Методическая разработка урока
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Эта методическая разработка посвящена аграрной реформе П. А. Столыпина на примере саратовской деревни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_stolypin_2.docx18.44 КБ
Office presentation icon vliyanie_agrarnoy_reformy_oo.ppt576.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Аграрная политика П. А. Столыпина и ее реализация в саратовской деревне.

Актуализация знаний.

1). Какие черты были характерны для сельского хозяйства в начале 20 века?

-преобладание общинного крестьянского землевладения

-крестьянское малоземелье

-аграрное перенаселение

2). Какого государственного деятеля начала 20 века , руководившего аграрной политикой в Саратовской губернии, вы знаете?

-П.А. Столыпин.

3). Какие аграрные проекты начала 20 века вам известны?

-Программа национализации земли, программа муниципализации земли.

4). Какую программу преобразования России выдвигал С.Ю. Витте?

Он предлагал решать аграрную проблему после накопления средств от программы индустриализации страны. Первоочередной задачей он считал реформы в области промышленности.

Изучение темы урока .

Правительственный указ от 9 ноября 1906 г предусматривал следующие меры:

-Поощрение выхода крестьян из общины с целью ее разрушения

-Формирования широкого слоя мелких буржуазных собственников.

-содание хуторов и отрубов

Хутор- это участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.

Отруб- это участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.

Работа с источником.

Прочтите отрывок из закона и подумайте, какие сложности могли бы возникнуть в результате реализации закона. (смотреть слайд №3)

Из указа 9 ноября 1906 г.

  1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся части из означенной земли...
  2. 6. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие в собственность домохозяина. Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству домохозямна все означенные действия исполняются на месте земским начальником.

Ответ. Русский крестьянин был привязан к общине. Выход из общины сопровождался сложностями, которые вытекали из самого аграрного закона. Согласно закону, для того, чтобы выйти из общины, крестьянин должен был получить согласие сельского схода.  Подумайте, охотно ли сельские сходы давали свое согласие на разрыв крестьянина с общиной? Почему?

Ответ запишите в тетради.

-Какая мысль была главной в сознании крестьянства после 1 русской революции?

-Мысль о разделе помещичьих земель.

Удовлетворял ли этим чаяниям русского крестьянства указ от 9 ноября?

-Нет.

Самостоятельная работа учащихся в тетради.

Почему крестьяне неохотно выходили из общины? Посмотрите на слайды ( 6  и 7 )  и заполните следующую таблицу. Причины выберите сами.

Противодействие крестьян выходу из общины

Причины противодействия

Проверяем устно (на выбор 2 ученика., анализируем, правильны ли их ответы)

Проследим итоги аграрной политики на примере саратовской губернии.

Предлагаю взглягуть на слайд № 8.

 Мы видим, что 25% выделенцев из общины а саратовской губернии купили землю для того, чтобы ее продать.

Вопрос. Какие мотивы заставляли крестьян уходить из общины?

-Из общины в основном выходили зажиточные крестьяне и беднота. Бедняки- для того, чтобы продать землю и поправить свое материальное положение.

Проведем анализ технической оснащенности хозяйств тех общинников, которые не продали землю.

Важным является изучение тягловых возможностей крестьянских дворов на территории губернии в годы столыпинской аграрной реформы. В советской исторической науке прочно утвердилось мнение, что для нормально-устойчивого развития аграрного сектора крестьянского двора необходимо не менее трёх лошадей.

Одна лошадь за сезон, обычно отрабатывает до пяти десятин пашни. Если исходить, из того факта, что 94,5 % клиентов Саратовского отделения Крестьянского банка имели 15 и более десятин земли, сделайте выводы о технической оснащенности крестьянских хозяйств.

Рассматриваем слайд №9 . Делаем выводы о технической оснащенности хозяйств в результате реформы.

Рассматриваем слайд № 10.

Как вы думаете, почему кривая, на которой показан рост выделенцев, растет с 1908 по 1909 год, а затем идет на убыль.

Подведем итоги аграрной политики в саратовской губернии (слайд №12)

Закрепление.

Какие слова   принадлежат  П. А. Столыпину?

Раздаем классу желтые и красные карточки. Те, кто считает, что данные слова принадлежат Столыпину, поднимает красную карточку. Те, кто считает, что эти слова были сказаны другим человеком, поднимают желтую карточку.

1)«От чего вы думали я буду либералом? Я терпеть не могу этого слова».

2)«Сначала успокоение-потом реформы».

3)«К горю и сраму нашему лишь казнь немногих предотвратит море крови»

4) «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете будущей России».

5) «Если не сделать либаральные реформы и удовлетворить вполне естесственных желаний всех, то перемены будут, и уже ввиде революции».

Учитель спрашивает выборочно аргументы в пользу того или иного мнения.

Вместе думаем, кому могли принадлежать остальные фразы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние аграрной реформы П. А. Столыпина на становление производительных сил саратовской деревни. .

Слайд 2

Один из вопросов, который волнует российских реформаторов прошлого и настоящего, это та модель, которую следует взять за образец при проведении аграрных реформ. Великий реформатор Пётр Аркадьевич Столыпин.

Слайд 3

Из указа 9 ноября 1906 г . Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся части из означенной земли... 6 . Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие в собственность домохозяина. Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству домохозямна все означенные действия исполняются на месте земским начальником .

Слайд 4

Община не охотно отпускала своих членов. Один хуторянин в сердцах подсчитывал, сколько водки ему пришлось поставить упрямым односельчанам: «когда просили о выходе ¼ ведра, при составлении договора – ½ ведра, домой пришли ¼ ведра, пошли землю обмерять ½ ведра, к земскому начальнику ½ ведра».

Слайд 5

… «Вас сожгли за то, что вы отруба взяли, пожалуйста, просим вас, откажитесь от отрубов, если не откажитесь от отрубов, то мы вас в сумку загоним и убьём».

Слайд 6

Противодействие крестьян реформе. Общинники оказывали моральное и физическое воздействие на выделенцев и членов их семей; Портили и уничтожали постройки и имущество; Калечили скот и птицу; Жгли посевы выделенцев; Детей не принимали в школу; Молодожёнов не пускали венчаться в церковь; Запрещали пользоваться дорогами.

Слайд 7

Как вы считаете, почему крестьяне противодействовали реформе ? Из-за своей темноты и невежества Из-за отсутствия государственной поддержки индивидуальных хозяйств Под воздействием революционной пропаганды Из-за сложившихся психологических стереотипов Из-за боязни принятия самостоятельных решений

Слайд 8

Итоги реформы в Саратовской губернии. 25% - составляла беднота, которая купила землю, чтобы ее продать и порвать с землей. 52% - Выделенцы.

Слайд 9

Оставшиеся, которые не продали землю в 1912 г. из них:

Слайд 11

Анализ обеспечения орудия труда клиентов банка. по количеству инвентаря пашни клиентов банка превосходили в 2 раза общинные дворы, но 1 плуг приходился примерно на 2 хозяйств. Борона – на 3, 88 хозяйств. Этого явно недостаточно.

Слайд 12

Выделенцы без общины: Вывод: Часть из них продали землю, ушли на заработки в город; Другая часть, землю купила, но не обрабатывала в достаточной степени – не могла.

Слайд 13

Конец. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...