Доклад "Формирование правовых знаний на уроках обществознания"
статья по истории по теме

Бутримова Татьяна Ивановна

В докладе содержится информация о формировании правовых знаний у умственно отсталых обучающихся на уроках обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время наиболее актуальной становится проблема правового воспитания школьников специальной (коррекционной) школы, так как часто по причине их правовой безграмотности совершаются многие преступления. Обучающиеся специальной (коррекционной) школы ежедневно вступают в различные взаимоотношения с другими людьми, а после окончания школы круг их контактов расширяется. Эти учащиеся не подозревают, что вступают в определенные правовые отношения, в основе которых лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, которая дает возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов, асоциальных поступков.

Противоречием является то, что часто выпускник специальной (коррекционной) школы не умеет принимать правильные решения, потому что правовые знания, которые он получает в школе, не всегда прочно усваиваются, недостаточно готов в различных жизненных ситуациях в быстроменяющемся мире действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы. Отсюда проблема, а какими должны быть особенности изучения вопросов права в специальной (коррекционной) школе.

Задачи и содержание правового образования обучающихся специальной (коррекционной) школы

Решения задачи развития системы правового образования населения России как условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка по мнению Н.И. Элиасберг определяются из следующих основных факторов:

1. изменение характера отношений между государством и личностью, положения гражданина России (получение демократических свобод, возможностей проявить себя в экономической и политической областях, реализовать себя как личность, и в то же время возрастание ответственности за свою судьбу, условия своей жизни);

2. развитие рыночных отношений, создающих условия обеспечения жизненного успеха и определяющих приоритет таких свойств личности, как предприимчивость, деловитость, умение быстро и правильно ориентироваться в системе социальных и экономических отношений, их правовом регулировании, действовать в соответствии со своими интересами не преступая Закон;

3. негативные явления, сопровождающие преобразования в России (рост преступности, ставящей под угрозу безопасность граждан и создающей в обществе атмосферу напряженности).

Н.И. Элиасберг отмечает, что компонентами правовой культуры являются:

- систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;

- ориентированное на социальную ценность права и строгого правопорядка отношение граждан к Закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;

- социально-полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях в быстроменяющемся мире действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы» [6. С. 5–6].

Н.И. Элиасберг подчеркивает, что решение задачи становления правовой культуры граждан России следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образования и нравственно-правового воспитания учащихся с 1 по 11 класс.

Такой подход не противоречит возможностям специальной (коррекционной) школы в организации правового образования и воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, наоборот, эта задача остается одной из приоритетных для специальной (коррекционной) школы, цель которой – социально-трудовая и правовая адаптация выпускников.

Несомненно, формирование правовой культуры обучающихся с нарушением интеллекта – задача необычайно сложная, требующая длительного времени, использования специальных средств и методов, облегчающих усвоение элементов правовых знаний, понимание необходимости овладения ими и умения адекватно распорядиться в разнообразных жизненных ситуациях.

Цель специальной (коррекционной) школы VIII вида – подготовить обучающихся к самостоятельной жизни в обществе и производительному труду. На реализацию этой цели всегда было направлено изучение вопросов права на доступном уровне для учеников с нарушением интеллекта.

В условиях специальной (коррекционной) школы изучение вопросов права имеет не только образовательное, но и коррекционно-воспитательное значение, т. к. направлено на выработку навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях. Ученики специальной (коррекционной) школы ежедневно выступают в различные взаимоотношения с другими людьми; круг их контактов расширяется после окончания школы. Но часто они не подозревают, что вступают в определенные правовые отношения, в основе которых лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, которая дает возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов, асоциальных поступков.

Большую роль в формировании пассивного запаса правовых знаний играет весь предшествующий период обучения и воспитания: общеобразовательные предметы, профессионально-трудовое обучение, внеклассная работа. Поступив в школу, дети знакомятся с «Правилами для учащихся» и учатся их выполнять, соблюдать распорядок жизни школы (интерната); у них формируется отношение к людям, природе, труду; они приучаются к охране окружающей среды, заботе о здоровье, приобретают навыки ориентировки в окружающей жизни, у них воспитывается дисциплина труда. Все эти полезные знания, умения и навыки являются положительной основой для формирования правовых знаний в старших классах.

В изданных в 2000 г. «Программах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» представлена программа по обществоведению (авторы Б.В. Кузнецов и В.М. Мозговой), рассчитанная на три года изучения в 10-12 классах. Основу этого курса по-прежнему составляют правовые вопросы.

Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта. Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами»

Авторы программы отмечают, что отбор содержания проведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей учащихся специальной (коррекционной) школы.

Курс рассчитан на 102 учебных часа (по 34 часа в каждом классе), из которых, «в соответствии с деятельным подходом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления» [4. С. 99]. Указаны приемы, методы и формы изучения обществоведческого материала (беседы, ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии, уроки-встречи, лабораторные и практические занятия).

        В программе по обществоведению содержатся требования к знаниям и умениям обучающихся. Они должны знать: что такое государство, право, правонарушение, виды правовой ответственности, основные конституционные права и обязанности граждан РФ, что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власти РФ; должны уметь составлять деловые бумаги, оформлять стандартные бланки, при необходимости обращаться с просьбой в органы исполнительной власти и правовые учреждения.

Особенности правовых знаний обучающихся  с нарушением интеллекта

На правосознание обучающихся специальной (коррекционной) школы влияет не только целенаправленный процесс обучения и воспитания, но также полученная из различных источников информация, часто случайная, иногда неверная. Многие несовершеннолетние, представшие перед судом, не знали, что совершенное ими правонарушение наказуемо законом, считали, что незнание закона освобождает от ответственности или эта ответственность перелагается на школу, родителей. Такие подростки знакомятся с правом при печальных обстоятельствах, когда надо отвечать за совершенное правонарушение.

Таким образом, знание закона ориентирует обучающихся специальных (коррекционной) школ в том, что дозволено и что запрещено, предостерегает от необдуманных поступков.

Б.П. Пузановым отмечалось, что к началу изучения правовых вопросов большинство детей имеют адекватные представления по нормам трудового законодательства: минимальный возраст приема на работу, продолжительность рабочего дня, льготы для несовершеннолетних и т. п. Знание трудового права очень важно для выпускников специальной (коррекционной) школы, т. к. их успехи в трудовой деятельности во многом зависят от добросовестного выполнения своих трудовых обязанностей.

Особый интерес у обучающихся вызывают вопросы уголовного права. Жизнь дает для этого большие основания (современная популярная у подростков литература и кинофильмы криминального содержания, хроника преступлений в средствах массовой информации и т. п.). Большинство учащихся непримиримо относятся к нарушителям закона, но и среди самих подростков есть такие нарушители, и с ними необходимо индивидуально работать не только учителю истории, но и классному руководителю, психологу, социальному педагогу.

У обучающихся специальной (коррекционной) школы имеются представления по следующим вопросам уголовно-административного права: правила поведения в общественных местах и ответственность за их нарушения, мелкое хулиганство и ответственность за него, правоохранительные функции милиции. Но далеко не все учащиеся представляют возраст наступления уголовной ответственности и уголовную ответственность несовершеннолетних. По данным Б.П. Пузанова, около 40% обучающихся называют возраст наступления уголовной ответственности 16 лет, а остальные 60%  считают таким возрастом 18, 20 и даже 25 лет.

Только 25% обучающихся называют ответственными за злостное хулиганство самих несовершеннолетних, тогда как большинство считает, что за несовершеннолетних уголовную ответственность несут учителя, родители и даже милиция [5].

Неустойчивы у обучающихся специальной (коррекционной) школы и представления о таких нравственных категориях как товарищество и взаимопомощь. Нет представлений и о соучастии в преступлениях. Но представления о правоохранительных функциях милиции, наоборот, у них более полные.

Знание закона ориентирует обучающихся  специальных (коррекционной) школ в том, что дозволено и что запрещено, предостерегает от необдуманных поступков. Целенаправленное обучение даже в рамках небольшого курса, построенное с учетом всей предшествовавшей работы школы, семьи, социального опыта, позволит в значительной степени решить проблему правового воспитания обучающихся специальной (коррекционной) школы и облегчить их включение в самостоятельную жизнь.

Реализация основных дидактических принципов в процессе правового обучения в специальной (коррекционной) школе

Урок, будучи основной формой организации учебной деятельности детей с нарушением интеллекта, является и основной формой правового обучения. Как отмечает Б.П. Пузанов: «Он позволяет наиболее полно реализовать задачи образовательного и воспитательного характера, использовать различные формы и методы обучения, выбирать оптимальные их сочетания при изучении тех или иных разделов курса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в условиях группового обучения, реализовывать такие дидактические принципы, как научность, систематичность, доступность знаний, сознательность и прочность их усвоения, наглядность» [2. С. 90].

