Описание инновационного опыта учителя музыки
опыты и эксперименты по музыке на тему

Описание инновационного опыта учителя музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta_3.docx31.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             Описание инновационного педагогического опыта

                                                     учителя музыки

                                       МБОУ « Зубово- Полянская гимназия»

                                           Сандаровой  Татьяны  Фёдоровны                                                                                 

                                                                       «Музыка подобна дождю: капля за каплей                                                                               просачивается в сердце и оживляет его» 

                                                                                           Д.Шостакович              

      Работая учителем музыки в системе образования 14 лет, я убедилась, что уроки музыки - это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». На уроках музыки, я уверенна, каждый педагог стремится во что бы то ни стало «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя

     Педагогической деятельностью занимаюсь с 2000 года. И свою работу начала в Зубово- Полянской гимназии, где работаю и по сей день.

    С того самого момента, как я переступила порог гимназии, задумалась над тем: возможно ли за сорок пять минут в неделю, делясь своими впечатления и мыслями с детьми, в результате получить «букет творческих проявлений»? И уже сейчас я сделала вывод: такое возможно. Главное, не быть равнодушной к происходящему.     В нашей профессии много трудностей, но и радостей много. Хочу увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы они были похожи на меня, хочу «достучаться» до сердца каждого, взрастить в них семена добра и красоты. Начиная с первого класса, стараюсь вести уроки музыки, как уроки любви человека ко всему живому и высокому.

         Поэтому стараюсь идти в ногу со временем и использовать все современные технологии, которые нам предлагает наше общество.

          Вызывая определенные чувства, музыка без навязчивости воспитывает определенные взгляды, вкусы, поэтому, когда на уроке музыки перед учащимися раскрывается красота народных песен, например, их разнообразие,  поэтичность,  у  учащихся  пробуждается интерес к культуре своего народа.  Для того  чтобы не только слушать музыку,  но    и  исполнять ее,  нужны вокально – хоровые аспекты.

     1.Воспитание единых певческих навыков у детей;

     2.Развитие интонационно-слуховых навыков;

     3.Тембральную слитность, легкость, прозрачность;

     4.Развитие высокой позиции звука;

     5.Освоение навыка кантилены (так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом).  Очень важно учителю быть самому,  увлеченным,  именно той  музыкой,  которая помогает воспитывать  учащихся  в  нужном  направлении.

   Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение нескольких лет -  «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования».

Актуальность и перспективы опыта.

       Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

      Главная задача моего предмета музыки - раскрыть внутренний потенциал, самобытность личности, ее способность к самовыражению. Ребенок всегда творит, и каждый раз - «новое», никогда не повторяясь. Отсюда - его бесконечное развитие, пока взрослый его не остановит. Для меня всегда важно творческое единение с детьми.

       Я стараюсь пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Уроки музыки должны дать те знания и навыки, которые помогут и по окончании школы музыкально развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной жизни. Проведение уроков разных типов мене в этом помогает.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и примеров).

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Наличие теоретической базы опыта.

Над проблемой «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования» я работаю с 2010 года. За это время у меня накопился теоретический и практический материал, который я использую при подготовке к урокам. Из всего многообразия современных типов урока предпочтение отдаю таким как:

- урок изучения нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и вокально-хоровых навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- комбинированный урок;

- уроки  контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

- урок – семинар;

- урок концерт;

Уроки изучения нового материала наиболее применимы в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к творчеству отдельных композиторов, музыкальных произведений, самостоятельная работа с учебником  по музыке, другими источниками. Отсюда и виды уроков, которые я применяю в рамках этого типа уроков: урок – лекция, урок – семинар, киноурок, урок – концерт, урок комбинированный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

Основными дидактическими задачами уроков совершенствования знаний, умений и навыков являются:

а) систематизация и обобщение новых знаний;

б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

 в) применение знаний на практике для углубления и расширения ране усвоенных знаний;

г) формирование умений и навыков;

д) контроль заходом изучения учебного материала и совершенствования знаний,  умений  и навыков.

Этот тип урока я разбиваю на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков. Отмечу, однако, что уроки «чистого» повторения или формирования умений и навыков, как свидетельствует реальная школьная практика, менее эффективны и поэтому они, как и уроки, например, целевого применения усвоенного и другие аналогичные им, входят в состав уроков совершенствования знаний, умений и навыков. Видами этого типа уроков являются:

 а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных угадаек);

б) урок-концерт;

в) урок-экскурсия; г) урок-семинар.

