Методическая разработка урока на тему:"Социалистическая индустриализация"(9 класс)
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Игошева Надежда Антоновна

Методическая разработка урока на тему:"Социалистическая индустриализация"(9 класс) составлена с целью  дать  школьникам представление о причинах кризиса хлебозаготовок 1927-1928 гг. и выявить возможные пути выхода из него; уяснить причины победы сталинского варианта преодоления экономического кризиса; уяснить причины сущность и итоги  индустриализации; понять истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialisticheskaya_industrializatsiya-9_klass.docx56.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Разработка занятия на тему:

«Социалистическая индустриализация»

(9 класс; гуманитарное направление обучения)

Составила: учитель истории и обществознания

Игошева Н.А.

Сургут, 2012

        

Технологическая карта занятия по истории

Тема занятия

"Социалистическая индустриализация".

Тип урока

Изучения нового материала

Образовательные ресурсы

Презентация урока, рабочие листы  №1, 2. 3, 4, историческая карта: ""Народное хозяйство СССР в 1926-1940 гг.", запись песни"Марш энтузиастов", материалы компьютерного учебника : "История России. XX век".(Часть 2)

Цель урока

Составить представление о причинах кризиса хлебозаготовок 1927-1928 гг. и выявить возможные пути выхода из него; уяснить причины победы сталинского варианта преодоления экономического кризиса; уяснить причины сущность и итоги  индустриализации; понять истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.

Формы и методы, технологии обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный; беседа; диалог, диспут; проблемно-поисковый;    анализ; обобщение.

Формы: общеклассная, групповая и индивидуальная.

Технология активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Приемы: интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Основные понятия и термины, даты

Индустриализация. пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование.

1927 г. -хлебозаготовительный кризис; декабрь 1925 г. – XIV съезд ВКП(б) – индустриализация – приоритетная задача советской экономики; 1928 г.- "Шахтинский процесс"; 1929 г.- ударничество; 1930 г.- ликвидация в СССР безработицы; 1928-1932 гг.- первая пятилетка; 1933-1937 гг.- вторая пятилетка; 1935 г.- начало стахановского движения.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Приобретенная компетентность

Научатся доказывать свои позиции по теме занятия

  •  Осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах.
  •  Анализировать информацию из исторических источников  текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи.
  •  Используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России(СССР), других государств в ХХ — начале XXI в..

Организационная структура занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный

(2 минуты)

Знакомство с темой, планом  занятия, задачами и методами деятельности,

мотивационная настройка;

формирование учебных групп.

  • Знакомит с темой, планом  занятия

 (слайды  №1, №2)

  • Предлагает учащимся разделиться на
  •         5 групп для проведения работы с историческими источниками и составления выступлений.

     

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

  • Прослушивают отрывок песни: "Марш энтузиастов" для создания эмоционального настроя
  • Делятся на 5 групп для проведения работы с историческими источниками и составления выступлений.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации в группе.

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,  выстраивать последовательность описываемых событий.

Устойчивый познаватель-ный интерес и становление смыслообразу-ющей функции познавательно-го мотива.

Устанавливать целевые приоритеты .

II. Основной

(33 минуты)

1. Положение в экономике СССР в конце 1920-х гг.

Деятельность учителя

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

  • Предлагает выполнить проблемно-познавательное  задание.

             ("Рабочий лист"(задания №1,№2).

Учитель: "Рассматриваем 1 вопрос занятия: Положение в экономике СССР в конце 1920-х гг. Необходимость индустриализации.

    Вам предлагается "Рабочий лист"(задания №1, №2) для исследования положения экономики СССР в конце 1920-х гг. и подготовки ответа на проблемные задания: 

1. Подтвердите конкретными фактами высказывание историков

2. Проанализируйте факты, сделайте выводы и дополните высказывание историков фактическим материалом.

  • Выполняют проблемные задания ("Рабочий лист"(задания №1,№2).:

1. Приводят    конкретные факты в подтверждение  высказывания историков:

2. Анализируют   факты, делают  выводы и дополняют  высказывание историков фактическим материалом.

Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия в ходе прослушивания ответов одноклассников на проблемные задания.

