урок истории в 7 классе по теме: Народные движения в XVII веке
учебно-методический материал по истории (7 класс) по теме

Гусева Надежда Геннадьевна

Урок проводится с использованием элементов технологии критического мышления (стадии «вызов» - «осмысление» - «рефлексия»), информационно – коммуникационной технологии. Обучающийся является субъектом обучения, что позволяет сделать вывод, что данный урок является личностно –ориентированным уроком.

На стадии «вызов» происходит актуализация и обобщение имеющихся знаний (приёмы –«корзина идей», ассоциации), совместное с обучающими определение темы урока, определение целей урока обучающимися и уточнение и комментирование их учителем. Для пробуждения интереса к изучаемой теме происходит совмещение научного понятия и нестандартного (стихотворного) описания сложившейся ситуации в 17 веке. При помощи приёма «Верные и неверные утверждения» создаём проблемную ситуацию.

На стадии «осмысления» обучающиеся получают новую информацию и соотносят её с собственными знаниями, классифицируют данную информацию, они  анализируют, сравнивают, делают выводы, обмениваются мнениями.

Изучение трёх пунктов плана реализуется в групповой деятельности, здесь формируются умения работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы. умение логически и структурировано записывать полученную информацию, использование таблицы. Формирование умения выслушивать других, сплоченность работы класса во время составления общей таблицы (приём «толстые и тонкие вопросы»). Обучающиеся учатся оценивать работу друг друга, слушать выступления одноклассников.

Просмотр исторического фильма использую для расширения кругозора обучающихся, развития зрительной памяти. Способствую формированию умения анализировать увиденное, отвечать на вопросы по видеофрагменту, критически относиться к полученной информации.

На стадии осмысления организую работу с тестом и документами при помощи приёма «пометки на полях», данный приём требует от обучающихся активного и внимательного чтения, использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию  имеющимися представлениями.

На стадии рефлексии при помощи игрового приёма «ДА или НЕТ» происходит повторение основных моментов урока и выявляется уровень усвоения темы. Затем определяем разрешена ли проблема урока. Таким образом осуществляется целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации и выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Затем обучающиеся оценивают свою работу на уроке, это способствует формированию навыка самооценки и взаимооценки, созданию ситуации успеха.

В заключение урока даю инструктаж домашнего задания, показываю, что нужно выучить, на какие вопросы ответить, что пересказать. Домашнее задание предполагает также задания на выбор и индивидуальное сообщение к следующему уроку.  Одно из заданий  - написание синквейна – проверяет глубину понимания темы, способность грамотно выражать свои мысли, перейти на качественно иной уровень, что ведёт к новому видению проблемы.

Применение  приёмов и стратегий технологии критического мышления на уроке позволило  выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность обучающихся для достижения поставленных учебных целей, позволило заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие в образовательном процессе и тем самым повысить эффективность урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

История.  7 класс

Учитель Гусева Надежда Геннадьевна. МКОУ СОШ №17 с.Борисовка

Тема урока:  Народные движения в середине XVII века.

Цели урока: Сформировать представления о народных движениях 17 века, о «бунташном» веке.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
  • Определить связь между ухудшением положения  и выступлениями народных масс;

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных умений – умения доказывать, сравнивать, делать выводы; структурировать материал в таблицу;
  • Способствовать развитию мыслительных навыков – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к историческому прошлому России;

Оборудование:  компьютер, презентация, мультимедийный проектор, видеофрагмент о Степане Разине,  радаточный дидактический материал, карта

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

(методы и приёмы, применяемые учителем)

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Организация работы. Проверка готовности класса

  1. Оргмомент

Приветствуют учителя

Историческая разминка

Индивидуально у доски 2 человека

Фронтальная работа

 

Индивидуальный ответ

  1. Проверка Д/З

1«Историческая цепочка»

2. Понятия

-барщина, раскол, казаки, Соборное уложение, крепостничество

-оброк, мануфактура,  Старообрядцы,  белые слободы, самодержавие

3.  Определить, о ком идёт речь:

Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем.  Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. (Патриарх Никон) 

- Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь.  За непокорность,  приговорён церковным Собором к казни. (Протопоп Аввакум)

4. Расскажи о церковном расколе

По цепочке называют понятия по теме

Объясняют слова

Определяют личность и её роль в истории

Слушают ответ товарища и готовят дополнения к ответу

Стадия вызова

Корзина идей

Ассоциации

Актуализация личностного опыта обучающихся

Определение темы

И целей урока

Уточнение целей учителем

Приём «Верные и неверные утверждения»

Определение проблемы урока

Мотивация (стихотворная характеристика 17 века

  1. Изучение нового материала

В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам.  И этот, XVII век,  многие историки называют "бунташным ". И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название. Выскажите своё предположение

Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову.   (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске)

Посмотрите на ассоциативный ряд, попробуйте определить тему урока. (НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ)

Ребята, посмотрите на тему урока, определите, о чём мы сегодня должны узнать, на какие вопрос ответить.

Цель нашего урока   познакомиться   с  народными  движениями XVII века, определить причины этих выступлений, рассмотреть их ход и итоги.                                         Вы будете  доказывать свою точку зрения, делать выводы;                                                           анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями; и.  конечно  же,  работать с картой.

Все народные выступления 17 века  закончились поражением?

У вас появились разногласия, это и будет проблемным вопросом нашего урока

17 век неспокойно прошел,

Народ на борьбу за волю пошел.

Восстания, бунты длились 100 лет,

За это «бунташным» прозвали тот век!

Высказывания по  теме урока

Приводят синонимы к понятию

Совместное определение темы и целей урока

Обучающиеся называют, о чём будут узнавать на уроке, учитель систематизирует сказанное

Письменный ответ на вопрос

Слушают

Стадия осмысления

Беседа

Организация работы в группах

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Таблица

Организация проверки работы групп

Сравнение

Беседа

Выделение главного

Рассказ учителя

Послушайте рассказ и выделите причины восстания

Итак, какие причины мы можем выделить?

Сообщение

Рассказ учителя

Просмотр видеофильма

Организация работы с учебником. «Чтение с пометками»

V-знаю,

+ - новое

? –есть вопросы

Как вы знаете, бунты и восстания на пустом месте не возникают. Для этого всегда существуют причины.

Как вы думаете, чем были недовольны народные массы, каковы причины народных движений

 Причинами народных выступлений можно считать:

        1) закрепощение крестьян

        2)  рост феодальных повинностей

        3) усиление налогового гнёта

        4) ведение почти непрерывных войн

        5) попытки ограничить казачью вольность

        6) усиление приказной волокиты

        7) церковный раскол и расправы над старообрядцами

-Глядя на эти причины, можете ли вы определить состав участников восстаний?

( крестьяне, казачество, городские низы, стрельцы, духовенство)

- Так как в борьбе участвовали казаки и стрельцы, имевшие оружие и военный опыт, то народные выступления носили более ожесточённый характер, вызывая большие человеческие жертвы.

2. Сейчас вы получаете задание: используя учебник  выяснить причины, ход и итоги выступлений 17 века. Результаты работы занести в  сравнительную таблицу «Городские движения в 17 веке»,

 1 гр. –стр62, документ, составление таблицы.

2 гр. – стр.62 -63, документ, составление таблицы.

3 гр. –стр.  67,  составить вопросы.

Городские восстания

Соляной бунт

Медный бунт

Даты и сроки

1648

1662

Причины

Налоговая реформа

Денежная реформа

Состав участников

Горожане, стрельцы

горожане

Цели и требования

Отменить налог на соль

Отменить медные деньги

Характер борьбы

стихийный

стихийный

Результат выступления

Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье

Прекращён выпуск медных денег

Проверка заполнения таблиц.

1 гр.

-Почему Соляной бунт получил такое название?

-Когда он произошёл?

-Какова непосредственная причина его?

-Что послужило поводом к восстанию?

-Каковы итоги восстания (поражение)

2 гр.

-Когда произошёл Медный бунт?

–Почему  бунт получил такое название?

