обучения: карта «Борьба против крепостничества и самодержавия в первой половине 19 века», схема «Выступление декабристов в Петербурге 14 декабря 1825 г.», иллюстрации (портреты декабристов, гравюры 19 века, изображающие сцены восстания).

Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе. УМК по истории под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, программа внеклассного чтения по литературе. В ходе урока освещаются темы: по литературе «Творчество К.Ф. Рылеева, А.С.Пушкина», по истории  «Движение декабристов».

Литература для учителя:

Нечкина М.В. Декабристы. М., 1982.

Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783-1883 гг. М., 1986.

Политическая история Отечества (1861-1920 гг.): Хрестоматия. М., 1992.

Политическая история России первой половины XIX века. М., 1990.

Литература для учащихся:

Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России XIX века: 8 кл. М., 2000.

Декабристы в воспоминаниях современников. М.. 1988.

История России в лицах. V-XX вв.: Биографический словарь. М., 1997.

Мережковский Д.С. Четырнадцатое декабря. М., 1994.

Энциклопедия для детей. Т.5. История России.Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.

Поэзия и письма декабристов. (Сост. Фомичев С.А.). Горький, 1984.

Пушкин А .С. Полн.собрание соч. в 10-ти тт.- т.7.- Л., «Наука», 1978.

Рылеев К.Ф. Думы. М., «Наука», 1975.

Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., «Наука», 1969.

Эйдельман Н.Я. Пушкин и декабристы: Из истории взаимоотношений. М., «Художественная литература», 1979.

План.

  1. Причины движения декабристов.
  2. Организации дворянских революционеров.
  3. Осмысление литературного творчества поэтов декабристов.

Подготовительный этап урока.

Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов. Внутри группы учащиеся распределяют обязанности.

Ведущий (направляет работу группы).

Аналитик (читает документ, делает выводы).

Протоколист (записывает выводы, составляет тезисы доклада).

Докладчик (выступает от имени группы с тезисами о результатах работы).

Группы отчитываются о проделанной работе в конце каждого этапа урока. Выводы учеников фиксируются на доске, а потом записываются всеми в тетради.

Проблема урока: В чём жизненный подвиг декабристов? Только ли в выступлении на Сенатской площади?

   

  1. Причины движения декабристов.

Задание ко всем документам. Выделите причины движения декабристов. Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов? Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом? 

Документ 1.

«…Когда я получил довольно основательные понятия о политических науках, тогда я пристрастился к ним. Я имел пламенное рвение и добро желал от всей души. Но я сначала занимался как сими науками, так и вообще чтением политических книг со всей кротостью и без всякого вольнодумства, с одним желанием быть когда-нибудь и в своем месте полезным слугою государю и отечеству»  (из показаний П.И.Пестеля).

Документ 2.

«Я стал убеждаться в необходимости видеть и свое Отечество…наряду с просвещеннейшими народами!» (декабрист А.В.Поджио).

Документ 3.

«Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа. «Мы проливали кровь,- говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа». Войска от генералов до солдат, пришедши назад, только и толковали: «Как хорошо в чужих землях». Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не та у нас?»   (декабрист А.А. Бестужев).

Документ 4.

«Происшествия 1812, 13, 14 и 15 года сблизили нас с Европою; мы, по крайней мере многие из нас, увидели цель жизни народов, цель существования государств; и никакая человеческая сила не может уже обратить нас вспять».  (декабрист Н.И.Тургенев).

Документ 5.

«Мы дети 1812 г.» (декабрист М.И.Муравьев-Апостол).

Документ 6.

«Движение декабристов было вызвано разочарованием в реформаторской деятельности Александра 1, выступление 1825 г. Являлось лишь вынужденным ответом на негибкую политику правительства, отказывающегося от немедленного проведения неотложных реформ. Значительное воздействие на движение декабристов оказала речь Александра 1 в Варшавском сейме 1818 г. С обещанием введения для России «законно-свободных учреждений» (т.е. конституции) (историк В.И. Егорова).

Документ 7.