1. Принцип научности. Несмотря на то, что в курс правового обучения в специальной (коррекционной) школе включена элементарная и сравнительно небольшая по объему правовая информация, она является научной. Основной ее источник – Конституция РФ, своды законов и законодательные акты. Но, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и специфику самого предмета, материал этот дается в сокращенном и адаптированном варианте. Изучение элементов права связано с усвоением учащимися некоторых специальных терминов и понятий, что требует осмысления и обобщения на основе анализа внутренних причинно-следственных отношений того или иного явления.

4. Принцип систематичности и последовательности. Правовые вопросы начинают изучаться в курсе «Обществоведение» с 8 класса с опорой на знания, полученные в предшествующий пропедевтический период. Структура  курса в 10-12  такова, что его изучение начинается со знакомства обучающихся с такими основополагающими понятиями, как гражданское, уголовное, семейное право. Теоретические положения сочетаются с практическим применением правовых знаний, а сложные понятия формируются через более простые и конкретные. Систематичность правового обучения определяется и комплексом межпредметных связей с рядом общеобразовательных предметов (русский язык, чтение, история, география), профессионально-трудовой подготовкой, всей системой учебно-воспитательной работы школы.

3. Принцип доступности. Правовой материал необычайно сложен для учеников специальной (коррекционной) школы. Чтобы элементы права сделать более доступными, необходимо продумать объяснение каждого понятия и положения, приводить примеры разнообразных ситуаций из жизни, обращаться к опыту самих учащихся, учить их переходить от моральной оценки поступка к юридической оценке преступления.

4. Принцип сознательности усвоения знаний. Реализуя этот принцип, я как учитель должна помнить, что основная задача правового обучения и воспитания – не только сообщение учащимся определенной суммы правовых знаний, но и превращение этих знаний в повседневную норму поведения. Для иллюстрации тех или иных норм и законов я использую примеры из окружающей жизни, разбираем реальные ситуации, убеждающие школьников в необходимости правовых знаний. Б.П. Пузанов подчеркивает: «Принятие решения в создаваемой педагогом ситуации требует сознательного применения имеющихся знаний, а положительное решение проблемной ситуации показывает ученикам необходимость получаемых знаний» [2. С. 98].

5. Принцип наглядности. Наглядные пособия, используемые в процессе правового обучения, играют важную образовательно-воспитательную и коррекционно-развивающую роль. В сочетании с объяснением учителя, считает Б.П. Пузанов: «Они создают предпосылки для включения самых различных источников восприятия, анализаторов, что делает процесс усвоения более эффективным» [2. С. 99]. Изучение ряда тем курса «Обществоведение» требует работы с различными схемами, таблицами, плакатами, экранными пособиями. В специальной (коррекционной) школе учитель к урокам обществоведения чаще всего готовит наглядные пособия сам (например, схему «Органы государственной власти в России», основные элементы которой подготовлены заранее в виде небольших табличек – плакатов). Наборы «разрезных» учебных плакатов позволяют обращаться к ним как на разных этапах урока, так и при изучении ряда тем. При повторении учащимся может быть дана схема с пропущенными 1–2 звеньями и предложено, используя полученные знания, заполнить пропуски соответствующими аппликациями.

Большую помощь в усвоении правового материала оказывают экранные учебные пособия: диапозитивы, диафильмы, слайды, кинофрагменты, кинофильмы. При использовании пособий следует соблюдать некоторые рекомендации для таких разделов учебных пособий, как «О правах и свободах человека и гражданина», «Об обязанностях гражданина», «Современная семья» позволят учителю обеспечить материалом проведение уроков, а при наличии необходимого количества пособий в кабинете – спланировать самостоятельную работу учащихся на основе чтения отдельных статей и выполнения заданий учебника.

В своей работе я стараюсь применять различные приемы, методы и формы изучения обществоведческого материала (беседы, ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии, уроки-встречи, лабораторные и практические занятия),   оформление стендов, экскурсии на предприятия, лицей. Учитывая, что курс «Обществоведение» в коррекционной школе не обеспечен учебной книгой, при изучении отдельных тем нравственно-правового характера часто включаю в урок материал периодической печати, отражающий проблемы современной жизни, к поиску и обсуждению такого материала обязательно должны привлекаться ученики.
Для лучшего усвоения материала использую ролевую
игру.

        

Применение ролевой игры на уроках  обществознания в 10 классе.

1.Урок :

Тема: » Трудовые права несовершеннолетних».  

Цель :

Познакомить с трудовыми правами несовершеннолетних.

