Описание инновационного опыта
материал по теме

Баграмян Ирина Николаевна

http://yadi.sk/d/ouAS8BXW3GEmqE   Уважаемые посетители моего сайта, пройдя по этой ссылке, вы попадёте на Яндекс Диск, где сможете познакомиться с моим портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bagramyan_i.n._predstavlenie_innovatsionnogo_opyta.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литература

Баграмян Ирины Николаевны

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно- воспитательного процесса

Современная школа должна отвечать требованиям, которые предъявляет ей общество. Планка образования сегодня достаточно высока и ориентируется на международные стандарты качества образования. Качество образования сейчас- это не просто набор знаний и навыков, это, в первую очередь, умение применять их на практике, создавать новое.

 Система образования должна готовить людей, которые не только умеют жить в гражданском обществе, но и умеют создавать его. Исходя из того, что системно- деятельный подход является основным в формировании универсально- учебных действий, согласно ФГОС, то важно отметить, что проектная деятельность- наиболее эффективный метод работы. Данный вид деятельности, по моему мнению, многофункционален в большей степени, чем другие.

Актуальность данного метода работы заключается  в том, что  проектно- исследовательская деятельность ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на применение и приобретение новых путём самообразования. Данный метод даёт простор для творческой инициативы как учащихся, так и педагога, подразумевая сотрудничество. Такая форма работы создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающий, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений в различных областях науки.

Цель проектного обучения состоит в создании условий, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться полученными знаниями для решения поставленных задач»
  • развивают в себе исследовательские навыки;
  • развивают системное мышление;
  • получают возможность самореализации и самовыражения;
  • приобретают коммуникативные навыки при работе в группе.

Метод проектов, по моему мнению, имеет ряд преимуществ, которые позволяют обучающимся самоопределиться профессионально, увидеть конечный результат своей работы, приобрести коммуникативный опыт при работе в группе, учесть индивидуальные способности каждого участника проекта: сильному- сложное темы, слабым- по их реальным возможностям, выявить и развить творческие способности, выявить деловые качества.

Внедрение метода проектов в образовательный процесс- это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика.

Работая над проблемой проектно- исследовательской деятельности, я убеждена в том, что такая деятельность является перспективной инновационной технологией, которая значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, совершенствует навыки компьютерной грамотности, поднимает общее интеллектуальное развитие обучающихся на более высокую ступень.

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Главная задача современной школы- подготовка обучающихся, способных быстро адаптироваться в жизненных ситуациях, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования обращает внимание «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования»  Это позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности. Недаром одна древняя мудрость гласит: «Хочешь накормить человека, дай ему не рыбу, а удочку». Так и мы, учителя, должны дать нашим детям возможность учиться получать знания самим и применять их на практике. Еще Я. Коменский мудро заметил, что надо «учить с верным успехом, так, чтобы ни у учителя, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы».

В урочной и во внеурочной деятельности метод проектов и исследовательских работ позволяет мне построить обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность обучающихся, развивать их коммуникативные авыки и творчески подходить к результатам работы.  Наиболее простым видом проектной деятельности на уроках русского языка и литературы я считаю информационный проект ( сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью её анализа). Данный вид проекта актуален во время изучения биографии писателей, истории создания того или иного произведения.

Создание памяток, инструкций, алгоритмов на уроках русского языка мотивируют учащихся, помогают понять свою значимость на уроке, важность вклада в общее дело. Такой продукт способен удовлетворить насущную проблему конкретного класса, школы и.т. д.

Метод проекта- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Он создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности учащихся в постижении нового, стимулируя тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же становится организатором познавательной деятельности учащихся и тоже участником творческого процесса. При работе над проектом между учителем и воспитанником создаются доверительные дружеские отношения, что способствует формированию личности обучающегося.

