Описание инновационного опыта
материал

Описание инновационного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx259.4 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта.

учителя музыки

Сандаровой Татьяны Фёдоровны.

 «Использование и внедрение современных образовательных технологий на уроках музыки в условиях введения ФГОС»

 «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь!»  

                                                                                  В. Ключевский

        Трудно не согласиться с Евгением Леоновым в плане того, что в последнее время общество "обнищало" духовно.

        На нас, учителей , природа возложила большую ответственность за детей. Кому, как не нам, учителям, наполнять души детей духовностью?

        На сегодняшний день, в условия современной школы, от учителя требуется не только его высочайший уровень профессиональной компетентности, но и умение подготовить учащихся к творческой деятельности, самостоятельности в поиске путей решения поставленных перед ними задач. Как тут не вспомнить слова Спенсера.

 «Великая цель образования, как говорил Герберт Спенсер, – это не знания, а действия»

Современный 21 век формирует новую систему ценностей, в которых обладание ЗУНами конечно необходимо для школьника, но далеко недостаточно. От ученика, да и наверно от всех нас, требуется научиться ориентироваться в поступающей информации, осваивать новейшие технологии, обладать универсальностью мышления.

Мой девиз в работе я обозначила словами профессора  истории, философа В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь!»  

Цель деятельности любого учителя – развитие личности ученика, и каждый

это делает на материале своего урока. Мой урок – урок музыки, а ценность искусства неоспорима. И главная цель, которую я ставлю на своих уроках, заключается в формировании основ музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их  общей духовной культуры. Чтобы они научились общаться музыкой для их дальнейшего духовно-нравственного развития,  социализации, самообразования.  

       Об удивительных свойствах музыки говорили многие прогрессивные педагоги:

Д.Б. Кабалевский,  М. Басов, Н. Ветлугина, А Кенеман. Они считали, что необходимо всех детей учить музыке, независимо от их природных музыкальных способностей.

       Сегодня много говорят об инновационных образовательных технологиях. У меня в работе тоже есть свои «любимые» технологии, но о них чуть позже. 

       С 2005 года я работаю по программе «Музыка» Е. Д. Критской,

 Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, которая основана на музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Программа меня покорила тем, что здесь приоритетным являются общечеловеческие ценности, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры. Мои рабочие программы выстроены также на базе данной системы. И проблема по которой работаю  : «Использование и внедрение современных образовательных технологий на уроках музыки в условиях введения ФГОС».

слайд

    Задачи, которые я ставила и ставлю  перед собой, выходят в связи с введением ФГОС нового поколения, а именно:

 - применение в обучении и воспитании современных образовательных технологий;  -организация деятельностного характера обучения;  

-развитие познавательного интереса к предмету через организацию внеклассной работы и повышение мотивации к учению;

-формирование предметных, метапредметных и личностных результатов;

 -создание условий для проявления и роста  одарённых детей.  

В современном учебно-воспитательном процессе приоритетная роль принадлежит таким  методам и приемам обучения, которые позволяют вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей личности. И здесь как раз необходимо сказать, что педагогические  технологии ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, охране здоровья учащихся.

 В стандарте нового поколения содержание образования  четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов:  разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети. Есть несколько видов современных педагогических технологий и новых подходов в учебно – воспитательном процессе. Это технологии развивающего, проблемного, коммуникативного обучения. Проектные, игровые, групповые, информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие   технологии, а также компетентностный,  деятельностный и личностно – ориентированный подход. Остановлюсь на нескольких из них.

Главная цель системно – деятельностного подхода – развитие личности. Его основная идея  состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.  Данная технология базируется на связи музыки с разными видами искусства – кино, изобразительном искусством, литературой, театром. На уроке музыки взаимодействие искусств помогает осваивать язык музыки, сравнивая и выявляя его «сходства и различия» с языком других видов искусств.)

  К здоровьесберегающим технологиям относятся: вокалотерапия, логоритмика, ритмотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и арт-терапия.  Именно эти методы позволяют   регулировать психоэмоциональное состояние учащихся, повысить их социальную активность, приобрести новое средство эмоциональной экспрессии, облегчить усвоение новых положительных установок и форм поведения.

 Также на уроках и занятиях вокальной студии «Радуга» я использую упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой: «Ладошки»,  «Погончики», «Маленький маятник», «Крокодильчики», «Насос».

В данном уроке я применила. Фольклорную арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является

 групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя.

Технология критического мышления  развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Формирование восприятия музыки у учащихся происходит в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений.

Используя методику анализа музыкального произведения, я включаю в этот процесс выявление жанров русской народной песни; форма построения песни (куплетная, старинная музыка или современная. Для каждого ребенка любое музыкальное произведение может ассоциироваться с личными воспоминаниями, или с какими - то событиями, при этом вызываются определенные эмоции.

Игровая технология

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. Известен факт, что школьники во время игры мало устают, а мозг и интеллект их активно работает.

Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у детей возникает интересный замысел игры. Они распределяют роли, инсценируя народную песню, стараются по - своему изобразить действие.

Использование  информационно – коммуникационных технологий  позволяет проводить уроки музыки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивать наглядность, привлекать к работе большее количество дидактического материала.

 Уроки с использованием ИКТ имеют ряд преимуществ: урок более интересен, улучшается уровень наглядности на уроке, освобождается время для дополнительных заданий, повышается эффективность урока за счет наглядности и предоставляются широкие возможности для индивидуального и дифференцированного обучения. Однако не надо забывать, что всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.

Итак, применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует:

личностному развитию учащихся;

повышению интереса школьников к учебным занятиям;

росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

изменению самооценки учащихся;

воспитанию активности и самостоятельности;

формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

А главное: создаются предпосылки к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни

Технология детского музицирования. Под музицированием следует понимать разнообразные виды музыкально-практической деятельности учащихся: инструментальное музицирование - включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений, освоение техники игры на ритмических, звуковысотных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного педагогического опыта

В работе представлен передовой педагогический опыт по применению метода проектов и информационно - компьютерных технологий на уроках английского языка в условиях введения новых ФГОС....

Описание инновационного педагогического опыта учителя физики (Федоровой И.Ю.)

Тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения....

Описание инновационного опыта работы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики....

Описание инновационного опыта учителя музыки

Описание инновационного опыта учителя музыки...

Описание инновационного опыта по критериям

Описание инновационного опыта по критериям...

Описание инновационного опыта

Представление  инновационного опыта  на тему: «Статодинамический метод на уроках физической культуры как средство развития кондиционных способностей учащихся»...

Описание инновационного опыта

http://yadi.sk/d/ouAS8BXW3GEmqE   Уважаемые посетители моего сайта, пройдя по этой ссылке, вы попадёте на Яндекс Диск, где сможете познакомиться с моим портфолио. ...