«Злоумышленники думали также, что найдут себе пособие в общем расположении умов.  Слыша ропот, жалобы на злоупотребления, беспорядки во многих частях управления, на лихоимство, почти всегда не наказанное и даже не замечаемое начальством, на медленность и неправильность в течении дел, на несправедливости в приговорах судебных, и в награждениях по службе, и в назначении к должностям, на изнеможение главных отраслей народной промышленности, на чувствительное обеднение и самых богатейших классов, которые в досаде каждый приписывает более или менее мерам правительства, они воображали, что все, быть может, с излишнею нескромною живостью изъявлявшие неудовольствие, пристанут к ним и уже в душе их сообщники…Они забывали, что в глазах человека с умом здравым и с правилами чести никакое неудовольствие, хотя бы и основательное, не извиняет беззакония, что он, скорее, откажется и от собственного блага и от мысли быть полезным, нежели от исполнения долга, от соблюдения клятв, им данных. (из доклада Следственной комиссии по делу декабристов).

Документ 8.

«…Обратил также мысли и внимание на положение народа, причем рабство крестьян всегда на меня действовало, а равно и большие преимущества аристократии, которую я считал, так сказать, стеною, между монархом и народом стоящею и от монарха ради собственных выгод скрывающею истинное положение народа. К сему стали в мыслях моих в протечении времени присоединяться разные другие предметы и толки, как-то: преимущества разных присоединенных областей, слышанное о военных поселениях, упадок торговли, промышленности и общего богатства, несправедливость и подкупливость судов и других начальств, тягость военной службы для солдат и многие другие тому подобные статьи. Должествовавшие по моим понятиям составлять предмет частных нейдовольствий и чрез коих всех совокупление воедино представлялась моему уму и воображению целая картина народного неблагоденствия. Тогда начал во мне возникать внутренний ропот противу правительства». (из показаний П.И.Пестеля).

Документ 9.

Ах, тошно мне

И в родной стороне:

Все в неволе, в тяжкой доле,

Видно век вековать.

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ,

И людями, как скотами,

Долго ль будут торговать?

Кто же нас кабалил,

Кто им барство присудил,

И над нами, бедняками,

Будто с плетью посадил?

По две шкуры с нас дерут,

Мы посеем — они жнут,

И свобода у народа

Силой бар задушена.

А что силой отнято

Силой выручим мы то,

И в приволье, на раздолье

Стариною заживем...

Уж так худо на Руси,

Что и боже упаси!

Всех затеев Аракчеев

И всему тому виной.

Он царя подстрекнет,

Царь указ подмахнет,

Ему шутка, а нам жутко,

Тошно так, что ой, ой, ой!

А до бога высоко,

До царя далеко,

Да мы сами ведь с усами,

Так мотай себе на ус.  (К. Ф. Рылеева.  Стихотворение «Ах, тошно мне...»)

Документ 10.

«Сотни тысяч русских своею смертью искупили свободу целой Европы. Армия, избалованная победами и славою, вместо обещанных наград и льгот подчинилась неслыханному угнетению. Военные поселения, начальники такие, как Рот, Шварц, Фелтухин и десятки других, забивали солдат палками; крепостной гнет крестьян продолжался, боевых офицеров вытесняли из службы… Усиленное взыскание недоимок, увеличившихся войною, строгость цензуры, новые наборы рекрут и проч. И проч. –производили глухой ропот… Власть Аракчеева, ссылка Сперанского, неуважение знаменитых генералов и таких сановников, как Мордвинов, Трощинский, сильно встревожили, волновали людей, которые ожидали обновления, улучшений, благоденствия, исцеления тяжелых ран своего отечества…И вот причины, которые заставили нас высказаться так решительно и безбоязненно: дело шло о будущности России, об оживлении, спасении и настоящем». (декабрист В.Ф.Раевский).

Возможные ответы учащихся о причинах выступления декабристов:

1)  война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество;

2)  заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;

3)  чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения;

4)  российская действительность (крепостное право, военные поселения);

5)  революционные события в Западной Европе.

Учитель: Идеи декабристов не были едиными, но все они были направлены на проведение реформ, были настроены против самодержавного режима и крепостного права.

  1. Организации дворянских революционеров.

Вопросы и задания для учащихся.

  1. Пользуясь текстом учебника, составьте таблицу 1 «Организации дворянских революционеров». Каждая из групп получает задание заполнить одну из строк таблицы, касающуюся какой-либо организации. Остальные строки заполняются со слов докладчиков своих групп.

Таблица 1.

Название, годы, место.

Количество членов, представители.

Программа.