Сроить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей при подготовке ответа на проблемные задания.

Формировать основы социально-критического мышления, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями при работе с историческими источниками.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

  • Работает со схемой презентации "Хлебозаготовительный кризис1927г."

            (слайд №4, №5).

Учитель: В 1927 г. произошел хлебозаготовительный кризис. Для выяснения причин и последствий кризиса рассмотрим схему:"Хлебозаготовительный кризис1927 г."

 (слайд №4).

  • Работа со схемой: "Хлебозаготовительный кризис1927г."

( презентация занятия; слайд №3).

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы при рассмотрении схемы.

Устанавливать причинно-следственные связи; при рассмотрении схемы.

Формировать устойчивый познаватель-ный интерес и становление смыслообра-зующей функции познаватель-ного мотива при рассмотре-нии схемы

Самостоятель-но анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

  • Предлагает выполнить проблемное задание.

Учитель: "Вспомните международную обстановку в конце 1920-х гг. и подтвердите фактами В Маяковского:

"...Раскрыл я с тихим шорохом глаза страниц...

    и потянуло порохом от всех границ..."

Политическое руководство СССР расценивало эти факты как проявление "заговора против СССР империалистических держав, конечной целью которых является развязывание войны".

  • Готовят монологический ответ о международной обстановке в конце 1920-х гг. и подтверждают фактами слова В. Маяковского

(в 1927 г. были разорваны дипломатические отношения СССР с Великобританией, требовали отозвать советского посла из Франции, произошло убийство Войкова в Польше и т.д.)

Строить монологическое контекстное высказывание при подтверждении фактами исторической ситуации

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования исторической ситуации

2. Альтернативные подходы к проведению индустриализации.

Деятельность учителя

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

  • Рассказ учителя о XIV съезде партии большевиков и о столкновении 2-х позиций на строительство социализма и развитие промышленности в СССР

  • Организует помощь и контроль за  работой учащихся с историческими источниками и  заполнением сравнительной таблицы.

            (слайды №6, №7. №8. №9).

  • Слушают рассказ учителя о XIV съезде партии, на котором предлагались 2 альтернативы на выход из хлебозаготовительного кризиса 1927 г..
  • Работают в  группах с историческими источниками("Рабочий лист"(задания №3,)
  • Заполняют сравнительную таблицу "Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины и пути выхода".
  • Участвуют в диспуте : "Варианты выхода из хлебозаготовительного кризиса"
  • Смотрят из  презентации занятия таблицу "Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины и пути выхода для проверки выполненного задания и  закрепления полученных знаний"

(слайды  №5, №6. №7, №8. №9).

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при работе в группе.

Поиск и выделение необходимой информации при работе с историческими источниками.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия во время диспута.

Осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению при работе с историческими источниками.

3. Особенности индустриализации в СССР.

Деятельность учителя

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

  • Рассказ учителя о целях индустриализации в СССР

(слайд №10).

  • Сравнивает европейскую индустриализацию с советской

(слайд №11).

  • Называет источники индустриализации в СССР

(слайд №12).

  • Обращает внимание на особенности индустриализации в СССР

(слайд №13).

  • Составляют опорный конспект(текстовой или знаковый) о целях, источниках  индустриализации в СССР.
  • Заполняют сравнительную таблицу: "Европейская индустриализация и советская" (2-ю колонку по советской индустриализации)
  • Решают учебно-практическую задачу- выявить особенности индустриализации в СССР

Формулировать собственное мнение и позицию при решении учебно-практической задачи.

Свободная ориентация и восприятие текстов при составлении опорного конспекта.

Готовность к самообразова-нию при заполнении сравнитель-ной таблицы.

Внесение необходимых дополнений и корректив при составлении опорного конспекта

4. Первая пятилетка.

Деятельность учителя

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

  • Рассказ учителя о планах, лозунгах, стройках, итогах  первой пятилетки

(слайды  №14. 15, 21,22).

  • Обращает внимание учащихся на высказывания И. Сталина о темпах индустриализации и диаграмму промышленного производства в годы первой пятилетки

(слайды №18, 20).