  1. Теоретическая база

В суть метода проектов  положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Что же такое проект? В словаре С.И.Ожегова мы можем найти определение понятия ПРОЕКТ:

Проект- а, м. 1. Разработанный план сооружения, какого-н. механизма, устройства. П. здания, моста. П. реконструкции улицы. Дипломный п. (в техническом вузе). 2. Предварительный текст какого-н. документа. П. резолюции. 3. Замысел, план. Заманчивый п. В проекте была экскурсия в горы. II прил. проектный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Метод проектов получил своё распространение ещё в 20-е годы XX столетия в США. В первую очередь она связана с именем педагога – мыслителя Френсиса Паркера, американского философа и педагога Дж. Дьюи.

Данный  метод привлёк внимание и русских педагогов  в начале  XX века. Русский педагог С.Т.Шацкий в 1905 году создал группу, которая пыталась активно использовать метод проектной деятельности в практике преподавания.

В советское время метод проектно- исследовательской деятельности распространяется в 20- е годы. Большое количество работ и статей по методологии данной технологии написаны Пахомовой Н.Ю.

Проектная деятельность широко распространена в американских и японских школах. Сейчас в отечественном образовании повысился интерес к проектной деятельности, ориентированной на самостоятельную работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых проектов, творческой деятельности учащихся, знакомство с различными источниками информации, несущими вариативную точку зрения на предмет или факт.

Всё это происходит потому, что сегодня важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, способную работать с обширнейшей информацией, которая стала доступной благодаря информацинно- коммуникативным технологиям.

Девизом участников проектной деятельности могут стать слова: «Я зная, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить»

  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Проекты сами по себе разнообразны по форме, содержанию, количеству участников, по продолжительности выполнения. Это может быть статья, доклад, стенгазета, презентация, творческий отчёт.

Русский язык и литература- это те учебные предметы, которые позволяют активно использовать различные формы проектной деятельности, а значит, способствуют реализации Федеральных Государственных Стандартов Общего Образования.

Современная классификация проектов обширна. Она возможна по:

  • тематическим областям;
  • объёму деятельности;
  • срокам реализации;
  • количеству исполнителей;
  • важности результатов.

Но каждый из этих проектов неповторим и уникален, направлен на достижение конкретных целей, ограничен во времени и предполагает координированное выполнение взаимосвязанных частей. Это могут быть как монопроекты, так и межпредметные проекты. Межпредметные наиболее активно выполняются во внеурочное время, а вот монопроекты возможны на к уроке в рамках одного предмета.

По своей продолжительности различаются:

  • мини-проекты ( укладывающиеся в один урок или в его часть);
  • краткосрочные- на 3-5 уроков;
  • среднесрочные
  • долгосрочные (выполняемые, как правило, во внеурочное время)

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта

Приведу некоторые примеры проектной деятельности, являющиеся средством реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в разных классах, которые провожу я.

1. Мини- проект «Синтаксис и лексика в рассказе И.С. Шмелёва «Страх»

В ходе анализа рассказа «Страх» в 7 классе группам учащимся даётся задание по определению в нём речевых и синтаксических особенностей произведения, которые помогают автору описать историческое событие (покушение на императора) и психологическое состояние героев, состояние страха. Дети приходят к выводу, что особое место занимают в тексте восклицательные предложения (25), вопросительные предложения (45), многоточия (100). Такой способ помогает писателю передать тревожность обстановки, неопределённость будущего, ужас от происходящего.

 Другая группа определяет, что данный рассказ имеет такое название неспроста, потому что И.С.Шмелёв употребляет слово СТРАХ и его синонимы – 33 раза.

Третья группа определяет, что для автора важно действие и факт,  а поэтому количество глаголов и существительных преобладают на протяжении всего произведения.

Такая работа позволяет учащимся научиться читать между строк, обращать внимание на все приёмы, который использует автор для создания образов, правильно определять замысел писателя.

  1. Краткосрочный проект « Создаём и иллюстрируем  народную сказку» на уроке литературы в 5 классе.

