Интегрированый урок по литературе и истории
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Интегрированый урок по теме историческая правда и художественный вымысел в личности Е.Пугачева  в произведении Капитанская дочка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirov.urok_kapit.dochka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

«Емельян Пугачев глазами историков и литераторов»

Пояснительная записка:

   Урок проводится учителем литературы и учителем истории в 8 классе школы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор, текст, отрывки из фильма.

Ход урока:

Вступительное слово учителей

 Учитель литературы

  Сегодня у нас необычный урок. В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки, и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век.

 Учитель истории

  А18 век вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества.   В 1762 году произошел еще один переворот, был, свергнут с престола, а затем, тайно убит император Петр3. На трон взошла его жена-Екатерина2.

  Сама Екатерина была ярой противницей крепостного права. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась.  

  Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

  Ответом на окончательное закрепощение  крестьян  и стали многочисленные бунты. Наиболее массовым и кровавым из них стал бунт под предводительством Емельяна Пугачева.

Учитель литературы

  Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор.

Он был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834году «Историю Пугачева», а в 1836 году повесть «Капитанскую дочку», посвященную событиям конца 18 века.

  Литературный герой, который в качестве прототипа имеет реальную историческую личность всегда остается литературным героем и автор использует свое право на художественный вымысел. Поэтому историческая личность Емельян Пугачев и литературный герой не всегда один и тот же человек.

Учитель истории

  Сегодня мы попытаемся разграничить историческую действительность и художественный вымысел.

  С этой целью мы разделимся на 2 группы и проанализируем взгляды историков, взгляд Пушкина в «Истории пугачевского бунта» и взгляд Петра Гринева на личность Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке».

В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что  Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?

А теперь проанализируем взгляд историков на личность и деятельность Пугачева. (выступление историков)

Основная часть

  1. Отчет группы историков о проделанной работе

   «Реальные исторические факты из жизни исторической личности»

     (доклад)

  1. три встречи Пугачева и Гринева из «Капитанской дочки»

Анализ эпизодов (доклад)

4  Заполнение аналитической таблицы отдельными группами по      

    линиям сравнения: черты характера, цели..

6. Беседа по вопросам

  • В чем различия представлений об одной и той же исторической личности?
  • Как пересекаются взгляды?
  • С каким взглядом на Емельяна Пугачева согласны вы?

Подведение итогов

Учителя истории и литературы

  Различия во взглядах между историками и литераторами в оценке личности  Пугачева объяснимы.

Учитель истории

С точки зрения истории восстание Пугачева - закономерный процесс сопротивления усилению государственного гнета и крепостного права, а жестокость и зверства вполне вписываются в особенности межсословного противостояния и не связаны исключительно с личностью предводителя.

    Оценка Пугачева Пушкиным- историком резко негативная. Он не только против бунта – «бессмысленного и беспощадного», но и не лестного мнения о самой личности Пугачева (называет его звероподобным). По цензурным причинам Пушкин не мог высказать открыто свое мнение, поэтому его герой в «Истории пугачевского бунта» так кровожаден.

Учитель литературы

    Желая сделать его образ более человечным, раскрыть причины того, что за ним пошло столько людей, и не только из народа, Пушкин пишет «Капитанскую дочку»

   Восприятие Пугачева Петрушей Гриневым - более человечное, он не оправдывает жестокость, но по- человечески сочувствует ему, запутавшемуся, преданному, но способному на милосердие.

   Тем самым Пушкин пытается сблизить противоположные точки зрения. Глазами дворянина Гринева, классового врага крестьян, читатели должны увидеть человека со всеми его слабостями, пороками и достоинствами.  Мысли Пушкина раскрываются через особую структуру, которая заставляет героев, выходя из круга свойственных им классовых представлений, расширить свои нравственные горизонты. Блестящий ход А.С. Пушкина – писателя и  историка одновременно.

Брейн-ринг

1 тур «Исторические и литературные портреты»

2 тур «Восстановить текст»

3 тур «Блиц вопросы»

Из истории

18 век вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. В 1762 году произошел еще один переворот, был, свергнут с престола, а затем, тайно убит император Петр3. На трон взошла его жена-Екатерина2. 
      Сама Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна. Ответом на окончательное закрепощение крестьян и стали многочисленные бунты. Наиболее массовым и кровавым из них стал бунт под предводительством Емельяна Пугачева.
            Сбежавши из армии, Пугачев испытал немало превратностей судьбы, его неоднократно арестовывали, он бежал и скрывался. Иногда с помощью охраны - «слово знал». По его словам, «всю землю ногами исходил». Выдавал себя то за купца, то за старообрядца, страдающего за веру. Правда, уже в те времена у Пугачева проявилось стремление чем-то отличиться, чем-то выделиться, «произвесть себя отличным от других». Пугачев решил выдать себя за чудесно спасшегося императора Петра III. Он говорил: «Не мог я вытерпеть притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения». В Беларуси, среди раскольников, он слышит вести о «Петре III» (одном из самозванцев, появившемся тогда), о восстании на Яике. Солдат Логачев, видевший Петра III, сказал Пугачеву, что они похожи. Так наступил звездный час Пугачева. Тяжелые времена переживало яицкое 
казачество. Все обременительней становилась казацкая служба, все больше утверждалось «регулярство», угрожавшее превратить вольных казаков в солдат регулярной армии, все сильней ощущалось хозяйничанье казацкой старшины, все трудней становилось жить. В нем привлекало то, что новоявленный «император» обещал восстановить утерянные ими вольности. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.Впрочем, яицкие казаки шли не за Пугачевым, а именно за воскресшим Петром Федоровичем, хотя многие историки утверждают, что мятежники едва ли верили в то, что в бой их ведет свергнутый царь.

        В ходе крестьянской войны выявились необычайная энергия Пугачёва., его отвага, природный ум, незаурядное полководческое дарование и организаторские способности.

Смелость Пугачева, его ум, стремительность, находчивость и энергия завоевали сердца всех, кто стремился сбросить с себя гнет крепостничества. Вот почему народ поддержал недавнего простого донского казака, а теперь «императора Петра Федоровича».

     Историки изображали крестьянское восстание 1773-1774 годов как «бунт казака Пугачева» и собранной им «шайки воров и убийц». В официальных сообщениях и документах того времени Пугачев характеризуется как вор, разбойник, убийца и самозванец. Например, историк Сумароков говорит о Пугачеве исключительно так: «изменник, невежда», «злодей и изверг».

Исторические факты. (из книги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе и истории 10 классе

«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир») ...

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».Цель урока: познакомить с содержанием...

Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)

Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....

Интегрированный урок по литературе и истории. 5 класс

На уроке  учащиеся знакомятся  с историческим событием - Бо­родинским сражением, выясняют  его значение в ходе Оте­чественной войны 1812, знакомятся с литературным  произве...

Интегрированный урок по литературе и истории.

Урок знакомит  учащихся с историческим событием - Бородинским сражением, уточняет его значение в ходе Отечественной войны 1812,  учащиеся знакомятся с литературным произведением «Бородино», ...

Интегрированный урок по литературе и истории. Урок разработали: Ергалиева А.Б., Ильина Е.Е., Суворина Н.Е.

Интегрированнй урок по литературе и истории. По рассказу А. Толстого " Русский характер"....