Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Часовитина Надежда Петровна

Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_istorii_i_literatury.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Интегрированный урок  истории  и  литературы 

                                        Класс  - 8 класс  общеобразовательной школы.

 Тема урока. Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

 Цели:образовательная: воссоздать эпоху, оказавшую влияние на формирование    

                             взглядов  декабристов;

 развивающая : развитие потенциала обучающихся, побуждение их  к осмыслению и нахождению   причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления,  коммуникативных способностей.

 воспитательная: показать благородство и героизм поэтов-декабристов, раскрыть романтику

   творчества и дела декабристов, способствовать духовному и эмоциональному

                             обогащению личности обучающихся.

 Форма проведения. Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений).

 Оборудование.   Исторический документ «Манифест» С. П. Трубецкого, стихи Кюхельбекера В. К.

     «Участь русских поэтов», Ф. Н. Глинки «Плач пленных иудеев»,  «Песнь узника», К. Ф. Рылеева

     «Я ль буду в роковое время…», Бестужева А. А. «Оживление».

  Постановка проблемы.  Движение декабристов – утопия или реальность?

  Микроцель  урока.  Уметь характеризовать эпоху и поэзию декабристов.

  Теоретические понятия.

     Интеграция –процесс сближения  и связи наук.

     Манифест-(лат .)призыв, воззвание  политической партии, содержащее программу  и принципы

                         деятельности.

     Утопия-(греч)-место ,которого нет; изображение идеального общественного строя.

     Рефлексия-размышление,самонаблюдение,самопознание.                                                                                               Ход урока 

                         Историком должно быть само общество , а писатель- только секретарь./О.Бальзак/.

                    Историк и поэт отличаются друг от друга не речью – рифмованной или нерифмованной;

                    их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том,  что могло бы

                                                                        случиться.                                       /Аристотель/

      Учитель литературы. Учитель  читает  строки  Кондратия Фёдоровича  Рылеева/ музык.сопр/

                                      Я ль буду  в роковое время

                                      Позорить  гражданина сан

                                      И подражать  тебе , изнеженное племя

                                      Переродившихся славян?

                                      Нет , неспособен  я в объятьях сладострастья ,

                                      В постыдной праздности влачить свой  век младой

                                      И изнывать  кипящею душой

                                      Под тяжким  игом самовластья .

    Беседа .- Ребята , как вы думаете , кто мог написать эти стихи ?/ поэт-декабрист …./

                   -А какие слова ,строчки ,может быть , нам об этом говорят ?/самовластье, роковое время../

                   -Давайте подумаем  и сформулируем цели нашего урока. Обратите внимание на тему…

   Сегодня  у нас  урок особый,  урок-исследования  эпохи и поэзии , а для этого нам поможет   интеграция  двух предметов :истории и литературы. где мы познакомимся с исторической эпохой декабризма, исследуем мотивы поведения лучших представителей дворянства начала 19 в., романтические цели жизни и творчества поэтов-декабристов, постигнем героику их подвига, возвышенные души декабристов.                                                                                                        

      Учитель истории .Перед вами технологическая карта по теме «Россия в первой четверти 19века» Актуализация знаний.

 – Ребята, вспомните, кто такие декабристы? /Это организаторы восстания против власти царя.

                                                                        Богатые люди, офицеры, участники тайных обществ./

1. Почему оживление общественного движения происходит  после Отечественной войны 1812 г

2. В каком году и где возникли Северное и Южное общества?

3. Когда произошло восстание декабристов, и кто был назначен его руководителем?

4. В чем заключался династический кризис 1825 г.?

5. В чем вы видите историческое значение восстания декабристов?

                  Это были красивые, молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего?

- И все-таки, что же побудило их выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти?  Почему объединились они  в тайные общества вольнодумцев?

      Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что появление декабристов – закономерное историческое явление. Мы живем в материальном мире, ничего не может возникнуть на пустом месте, обязательно есть почва, в которой зреют семена… Сейчас мы исследуем почву, на которой возник декабризм.

        -  Как происходило формирование мировоззрения декабристов?/ Ответы учащихся на основе опережающих заданий/.

  • Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие 18 в., или в первые годы 19 в./
  • Много первостепенных по значению политических событий прошло через их сознание. В детстве они слышали разговоры о воцарении нового императора – Александра 1; до них доходили смутные разговоры о том, что его отца – императора Павла 1 – задушили во время дворцового переворота, называли имена участников заговора. Детьми или подростками они узнали о первых войнах России с Наполеоном: на эти войны уходили из дома их отцы  и старшие братья. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины. Именно Россия была в центре этого слагавшегося юношеского мировоззрения.
  • Они росли большей частью в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека.
  • Одни из них учились в Московском университете (больше 20 человек), другие в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были затронуты, как говорили сами декабристы, «духом времени». Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах.
  • В учебнике естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали: «Законы должны быть для всех граждан одинаковы». Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. Юношеская мысль от наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги – опять к русской действительности.

 Какова была обстановка в России после Отечественной войны 1812 г.? Как встретила страна своих солдат-победителей?  /Ответы учащихся на основе опережающих заданий/

  • На территории России проходили боевые действия, страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города к своему основному занятию - земледелию и отстраивали свой быт. Солдаты, освобождая Европу, видели, насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, собраний, выступлений.                                                                                                                        
  • Населению были предоставлены конституции, не было крепостной зависимости, эти страны процветали и были передовыми. Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян.
  • Участие в заграничном походе русской армии позволило увидеть свободную жизнь людей в Европе, и русская действительность, крепостное право теперь воспринимались солдатами особенно остро.
  • Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой светской жизни звали офицеров к борьбе. Матвей Муравьев-Апостол писал: «Мы были дети 1812 г. Принести в жертву все, даже саму жизнь ради любви к Отечеству было нашим побуждением».
  • Будущие декабристы искали и находили ответы на свои вопросы в политических и философских сочинениях русских и западных мыслителей. Декабрист Н.И.Тургенев писал: «Знаменитые французские мыслители Руссо, Вольтер, Монтескье также знамениты в России, как и у себя на родине».

     Таким образом, постепенно в эти годы складывалась общность людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен, без свержения самодержавия и уничтожения крепостничества невозможно двигаться вперед.  

          Теперь вы сможете ответить на вопрос № 2 диагностики № 4. (см. технологическую карту)

                      / Записи в тетрадях и на доске  делаются в ходе работы по данному вопросу. /

1)        Начало правления Александра 1.

2)        Идеи французских просветителей: Руссо, Вольтера, Монтескье.

3)        Отечественная война 1812 г..

4)        Заграничный поход.

  Учитель литературы

 Что воодушевляло декабристов?

  • Глубокое осмысление Отечественной войны 1812 г., знакомство с передовыми идеями европейских мыслителей, политическое устройство разных стран Европы.
  • Предчувствие обреченности крепостного строя.

        Опережающее задание

 Подобрать высказывания, подтверждающие благородные замыслы декабристов.

  • Наша революция не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведется одной армией, без участия народа!/ Бестужев-Марлинский./
  • С народом все можно, без народа ничего нельзя./П.Пестель/
  •  Пушкин:  «Не приведи, Господи, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

В своих документах царское правительство  утверждало , что идеи  декабристов низменны и безумны , что заговор  был составлен «горстью извергов. Великий русский писатель –революционер  А.Г.Герцен вспоминал , что после  подавления восстания  аристократы отвернулись  от арестованных. «Никто (кроме женщин ) не смел показать участия , произнести тёплого слова о родных  , о друзьях , которым вчера жали руку».

Как можно оценить на этом фоне  общественной жизни  послание Пушкина А.С. «В Сибирь»?/ответы учащихся /

  А.С.Пушкин  не был декабристом: «Бунт  и революция мне никогда не нравились, это правда ; но я был  в связи почти со всеми  и в переписке со многими  из заговорщиков . Все возмутительные  рукописи  ходили под моим именем ..»

  • Звучит стихотворение А.С.Пушкина «В Сибирь»/ ./Во глубине сибирских руд…

Почему поэт называет свои стихи «возмутительными»?/т.е. побуждающие к бунту /

 О каком « веселье» идёт речь ?/т.е. радостное состояние духа /

                          «Оковы падут» /т.е . не только кандалы , но и неволя  , стеснение , рабство/

              «Меч отдадут» /т.е шпага. Сосланные декабристы  были разжалованы  , и у них было

                                        отобрано личное  оружие /.