После изучения цикла русских- народных сказок обучающиеся получают задание проиллюстрировать эти произведения и впоследствии составляется электронная книга в формате презентации. Каждый выбирает более понравившуюся сказку и иллюстрирует запомнившийся в ней фрагмент. Отдельные учащиеся имеют возможность не только нарисовать сказки, но сочинить и проиллюстрировать свои. Данный проект имеет межпредметную направленность, поэтому обращение к урокам рисования, трудового обучения и информатики помогают создать яркие проектные работы: книги, иллюстрации, презентации.

  1. Краткосрочный проект  по литературе «Я расскажу вам о…». 

Один из последних уроков литературы ежегодно мы посвящаем любимым книгам детей. Ни для кого не секрет, что читают дети мало. И если детям есть, чем поделиться с одноклассниками в прочтении книг, это радует.  На уроке обучающиеся составляют презентацию книги, произведения, которые не входят в учебную программу и произвели на них большое впечатление. Такой проект целесообразно проводить в каждом классе, таким образом и учитель, и дети, да и сам выступающий может оценить свои интересы и пронаблюдать эволюционирование себя как читателя.

  1. Долгосрочный проект по русскому языку  «Слова- паразиты в нашей речи»

Работа над этим проектом начинается к мини -проектов и краткосрочных. Причём зачастую к этой проблеме приходят сами дети, наблюдая за монологическими ответами на уроке. Понимая, что  так мешает в восприятии ответа учащегося, дети могут прийти к вопросу, а что является причиной употребления таких слов и можно ли обойтись без них. Так обучающийся вначале ведёт статистику употребления  слов- паразитов в учебное время (на уроках), во внеучебное время. Позже проводится анализ выступлений журналистов телевидения и радио. Заканчивается эта работа оформлением большого проекта (исследовательской работы).

 Игровой проект «Новый взгляд на басни классиков»

Данный вид проекта нами активно используется в рамках ежегодной межшкольной игры «Знаем русский». Учащиеся заранее получают задание проиллюстрировать классическую басню на современный лад. Дети проявляют не только артистические способности, но и проявляют фантазию в «осовременивание» классической литературы, дают новую интерпретацию известных произведений. Это не простая инсценировка, это творческий процесс создания нового  произведения.

  1. Прикладной проект « О чём рассказал телефонный справочник»

Данный проект я провожу в 5 классе при изучении алфавита. Дети приносят телефонный справочник Зубово- Полянского района и, работая с ним,  они не просто учатся находить нужную фамилию в соответствии с заданием учителя,  но , например, определяют, какая фамилия встречается в посёлке чаще или в каких сёлах и посёлках района у обучающегося имеются однофамильцы.

  1.  Среднесрочный прикладной проект по русскому языку «Части речи»

Каждый учитель после изучения какой- либо темы по русскому языку проводит уроки- зачёты, уроки контроля и т.п. Много лет в моей практике существует проектный зачёт. Обучающиеся в виде презентаций излагают теорию по изученному материалу с обязательным выполнением практической части. Это позволяет учителю увидеть, как может оперировать полученными знаниями ученик. Уже на первом уроке по изучению той или иной темы перед учениками ставится задача подготовки такого проекта, где слайды в презентации добавляются по мере изучения программного материала.

  1. Анализ результативности

Действие любого учителя должны быть направлены на всестороннее развитие личности учащегося в рамках действующего образовательного стандарта. Универсальные учебные действия дают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Моя работа над проблемой проектов уже даёт свои результаты. Две работы  были опубликованы в приложении к журналу «Методист»- «Мастер- класс»:

  1. Кудрявцева Алёна. «Диалектика села Покассы- ярко выраженное языковое явление». №2 2015г.
  2. Костромина Алёна «Куда ушло письмо?» №1, 2014 г.

 Учащиеся моих классов принимают активное участие в конкурсах исследовательских проектов, являются победителями и призёрами конкурсов различного уровня:

1. Научно- практическая конференция «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Год

ФИ ученика

класс

место

2013

Филиппова Татьяна

призёр

2014

Беляева Мария

призёр

2015

Кевбрина Оксана

10б

призёр

2016

Терёшкина Татьяна

11б

победитель

Филиппова Татьяна

11б

победитель

2. Муниципальный конкурс исследовательских работ «Русский язык- наше достояние»- Беляева Мария 11 класс (призёр).

