форма универсального опроса по схеме "дети спрашивают детей"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Грязнов Павел Георгиевич

Существует много различных форм опроса. В том числе и таких, в которых одни ученики опрашивают других. Исходя из своего личного опыта я выработал  алгоритм опроса, который позволяет как сохранить преимущества данной формы, так и свести к минимуму ее недостатки. Предлагаемая форма предполагает занятость всех учащихся от первой до последней минуты урока, в том числе и тех, кто ответили одними из первых. Ответившие получают новые задания, которые позволяют им улучшать полученную оценку. Данный алгоритм опроса вполне применим и на других предметах. Каждый заинтересовавшийся, поняв суть, легко адаптирует метод под свой предмет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon illiada_povtorenie.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon illiada_obyasnenie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

История 5 класс.

Тема «Илиада»

Повторительно-обобщающий урок.

Цель урока, формирование УУД.

- проверить знание основной линии сюжета «Илиады»

с акцентом на формирование универсальных умений, а именно

регулятивных УУД:

учу формулировать и соблюдать алгоритм выполнения задания, способам взаимопроверки;

познавательных УУД:

учу понимать причинно-следственные связи, делать выводы;

коммуникативных УУД:

задавать вопросы и отвечать на них, критически относиться к своей позиции и уметь признавать свою неправоту в том случае, если оппонент сумеет опровергнуть ее своими доводами;

личностных УУД:

учу давать нравственные оценки поступкам, делать нравственный выбор, ориентироваться в моральных дилеммах.

Ход урока.

Учитывая, что на предыдущем занятии несколько докладчиков подробно изложили сюжет «Илиады», а ученики составили в своих тетрадях конспекты, в начальной стадии урока еще раз обговариваются критерии выставления оценок.

Оценки снижаются на 1 балл за каждую ошибку. Ошибкой признается путаница в именах, искажение сюжета, отсутствие понимания причин и следствий ключевых событий.( 5 минут).

«Эксперты» (дети, делавшие доклады на прошлом уроке) выступают в роли принимающих зачет. Сдавший зачет на «5», сам становится «экспертом».

Получившие оценку «4» составляют в письменном виде 5 вопросов по тексту «Илиады». Вопросы должны начинаться со слов «зачем», «почему», «какова причина», а также на знание имен основных героев поэмы Гомера.

Получившие оценку «3» повторяют содержание «Илиады» по своим конспектам, готовясь в заключительной части урока ответить на вопросы.

Следующие 20-25 минут урока эксперты ведут опрос, выставляя оценки. Учитель в случае возникновения спорных ситуаций помогает найти верное решение. Как правило, первыми вызываются отвечать дети, хорошо знающие тему. Таким образом, количество экспертов растет очень быстро. К середине урока большая часть детей получает свои оценки и урок переходит в следующую стадию – стадию улучшения своей оценки на 1 балл в случае успешного выполнения задания.

Следующие 10-15 минут урока представляют собой опрос «хорошистов» и «троечников».

Ученик должен без ошибок ответить на 5 вопросов, которые составил один из его одноклассников. Если это удается, то оценка «4» превращается в «5». Если нет, то в журнал идет «4».

Ответившие на «3» должны ответить на 8 вопросов, которые задаются детьми с места. Если удается ответить без ошибок, оценка повышается

на 1 балл.

Последние 5 минут урока учитель оглашает оценки, комментируя отдельные ответы.

Примечание: длительность каждой из частей урока зависит от качества получаемых в ходе опроса экспертов оценок и может варьироваться в ходе урока в нужную сторону. Практика показывает, что такая схема опроса развивает чувство ответственности у детей, возможность улучшить оценку стимулирует к более вдумчивому подходу при подготовке к повторному ответу, что позволяет лучше закрепить материал. Кроме того, практически весь класс получает оценки.



Предварительный просмотр:

Конспект урока

История 5 класс.

Тема «Илиада»

Урок объяснение нового материала.

Цель урока, формирование УУД.