Обратите внимание на эпитеты в стихотворении . Назовите их и попробуйте прокомментировать.

 Что , по –вашему , имел ввиду  поэт , говоря « о скорбном труде декабристов»?

Почему  их терпение  называл «гордым», «стремленье дум»-высоким , а свой голос –«свободным»?

                                      /Ответы учащихся/                                                                            

  Среди декабристов было немало поэтов. О ком вы можете рассказать ?

  • Чтение наизусть стихотворения   «Ответ декабристов» ссыльного поэта –декабриста А.И.Одоевского на стихотворение А.С.Пушкина  «В Сибирь».

/Эпитеты «струны вещие», бард- поэт , «скорбный труд»/

  • Что общего  в стихотворениях двух поэтов ?

В 1900 году  В.И.Ленин основал первую общерусскую марксистскую газету «Искра».Рядом с заголовком газеты  стояли слова : «Из искры возгорится пламя».Почему , по –вашему , именно  эти слова стали эпиграфом  к газете ?

Мы говорим о настоящих благородных русских мужчинах. Давайте назовем тех благородных людей, умы которых были охвачены глубокими идеями. В этой глубине они и утонули.

  • У вас было опережающее задание: подготовить краткие сообщения о лидерах декабристского движения./ Выступления учеников о декабристах – Рылееве К. Ф., Бестужеве А. А., Глинке Ф. И., Кюхельбекере В. К. /
  • Чтение стихотворения  наизусть или выразительно /Кюхельбекера В. К. «Участь русских поэтов» и его анализ

Как старославянизмы (назовите их) помогают авторам определить трудность и романтику выбранного пути? /«Тяжеле», «выю», «очи», «прозорливцев», «челу» и др. /Помогают авторам указать на историческую необходимость освободительного движения.

 Обратите внимание на вопрос № 3 диагностики № 4. (см. технологическую карту)

  • Почему «горька судьба поэта всех племен»?/ «Судьба казнит Россию», «стянула петля дерзостную выю», «их бросают в черную тюрьму», «Морят морозом безнадежной ссылки», «Шлет пулю…»   /

  • / Чтение учеником стихотворения Ф. Н. Глинки «Плач пленных иудеев». /

       Каков образ лирического героя поэтов-декабристов?

         Как помогает понять поэтическую идею эпиграф к стихотворению «Плач пленных иудеев»:

                         «На реках вавилонских тамо  Седохом и плакахом, внегда

                           Помянути нам Сиона» (Псалом 136)   /Во имя людей, для спасения их душ шла

                                                                                                борьба на реках вавилонских./

  • Каков же дух «пленных иудеев»? /«Плач», «напрасно нам гласят тираны…», «Сиона песни – глас свободы», «Не опозорим песни чистой…». /Анализ стихотворения /

   Чтение  стихотворения Ф. Н. Глинки «Песнь узника» и его анализ под руководством  учителя.

  • В чем сила узника? /«В глухой тюрьме заводит песни…», «Мой жребий – слезы и тоска!», «есть на свете утешенье», «Мы с молитвой крепкой к Богу», «пробьем дорогу»./

         

Чтение наизусть стихотворения К. Ф. Рылеева «Я ль буду в роковое время…» и его анализ.

  • В чем категоричность поэта – гражданина?/«Нет, не способен я в объятьях сладострастья влачить свой младой и изнывать кипящею душой». 
  • Почему благородные цели не нашли поддержки ни у власти, ни у народа?/ «Постигнуть не хотят предназначенье века», «бросают хладный взор на бедствия своей отчизны…». /

 

    Учитель истории .  Поэты-декабристы – личности исторические. Как в поэзии, так и в общественной жизни они благородны. Свои цели они опоэтизировали. На патетическом подъеме они создали свой «Манифест».   /Самостоятельная работа учащихся с «Манифестом» С. П. Трубецкого.(текстовый материал).     В ходе работы с документом, учащиеся делают записи в тетради и отвечают на вопросы /    

  • Какие требования выдвигали декабристы в Манифесте? /Предполагаемые ответы учащихся: уничтожение цензуры, свобода вероисповедания, отмена крепостного права, учреждение местного самоуправления, гласность судов, равенство всех сословий перед законом/
  • Соответствуют ли данные выводы решению проблемы нашего урока?
  • Какие из этих положений реализуются в наше время? Утопия ли это?                                