Закрепить теоретические знания полученные на уроке на практике.

Коррекция соц. адаптации.

Оборудования: слова: работодатель, работник

            Ход.

1.Организационный момент.

2.Постановка темы и целей.

3.Новый материал.

 План.

- трудовой договор.

-заявления на работу.

-рабочее время несовершеннолетних.

- права несовершеннолетних

4.Закрепление.

Игра: « Работник и работодатель».

Каждый из действующих лиц должен обыграть свою роль и ответить на свой вопрос. Остальные обучающиеся должны дать оценку знаний.

                         Работодатель:

                         - Познакомить с рабочем временем несовершеннолетних.

                        -Работник:

                         - Написать заявления на работу.

                         Итог урока. Оценки.

2.Урок обобщения и закрепления знаний.

Игра»Умники»

Цель: Формирование правовой культуры.  Воспитание гражданских качеств.  Практическое использование правовых знаний.

Коррекция коммуникативных качеств учащихся.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Отборочный тур. Выбор игроков(3 )

* Как называется наша страна?

*Как называются граждане нашей страны?

*Кто является президентом РФ?

- выбор дорожек

3. Конкурсные этапы.

1 этап. Зелёная дорожка. * С какого возраста в России человек вступает в пору совершеннолетия и обретает ответственность за свои поступки?

Желтая дорожка. * С какого возраста человек обретает гражданство страны, в которой он родился?

Красная дорожка. * Дети какой национальности обладают наибольшими правами?

2этап. Зелёная дорожка. * С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Желтая дорожка. * Кто может назвать человека преступником?

Красная дорожка. * Самое распространённое административное наказание?

3этап. Зелёная дорожка. * Два товарища : несовершеннолетний Петров и 20-летний Сидоров совершили особо тяжкое преступление. По решению суда Сидоров приговорён к смертной казни, Петров к 13 годам лишения свободы. Правильное ли наказание вынес суд?

Желтая дорожка. * Десятилетний Вова П. бегая по школьному коридору уронил и испортил картину, висевшую на стене. Кто должен возместить ущерб, причинённый школьному имуществу?

4этап.Зелёная дорожка. * Какое наказание можно применить к гражданину Семёнову Ивану 30 лет за вырубку ценной голубой ели в городском парке ?

4. Игра со зрителями. 

1. Преступление это опасное или безопасное действие или бездействие?

2. Проступок это нарушение норм уголовного или административного права?

3. Оцените с юридической точки зрения преступление или проступок:

- Вера получила от двух знакомых крупную сумму денег для покупки ювелирных украшений, после чего скрылась;

- гражданин, управляя автомашиной, нарушил ПДД;

- Олег без уважительной причины прогулял работу;

- Алексей в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал всем;

- Ольга не выполнила работу, которую поручил ей директор;

- Марине в магазине продали некачественный товар;

- Николай и Иван совершили кражу автомагнитолы;

- Александр ехал на автобусе, не купив билет;

- Игнатов захватил в заложники воспитанников детского сада.

5.Подведение итогов.

Таким образом,

1.    Применяемый метод ролевой игры помогает учителю в формировании правовых знаний обучающихся коррекционной школы.

2.Облегчает усвоение элементов правовых знаний, понимание необходимости овладения ими.

3.Вырабатывает навыки и умения адекватно поступать в разнообразных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по обществознанию"Урок правовых знаний".

Данное мероприятие поможет учащимся развить интерес к правовым знаниям. Мероприятие предназначено для учащихся старших классов....

Формирование правового сознания на уроках обществознания.

Выступление на заседании РМО историков....

«Своя игра» по обществознанию в 8 классе СКОУ 8 вида «По страницам правовых знаний»

Внеклассное мероприятие по обществознанию в 8 классе в СКОУ 8 вида  в игровой форме "Своя игра" на тему "По страницам правовых знаний"...

«Работа с политико-правовым материалом на уроках обществознания при подготовке к ГИА»

Описание опыта использования политико-правовых материалов на уроках обществознания для подготовки учащихся к сдаче ГИА по предмету. В данной работе используются отрывки из разработок уроков по обществ...

Изучение понятия правовой нормы на уроках правовых знаний

В данной статье описан методический прием, который позволяет наиболее полно раскрыть понятие правовой нормы....

Контроль знаний по теме «Правовое регулирование общественных отношений» Обществознание 12 класс

Контроль знаний по теме «Правовое регулирование общественных отношений» Обществознание 12 класс. Тест состоит из 10 вопросов, имеются правильные ответы....