Описание инновационного опыта по критериям
материал по истории на тему

Снадина Наталья Анатольевна

Описание инновационного опыта по критериям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opit_po_kriter.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работаю над темой: «Использование современных технологий на уроках истории».

Цель моей профессиональной деятельности, как учителя согласуется с деятельностью нашего образовательного учреждения. Программа развития школы, а также происходящие в современном образовании изменения – модернизация с целью повышения качества образовательных услуг – определила мои задачи в межаттестационный период:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю: изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий; использование достижений науки и техники (компьютерные программы, сеть Интернет); повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей для построения эффективной модели урока и системы взаимодействия «учитель – ученик».

2. Соответствие уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности обучающихся государственным стандартам и запросам современного общества.

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

«Стратегия модернизации содержания общего образования» определяет для учителя новые ориентиры в преподавании: ученик в процессе обучения должен овладеть ключевыми компетенциями, теми, что понадобятся ему и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. 

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». 

Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках истории и обществознания. Они становятся основой современного образования, средством повышения заинтересованности в обучении, способного во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. 

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, личностно-ориентированным, включая элементы исследовательской и проектной деятельности школьников, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни выпускников.

В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, а также под воздействием изменений, активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов):

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

В «Концепции модернизации российского образования» подчеркнуто: «Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей». Важнейшая цель исторического образования – это воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний, человек должен самоопределить себя в социуме. Без знания современных образовательных технологий невозможно в достаточной мере оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс, способствовать наилучшей интеграции ребенка в окружающем мире.

Наличие теоретической базы опыта:

Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Я изучила много педагогических технологий в теории. На мой взгляд, обучение истории происходит более эффективно через следующие технологии: интерактивного, проблемного, проектно- исследовательского, личностно-ориентированного обучения, использования ИКТ, лекционно-семинарской системы. Использование каждой технологии преломляю на содержание обучения, уровень обучаемости подростков.

Часть уроков, стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных обучающихся.

В своей работе широко применяю личностно-ориентированный подход к деятельности учащихся, который имеет целью развитие индивидуальных способностей ученика. Это полностью соответствует теме работы школы  ––  создание условий для самореализации учащихся на основе универсального образования в рамках общечеловеческих ценностей.

На мой взгляд, работа, связанная с технологиями исследовательско-проектной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности – одна из самых эффективных форм по изучению истории России, и, несомненно, истории родного края. Данная форма в той или степени присутствует на многих уроках, а также во внеурочной деятельности. Занятие исследовательской деятельностью, так или иначе, предполагает самостоятельное освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев повышенного уровня сложности.

Начиная с 5 класса, дети с интересом выполняют творческие работы, связанные с историей села, геральдикой, восстановлением родословной. Не случайно в среднем звене большая часть исследовательских проектов по своей тематике являются генеалогическими. Возрастные особенности школьников требуют, чтобы тема проекта при первоначальном знакомстве с историей имела отношение к реальной жизни ребёнка, пробуждала личный интерес к ближайшему окружению, истории его имени, фамилии, семьи, школы, села и др. Это проекты: «Биография моего предка», «Семейные реликвии», «Село, в котором я живу», «Мое родословное древо» и др. В старших классах ребята выполняют долгосрочные исследовательские проекты по краеведению и истории России.

Успешное формирование исследовательских способностей школьников не возможно без информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках истории позволили мне повысить темп урока, сделать его более ярким и увлекательным. ИКТ позволяют погрузиться в другой мир, увидеть исторические процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению учебного материала. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала, что использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить презентацию, дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ. Имею разработки уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ. Хотелось бы конечно, чтобы в каждом классе был компьютер с выходом в интернет. Это бы позволило более оптимально использовать ЭОР в учебно-воспитательном процессе, сделать урок еще более насыщенным и интересным.

В условиях современной профильной школы, должны измениться формы и методы учебной деятельности, а значит и формы контроляНевозможно регулировать процесс усвоения и коррекции знаний без должной организации контроля и мониторинга. Для этого использую тестирование, по его результатам подвожу итоги, анализирую их, выявляя типичные ошибки. Ребята обязательно знакомятся с результатами работы, проводится коррекция знаний с учётом допущенных ошибок. Тестовая технология обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово и т.д.