3. Республиканская учебно- практическая конференция школьников «Юный исследователь»- Беляева Мария 11 класс- участие.

4. Участие в районном молодёжном форуме «Новое поколение выбирает»

Работая над проблемой проектной деятельности на уроках и во внеурочное время, я сама стараюсь повышать свою квалификацию, принимая участие в семинарах, вебинарах, образовательных форумах. Так в 2016 году я выступала на Республиканском образовательном форуме с докладом на тему «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы», на Республиканских педагогических чтениях, посвящённых памяти Народного учителя Прохорова Адольфа Афанасьевича я проводила мастер-класс на тему: «Подготовка к ЕГЭ. Задание 24. Средства художественной выразительности». Я принимала участие в вебинарах, посвящённых проектной деятельности.

Введение методов проекта на уроках русского языка и литературы не может не отразиться на результатах учебной деятельности моих обучающихся. Так, по  результатам административных контрольных работ качество знаний обучающихся по литературе в 10-11 классах составило 100%,  по русскому языку 78%.

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Работая над проблемой проектного обучения в течении уже 3 лет, я периодически сталкиваюсь с некоторыми проблемами. Приступая к реализации какого- либо проекта, мы можем встретить такую опасность, как переоценка результатов проекта и, наоборот, недооценка самого процесса работы. Работа над исследовательским проектом не должна превратиться в написание реферата. Одной из особых проблем в работе над проектом я считаю реализацию воспитательных задач.

Среди трудностей, возникающих при организации проектной деятельности на уроке можно отметить:

  1. Выпадение из поля зрения слабого ученика;
  2. Степень участия в проекте каждого обучающегося;
  3. Контролирование всех этапов работы над проектом;
  4. Связывание частей проекта воедино.

Проектная деятельность- это вид работы, в котором должен быть заинтересован ученик, ему не просто должна быть близка тема проекта, но и интересна. Только приличной заинтересованности в проекте обучающийся имеет возможности достичь положительного результата.

Первая трудность, с которой можно столкнуться при работе над проектом, - самостоятельность определения проблемы, формулировка целей- целеполагание. На этапе выдвижения гипотезы возможно недостаточно глубокое понимание предполагаемого результата, составления плана деятельности. В своей работе я стараюсь отрабатывать данные навыки на каждом  уроке.

  1. Адресные рекомендации по  использованию опыта

1. А. М. Новиков. Введение в методологию игровой деятельности. Издательство «Эгвес» 2005 г.

2. Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика. http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php

3. Т. Н. Фомина. Мастер- класс «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы». http://festival.1september.ru/articles/413763/

4.Гимадиева М. Ш. «Использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся.http://zifagimadi.narod.ru/index1.htm

5. Л. Н. Демидович. Проектная технология на уроке как вариант организации деятельностного подхода в обучении русского языка и литературы https://www.google.ru/

6. Е. Э Беленькая, Е. А. Ланцева. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература ХIХ века. «Дрофа», Москва 2006.

7. Интернет- ресурс:    https://infourok.ru/user/bagramyan-irina-nikolaevna

8. Приложение к журналу «Методист»,  Мастер- класс №1-2014, №2-2015 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного педагогического опыта

В работе представлен передовой педагогический опыт по применению метода проектов и информационно - компьютерных технологий на уроках английского языка в условиях введения новых ФГОС....

Описание инновационного педагогического опыта учителя физики (Федоровой И.Ю.)

Тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения....

Описание инновационного опыта работы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики....

Описание инновационного опыта учителя музыки

Описание инновационного опыта учителя музыки...

Описание инновационного опыта по критериям

Описание инновационного опыта по критериям...

Описание инновационного опыта

Представление  инновационного опыта  на тему: «Статодинамический метод на уроках физической культуры как средство развития кондиционных способностей учащихся»...

Описание инновационного опыта

Описание инновационного педагогического опыта...