  1. Задание для всего класса. Сравните положения программ Северного и Южного обществ. Составьте сравнительную таблицу 2 «Программы Северного и Южного обществ». (см. Приложение). Какая из них вам кажется более прогрессивной? Почему? Составьте схему «Система органов государственной власти в программах Северного и Южного обществ». (см. Приложение. Заполненные учениками таблицы и схема).

Таблица 2. Программы Северного и Южного обществ.

Вопросы для сравнения.

Русская правда П. Пестеля

Конституция Н. Муравьева

Крепостное право

Земля

Сословия

Государственное устройство

Административное деление

Демократические права

Форма правления

Избирательное право

Схема. Государственное устройство в программах декабристов.

а) Русская правда

Ветви государственной власти

 

б) Конституция

Ветви государственной власти

Документ 1. Конституция Н. Муравьева.

«Вступление

Опыт всех народов и всех времен доказал ,что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка… Федеральное или Союзное правление одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан. По надзором государя одно законодательное собрание находится в столице и делает все распоряжения общие, для всего государства – частные распоряжения, касающиеся до областей, - предоставлены областным законодательным собраниям, образованным наподобие столичного, и таким образом доставляется благосостояние целого и частей.

Глава 1. О народе Русском и Правлении.

  1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого семейства.
  2. Источник верховной власти есть народ…

Глава 2. О гражданах.

  1. Гражданство есть право… участвовать в общественном управлении.

Глава 3. О состоянии, личных правах и обязанностях русских.

10.  Все русские равны перед законом.

13. Крепостное состояние и рабство отменяются.

14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати…

16. Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который ему покажется выгоднейшим…

18. Всякое уголовное дело производится с присяжными.

21. Никто не может быть наказан, как в силу закона…

23. Право собственности…священно и неприкосновенно.

24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом.

28. Военные поселения немедленно уничтожаются.

29. Разделение людей на 14 классов отменяются.

Глава 4. О России.

43. В законодательном и исполнительном отношении вся Россия делится на 13 держав, 2 области и 568 уездов, или поветов.

Глава 6. О Народном Вече.

59. Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и палаты народных представителей, облечено всей законодательной властью.

Глава 7. О Палате представителей.

60. Палата представителей составлена из членов, выбранных на два года гражданами Держав.

Глава 8. О Думе Верховной.

73. Члены Верховной Думы избираются правительственными сословиями Держав и областей.

74. Условия, необходимые, чтобы быть членом Верховной Думы, суть: 30 лет возраста, 9 лет гражданства  в России… недвижимого имения ценою на 1500 фунтов чистого серебра или движимого на 300 фунтов чистого серебра.

Документ 2. «Русская правда» П.Пестель.

«Введение

§7

…закон Божий составлен для всех людей в равной мере, и, следовательно, все имеют право на его исполнение. А посему народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства.

Глава третья. О сословиях, в России обретающихся.

§3 …каждый человек должен иметь полную и совершенную свободу заниматься тою отраслью промышленности, от которой наиболее ожидает для себя выгоды и прибыли, лишь бы честен был и к законам исполнителен.

§4

Все должны быть перед законом равны.

§6

Обладать другими людьми, как собственностью своею … есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное вере христианской. И поэтому не может долее в России существовать позволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременное отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми.

§10.

разделении земель каждой волости на две половины …  Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно-принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять. Она ни продана, ни заложена быть не может. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной, что им угодно. 

 Государственный завет

2) Российское государство разделяется в отношении закона или своего пространства на 10 областей и 3 удела.

3) Государство состоит из народа и правительства.

4) Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское, все нынешние сословия уничтожаются.

7) Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление

8) Верховная власть разделяется на законодательную и верховноисполнительную – первая поручается народному Вечу, вторая – державной думе. Сверх того, нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается верховному собору».

3. Осмысление литературного творчества поэтов декабристов.

Задание группам: составить справку о поэте декабристе с анализом произведения (К. Ф. Рылеев,  В. К. Кюхельбекер,  А. С. Пушкин). Может быть дано как опережающее

Примерные ответы учащихся:

1). Творчество Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795 - 1826).

Наиболее полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795 - 1826). Он создал «поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, героического пафоса». Среди лирических произведений Рылеева самым известным было и, пожалуй, до сих пор остаётся стихотворение «Гражданин» (1824), запрещённое в своё время, но нелегально распространявшееся, хорошо известное читателям. Это произведение - принципиальная удача Рылеева - поэта, может быть, даже вершина декабристской лирики вообще. В стихотворении создан образ нового лирического героя:

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетённую свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскроются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.

