Урок по истории Казахстана на тему "Энеолит. Ботайская культура"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Мукеева Жанар Абикеновна

Урок по истории Казахстана на тему "Энеолит. Ботайская культура". 

Урок проводится в форме семинара.

В качестве разминок применяются игровые элементы на повторение всего раздела "Каменный век"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eneolit._botayskaya_kultura.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Энеолит. Ботайская культура

Цель урока: сформировать целостное представление у учащихся о промежуточном периоде между древнекаменным и бронзовым веком на территории Казахстана энеолите, об особенностях данного периода.

Задачи урока:

Образовательная: дать характеристику эпохи энеолит на территории Казахстана; раскрыть  особенности ботайской культуры.

Развивающая: развивать умение работать с информационно-коммуникационными технологиями и  умение самостоятельно работать с различными источниками, в том числе и с видеофрагментами; анализировать и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, чувство уважения к историческому прошлому.

Оборудование: карта Казахстана, термины, схема, таблица.

Тип урока: Урок-семинар

План урока:

  1. Хронологический период эпохи энеолит.
  2. Особенности эпохи энеолит.
  3. Ботайская культура

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Поприветствовать учащихся. Назвать тему и цель урока.    Объяснить задачи урока.

  1. Опрос домашнего задания.

Вербальный тест по темам палеолит, мезолит  и неолит.

  1. Новая тема.

Отметить, что энеолит – это медно-каменный век. Попросить учащихся найти хронологические рамки данного периода, используя дополнительный материал и учебники.

Записывают хронологию в таблицу.

Хронологические рамки

3-1,8 (2,8) тыс. лет до н.э.

Особенности эпохи энеолит

1-й металл – медь. Распад матриархата и преобладание патриархата. Разделение труда. Использование руды и меди.

Археологические стоянки

Ботай, Рощинское, Баландино, Красный Яр, Василковка 1У.

Ботайская культура

Крупнейшее поселение этой культуры – Ботай. Площадь поселения 15 га. Располагается на правом берегу реки Иман-Бурлук. На территории поселения, за период его существования, было построено около 200–300 жилищ.

Первый этап – приручение лошади.

Со временем люди научились разводить лошадей. Это был второй этап одомашнивания этого животного.

Почему этот период носит такое название?

Игра- разминка «Охота и рыбалка».

На доске вышиваются рисунки с изображением гор и реки. К ним прикрепляются рыбки и животные. Сзади картинок написаны вопросы по пройденным темам. Ребята выступают в виде охотников и рыболовов. Сняв одну из картинок, ребята должны ответить на вопросы. В конце подводится итог. Чья группа ответила на большее количество вопросов та и побеждает.

Далее попросить найти основные особенности эпохи энеолит, археологические стоянки и ботайскую культуру.

Дается дополнительный материал.

В эпоху энеолита происходит дальнейшее формирование производящей экономики. На территории Евразии одомашнена лошадь. В III тыс до н. э. появляется металлообработка. В энеолите лесостепные районы Северного Казахстана населяли племена ботайской культуры. Культура выделена на базе изучения энеолитических памятников Северного Казахстана: Ботай, Рощинское, Баландино, Красный Яр, Василковка 1У.

Крупнейшее поселение этой культуры – Ботай. Площадь поселения 15 га. Располагается на правом берегу реки Иман-Бурлук. На территории поселения, за период его существования, было построено около 200–300 жилищ. Это были полуземлянки с дымовым отверстием в центре. Щели между бревнами перекрытия замазывали глиной, сверху укладывали пласты дерна. В центре жилища находился очаг. В стенах котлованов делались ниши для хозяйственных и культовых нужд. Вход в жилище был наземным. Жилые помещения ботайцев часто вплотную примыкали друг к другу. Между помещениями имелись переходы.