Уроки типа обобщения и систематизации  нацелены на решение двух основных дидактических задач –установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.

Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала. Каждый раз при проведении таких уроков заранее обозначаю вопросы –проблемы для повторения, указываю заранее источники, музыкальные произведения, которыми учащимся необходимо воспользоваться, провожу при необходимости обзорные лекции, проверяю задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, провожу консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, даю рекомендации по самостоятельной работе. В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом.

Комбинированный урок – это наиболее распространенный вид урока в моей практике. В качестве основных элементов этого урока являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;

в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и  усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и организация     работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;  д)  задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

При подготовке к комбинированному уроку я четко определяю целевые установки урока, чему должна научить школьников, как использовать занятия для разумной организации их деятельности.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса. В своей практике провожу такие виды уроков контроля и коррекции: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, угадайка, нотная грамота, сочинения, тесты, исполнение музыкальных произведений; Все эти и другие виды уроков провожу после изучения целых разделов, крупных тем. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности у учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической, вокально-хоровой деятельности в различных ситуациях обучения.

Урок объяснение нового материала. Вокально-хоровая работа над музыкальным произведением

Объяснение нового материала провожу методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в старших классах – в форме лекции, включающей в себя элементы беседы. Придавая своему изложению проблемный характер, стремлюсь привлечь внимание учащихся к музыкальной литературе, даю общую ориентировку в печатных источниках, связываю новое с ранее усвоенным. После изучения некоторых тем провожу уроки – семинары.В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную проработку материала. Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками знания приучает школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, оформлять свои мысли,  дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать потребность в знаниях и самообразовании. Значительное место в работе учащихся на семинарах отводится их выступлениям с сообщениями и рефератами, докладами, подготовленными под моим руководством. Часть этих сообщений, рефератов или докладов могут быть посвящены новой проблеме и предназначаются они для введения класса в новую тему, с которой ему предстоит встретиться на следующем уроке. Обязанность учителя способствовать развитию творческих качеств, а так же музыкальных  способностей учащихся  Развитие музыкальных способностей обогащают личность ребенка,его духовную жизнь через открытие перед ним чудесного мира музыки. Я тесно взаимосвязываю классные и внеклассные занятия. Во-первых, использую одни формы и методы, во-вторых, дублирую музыкальный материал, что создаёт возможность достигнуть нужного результата в работе над песней.

     Работая с детьми над песней, я выделяю следующие важные для меня аспекты:

     1. Эмоциональное восприятие песни.

     2. Разучивание мелодии и запоминание слов.

     3. Вокально-интонационная работа.

     4. Драматургия песни.

     5. Художественное исполнение.

     Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и "проживания" ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная "тренировка" которых и дает новое качество - развития их как творческой культурной и духовной личности.

Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни "веером" сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный "разговор"; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, "проживая" текст песен рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения.

Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением - песней. Или даже желая спеть ее перед классом. Не стесняются четвероклассники просолировать сочиненные на школьные темы частушки. Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к форме рондо.

Вообще мои ученики много поют, любят петь. Бывает, что после одного урока, где почти не было пения, следует подряд несколько, в которых тема четверти решается исключительно на песенном материале. Программа предусматривает возможность подобного планирования, когда это оправдано.

       

 "Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!"

                                                                                                          Д.Фурманова

      Невозможно не затронуть репертуар наших отечественных рок-групп, когда речь идет о легкой и серьезной музыке . И тогда мы обращаемся к песням "Машины времени", "Секрета", "ДДТ", "Алисы". Некоторые из них разучиваем и исполняем. Есть в нашем репертуаре творчество Ю.Антонова, Ю.Визбора, А.Эшпая.

         "Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания" (С.Миропольский).

         Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Стараясь раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка, я увеличиваю число народных песен, предложенных программой.

      Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т.д.

Так же мы поем колядки, заклички, в которых ребята стараются искать свою индивидуальную манеру исполнения.

Постепенно народно-игровые формы занятий могут стать потребностью для учителя и учеников, потому что процесс совместного творчества будет приносить радость всем.