Рылеев создал образ гражданина в декабристском понимании этого слова. Он воплощает в себе высокие добродетели: любовь к отчизне, смелость, целеустремлённость, готовность жертвовать собой. Однако Рылеев отходит от обычной для гражданской поэзии начала XIX века ситуации - столкновения героя с тиранами или столкновения возвышенного поэта с продажными льстецами. «Гражданин» Рылеева «не столько борется со своими врагами, сколько убеждает возможных союзников». «Изнеженное племя переродившихся славян» - это не «тираны», не «льстецы», не «рабы» и даже не «глупцы». Это юноши с «хладной душой», равнодушные, эгоистичные. С точки зрения декабристов с их идеалом человека поступка, действия, подвига такие безучастные юноши аморальны (и в каком - то смысле хуже врагов). Особенно обращает на себя внимание фраза «племя переродившихся славян». Для Рылеева «славянин» не просто условный предок, а определённый национальный характер - доблестный, мужественный, суровый, высоконравственный, свободолюбивый человек. Современное «изнеженное племя» потому такое безучастное, праздное, пассивное, что оно утратило свою национальную самобытность, это славяне, но переродившиеся.

2) Поэзия Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1799 - 1846) 

отличалась тяжеловесным, шероховатым, несколько архаичным языком - результат стремления придать национальной поэзии весомое, значительное содержание. По мнению В. К. Кюхельбекера поэзия не обязательно должна быть сладкозвучной, гладкой, текучей и плавной, но должна быть такой, где всё «парит, гремит, блещет, порабощает слух и душу читателя» («О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие».) Основной темой, которой Кюхельбекер «порабощал» читателей, была тема поэта и поэзии. В его программном стихотворении «Поэты» (1820) есть такие стихи:

                В священных, огненных стихах

                Народы слышат прорицанья

                Сокрытых для толпы судеб,

                Открытых взору дарованья!

Предназначение поэта, по Кюхельбекеру, не просто услаждать читателя, а напоминать ему об «отчизне» и направлять жизненный путь народа. Поэт обладает способностью убеждать людей и это делает его влиятельной общественной силой, вот почему появляется образ поэта - гражданина. Героическое и прекрасное сливаются в одно целое, понятие поэтического включает в себя и высокие идеалы политической борьбы, реальные поступки. Понимание поэта как пророка окрашивает некоторые стихи Кюхельбекера восточным - ветхозаветным - колоритом («Пророчество», 1823; «К богу», 1824; «Жребий поэта», 1823 - 1824), понимание необходимости для поэта участвовать в самых сложных коллизиях народной жизни приводит в поэзию Кюхельбекера образы поэтов с трагической судьбой – Дж .Мильтона, Т. Тассо, В. А. Озерова, а затем А. С. Грибоедова, А. А. Дельвига, А. С. Пушкина, Н. И.Гнедича, К.Ф.Рылеева, М. Ю. Лермонтова, А. И. Одоевского.  Итогом размышлений Кюхельбекера над темой поэта и поэзии стало стихотворение «Участь русских поэтов» (1845):

Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рождён;

Но юноша в свободу был влюблён…

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие вслед ему,

Прекрасной обольщенные мечтою,

Пожалися годиной роковою…

Бог дал огонь их сердцу, свет уму.

Да! чувства в них восторженны и пылки:

Что ж? их бросают в чёрную тюрьму,

Морят морозом безнадежной ссылки...

 

Или болезнь наводит ночь и мглу

На очи прозорливцев вдохновенных;

Или рука презренников презренных

Шлёт пулю их священному челу <...>

Но пессимистические выводы Кюхельбекера не так безнадёжны:

Забудут заблужденья человека,

Но воспомянут чистый глас певца,

И отзовутся на него сердца

И дев и юношей иного века.

(«Моей матери», 1823)

         3). Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало “послание декабристам” Александра Сергеевича Пушкина (26 мая 1799 - 29 января 1837). Проявив исключительное гражданское мужество, Пушкин отправил своё послание «друзьям, братьям, товарищам».

Во глубине сибирских руд

храните гордое терпенье

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Учитель.