- дать общее представление об основной линии сюжета «Илиады»

с акцентом на формирование универсальных умений, а именно

познавательных УУД:

учу понимать причинно-следственные связи, делать выводы;

коммуникативных УУД:

задавать вопросы и отвечать на них, критически относиться к своей позиции и уметь признавать свою неправоту в том случае, если оппонент сумеет опровергнуть ее своими доводами;

личностных УУД:

учу давать нравственные оценки поступкам, делать нравственный выбор, ориентироваться в моральных дилеммах.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Краткие сведения о Гомере, о его основных произведениях – поэмах «Иллиаде» и «Одиссее». Особо подчеркнуть мысль о том, что эти поэмы содержат в себе сведения о самых разных сторонах жизни древних греков, об их религиозных представлениях, одежде, вооружении, праздничных и погребальных церемониях, еде, взаимоотношениях в семье, спортивных состязаниях  и так далее. Мы можем составить представление о том, что они считали нравственным, а что – безнравственным и сравнить с нашими моральными ценностями. Речь в «Иллиаде» идет о 10-м годе войны между троянцами – жителями города Троя ( в Малой Азии на территории нынешней Турции) и ахейцами (греками из континентальной Греции). О причинах войны в поэме ничего не говорится. Читатели, современники Гомера прекрасно знали миф о прекрасной Елене и ее бегстве от мужа Менелая с Парисом в Трою. Мы говорили об этой истории на прошлом уроке. (Вспоминаем миф о споре богинь из-за яблока с надписью «прекраснейшей»).

Доклады учеников по песням. Примечание: краткое содержание глав «Иллиады» дано ниже.  На каждое сообщение – презентацию отводится 5-7 минут. Главное – сохранить логику сюжетной линии, не перегружая рассказ лишними подробностями, но, в то же время, не теряя главных действующих лиц.

1 сообщение: содержание песен с 1 по 4.

2 сообщение: 5-9 главы.

3 сообщение: 12-17 песни.

4 сообщение: 18 – 24 песни.

Каждое сообщение готовят двое учеников. Пока один из них рассказывает, другой на доске пишет краткий конспект( план ответа), который сидящие в классе ученики переносят в свои тетради.

Примечание: содержание отдельных песен сознательно не включено в сообщения, чтобы не перегрузить урок излишней информацией.

ИЛЛИАДА». Краткое содержание по песням.

1.Жрец бога Аполлона из Фив приходит к Агамемнону с просьбой отдать ему его дочь, которую тот держит как заложницу. Агамемнон выгоняет старика. Жрец насылает на войско язву. Агамемнон соглашается выдать дочь жрецу, но с условием, что вместо нее Ахилл отдаст ему свою наложницу – Брезеиду.Так и делают. Ахилл отказывается воевать дальше.

2.Зевс покровительствует Ахиллу и посылает Агамемнону сон, что тот возьмет Трою и без Ахилла. Агамемнон собирает войско, чтобы проверить его решительность, и говорит, что желающие могут вернуться домой (надеясь, что таковых будет очень мало). Но вдруг большинство бросается собираться в дорогу ( все-таки десятый год уже война продолжается). Всех останавливает Одиссей, напоминая, что жрецы напророчили, что Троя будет взята на 10-ый год осады. Народ воодушевляется, вооружается, идет к стенам Трои, а навстречу им идет троянское войско во главе с Гектором.

3. 2 войска сходятся. Парис предлагает провести поединок. Выходит Менелай  (муж прекрасной Елены, которая сбежала с Парисом в Трою). Гектор ставит условие: победитель получает Елену и война заканчивается. Войска скрепляют договор жертвами богам. Менелай начинает побеждать Париса, тогда богиня Киприда переносит Париса в спальню к Елене. Агамемнон требует выполнения договора.

4. Боги держат совет. Гера против продолжения войны. Афина, враждебная Троянам, принуждает Пандара выстрелить вМенелая. Менелай ранен. Начинается битва армий.

5. Перчисляется, кто кого и как убил.

6. Гектор идет в Трою к храму Паллады, потом трогательно прощается с женой Андромахой и малолетним сыном АСТИАНАКСОМ. Гектор поднимает на руках сына и говорит, что хотел бы, чтобы тот, когда вырастет, стал еще более знаменитым воином, чем он сам.