  • Демонстрирует репродукции плакатов, относящихся к происходящим событиям (слайды №15, 17).
  • Слушают рассказ о первой пятилетке.
  • Составляют опорный конспект( текстовой или знаковый).

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей в ходе прослушивания рассказа учителя.

5. Социальные проблемы первой пятилетки.

Деятельность учителя

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

  • Предлагает работу с историческим источником("Рабочий лист"(задание №3)
  • Организует диалог  о социальных проблемах в ходе индустриализации в СССР.
  • Работают с историческим источником ("Рабочий лист"(задание №4)
  • Участвуют в диалоге  о социальных проблемах в ходе индустриализации в СССР.
  • В качестве закрепления материала просматривают презентацию

(слайды №24, №25, №26).

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Ставить проблему, аргументировать её актуальность.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодейст-вий.

Основы саморегуляции эмоциональных состояний.

6. Второй пятилетний план.

Деятельность учителя

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

  • Рассказ учителя о хронологических рамках , планах, лозунгах, стройках, итогах  второй  пятилетки

(слайд №27).

  • Организует работу с исторической картой: "Народное хозяйство СССР в 1926-1940 гг." и диаграммами.
  • Работают с историческим источником ("Рабочий лист"(задание №5)
  • Работают с исторической картой: "Народное хозяйство СССР в 1926-1940 гг." и диаграммами.
  • Находят  на карте стройки первой и второй пятилеток: Днепрогэс; Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты; Сталинградский, Харьковский тракторные заводы; Московский, Горьковский автомобильные заводы; Турксиб; Уральский, Краматорский заводы тяжелого машиностроения, «Азовсталь»; города Кировск, Комсомольск-на-Амуре; Беломорско-Балтийский канал, канал Москва—Волга.

Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий при работе с историческим источником.

Осуществлять расширенный поиск информации при работе с исторической картой.

Уважение к истории при работе с историческим источником.

Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности при работе с диаграммами.

7. Положение рабочих. Стахановское движение.

Деятельность учителя

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

  • Рассказ учителя о положении рабочих в конце 1920-1930-х гг. и стахановском движении

(слайды  №29, №30, №31, №32).

  • Работают с историческим источником ("Рабочий лист"(задание №6).
  • Составляют опорный конспект ( текстовой или знаковый).

Учебное сотрудничество с учителем при работе с историческим источником.

Делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Уважение к личности и её достоинству.

8.  Итоги первых пятилеток.

Деятельность учителя

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

  • Рассказ учителя о итогах первых пятилеток.

(слайды   №34, №35, №36, №37).

  • Работают с текстовыми таблицами (слайды   №34, №35, №36, №37).

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Гражданский патриотизм.

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

III.Заключительный

(5 минут)

Деятельность учителя

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

  • Осуществляет рефлексию.

(слайды   №38, №39)

  • Подводит итоги  урока.
  • Объявляет  домашнее задание.
  • Работают в группах с опорным конспектом по теме занятия, составленным учителем истории С. Селеменевым.

(слайд   №39)

  • Представитель от группы составляет выступление на основе опорного конспекта.

Учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве при составлении выступления.

Формируются основам рефлексивного чтения.

Формируется выраженный устойчивый учебно-познаватель-ная мотивация  и интерес к учению.

Преобразова-ние практической задачи в познаватель-ную.


Рабочий лист №1

Тема: "Индустриализация в СССР"

Задание №1

1. Подтвердите конкретными фактами высказывание историков:

        

        "...По уровню народнохозяйственного развития... СССР в конце 20-х годов находился на начальных этапах индустриализации. Xотя  переход от доиндустриального к индустриальному технологическому способу производства начался у нас еще в XIX в., темпы этого процесса были таковы, что вплоть до революции Россия оставалась аграрной страной, в народном хозяйстве которой преобладало мелкое  производство и домашние формы труда. Опустошения мировой, затем Гражданской войн и иностранной военной интервенции резко ослабили и те элементы индустриального производства, которые имелись в российской экономике.