Декабристская поэзия - одно из течений в литературе русского романтизма. «Гражданский романтизм» декабристов, может быть, более других имеет право называться русским романтизмом. Но историко - литературное значение декабристской поэзии больше, чем течение в литературе первой трети XIX века. Декабристы создали новый тип русского человека, расширили круг тем и жанров русской поэзии, воскресили интерес ко всему национальному, сформулировали важнейшие проблемы русской жизни. Во всех отношениях декабризм - крупнейшее явление в истории русской литературы и культуры в целом.

Литература и реальная жизнь оказались для декабристов одним неразделимым целым. Реальное поведение человека воспринималось как некий текст, как закодированное в поступках сообщение, а ключом к расшифровке этого сообщения служили литературные сюжеты. В этом легко убедиться на примере известного подвига жён декабристов. Следование за ссылаемыми в Сибирь мужьями существовало как вполне традиционная норма поведения в нравах простонародья и не рассматривалось не как подвиг и даже не как осознанное поведение - это была общепринятая норма. Почему же так прославились жёны декабристов? Дело в том, что к тому времени литературой был создан стереотип героического поведения женщины. Например, в думе «Наталия Долгорукова» и поэме «Войнаровский» К.Ф.Рылеева:

Забыла я родной свой град,

Богатство, почести и знатность,

Чтоб с ним делить в Сибири хлад

И испытать судьбы превратность.

(«Наталия Долгорукова»)

Вдруг вижу: женщина идёт,

Дохой убогою прикрыта,

И связку дров едва несет,

Работой и тоской убита.

Я к ней, и что же?.. Узнаю

В несчастной сей, в мороз и вьюгу,

Козачку юную мою,

Мою прекрасную подругу!..

Узнав об участи моей,

Она из родины своей

Пришла искать меня в изгнанье.

О странник! Тяжко было ей

Не разделять со мной страданье.

(«Войнаровский»)

Именно литература дала русской женщине программу поведения, которое осмыслялось как героическое.

Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения. Несмотря на высокое значение их поэзии для истории русской литературы, всё-таки главный вклад декабристов в русскую культуру состоит в создании совершенно нового для России типа человека - человека, обладающего острым чувством собственного достоинства, человека, настроенного на решительные поступки, человека слова и дела.

Заключительный этап урока.

Закрепление в форме беседы:

  1. Ответ на проблемный вопрос урока: В чём жизненный подвиг декабристов? Только ли в выступлении на Сенатской площади?
  2. Укажи причины, по которым, с твоей точки зрения декабристы кроме общественно-политической деятельности создавали литературные произведения?
  3. Чьи призывы скорее побудили бы тебя вступить в борьбу с существующей государственной системой и почему?

Анкета для учащихся:

  1. Дайте оценку работы своей группы, других групп.
  2. Удачно ли прошел урок? Что нового вы узнали на уроке?
  3. Интересно ли работать с историческими источниками?
  4. Стоит ли проводить такие уроки в будущем?

Домашнее задание: напишите эссе «Шансы декабристов на победу».

Приложение.

Таблица 1.

Название, годы, место.

Количество членов, представители.

Программа.

Союз спасения

1816-1818

Петербург

30 чел. А.Н.Муравьев, Н.С.Муравьев, С.И.Муравьев-Апостол, М.И.Муравьев-Апостол, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин.

Ликвидация крепостничества и самодержавия, введение Конституции и представительного правления. Конституцию нужно было требовать во время смены монархов на троне. Не хотели привлекать народ.

Союз благоденствия

1818-1821

Москва, Петербург

200 чел. Все члены Союза спасения.

Ликвидация крепостничества и самодержавия. Нужно формировать общественное мнение. Для этого надо создавать тайные и легальные организации. Устав «Зеленая книга». Разногласия по вопросам будущего устройства России. Известие о том, что правительству известно об организации. В январе 1821 г. На съезде Союза благоденствия депутаты объявили о его роспуске.

Южное общество

1821-1825

г.Тульчин, Украина

П.И.Пестель, А.П. Юшневский, И.Г. Бурцов и др.

«Русская правда» П.И.Пестеля. Установление республики. Законодательная власть – однопалатный парламент, исполнительная – Державная дума из 5 членов, избирающихся на 5 лет. Ежегодно один из них становится президентом республики. Полное уничтожение крепостного права. Неограниченное избирательное право. Равенство всех граждан перед законом. Земля делится на 2 части – общественную и частную. Крестьяне получают наделы из общественной жизни.