-Каковы итоги восстания? (поражение)

Оба эти восстания относятся к городским бунтам

-Что у них общего? (очагом восстаний явилась Москва, причинами стало недовольство населения внутренней политикой правительства,  стихийный  х-р, потерпели поражение, но правительство пошло на уступки,  участвовали горожане)

-В  чём  отличие  этих  бунтов?

3 гр.

- Задайте вопросы по тексту

– Какие формы протеста были у старообрядцев?

-Где были самые крупные выступления?

-Какие слои населения принимали участие в выступлении старообрядцев?

В чем особенности выступления старообрядцев? (по характеру это было религиозное выступление, восставшие боролись за старую веру)

- Назовите главные причины поражений в этих выступлениях (делаем совместный вывод)

1.Восставшие не имели четких целей                                                                                                   2. Верили в «доброго» царя                                                                                                                     3. Имели плохое вооружение                                                                                                                   4. Разнородный состав участников,  каждый шел за своей правдой

Вершиной «бунташного»  века стало восстание  Степана Тимофеевича Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества.

В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права, а также было принято несколько непопулярных решений (пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного недовольства. Более тяжёлым стало положение крестьян. Увеличилась барщина (до 4 дней в неделю), крестьян переводили на денежный оброк. Повысились цены на товары в связи с введением медных денег, нерегулярно выплачивалось жалование стрельцам и казакам, Увеличение цен на продукты, введение налога на занятие торговлей и ремеслом ухудшили положение городского, посадского населения. Нерусские народы платили налоги мехами (ясак), хлебом, несли повинности в пользу местных феодалов. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам на Дон. Осложнилось отношение с правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к усилению напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон издавна бежали от крепостной неволи крестьяне, посадские люди, то есть те, кто хотел стать вольным. (существовало негласное правило «с Дона выдачи нет», т.е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам). Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды или шайки, и занимались грабежом. За Сторожевую службу Москва присылала казакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и свинец.

К 60 –м годам на Дону скопилось много беглых крестьян. Земледелием правительство запрещало заниматься, а подвоз продовольствия сократился. Кроме старых «домовитых казаков, здесь было  много «молодых «голутвенных» казаков.

Голод 1666 года привёл к движению казаков во главе с ВАСИЛИЕМ УСОМ. Они отправились в Москву с просьбой принять их на службу – отказ. Мирный поход перерос в восстание. Восставшие присоединились к отрядам Степана Разина

  • рост повинностей, налогов, оброков крестьян
  •  рост налогов и чрезвычайных сборов посадского люда
  •  ухудшение положения  населения
  •  неурожай
  •  эпидемии
  •  проблема беглых на Дону

Кто же такой С. Разин?

1 этап – 1667 – 1669 гг. – «поход за зипунами» (табличка на доску). Записываем в тетрадь.

грабительские походы казаков за богатой добычей назывались «походами за зипунами». Слово «зипун» в казачьей среде обозначалась как добыча.

Ответить на вопросы по фильму

  • Почему казаки стали популярны в народе?
  • Откуда появился Степан Разин?
  • Откуда он брал средства на восстание?
  • Состав участников восстания.
  • Охарактеризуйте личность Разина

2-й этап. 1670- 1671 гг.  (табличка на доску) 

-Что нового узнали их текста

-Что  осталось  непонятным

-Покажите территории, охваченные восстанием, на карте «Народные восстания  России в 40 – 70-х годах XVII века»;

-Заполнение таблицы

-Что такое прелестные письма?

-Почему казачья верхушка пошла на сговор с властями?

Движение С. Разина

Даты и сроки

1667-1671

Причины

Закрепощение крестьян, рост повинностей

Территория

Урал, Поволжье, Дон.

Состав участников

Казаки, крестьяне, мордва, татары, чуваши, черемисы

Цели и требования

Отмена крепостного права

Отношение к власти

Царь–заступник.  Дворяне, бояре -изменники и кровопийцы .

Результат

Восстание подавлено.

-Какова судьба Степана Разина?