На памятнике площадью боле 10 тыс. кв. м изучено более 100 жилищ, выявлены более 300 артефактов и сотни тысяч костей – почти все они принадлежат лошадям. Жилища расположены в основном в центре поселения.
Исследования на Ботае и похожие памятники в Красном Яре, Рощинском, Сергеевке показали, что открыта новая культура – ботайская. Люди на Ботае были праиндоевропейцами. Они жили большими поселениями и имели разнообразное хозяйство. Ядром их хозяйственных систем было коневодство. Кроме того, они занимались охотой, рыболовством, обрабатывали кости, дерево, камень, изготавливали керамику. Возможно, им было известно колесо. Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно. Первый этап – приручение лошади – относится именно к этому периоду.

Со временем люди научились разводить лошадей. Это был второй этап одомашнивания этого животного. Около пяти тысячелетий назад климат степей был более влажным, а растительность – богатой. В соответствии с некоторыми данными палеонтологов и исследователей почв, трава достигала 2 м в высоту. В то время здесь обитало большое количество лошадей, естественно, преимущественно диких, но чтобы успешно охотиться, человеку приходилось использовать домашних. Палеонтологам не просто было различить диких и домашних лошадей. Однако в изучении этой сложной проблемы сегодня уже есть первые результаты. Данные американского ученого Д. Энтони показывают, что четверть всех исследованных лошадиных зубов из Ботая имеют следы от удил, также археологами на Ботае обнаружены застежки пут и элементы удил.

После изучения дополнительного материала и текста в учебнике, определения основных особенностей учащиеся завершают заполнение таблицы. Показывают все стоянки по карте.

Игра-разминка «Собери мозаику»

Палеолит

Мезолит

Неолит

Лук и стрелы

Ткацкий станок

Чоппер

Глиняные горшки

Чоппинг

Лодки

Приручена собака

Производящее хозяйство

Кроманьонец

Бумеранг

Стоянка Сексеул

Таяние ледника

Далее задать вопрос:

Почему исчезла ботайская культура?

В конце третьего – начале второго тысячелетия из-за иссушения климата изменились ландшафты, водный и температурный режимы. Следствием этого был кризис привычных экологических ниш. Хозяйственные и календарные циклы были нарушены. Массовые миграции индоевропейцев, уральских, алтайских и других этнических групп начались именно в это время.

Ботайцы отреагировали на кризис двумя способами: первая группа двинулась на южный Урал, Восток Казахстана и Алтай в поисках похожего региона (возможно, и дальше на восток) и слилась с другими этносами. Другая ботайская группа маленькими семейными кланами рассеялась по речным долинам Казахстана и Западной Сибири. Специализированное коневодство уступило место придомному скотоводству, охоте, рыболовству и земледелию. Вместе с лошадьми начали разводить крупный и мелкий рогатый скот. 

  1. Закрепление темы.

Вопросы для закрепления:

  1. Назовите хронологические рамки энеолита.
  2. Какие особенности были в период энеолита?
  3. Покажите стоянки, найденные в Казахстане периода энеолит.
  4. Назовите особенности ботайской культуры.
  1.  Итог урока. Оценивание работы учащихся.
  2. Домашнее задание. Дополнительный материал по бронзовой эпохе в Казахстане.

Приложение

В эпоху энеолита происходит дальнейшее формирование производящей экономики. На территории Евразии одомашнена лошадь. В III тыс до н. э. появляется металлообработка. В энеолите лесостепные районы Северного Казахстана населяли племена ботайской культуры. Культура выделена на базе изучения энеолитических памятников Северного Казахстана: Ботай, Рощинское, Баландино, Красный Яр, Василковка 1У.

Крупнейшее поселение этой культуры – Ботай. Площадь поселения 15 га. Располагается на правом берегу реки Иман-Бурлук. На территории поселения, за период его существования, было построено около 200–300 жилищ. Это были полуземлянки с дымовым отверстием в центре. Щели между бревнами перекрытия замазывали глиной, сверху укладывали пласты дерна. В центре жилища находился очаг. В стенах котлованов делались ниши для хозяйственных и культовых нужд. Вход в жилище был наземным. Жилые помещения ботайцев часто вплотную примыкали друг к другу. Между помещениями имелись переходы.

