Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"(для 9-10 кл.)
план-конспект урока (10 класс) по теме

Васильева Татьяна Анатольевна

Тип учебного занятия: урок  обобщения изученного материала.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, проблемного обучения.

Цели по содержанию:

Образовательная:

  1. на основе изученного материала помочь учащимся глубже осознать один из крупнейших и поворотных моментов в России –  восстание декабристов; расширить представление учащихся о жизни и творчестве передовых людей того времени;
  2. формировать навыки самостоятельной научной и исследовательской деятельности; 
  3. формирование общеучебных и предметных умений и навыков, применение их в практической деятельности учащихся.

Развивающая:

Воспитательная:

Методы обучения:

  1. создать условия для овладения основными способами мыслительной деятельности (анализ, обобщение, сравнение, сопоставление, систематизация);
  2. продолжать развитие умений работать с историческими документами, художественным текстом, текстами учебных пособий;
  3. продолжить развитие умения выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, отбирать необходимые сведения для решения познавательных задач;
  4. реализация возможностей развития речи учащихся, навыков устной монологической речи.
    1. содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся;
    2. воспитывать нравственные качества из осмысления событий и явлений истории;
    3. воспитание творческой, высококультурной личности.
    1. репродуктивный
    2. частично-поисковый
    3. проблемного изложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметный  урок

(литература и история)

 на тему:

"Истинный подвиг декабристов в их деятельности  и творчестве»

(МОУ СОШ № 3 учитель русского языка и литературы Васильева Т.А.)

Тип учебного занятия: урок  обобщения изученного материала.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, проблемного обучения.

Цели по содержанию:

Образовательная:

  1. на основе изученного материала помочь учащимся глубже осознать один из крупнейших и поворотных моментов в России –  восстание декабристов; расширить представление учащихся о жизни и творчестве передовых людей того времени;
  2. формировать навыки самостоятельной научной и исследовательской деятельности;  
  3. формирование общеучебных и предметных умений и навыков, применение их в  

      практической деятельности учащихся.

Развивающая:

  1. создать условия для овладения основными способами мыслительной деятельности (анализ, обобщение, сравнение, сопоставление, систематизация);
  2. продолжать развитие умений работать с историческими документами, художественным текстом, текстами учебных пособий;
  3. продолжить развитие умения выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, отбирать необходимые сведения для решения познавательных задач;
  4. реализация возможностей развития речи учащихся, навыков устной монологической речи.

Воспитательная:

  1. содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся;
  2. воспитывать нравственные качества из осмысления событий и явлений истории;
  3. воспитание творческой, высококультурной личности.

Методы обучения:

  1. репродуктивный
  2. частично-поисковый
  3. проблемного изложения

Формы организации познавательной деятельности:

  1. фронтальная
  2. индивидуальная
  3. групповая.

Ход урока

                                                                                               Эпиграф:

                                                                                               «Пока свободою горим,

                                                                                               Пока сердца для чести живы,

                                                                                               Мой друг, Отчизне посвятим

                                                                                               Души прекрасные порывы!»

                                                                                                                            А.С.Пушкин.

Вступительное слово учителя  истории: Что может быть благороднее, возвышеннее, чем посвятить свою жизнь Родине? Давайте  сегодня приоткроем одну из страниц в книге нашей истории.    Звучит отрывок  песни «Утро туманное».

Холодное туманное  утро 14 декабря 1825 г. Какое историческое событие произошло этим утром?

( Восстание декабристов на Сенатской площади Петербурга)

Декабризм был политическим течением, но оставил глубокий след в идеологии русского общества, его духовной жизни.В чем же заключалась основная  идея декабризма?

Сформулируйте тезисы, выражающие общий смысл идеи декабристов:

(отмена крепостного права, ограничение самодержавия конституцией и парламентом)

Проведем небольшой опрос. Используя исторические источники,  вы составили дома  таблицу  «Предпосылки восстания».  В чем  же причины восстания декабристов?

  1. Война 1812 г. и связанный с ней мощный патриотический подъём, охвативший всё русское общество;
  2. Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;
  3. Российская действительность (крепостное право);
  4. Революционные события в Западной Европе;
  5. Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.

Учитель истории: Обобщим  полученную нами информацию. Почему декабристы говорили: "Мы были дети 1812 г."? (Ответы учащихся)

Оформите полученную коллективно информацию в виде схемы (схемы оформляются в тетрадях).

Учитель литературы: В славной плеяде декабристов немало имен прославленных литераторов: Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский, Владимир Раевский, Александр Бестужев и др.