- Также смертной казни  были подвержены тысячи восставших. Однако память о нем долго сохранялась в народе. О нем слагали песни, рассказывали легенды

- В чем причины поражения восстания С.Т. Разина

  • стихийность, низкая организованность
  •  отсутствие четких целей у восставших
  •  разнородный социальный состав
  •  разрозненность действий крестьян

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе

Работа в группах, заполнение таблицы  1 и 2 группы,

3 гр.– составление вопросов

Отчёт о работе групп.

Участие в беседе, выделение главного

Слушают рассказ учителя, выделяют причины восстания

Слушают сообщение

Смотрят видеофильм и отвечают на вопросы по нему

Работа с текстом &

Заполнение таблицы

Ответы на вопросы

Стадия рефлексии

беседа

Ответ на проблемный вопрос урока

Игровой приём «Да или Нет»

Обобщающее слово учителя

Приём незаконченное предложение

  1. Закрепление изученного материала

1.Какие события происходили в данные годы?

1648 г - (Соляной бунт)

1662 г – (Медный бунт)

1667 г – (Поход за зипунами)

1670 – 1671 гг. – (Восстание С.Т. Разина)

3. Какое из данных событий было наиболее масштабным? Почему? (Восстание С.Т. Разина, т. к. оно носило массовый характер, имело своего предводителя)

Чем закончились данные события? (Восстания были подавлены)

                           А                  Б               В

1

Да

Да

Да

2

Да

Нет

Нет

3

Да

Да

Да

4

Нет

Нет

Да

5

Да

Да

Да

1.17 век вошёл в историю как

А)  Смутное время

Б) Бунташный век

В) Век, в котором были окончательно закрепощены крестьяне

2.  «Поход за зипунами» означает

      А) Поход за военной добычей

       Б) Покупка новой одежды казакам

      В) Царь снаряжает казаков новым обмундированием

3.  Причинами народных выступлений в 17 веке были

       А) Закрепощение крестьян

       Б) Попытки ограничить крестьянскую вольницу

       В) Церковный раскол и расправа над старообрядцами

4.  Что такое «прелестные письма»

      А) Царские указы

      Б) Красиво написанные письма

      В) Призывные письма С.Разина

5.  В царствование Алексея Михайловича Тишайшего произошли

     А) Соляной бунт

     Б) Медный бунт

     В) Церковный раскол

А теперь возьмите фломастер и закрасьте все «Да»

Что у вас получилось? У кого получилась «5» - МОЛОДЕЦ! Тема усвоена – это оценка за урок!

XVII век вошел в историю,   как  «бунташный». Меньше, чем за полвека, кроме мелких восстаний, прошло несколько  мощных выступления. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета.          

Выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке

 

Отвечают на вопросы

Решение проблемы урока

Заполнение таблицы

Рефлексия по уроку

  1. Инструктаж домашнего задания

-&  8, вопросы, даты, пересказ о любом движении

-На  выбор – синквейн или

письменный ответ на вопрос «Чем вам понравился   Степан Разин. Что вам в нём не нравится» или

найти легенды и песни о Степане Разине

-Индивидуальное  сообщение о Богдане Хмельницком

Запись Домашнего задания

Комментиро

вание оценок и выставление их в дневник

  1. Итог урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные движения в середине XVII века Урок по истории в 7 классе Учитель: Гусева Надежда Геннадьевна, высшая категория МКОУ СОШ №17 с.Борисовка

Слайд 2

О ком идёт речь? Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. Патриарх Никон

Слайд 3

О ком идёт речь? Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни. Протопоп Аввакум

Слайд 4

Народные движения в середине XVII века 1.Причины народных выступлений. 2.Соляной бунт. 3.Медный бунт. 4. Выступление старообрядцев 5.Восстание под предводительством С.Разина.

Слайд 5

Задание на урок Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение?

Слайд 6

Причины народных выступлений 1) закрепощение крестьян 2) рост феодальных повинностей 3) усиление налогового гнёта 4) ведение почти непрерывных войн 5) попытки ограничить казачью вольность 6) усиление приказной волокиты 7) церковный раскол и расправы над старообрядцами

Слайд 7

Работа в группе 1 гр. –стр. 62, документ, составление таблицы. 2 гр. – стр.62 -63, документ, составление таблицы. 3 гр. –стр. 67, составить вопросы.