Зачетный урок-концерт я провожу по завершении работы над крупной темой или разделом курса  Музыкальный репертуар должен быть продуман заранее. Учащиеся должны понимать в чем художественная ценность того или иного музыкального произведения. Главная цель урока-концерта состоит в постоянном, чутком и вдумчивом отношении к тем процессам, которые происходят в музыкальном искусстве и в музыкальной практике. Мы живём в России, а пение исстари было очень распространено. К сожалению, уходит в прошлое поющая Россия, в песнях раскрывавшая свою душу, утверждавшая нравственность и наполнявшая душу любовью, открывающей вокруг себя красоту мира, людей своей Родины.

Как сохранить и возродить великие традиции русского хорового пения? Как приобщить детей к пению? Как научить их петь красиво, правильно, так, чтобы пение доставляло удовольствие и становилось духовной потребностью   Множество мнений, взглядов, методов, а мы все ищем один "рецепт" - но, увы, его нет, и, вероятно, быть не может. Не создано пока ещё такой чудодейственной методики, которая в руках любого грамотного музыканта-хормейстера гарантировала бы стопроцентный успех певческого воспитания.

     До сих пор остаётся спорным эталон звучания детского голоса детского хора. Чисто или фальшиво поёт хор - это ясно всем, а вот звук! Часто хоровой коллектив оценивается по чисто технологическим признакам: четыре голоса лучше, чем три, три - лучше двух и т.д. А ведь главная задача хора - во время пения творить музыку, музицировать! Бывает, и одноголосное пение, ярко раскрывающее содержание музыки, может поспорить с "крепким", но невыразительным трехголосием.

     Ведь пение - это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая, сию минуту рождающаяся и на наших глазах развивающаяся, трепетная музыкальная мысль, эмоция, вызывающая ответные мысли и эмоции.   Моя деятельность основывается на музыкальном развитии детей, обучающихся в школе. В процессе работы я пришла к выводу, что каждый класс - это свой творческий коллектив, который требует определённого уровня отношения к музыкальным занятиям. Я бы сказала высокого профессионального уровня.

Оптимальность и эффективность средств.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.

Поэтому стараюсь идти в ногу со временем и использовать все современные технологии, которые нам предлагает наше общество: это применение на уроках персонального компьютера, мультимедийного проектора, музыкально-акустической системы,   музыкального центра и др.

На своих уроках музыки, а также внеклассных мероприятиях я применяю разнообразные технологии и музыкальные программы. Так, например, использование компьютерных презентаций позволяют экономить время на объяснение нового материала, на закрепление изученного, повышают эффективность воздействия учебного материала на обучающих. Способствуют повышению интереса к изучаемому предмету.

Для пения различных песен или сочинения я использую такие программы как VocalJam или KarMaker. Эти программы построены по одному принципу - проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни, всё это способствует огромному интересу у учащихся.

Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Детям интересно проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний я использую раздел Викторина, где можно проверить знания по различным музыкальным темам.

Для изучения композиторов-классиков я использую в своей работе программу «Энциклопедия классической музыки». В ней представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении.

Для младших школьников я использую программу «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Учащиеся    могут самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки, играть в различные музыкальные игры.

Конечно же, в своей работе я не обхожусь без Караоке-проигрывателя. Благодаря этой программе дети с удовольствием поют различные песни в различных тональностях.

Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий на моих уроках необходимы. Всё это делает урок более эмоциональным, привлекательным, ярким, что способствует формированию интереса учащихся к изучению данного предмета.

 Результативность опыта.

      Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и районных. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает хор и приносит пользу детям. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.

Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, КВНы и т.д. Традиционными стали праздники: "Новый год", "Последний звонок", "Выпускной вечер".

       Ведь задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального

искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном , расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!

       Музыка в современном мире - это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики музыкальной работы в школе является весьма актуальными

                                         

 

                                             Изобретать и совершенствоваться –
                                           вот единственный путь учительской жизни

           


 Директор гимназии         ________________________                    / Балашкина Н.В. /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного опыта работы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

Описание инновационного опыта по критериям

Описание инновационного опыта по критериям...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки Новиковой Светланы Алексеевны

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным дл...

Описание инновационного опыта

Представление  инновационного опыта  на тему: «Статодинамический метод на уроках физической культуры как средство развития кондиционных способностей учащихся»...

Описание инновационного опыта

http://yadi.sk/d/ouAS8BXW3GEmqE   Уважаемые посетители моего сайта, пройдя по этой ссылке, вы попадёте на Яндекс Диск, где сможете познакомиться с моим портфолио. ...

Описание инновационного опыта

Описание инновационного педагогического опыта...