Особое место в этом созвездии занимает поэтическая звезда А.С.Пушкина. Он не был на Сенатской площади, но по своим убеждениям, по близости идеалов Пушкин стоит рядом с поэтами-декабристами. Не случайно после восстания, когда новый царь, Николай I, вернул его из южной ссылки и спросил: "Что сделали бы Вы, если бы 14 декабря были в Петербурге?», Пушкин гордо ответил: "Стал бы в ряды мятежников!»

Многие декабристы были друзьями Пушкина ещё по лицею. Уже в ранних стихах поэтов- декабристов звучит горячая любовь к Родине, Свободе. Передовая общественная мысль ждала, что самодержец наградит народ, в конечном итоге вынесший на своих плечах победу в Отечественной войне 1812 г. Наградит СВОБОДОЙ. 

Учитель истории: Проведем блиц-опрос. Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков.

 Почему организаторами их являлись  именно представители дворянства?

(Дворяне - самое образованное сословие России)

Почему общества носили тайный характер?

(Был выбран метод государственного переворота)

Какие тайные общества вы знаете?

(Союз Спасения - 1816-1817, Союз благоденствия - 1818-1821, Северное общество 1821-1825, Южное общество 1821-1825)

Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.

(отмена крепостного права, ограничение самодержавия, введение демократических свобод, уничтожение сословий)

Учитель литературы: А.Герцен писал о людях 14 декабря: "… фаланга героев…какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног. Они вышли сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия".

Давайте и мы сегодня вспомним эти лица и поближе познакомимся с некоторыми из них.

Сообщения учащихся:

  1. 1 группа:  П.Я. Чаадаев.
  2. 2 группа: К. Рылеев.
  3. 3 группа: В. Кюхельбекер /  А.С.Грибоедов.

Для подготовки учащимся 3 групп предлагаются дифференцированные задания в виде вопросов (например, группе, готовившей материал  о П.Я Чаадеве):

  1. Выявите основные положения взглядов Чаадаева, охарактеризуйте их, проследите, как происходили изменения  в мировоззрении Чадаева, докажите, что П.Я. Чаадаев стремился служить на благо России. Трактат Чаадаева «Философические письма». Сформулируйте основные тезисы (1,2 письмо, отрывки из других работ ).
  2.  Сопоставьте факты из биографии П.Чаадаева и биографии главного героя пьесы А. Грибоедова «Горе от ума».

 ( Например: в 1821 г . Чаадаев неожиданно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в "Союз Благоденствия". В 1830 г.  этот  пародоксально мысливший философ издаёт трактат "Философические письма" - и в наказание высочайшим указом будет объявлен сумасшедшим). Подтвердите примерами: цитаты из комедии, выписки из биографии Чаадаева).

  1. Дополните ответы учащихся своими примерами, подобранными из энциклопедической, справочной литературы, писем, стихотворений, используйте отрывки и афоризмы из произведений П.Чаадаева, Пушкина и др. Составьте текст- описание « Портрет  декабриста П.Я. Чаадаева».

            Можно предложить учащимся сделать данную работу в классе, используя следующие высказывания:

Из письма  С.Д. Комовского  Я. Гроту: "Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми отчаянными гусарами, жившими в  то  время в Царском Селе (Чаадаев, Каверин и др.)».

 Из доноса Ф. Булгарина "Нечто о Царскосельском Лицее и духе оного":

 "В Царском  Селе стоял Гусарский полк, там живало множество семейств, приезжало  

множество гостей из столицы, - молодые люди постепенно начали получать идеи либеральные, которые кружились в свете. В Лицее начали читать все запрещённые  книги, там находился архив всех рукописей, ходивших тайно по рукам, и наконец     пришло к тому, что если надлежало отыскать что-либо запрещенное, то прямо   относились в Лицей»

Из дневника А.С.Пушкина: «Друг мой…никогда я тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье» 1821 г.

                              Как обниму тебя! Увижу кабинет,

                              Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель

                              И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель.

Из статьи П.Я.Чаадаева: «…Прочь страсти!- прочь беспокойные волнения себялюбия! Живешь для других, живешь вполне для себя: вот истинное счастье, единственно возможное, иного нет.  Доброжелательство, неизмеримая любовь к ближнему, вот что украшает жизнь истинным благополучием»).

Учитель литературы: Чаадаев П.Я. - аристократ, гусарский корнет, участник войны 1812 г., революционно настроенный, высокообразованный офицер, глубоко ненавидевший рабство во всех его проявлениях - от крепостного права до светских условностей. После окончания лицея Пушкин в 1818 г. обращается с посланием   "К ЧААДАЕВУ".

Выразительное чтение стихотворения  наизусть.

