Урок истории по ФГОС 6 класс Франкское королевство
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему

Оскорбина Елена Анатольевна

Урок истории театральное представление составлен в соответствии со всеми требованиями ФГОС.

Первая часть работы учителя посвящена теоретической основе новым требованиям к уроку истории, вторая часть является практической и позволяет увидеть весь сценарий игрового урока "театральное представление".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igr_tehnologiya_urok_hlodvig.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Работу выполнила учитель истории и обществознания

МБОУ г. Ростова-на-Дону

«Лицей многопрофильный № 69»

Оскорбина Елена Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.        

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной  деятельности. Сегодня идут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития. Современное общество нуждается  в образованных, нравственных, предприимчивых людях. Страна нуждается  в людях, которые  способны: анализировать  свои действия и поступки, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.  Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности,   урокам истории.

  С помощью исторических знаний  человек  должен определять себя, видеть и понимать окружающий мир,  осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки  для своих действий и поступков, принимать решения, связанные с ценностными ориентирами, уметь интегрировать себя в этот мир.    

  Один  из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса  - использование педагогических технологий.  Именно использование педагогических технологий позволяет приобрести  новые возможности воздействовать на традиционный педагогический процесс обучения и повышать его эффективность.

Современная наука образования приблизилась к тому моменту, когда возникла необходимость в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Школы должны постепенно переходить на педагогические технологии, которые включали бы ученика в развивающую деятельность.

Мы живем в век информации и глобализации. Скорость появления новых знаний значительно обгоняет возможности их усвоения и осмысления. А стремительный процесс глобализации, разрушая, незыблемые ценности и границы, потребовал от человека новых навыков в осмыслении информации, ее обработки, толерантных решений и действий. Реальности современного мира требуют от школы формирования у школьников способностей самообразования и самоконтроля в процессе социализации. Приоритетным становится овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний и сведений, актуальность которых быстро устаревает.

Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию  творческих способностей, то его можно сочетать развивающим обучением, то есть такое обучение,  при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Для развития интеллектуальных   умений обучаемых важно организовать работу по самостоятельному  получению  ими новых знаний в процессе поиска, размышлений, сопоставления  имеющихся знаний. Появление у обучающихся  новых черт личности, в том числе умений, не прямо вызванных обучением, а возникающих  в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Развивающее обучение  обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта и направлено  на формирование новых качеств личности.

   Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии игрового обучения. Преимущества состоят:

во-первых, игра - это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного  интереса,  отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.

во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная  особенность игры, состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка,  вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его  опыте не было.

в-третьих, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение  каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации;

Кроме этого, игра создаёт особые условия, при которых развивается творчество учащихся. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения очень важно то, что игра является классическим способом обучения действием. В ней органично заложена познавательная задача и осуществляется самостоятельный поиск знаний.

Классификация игр, предложенная в книге Коротковой М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/310490/img2.jpg

Театрализованное   представление   —   это   такая   форма деятельности учащихся, при которой с помощью театральных средств происходит  изучение,  закрепление  или обобщение программного материала.

Театрализованное представление предусматривает сочетание" элементов театрального искусства (условность атрибутов, приемов театральной деятельности, необходимость соблюдения мизансцен) с педагогическим   процессом   (коллективность,   компенсаторное распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Заранее подготовленный сценарий, наличие хотя бы минимальных театральных атрибутов, необходимость репетиций делают этот вид игры достаточно сложным для подготовки. Однако эмоциональная образность, Доходчивость, коллективная работа учащихся над представлением с лихвой окупают эти кажущиеся трудности. Одним из подвидов театрализованного представления является игра «Оживление картин». Разновидностью  театрализованного  представления  является театрализованная  игра.   На   мой  взгляд,   ее   отличие   от театрализованного представления — в более широкой импровизации участников игры. Так же как и в театрализованном представлении, участники распределяют роли, определяют общий ход сценария. Но в театрализованной игре присутствует элемент проблемно-дискуссионного характера, когда участники представления в ходе исполнения своих ролей пытаются высказать собственную точку зрения или мнение своего персонажа. При этом часто используются не заранее отрепетированные тексты,  а импровизационные выступления.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.  