Северное общество

1822-1825

Петербург

Н.М.Муравьев, Н.И.Тургенев, С.П.Трубецкой, Е.П.Оболенский, М.С.Лунин, И.И.Пущин.

«Конституция» Н.М.Муравьева

Ликвидация самодержавия и сословий, равенство граждан перед законом, гражданские свободы. Ликвидация крепостного права. Установление конституционной монархии. Законодательная власть – двухпалатный парламент, исполнительная – император. Избирательное право ограничено имущественным цензом. Сохранение помещичьей собственности на землю.

Общество соединенных славян

1823-1825

Новгород-Волынский

А. и П. Борисовы, Ю. Люблинский.

Борьба против крепостничества и деспотизма за создание демократической федерации славянских народов. Установление всеобщего гражданского равенства.

Таблица 2.

Вопросы для сравнения.

Русская правда П. Пестеля

Конституция Н. Муравьева

Крепостное право

Отменяется

Отменяется

Земля

Общее достояние. Делится на общественную и частную.

Неприкосновенность помещичьих земель.

Сословия

Отменяются

Отменяются

Государственное устройство

Унитарное

Федеративное

Административное деление

10 областей и 3 удела

13 держав и 2 области

Демократические права

Широкий круг гражданских прав

Широкий круг гражданских прав

Форма правления

Республика. Диктатура Временного верховного правления на 10-15 лет.

Конституционная монархия.

Избирательное право

Ценз пола и возраста

Ценз пола, возраста, имущества и образования

Схема. Государственное устройство в программах декабристов.

а) Русская правда

Ветви государственной власти

 

б) Конституция

Ветви государственной власти

Межпредметная контрольная работа по теме: «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».

1. Программным документом Северного общества была:

а) «Конституция»  Н.Муравьева;

б) «Русская правда» П.Пестеля;

в) Устав «Зеленая книга»;

г) «Статус».

2. Программным документом Южного общества была:

а) «Конституция»  Н.Муравьева;

б) «Русская правда» П.Пестеля;

в) Устав «Зеленая книга»;

г) «Статус».

3.  Одним из руководителей Северного общества декабристов, поэтом, издателем   альманаха «Полярная звезда» был

а) К.Ф. Рылеев

б) Н.И. Новиков

в) А.Н. Радищев

г) П.Я. Чаадаев

4.  Основная идея стихотворения К.Ф.Рылеева «Гражданин» выражена в следующей  строке:

а) «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан…»

б) « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

в) «Восстань, певец, пророк свободы!»

г) «Провозглашать я стал любви  И правды чистые ученья…»

5. «Конституция»  предполагала:

а) сохранение крепостного права;                      

б) сохранение помещичьего землевладения

в) освобождение крестьян без земли;  

г) сохранение монархии.

6. Какой строй планировалось установить в России по «Русской Правде»?

а) конституционная монархия;  

б) демократическая республика;  

в) самодержавная монархия;

7. Кто из декабристов был казнен после поражения восстания на Сенатской площади?

а) С.Г.Волконский       б) С.П.Трубецкой      в) П.И.Пестель       г) К.Ф.Рылеев     д) А.А.Бестужев;                  е) П.Г.Каховский;     ж) В.К.Кюхельбекер; з) М.П.Бестужев-Рюмин;   и) С.И. Муравьев-Апостол.

8. Сравните содержание программных документов декабристов с основными идеями лирики В.К.Кюхельбекера и К.Ф. Рылеева. Заполните таблицу.

«Конституция» Н.Муравьёва

«Русская правда» П.Пастеля

В.К. Кюхельбекер «Участь русских поэтов»

К.Ф.Рылеев «Гражданин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"

Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...

Методическая разработка урока "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Этот блок уроков может использоваться и для 8  и для 10-го классов. Декабристы, заслуживают большего внимания не только специалистов,но и учащихся, ещё только открывающих для себя родную историю....

Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"(для 9-10 кл.)

Тип учебного занятия: урок  обобщения изученного материала.Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, пробле...

Интегрированный урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» (история и литература)

Данный урок проводился в 8 классе при изучении курса истории России в конце учебного года. Значимость урока состоит в том, что в этом году отмечается 90-летие Республики Бурятия. Наша малая Родина име...

Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:·         учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...

Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений)....

Подвиг декабристов в их деятельности и творчестве

Интегрированный урок (литература и история) для 9 класса....