Группа 2. Сообщение о  К.Ф.Рылееве:

  1. Используя воспоминания современников о К.Ф.Рылееве, составьте краткое биографическое досье. (Использовать: Н.Бестужев «Воспоминание о Рылееве» из книги «Воспоминания Бестужевых», переписка А.С.Пушкина с К.Ф. Рылеевым.).
  2. «Думы» К.Ф.Рылеева. Основная тематика, идея, пафос, герои. Докажите примерами из  произведения, что Рылеев был певцом гражданских подвигов и борьбы за свободу родины.
  3. Прочитайте отрывок из стихотворения К.Ф.Рылеева:

« Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постылой праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья…»

Какие средства художественной выразительности использует поэт, чтобы воздействовать на читателя?  Сравните мироощущение  лирического героя стихотворения  и современников  поэта - декабристов. В чем сходство? При аргументации  своего ответа используйте цитаты из воспоминаний Чаадаева, Пушкина, Бестужева, Кюхельбекера.

Группа 3. Сообщение о А.С. Грибоедове. А.С.Грибоедов - русский писатель и дипломат. В 1826 г. находился под следствием по делу декабристов. Комедия «Горе от ума»- острая сатира на социально-политическое устройство России  с позиций декабристкой идеологии - сыграла выдающуюся роль в становлении русской реалистической литературы и театра. Для подготовки можно предложить группе следующие  задания:

  1. инсценировка отрывков комедии «Горе от ума» на тему: «Взгляды передовых людей того времени  устами Чацкого»;  
  2. составление участниками группы вопросов продуктивных вопросов по комедии «Горе от ума».            
  3. Жизнь и творчество А.С.Грибоедова.  Презентация.

Учитель литературы: Пущин и Кюхельбекер, братья Бестужевы, Дельвиг и Рылеев, Трубецкой, Раевский, Муравьев-Апостол, Одоевский…Это были люди кристальной душевной чистоты, бескорыстия и благородства. Они твердо верили в правоту и величие своих идей и в необходимость преобразований русской жизни. Скорбя о трагедии 14 декабря, они утешали себя тем, что «голос свободы раздавался» в этот день, пусть «несколько часов, но раздавался».

Выразительное чтение стихотворений И.Пущина, К.Рылеева, А.Бестужева, В. Кюхельбекера. (3-4 стихотвор.)

Учитель истории: Каковы были итоги восстания декабристов? Какое  настроение царило в обществе после восстания?

(П.Пестель, С. Муравьёв-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский - были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением, 125 человек сосланы в Сибирь на каторгу.  А.И.Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года»  писал: «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа…Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…»).

Учитель истории: Обобщим информацию, полученную нами: поражение восстания декабристов не решило тех проблем, которые стояли перед Россией - страна по-прежнему оставалась крепостнической, надежды обрести свободу рухнули. Передовая общественная мысль оцепенела от жестокости царизма. Николая I в народе прозвали «Николаем Палкиным». Под портретом царя появились надписи: " Не много царствовал, да много начудесил: 125 в Сибирь сослал и пятерых повесил". Отсюда возникает и продуктивный вопрос: Если восстание не удалось,  если оно принесло столько жертв и не были найдены решения проблем в масштабе всей страны, то почему мы с вами говорим о подвиге декабристов? Почему  имена декабристов вошли в историю? Аргументируйте свои ответы.

 (Обсуждение учащимися предложенного вопроса)

Учитель литературы: Давайте задумаемся: а чему может поучиться у декабристов человек XXI века? Декабристы горячо любили родину, и не было  для них ничего выше этой любви. «…Мы все пламенно любили Россию, - писал М.И. Муравьев – Апостол, -Никто из нас не скрывал от себя, что угрожало нам, никто не уклонился от пути, указанного нашей  любовью к Отечеству, перед которым благоговели в 1812 году».

  Напишите  размышление (можно в форме эссе или рассуждения с аргументацией) на тему: «В чем  заключался истинный подвиг декабристов?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"

Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...

Методическая разработка урока "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Этот блок уроков может использоваться и для 8  и для 10-го классов. Декабристы, заслуживают большего внимания не только специалистов,но и учащихся, ещё только открывающих для себя родную историю....

Интегрированный урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» (история и литература)

Данный урок проводился в 8 классе при изучении курса истории России в конце учебного года. Значимость урока состоит в том, что в этом году отмечается 90-летие Республики Бурятия. Наша малая Родина име...

Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:·         учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...

Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений)....

"Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Интегрированный урок (история, литература). В разработке урока отражена работа с текстом на основе системно-деятельностного подхода....

Подвиг декабристов в их деятельности и творчестве

Интегрированный урок (литература и история) для 9 класса....