Тема урока:   ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКИХ КОРОЛЕВСТВ.

ЦЕЛЬ: На основе проигранной театрализации создать представления о закономерной связи между формированием классов и возникновением государства у франков, выяснить, как христианская церковь и религия стали орудием, произведшим деление общества. Вызвать на примере действий короля Хлодвига отрицательное отношение к таким качествам личности, как жестокость, лицемерие, вероломство, коварство.                          

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Героические страницы истории средних веков.(Под ред. Боборыкина А.Д. Степанова А.А. Л.,1973

2.История средних веков. Хрестоматия.(под ред.Степанова В.Е.Шевеленко А.Я.Ч.2.М., 1988.

3.Художественно-историческая хрестоматия.(Под ред.Волобуева О.В.Секиринского С.А.М.,1965.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО: Во время Великого переселения народов пришел в движение и племенной союз франков, живших по нижнему течению Рейна  и у побережья Северного моря. Их первый удар обрушился на государство бывшего римского наместника в Галлии, сохранившего власть над частью страны, в 486 году франки во главе со своим юным вождем Хлодвигом из рода Меровингов разгромили войско наместника при Суассоне и захватили его государство. Позже отобрали и у вестготов юго-запад Галлии – Аквитанию.

На сегодняшнем уроке мы посмотрим инсценировку этого события, затем обсудим события, представленные актерами.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Ведущий.

Сигиберт.

Рагнахар

Хорарих

Хлодвиг

Ротбард

Хильдеберт

Слуга

Монах

Воин

Бавдрик

Ведущий: Идут франки на запад, прокладывая себе путь оружием. Их ведут военные вожди племен – конунги: Сигиберт, Рагнахар, Хорарих, Хлодвиг.

Сигиберт: Вот она, столица Сиагрия, город  Суассон. Он принял вызов Хлодвига.Утром мы сразимся с его войском.

Рагнахар: Если на это будет воля богов и мы одержим победу, нам достанется богатая добыча: оружие, скот, кони.

Хорарих: Мы поселим наши  семьи на этих плодородных землях, а пленников заставим пахать и сеять, Сами же будет идти вперед, пока не завоюем всю Галлию. Нас теперь не остановить.

Ведущий: На рассвете сошлись вплотную две рати. Хлодвиг соскочил с коня, а за ним последовали другие вожди. Это означало, что будут сражаться в пешем строю. Победа была одержана.

Хлодвиг: Мой народ! Вы можете три дня быть хозяевами Суассона. Там мы славно поживимся.Это отличная плата за нашу победу.

ПИР ДРУЖИНЫ ХЛОДВИГА.

Ротбард: Я-Ротбард, воин дружины. Я предлагаю выпить эту чашу за здоровье нашего храброго вождя. Это он привел франков с берегов Рейна на плодородные равнины Галлии и сам храбро сражался.

Хильдеберт: А я сам видел, как отважен в бою был наш вождь, как он высоко держал голову и быстро бросил во врага свой топор, а дротиком подцепил щит и одним ударом нанес смертельный удар противнику.

Ротбард: Жалкий Сиагрий при виде нашего вождя трусливо бежал к вождю вестготов Алариху, но и там его настигли наши мечи. Слава Хлодвигу!

Слуга: К тебе, Хлодвиг, посланец епископа.

Хлодвиг: Зови. Что тебе нужно?

Посол: О, отважный воин! Велика твоя слава. Прошу о милости к христианской церкви. Однажды твои воины унесли из церкви вместе с другими вещами необходимыми для церковной службы, большую чашу. Так епископ просит тебя: если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из ее священной утвари, то пусть возвратят ей хотя бы эту чашу.                                        

Хлодвиг: Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу.