На памятнике площадью боле 10 тыс. кв. м изучено более 100 жилищ, выявлены более 300 артефактов и сотни тысяч костей – почти все они принадлежат лошадям. Жилища расположены в основном в центре поселения.

Исследования на Ботае и похожие памятники в Красном Яре, Рощинском, Сергеевке показали, что открыта новая культура – ботайская. Люди на Ботае были праиндоевропейцами. Они жили большими поселениями и имели разнообразное хозяйство. Ядром их хозяйственных систем было коневодство. Кроме того, они занимались охотой, рыболовством, обрабатывали кости, дерево, камень, изготавливали керамику. Возможно, им было известно колесо. Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно. Первый этап – приручение лошади – относится именно к этому периоду.


Со временем люди научились разводить лошадей. Это был второй этап одомашнивания этого животного. Около пяти тысячелетий назад климат степей был более влажным, а растительность – богатой. В соответствии с некоторыми данными палеонтологов и исследователей почв, трава достигала 2 м в высоту. В то время здесь обитало большое количество лошадей, естественно, преимущественно диких, но чтобы успешно охотиться, человеку приходилось использовать домашних. Палеонтологам не просто было различить диких и домашних лошадей. Однако в изучении этой сложной проблемы сегодня уже есть первые результаты. Данные американского ученого Д. Энтони показывают, что четверть всех исследованных лошадиных зубов из Ботая имеют следы от удил, также археологами на Ботае обнаружены застежки пут и элементы удил.

В конце третьего – начале второго тысячелетия из-за иссушения климата изменились ландшафты, водный и температурный режимы. Следствием этого был кризис привычных экологических ниш. Хозяйственные и календарные циклы были нарушены. Массовые миграции индоевропейцев, уральских, алтайских и других этнических групп начались именно в это время.

Ботайцы отреагировали на кризис двумя способами: первая группа двинулась на южный Урал, Восток Казахстана и Алтай в поисках похожего региона (возможно, и дальше на восток) и слилась с другими этносами. Другая ботайская группа маленькими семейными кланами рассеялась по речным долинам Казахстана и Западной Сибири. Специализированное коневодство уступило место придомному скотоводству, охоте, рыболовству и земледелию. Вместе с лошадьми начали разводить крупный и мелкий рогатый скот. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Казахстана на тему "Народное образование и литература Казахстана во второй половине XIX века"

Интегрированный урок (история Казахстана и казахская литература) с применением технологии развивающего обучения....

Урок по историии казахстана 8 класс "Казачьи войска на территории Казахстана"

Поурочное планирование по Истории Казахстана "Казачьи войска на территории Казахстана" 8 класс, основное на проектной технологии и технологии критического мышления....

РАЗРАБОТКА УРОКА по истории Казахстана в 10 классе. Тема: Империи в раннем средневековье.

Разработка  урока.Тема: Империи в раннем средневековье. цели:1. Выявить признаки  и особенности раннесредневековых кочевых империй Тюркского и Западнотюркского  каганата.2. Ф...

Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»

Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...

Разработка урока по истории Казахстана по теме:: «Культура саков»

Задачи урока: Образовательная:  разобрать тему, выделить основные аспекты развития культуры саковРазвивающая: развитие устной речи, критического и исторического мышления.Воспитательная: воспитыва...

Разработка урока по истории Казахстана на тему:«Астана – столица Республики Казахстан».

Цели: познакомить детей с историей и культурой нашей столицы, вызвать у детей интерес к прекрасному городу нашей страны, воспитать чувство     восхищения и гордости за ст...

Разработка открытого урока по истории Казахстана «Культура саков»

Тема урока: «Культура саков» Цель урока: Обучающая:- создать условия для усвоениия знаний о культуре сакских племен;- проследить взаимосвязь культуры саков и современного казахского народа;-...