Слайд 8

Городские восстания Соляной бунт Медный бунт Даты и сроки Причины Состав участников Цели и требования Характер борьбы Результат выступления

Слайд 9

Соляной бунт 1648 год

Слайд 10

Соляной бунт 1648 год

Слайд 11

Городские восстания Соляной бунт Медный бунт Даты и сроки 1648 Причины Налоговая реформа Состав участников Горожане, стрельцы Цели и требования Отменить налог на соль Характер борьбы стихийный Результат выступления Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье

Слайд 12

Медный бунт 1662 Э.Лисснер. Медный бунт .

Слайд 13

Городские восстания Соляной бунт Медный бунт Даты и сроки 1648 1662 Причины Налоговая реформа Денежная реформа Состав участников Горожане, стрельцы горожане Цели и требования Отменить налог на соль Отменить медные деньги Характер борьбы стихийный стихийный Результат выступления Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье Прекращён выпуск медных денег

Слайд 14

Выступления старообрядцев

Слайд 15

Восстание Степана Разина рост повинностей, налогов, оброков крестьян рост налогов и чрезвычайных сборов посадского люда ухудшение положения населения неурожай эпидемии проблема беглых на Дону

Слайд 16

Восстание Степана Разина Движение С. Разина Даты и сроки Причины Территория Состав участников Цели и требования Отношение к власти Результат

Слайд 17

Восстание Степана Разина Движение С. Разина Даты и сроки 1667-1671 Причины Закрепощение крестьян, рост повинностей Территория Урал, Поволжье, Дон. Состав участников Казаки, крестьяне, мордва, татары, чуваши, черемисы Цели и требования Отмена крепостного права Отношение к власти Царь–заступник. Дворяне, бояре -изменники и кровопийцы . Результат Восстание подавлено.

Слайд 18

Причины поражения восстания С.Т. Разина стихийность, низкая организованность отсутствие четких целей у восставших разнородный социальный состав разрозненность действий крестьян С.Разина везут на казнь. Гравюра к.17 в.

Слайд 19

Игра «ДА или НЕТ» 1.17 век вошёл в историю как А) Смутное время Б) Бунташный век В) Век, в котором были окончательно закрепощены крестьяне 2. «Поход за зипунами» означает А) Поход за военной добычей Б) Покупка новой одежды казакам В) Царь снаряжает казаков новым обмундированием

Слайд 20

Причинами народных выступлений в 17 веке были А) Закрепощение крестьян Б) Попытки ограничить крестьянскую вольницу В) Церковный раскол и расправа над старообрядцами 4. Что такое «прелестные письма» А) Царские указы Б) Красиво написанные письма В) Призывные письма С.Разина 5. В царствование Алексея Михайловича Тишайшего произошли А) Соляной бунт Б) Медный бунт В) Церковный раскол

Слайд 21

Да Да Да Да Нет Нет Да Да Да Нет Нет Да Да Да Да

Слайд 22

Домашнее задание -& 8, вопросы, даты, пересказ о любом движении -На выбор – синквейн или письменный ответ на вопрос «Чем вам понравился Степан Разин. Что вам в нём не нравится» или найти легенды и песни о Степане Разине -Индивидуальное сообщение о Богдане Хмельницком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")

Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной.  На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...

Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".

Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов  поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...

Методическая разработка урока истории по теме: "Народные движения в XVII веке". Формы и методы обучения на современном занятии по предмету.

Методическая разработка, даст возможность провести урок по теме: "Народные движения в XVII веке" в рамкак требований ФГОС последнего поколения, основная технология - Критичческого мышления....

Методическая разработка урока «Народные движения в XVII веке».

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету....

Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." (7 класс)

Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." для 7 классов.урок с использованием новых информационных технологий...

Методическая разработка урока по истории России в 7 классе по теме "Народные движения в 17 веке"

Методическая разработка урока по истории в 7 классе по теме "Народные движения в 17 веке" к учебнику И.Л.Андреева, И.Н. Федорова, И.В. Амосова...