Лекционно – семинарская система эффективна, на мой взгляд, на уроках большой информативности, она помогает технологически и психологически подготовить ребят к обучению в ВУЗах.

Проблемно-поисковое обучение помогает мне на уроках поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так, перед изучением новой темы ребятам задаётся вопрос, для ответа на который требуются новые знания. На следующем этапе им предлагается выполнить практическую (творческую) работу, в ходе выполнения которой они находят ответ на поставленный вопрос. Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность.

Очень важно использовать на уроках здоровьесберегающие технологии обучения, особенно среди младшего подросткового возраста. Дети в этот период быстро утомляются. Чтобы этого не происходило, провожу физкультминутки. Они успешно выполняют роль переключения внимания детей. Физкультминутки кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Физкультминутки обеспечивают адекватное восстановление энергетики, сил, дают возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждают перегрузки и преждевременное утомление.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к истории. Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей. Стараюсь научить детей не бояться проблемных заданий, при решении которых необходимы полученные на уроках теоретические знания, способность логически мыслить, самостоятельно добывать дополнительную информацию и использовать её для решения поставленной задачи.

Оптимальность и эффективность средств.

Современные педагогические технологии помогают реализовать деятельностный и личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Организация учебно-поисковой деятельности на уроке и развитие самостоятельности у обучающихся – важнейшее условие подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, эффективной адаптации и социализации, творческого самопроявления личности. Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

В настоящее время на уроках истории и обществознания использую такие средства ИКТ: - мультимедийные учебные пособия:

От Кремля до Рейхстага

История России ХХ век в 4 ч.

Государственная символика России. История и современность.

Россия на рубеже III тысячелетия.

Энциклопедия истории России (862-1917)

История 5 кл. Мультимедийное учебное пособие.

Атлас Древнего мира

Всеобщая история (5 кл., 6 кл.) Учебное электронное издание

Всеобщая история (7 кл., 8 кл.) Учебное электронное издание

Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия.

- Видеоматериалы по истории Великой Отечественной войны, истории и культуре мордовского края, презентации по различным разделам и темам обществознания и истории.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).

Осознанный интерес и желание изучать историю чаще всего проявляется в старшем школьном возрасте, когда учащиеся начинают задумываться о своей будущей профессии, ставят перед собой цель – совершенствовать свои знания по данным предметам. С такими учениками проводятся дополнительные занятия, даётся материал для самостоятельного изучения, идёт подготовка к различным конкурсам и предметным олимпиадам, стимулируется их интерес к выбору истории или обществознания для сдачи экзамена. Систематическая работа с такими учащимися даёт неплохие результаты. Ежегодно ученики нашей школы участвуют в муниципальных предметных олимпиадах по истории, краеведению.

Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря новым образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Возможность тиражирования.

Опыт работы обобщен и представлен в методическом кабинете МБОУ «Жуковская СОШ», на сайте МБОУ «Жуковская СОШ» http://zchukovka.narod.ru/index/snadina_natalja_anatolevna_uchitel_istorii/0-4

на российском интернет - портале  http://nsportal.ru/snadina-natalya-anatolevna 

На заседаниях МО учителей истории и обществознания я делюсь опытом, провожу семинары и открытые уроки, привлекаюсь к проверке письменных олимпиадных работ на муниципальном уровне, делюсь накопленными материалами.

Директор МБОУ «Жуковская СОШ»________________/Тюркина Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного педагогического опыта

В работе представлен передовой педагогический опыт по применению метода проектов и информационно - компьютерных технологий на уроках английского языка в условиях введения новых ФГОС....

Описание инновационного опыта работы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики....

Описание инновационного опыта учителя музыки

Описание инновационного опыта учителя музыки...

Описание инновационного опыта

Представление  инновационного опыта  на тему: «Статодинамический метод на уроках физической культуры как средство развития кондиционных способностей учащихся»...

Описание инновационного опыта

http://yadi.sk/d/ouAS8BXW3GEmqE   Уважаемые посетители моего сайта, пройдя по этой ссылке, вы попадёте на Яндекс Диск, где сможете познакомиться с моим портфолио. ...

Критерии оценки портфолио, тестирования, инновационного опыта учителя-логопеда.

Критерии оценки портфолио, тестирования, инновационного опыта учителя-логопеда....

Описание инновационного опыта

Описание инновационного педагогического опыта...