          Предполагаемые ответы учащихся :все положения реализованы в наше время. Значит,  это не утопия, просто они были первыми. Это закономерный исторический факт. Их благородные цели живут./

 Учитель истории  рассказывает о судьбе декабристов.

        Для расследования декабрьских событий высочайшим повелением была создана Следственная комиссия. Всего было арестовано 579 человек, виновными признали 289, из которых 12 предали суду: 61 – из Северного общества, 60 – из Южного. Обстановка допросов была тяжелой. Царь Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно-доброжелательно, с другими оскорбленно-строго.

        Декабристов судили как уголовных преступников. Николай 1 сам давал распоряжения: «Присылаемого Рылеева посадить в Алексеевский равелин, без всякого сообщения с другими, дать ему бумагу и что будет писать приносить мне ежедневно.

        Бестужева по присылке, равно и Оболенского велеть заковать в ручные железа и посадить под строжайший арест. Якушкина заковать в ножные и ручные железа, поступать с ним строго и не иначе содержать, как злодея».

        Через полгода участь декабристов была решена. Пятерых самых опасных преступников – П.И.Пестеля, К.Ф.Рылеева, С.И.Муравьева-Апостола, М.П.Бестужева-Рюмина, Каховского приговорили  к смертной казни. Остальных приговорили к каторге, ссылке в Сибирь, разжалованию в солдаты и отправке на Кавказ.

        В июле 1826 г. осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них – таков был умысел царя. Но большой отклик людей вызвала печальная судьба декабристов, о которых мы помним до сих пор.

 

  Рефлексия .        

Учитель литературы.Каковы черты характера поэтов-декабристов?/ Вольнолюбие, патриотизм, трудолюбие, благородство, мужество.

       Учитель истории  Какими же людьми были декабристы?

Учащиеся составляют синквейн /карточка-помощник /

·        Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

·        Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

·        Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

·        Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

·        Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

        9. Самостоятельная творческая работа  может перерасти в домашнее задание. 

Выберите и запишите тот эпиграф, который на ваш взгляд наиболее полно определяет мировоззрение декабристов.  Аргументируйте свой ответ, используя исторические документы и стихотворения декабристов, анализируемые на данном уроке.

        10. Обобщение ответов учащихся и выставление оценок.

         

                              Афоризмы о декабристах  и декабристском движении 

  • «Наша революция  не будет стоить  ни одной капли крови , ибо  произведётся одной армией, без участия народа!» /Бестужев –Марлинский/
  • «С народом всё можно  , без народа ничего нельзя.» /П.Пестель /
  • «Не приведи , Господи , видеть  русский  бунт –бессмысленный и беспощадный»

                                                                                                                                 ./А.С.Пушкин/

  • «Пусть мы погибнем , своей гибель  мы укажем путь другим .»/К.Ф.Рылеев/.
  • «Из искры возгорится пламя». /А.И.Одоевский /
  • «Люди 14 декабря –это какие –то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног , воины –сподвижники , вышедшие  сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение  и очистить детей , рождённых  в среде  палачества и раболепия.»

                                                                                                                                   / А.И.Герцен/

     

                   




                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"

Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...

Методическая разработка урока "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Этот блок уроков может использоваться и для 8  и для 10-го классов. Декабристы, заслуживают большего внимания не только специалистов,но и учащихся, ещё только открывающих для себя родную историю....

Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"(для 9-10 кл.)

Тип учебного занятия: урок  обобщения изученного материала.Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, пробле...

Интегрированный урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» (история и литература)

Данный урок проводился в 8 классе при изучении курса истории России в конце учебного года. Значимость урока состоит в том, что в этом году отмечается 90-летие Республики Бурятия. Наша малая Родина име...

Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:·         учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...

"Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Интегрированный урок (история, литература). В разработке урока отражена работа с текстом на основе системно-деятельностного подхода....

Подвиг декабристов в их деятельности и творчестве

Интегрированный урок (литература и история) для 9 класса....