В СУАССОНЕ.

Хлодвиг: Прошу вас, храбрые воины, не откажите дать мне этот сосуд помимо моей доли.

Дружинники: Бери все, что угодно, никто не смеет противиться тебе.

                        Славный король! Все, что мы здесь видим,- твое, и сами мы в твоей  власти. Делай теперь все, что тебе угодно.

Воин: Надо уважать обычай! Ничего не получишь, кроме того, что тебе полагается по жребию.(рассекает чашу).

Хлодвиг: (себе) Еще не время спорить со старинными вольностями. Но погодите!

Ведущий: Прошел год и Хлодвиг приказал явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовском поле, насколько исправно содержат воины свое оружие.

Хлодвиг: (проходя строй останавливается возле воина) Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не годятся.

(Хлодвиг бросает секиру не землю, Воин наклоняется и получает удар по голове,он падает)

Хлодвиг: Вот так и ты поступил с чашей в Суассоне.С моей чашей!

Бавдрик: Слава Хлодвигу! Мы должны во всем поддерживать его. Вспомним, как делили мы захваченную добычу в Галлии, каждому досталось по небольшому наделу земли. Теперь я могу не беспокоиться о хлебе насущном. Теперь землю обработают римские рабы и колоны, и до того работавшие на этой земле. Мы можем воевать круглый год. Помните  Альфреда, погибшего от отравленной стрелы? Перед смертью он переживал, как там теперь его дети. Слава Хлодвигу, нам это не грозит.

Хлодвиг: Арнольд! Да, власть моя велика. Но я еще не король. Я лишь один из вождей франков. Еще живы вожди Сигиберт и Рагнахар.Ты завтра поедешь к Хлодерику, сыну вождя рипуарских франков Сигиберта. Скажи ему, что после смерти отца Хлодерик станет вождем. Когда он убъет отца, мы обвиним его в этом преступлении и от не станет вождем. А потом возьмемся за Рагнахара.

ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА:

  • Почему воин оказался таким несговорчивым? Только ли из-за дурного характера?
  • Отчего Хлодвиг не забрал чашу силой,а лишь много позже отомстил своему обидчику?
  • Как франки относились к галльским церквям и церковному имуществу до принятия христианства?
  • Каковы были, судя по рассказу, военные традиции франков?
  • С какой целью созывались Мартовские поля?
  • Что позволило за год так укрепиться королевскому произволу Хлодвига?
  • Что за год могло произойти после события с чашей?

Составьте схему управления королевством при Хлодвиге.

Управление германским                     Управление государст-

Племенем                                          вом франков

Совет                   конунг                      Войско   конунг

Старей                 дружина                                   законы   церковь

Шин                     ополчение                                граф

Народное собрание                            ополчение

Земледельцы

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать сочинение «У франков в гостях»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борзунова Л.П. Игры на уроках истории. М., 2004.
  2. Героические страницы истории средних веков.(Под ред. Боборыкина А.Д. Степанова А.А. Л.,1973
  3. История средних веков. Хрестоматия.(под ред.Степанова В.Е.Шевеленко А.Я.Ч.2.)М., 1988.
  4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003.
  5. Субботина М.А. Игры и занимательные задачи по истории. Можайск, 2003.
  6. Художественно-историческая хрестоматия.(Под ред.Волобуева О.В.Секиринского С.А.) М.,1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)

 Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта....

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС

Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

Методическая разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"

Методическая разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники" ...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Урока истории в 5 классе "Введение. Что изучает история" ФГОС

К учебнику: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 3-е изд. - М.: 2015 - 303с....

Презентация к уроку истории в 6 классе по теме "Образование варварских королевств"

В презентации отражены наиболее важные схемы, карты и наглядный материал, который дополнит рассказ учителя на уроке в 6 классе по теме "Образование варварских королевств"...