        Естественно, что к исходу первого десятилетия Советской власти, когда в основном завершилось восстановление разрушенного, СССР оказался на той же начальной стадии индустриального преобразования народного хозяйства, которой Россия достигла накануне войны и революции... Уровень производства советской промышленности в расчете надушу населения отличался от душевого производства в индустриально развитых странах в 5—10 раз... При этом и в промышленности большинство рабочих... было занято ручным трудом".

 (Гордон JI.A., Клопов Э.В. Что это было? М., 1989).

Задание №2

2. Проанализируйте факты. Сделайте выводы. Дополните предыдущее высказывание фактическим материалом.

Численность населения СССР — 160 млн. человек.

Сельские жители — 81—82% населения.

Крестьяне и члены их семей — 75% населения.

Рабочие и члены их семей — 11—12% населения.

В промышленности к 1928 г. производилось до 25% национального дохода СССР, в сельском хозяйстве — до 50%.

Рабочий лист №2

Тема: "Индустриализация в СССР"

Задание №3

1926 г.

Идеи Рыкова:

        Индустриализация в «наиболее аграрной и отсталой стране в Европе — сложный процесс. Успех будет зависеть от накоплений внутри самой промышленности и от помощи, которую окажут ей другие отрасли хозяйства, прежде всего, сельское хозяйство. Но нельзя «брать» с крестьян больше, чем до 1917 г.

        

Идеи Сталина:

        «Что такое преувеличенный промышленный план? Это есть план, составленный не по средствам, план, оторванный от наших финансовых и иных возможностей». Должен быть заложен «предельно минимальный темп развития индустрии, который необходим для победы социалистического строительства».

Идеи Троцкого:

        Мы недооцениваем возможности ускоренной индустриализации. Нужно увеличить объем промышленного строительства за ближайшие пять лет так, чтобы сократить до минимума диспропорцию между промышленностью и сельским хозяйством. «Как молодая буржуазия» в период первоначального накопления капитала «жилы из себя тянула, пуритански урезывала себя во всем, откладывала каждую копейку на промышленность, так должна действовать Советская Россия».

1927-1928 гг.

Идеи Бухарина:

        Наивно полагать, что максимум перекачки средств из крестьянского хозяйства обеспечит максимальный темп индустриализации. «Социалистическая индустриализация — это не паразитарный процесс по отношению к деревне... а средство ее величайшего преобразования и подъема». Нужно искать оптимальное сочетание развития тяжелой и легкой промышленности, так как «быстрый оборот в легкой индустрии (производство предметов первой необходимости) позволяет использовать ее капиталы и для строительства в тяжелой индустрии...»

1928 г.

Идеи Сталина:

        Нельзя замедлять темпы индустриализации, несмотря на проблемы на «хлебном фронте». Для того, чтобы эти темпы сохранить, нужно ввести «дань», «сверхналог» с крестьян, чем дальше мы пойдем по этому пути, тем активнее будет противодействие враждебных нам внутренних и внешних сил.

1929 г.

Идеи Сталина:

        Нужно ускорить индустриализацию, осуществив сплошную коллективизацию в деревне, необходимо «насаждать в деревне крупные социалистические хозяйства в виде колхозов и совхозов», а этого не добьешься «без проведения в жизнь политики ликвидации кулачества как класса». Как только нэп «перестанет служить делу социализма, мы ее отбросим к черту».

Идеи Бухарина:

        Переход крестьянства к новому строю возможен лишь тогда, когда народ «идет к социализму через кооперацию, руководствуясь собственной выгодой». «Форма рыночной связи долгие годы будет решающей формой экономической связи», нельзя допускать нажима, администрирования, чрезвычайщины в воздействии на основные массы крестьян.

Задание первой группе

        Основываясь на идеях видных деятелей партии, подготовьте речь (1— 2 мин.) в защиту проведения индустриализации форсированными темпами любой ценой.

Задание второй группе

        Основываясь на идеях видных деятелей партии — противников форсированной индустриализации, подготовьте речь (1—2 мин.) в защиту своего метода преобразований.

Задание третьей группе

        Подготовьте выступление от лица крестьянина (1—2 мин.)а тему:«Мое отношение к методам индустриализации, избранным партией в 1928—1929 гг.».