7.Помолившись, Гектор и Парис возвращаются к войскам и начинают теснить ахейцев. Гектор вызывает на поединок сильнейшего.  Жребий падает на Аякса Теламонида. Дерутся до темноты. Никто не победил. Одарили друг друга и разошлись. Оба народа заняты похоронами погибших.

8. Зевс запрещает богам вмешиваться в ход войны.

9. Троянцы начинают побеждать. Ахейцы пытаются убедить Ахилла включиться в битву, но тот не соглашается.

10. Ахейцы отправляют в разведку Диомеда и Одиссея. Гектор высылает своего разведчика – Долона. Они сталкиваются. Долона пленяют и допрашивают. Он рассказывает о недавно прибывшем царе Фракии Резе. Сначаола убивают Долона, а потом нападают на Реза, убив его и его 12 воинов. Забрав коней, возвращаются в свой лагерь, где пируют.

11.Зевс насылает на оба войска Вражду и они набрасываются друг на друга. Аякса Гомер сравнивает с ослом (медленно отступает).

12. Ахеян загнали в их укрепленный лагерь. Наконец Гектор пробивает камнем ворота и троянцы врываются в укрепление.

13. Зевс, полагая, что дело сделано, и отвлекается от бойни. Посейдон воодушевляет ахейцев и они продолжают драться.

14. Агамемнон говорит, что пора грузиться на корабли и бежать. Одиссей его порицает. Гера начинает пленять Зевса женскими прелестями. Тем временем ахейцы выбили из лагеря своего троянцев.

15. Зевс, сообразив, что боги обвели его вокруг пальца, устраивает им взбучку. И начинает помогать Гектору. Логика такая: Фетида, мать Ахилла, попросила Зевса помочь отстоять честь сына – Ахилла. Значит, Зевс карает ахеян за оскорбление Ахилла.

16. Патрокл приходит к Ахиллесу и говорит, что пора бы забыть обиды и включиться в бой. Ахилл не соглашается. Тогда Патрокл просит у него его доспехи, чтобы воодушевить своих и напугать врагов. Патрокл в доспехах Ахилла отбивает атаку на корабли и гонит троянцев до самого города. Но Аполлон обессиливает Патрокла и гектор убивает его.

17. Гектор одевает доспехи Ахиллеса, снятые с Патрокла. За тело Патрокла идет битва. Менелай тащит тело Патрокла на себе. Аякс прикрывает отход. Бегство ахеян становится всеобщим.

18. Ахиллес узнает о смерти Патрокла. Бросается мстить. Наступает ночь. Троянцы проводят ночь в поле, чтобы утром напасть на корабли. Ахейцы оплакивают Патрокла. Фетида приходит к Гефесту, который выковывает щит и оружие для ее сына – Ахилла.

19. Агамемнон и Ахиллес снова заключают союз. Войско радуется. Агамемнон отдает Брезеиду Ахиллу, говоря, что возвращает ее в неприкосновенности. Ахиллес садится в колесницу, но один из коней предсказывает ему скорую смерть. Однако Ахилл устремляется вперед.

20. Начинается битва. Ахиллес убивает Полидора – сына Приама (царя Трои и отца Гектора). Гектор хочет отомстить за брата. Начинается поединок между Гектором и Ахиллесом.

21. Ахиллес гонит бегущих троян в город. Захватывает 12 юношей и отправляет их в стан, чтобы принести в жертву Патроклу. Там же убивает Ликаона, еще одного сына Приама. Ахилл гонится за отступающими через реку, в которой чуть не захлебывается, благодаря староаниям Посейдона. Но Зевс молнией иссушает реку ( по просьбе Геры). Ахиллес бежит к Трое, но Аполлон принимает вид одного из воинов, начинает сражаться с ним, а потом убегает, отвлекая от Трои.

22. Троянское войско убегает в Трою. Гектор остается снаружи. Прибегает Ахилл и гонится за Гектором. Они оббегают вокруг города 3 раза. Но наконец-то Паллада превращается в брата Диефоба, который и вдохновляет Гектора на поединок. Гектор потерял копье, бросился на Ахилла с мечом, но был пронзен копьем. Перед смертью Гектор предрекает Ахиллу скорую смерть. Ахиллес раздевает его, привязывает к своей колеснице и несется в свой стан. А родители – Приам и Гекуба и жена Андромаха, оплакивают ребенка и мужа , стоя на городской стене.