Задание четвертой группе

        Подготовьте выступление от своего лица  к выбору, сделанному партией в 1928—1929 гг. способа преобразований.

Рабочий лист №3

Тема: "Индустриализация в СССР"

Воспоминания бригадира — каменщика Кузнецкстроя В. Шидека

        «В октябре 1929 г. мы — артель каменщиков из шести человек — прибыли на площадку Кузнецкстроя... Когда пришли на Верхнюю колонию, увидели здесь несколько земляных бараков и временно поместились в душной маленькой комнатушке. Дня через два нас поселили в лучший барак... Жили мы на Нижней колонии в бараке № 14, вся артель в одной комнате. Поставили плиту, наняли женщину, и она нам варила обед и ужин.

        Ведь тогда была одна-разъединственная столовка, да и та в земляном бараке. Порядка в ней не было, ложек не давали. И каждый столующийся приходил со своей ложкой, а нет — так хлебает через край, а кашу корочкой выгребает...

        На производстве работа кончалась в пять часов... Придем домой, поужинаем, помоемся и начинаем газету читать. Потом разговоры начнутся. Больше всего было споров о международном положении. Много было разговоров об американцах, которые должны были работать у нас на Кузнецкстрое.

        Мы большое внимание обращали на чистоту. Спали на топчанах, но как только заведутся клопы, мы их ликвидируем немедленно. Утром мы все перетрясали постели. В бараке у нас была коллекция портретов вождей, были исторические картины. Имелись балалайка и гармонь.

        Производственные собрания своей артели мы устраивали тут же в бараке, прямо за чаем, почти ежедневно.

        Скажу теперь, как мы работали.

        Начали мы со здания заводоуправления. Тут мы впервые ввели подогрев гравия. Бетон приходилось лить на морозе. А так как печей не было, мы обливали гравий кипятком... Тут нам задавали норму в 500 кирпичей, но мы сами повысили до 1000 кирпичей. Старались работать быстрее и поэтому перерывы на курение не делали. Чтобы завернуть цигарку из махорки, нужно затратить минуту-другую, а это стоит десятки кирпичей. Поэтому мы курили только папиросы и только на ходу...

        В декабре 1930 г. мы закончили здание ФЗУ (должны были сделать 40 проц. здания, а мы сделали все 100 проц.) и вскоре перешли в другой цех и начали работу по огнеупорной кладке. Раньше мы на огне- упоре не работали. Размаху сразу дать не могли. Но вскоре освоили и, вместо... нормы 165 кирпичей, стали давать по 1200 кирпичей.

Здесь у нас начались недоразумения с хозяйственниками... Мы выдвигаем встречный. Мы ломаем планы и графики. Мы расходуем декадный материал в два дня. Мы требуем. А они достать не могут, начинают серчать. А мы не уступаем. Начинается грызня...

        1 мае 1931 г. нас перебросили на кладку коксовых печей. Кладка была сложная, — из наших каменщиков никто на такой не работал. Здесь работали французы, и они дали норму 0,5 тонны. Плановый отдел увеличил до 0,8 тонны. Но когда я подсчитал, то понял, что какая бы ни была то сложная работа, а тонну-то уж сделать можно. Мы выдвинули тонну.

        Французы косились на нас, считали чудаками и сердились, особенно, когда мы еще новый встречный выдвинули—2,2 тонны. Потом мы и эту цифру перекрыли, давая до 3,8 тонны... мы выигрывали на расстановке рабочей силы. Там, где французы ставили 6 человек, нам достаточно было 4 человек...

        В конце концов французы удрали, уехали совсем, и цех мы построили без них.

        Тут у нас было соревнование с бригадой Оболенского из Донбасса. Мне было тяжело за ними угнаться. Вся его бригада состояла из молодежи.., а моя бригада —старики, такой кладки в жизнь не видели...

        Когда мы кончали первую батарею в подарок XVI партийной конференции, то я в течение 4 дней не уходил с печи, домой не являлся. Подушкой мне служила рельса, а чтобы было помягче, подкладывал брезентовые рукавицы.

Как раз перед этим у меня заболела жена, и я ее отправил в Томск, а дома остались двое ребят, одному 3 года, другому 7 лет. И вот на второй день после моего ухода младший сынишка заболел и скоропостижно помер. Я под производственным угаром забыл про ребятишек. На пятый день прихожу домой и вижу — младший мой ребенок помер, а старший где-то ходит по площадке и ищет меня. Соседи также ходили и искали, но не нашли... делать нечего, надо хоронить, а после пришлось хорошенько выпить. Пил за победу и пил-за горе...

        Нас многие не любят. Почему? Нас много хвалили. А если будут хвалить одну бригаду, другие опустят руки.

        Когда мы на коксовом давали 3,8 тонны, — у многих достижением считалась 1 тонна. На нас сердятся, но мне все равно. Ведь мы работаем своим трудом, добиваемся зарплаты своим трудом.

        Соревнование затравить нужно. Если подденем кого-нибудь, пускай сердится, зато он начинает нас догонять, — пускай догоняет».

Рабочий лист №4

Тема: "Индустриализация в СССР"

В предгорьях Кузнецкого Алатау

(Из воспоминаний главного инженера Кузнецкстроя академика И.П. Бардина)

        "...Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружь плывуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде... Земляные работы не прекращались и тогда, когда сильные морозы сковывали вязкую, глинистую почву площадки. Экскаваторщики задыхались на морозе,  но каменную землю надо во что бы то ни стало разломать. Комсомольцы объявили субботник. Дезертиров не было. Были энтузиасты, борцы. В густом морозном тумане начали колотить землю кайлами. Коченели ноги, обмерзали пальцы, но ни один  боец не покинул фронта. На освещенной прожекторами площадке работали всю ночь. И победили мороз, стужу, победили упрямую Сибирь".

(Бардин И.П. Жизнь инженера. М., 1938. С. 181-182.)

Еадокия и Мария Виноградовы — зачинатели стахановского движения в текстильной промышленности

        "...Посоветовались мы тогда с Дусей Виноградовой (мы не сестры, а однофамилицы и подруги) и с общественными организациями и тоже решили поддержать это новое начинание. К этому времени мы перешли на обслуживание 100, а потом 144 станков, но и это не было пределом... У нас появилось много последователей не только на нашей фабрике, но и далеко за ее пределами!"

(Вопросы истории. 1968. № 11. С. 125.)

Трудовой подвиг сталевара Макара Мазая

        В1936 г. Макар Мазай установил мировой рекорд, сняв за смену 12 т стали с квадратного метра пода печи. В то время Нарком тяжелой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе высоко отозвался о трудовом подвиге сталевара.

        Профессора и академики нам прямо голову забивали, что больше чем четыре тонны с одного квадратного метра площади пода мартеновской печи дать не можем. А какой-то комсомолец Мазай ахнул и дал двенадцать тонн... Но, может быть, это было лишь один раз? Нет, в течение 25 дней он давал по двенадцать тонн. Этого нигде в мире нет.

(Москвитин М. Повесть о Макаре Мазае. М., 1971. С. 37.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме " Моя Семья" (2 класс)

Пояснительная записка к уроку по теме « Моя семья»Направление:  гуманитарноеТема: « Моя семья».Раздел: второй «Добро пожаловать в наш театр!»Программа:  « Программа курса английского я...

Методическая разработка урока по теме "Влажность" для 10 класса

Данный урок разработан с применением  ИКТ, т.к.  это способствует повышению эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и по...

Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс

В течении урока учащиеся знакомятся с   японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся  с творчестом японских поэтов....

Методическая разработка урока по теме "Плавание тел" - 7 класс

Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию к уроку в 7 классе по теме: "Плавание тел"....

Методическая разработка урока по теме "Праздники" для 9 класса

Методическая разработка урока усвоения нового материала по английскому языку для 9  класса по теме 1 модуля к УМК \'Spotlight" (Ю.Е.Ваулина, В.Эванс)...

методическая разработка урока по теме: "Деньги" (обществознание, 7 класс)

Данный урок разработан для учащихся 7 классов, обучающихся по учебнику Боголюбова Л.Н. На уроке используется проблемно-диалоговая технология, разработанная Образовательной системой "Школа 2100"....

Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.

Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...