23.Ахиллес, объехав 3 раза на колеснице с привязанным к ней телом Гектора вокруг тела Патрокла, назначает на следующий день обряд погребения и идет спать. Во сне к Ахиллу приходит Патрокл и просит, чтобы тот похоронил его рядом с собой (!). С утра начинается обряд погребения. Тело Патрокла обкладывают прядями срезанных окружающими волос. Ахилл вкладывает в руку Патрокла прядь своих волос, после чего убивает 12 пленных юношей. Начинаются соревнования – колесницы, кулачный бой, борьба (Одиссей), бег (Одиссей и Аякс), битва на оружии, метание диска, стрельба, метание копья.

24. Приам собирает дары и идет выкупать тело сына - Гектора. Ахилл дает ему 12 дней на погребение. Тело привозят в Трою. Все оплакивают его. Тело сжигают, а потом погребают с пиршеством. На этом «Иллиада» заканчивается. То есть и смерть Ахиллеса от рук Приама, и история с Троянским конем, и убийство Приама и малолетнего сына Гектора остается за кадром.

++++++++++++++++++++++++++++++

После сообщений детей ученики задают уточняющие вопросы докладчикам, если что-то показалось недостаточно понятным.

Завершающая стадия урока. Закрепление, подготовка к зачету. 15 минут.

Учитель: Еще раз обращаю ваше внимание на то, что поэма не рассказывает о причинах и начале войны и обрывается на таком месте, когда совершенно не ясно, кто победит в войне и будет ли взята Троя. А вот основную сюжетную линию мы должны будем сейчас вместе вспомнить, чтобы понимать все причинно- следственные связи описанныхсобытий.

Вопросы классу ( докладчики на вопросы, связанные с их сообщениями, не отвечают, но выступают в роли комментаторов ответов своих одноклассников):

  1. Назовите главных действующих лиц в лагере троянцев ?(Приам, Гектор, Парис, Андромаха, Елена…)
  2. Назовите главных действующих лиц в лагере ахейцев? (Агамемнон, Ахиллес, Патрокл, Одиссей, Менелай …)
  3. В чем причина ссоры между Ахиллом и Агамемноном?
  4. Почему на поединок с Парисом вышел именно Менелай? (Парис – любовник Елены, а Менелай – ее законный муж).
  5. Почему Ахилл забыл о своей обиде и включился в сражение?( убит его друг – Патрокл, он хочет отомстить Гектору).
  6. Какой сценой заканчивается «Иллиада»? (сценой похорон Гектора).

+++++++++++++++++++++++++

Учитель: на следующем уроке – зачет по пройденной теме. Нужно будет кратко пересказать сюжет поэмы. Оценки будут снижаться на 1 балл в случае путаницы в именах и логики повествования. Если у кого-то остались вопросы, а вы постеснялись их задать, уточните неясные моменты у тех, кто делал сообщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок игра по предмету "Слесарное дело". Урок проводится в форме игрового опроса.

Урок проводится как обобщающийся по пройденному курсу "Слесарное дело"....

Статья "Формы и методы диагностики успешности одаренных детей как средства развития мотивации в обучении"

Проблема работы с одаренными детьми волновала нас давно, но основательно наше МО гуманитарного цикла стало решать данную проблему в течение 3 последних лет. Дело в том, что в современном российс...

Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы

О технологии индивидуального и фронтального опроса...

Нетрадиционные формы работы по изобразительной деятельности для детей от 6 до 7 лет

Программное содержание: Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками(скатывание бумаги, пластилинография, сыпучий материал, тычкование, оттиск мятой бума...

Игра как универсальное средство развития компетенций у детей м подростков.

Статья предлагает практические педагогические  приемы для эффективного развития социальных и когнетивных компетенций. Рассматриваются проблемы столкновения реального и виртуального мира в жизни д...