Урок " Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в российском государстве "
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Солтанова Елена Федоровна

 Для усиления эффективности восприятия  учащимися  изучаемого материала возможно применение различных приемов и методов: отражение основных   разделов  новой темы в виде таблиц, схем на экране;   поиск информации  и иллюстративного ряда по теме особенности политической деятельности Лжедмитрия I в сети Интернет (на  заготовленных заранее  страничках сайта на ПК). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Урок по истории в 10 классе по теме:

" Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в российском государстве "

Раздел «Российское государство в 16-17 веках»

Цели  урока:

1. Охарактеризовать события Смутного времени и показать роль личности в истории на примерах исторических деятелей.

2. Развивать умение самостоятельно работать с историческими источниками, документами; давать оценку основным историческим событиям рубежа веков.

3. Развивать умения работы с ресурсами сети Интернет: поиск и отбор информации.

   4.  Воспитание патриотизма на примерах борьбы народа за независимость Родины.

Тип урока: урок изучения нового материала, развитие умений и навыков практической деятельности

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Техническое обеспечение:

Компьютеры с подключением к Интернет, мультимедийный проектор,  экран, презентация «Смута в России в начале XVII века».

  Литература и источники:

Ресурсы Интернет:

http://www.ssu.samara.ru/~nauka/HIST/STAT/SMUTA/snuta.html (Занин С.В. "Смутное время на Руси" (материалы для подготовки к уроку)).

http://archive.september.ru/his/1999/his22.htm (Самозванцы)

http://old-map.narod.ru/all-12.htm (Карта России Смутного времени)

http://rus-smuta.narod.ru/ (Изображения Лжедмитрия I и Марины Мнишек как исторический источник)

Учебник О.В. Волобуев «История. Россия и мир», 10 класс, М., «Дрофа», 2009

Раздаточный материал: исторические документы, тест

Межпредметные связи на уроке:

География: работа с исторической картой.

Литература: цитаты из произведения А. Толстого «Царь Борис».

   Ход урока.

  I. .Вводное слово учителя. 

      В словаре Ожегова слово «Смута» имеет следующее значение: мятеж, народное восстание, крестьянские смуты, раздоры, ссоры, беспорядки.

Это определение очень хорошо характеризует период в истории нашей страны, который сегодня является темой нашего урока.

     Итак, Смута в российском государстве, ее причины, основные события, исторические деятели – цель нашего сегодняшнего урока. (Слайд №2)

     Смутное время (1598-1613)- период в истории Отечества, характеризующийся слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, «великой разрухой Московского государства». (Запись термина в словарь).

II. Объяснение нового материала 

   1. Причины смутного времени.

     Канул в прошлое бурный XVI век, период становления самодержавия, начала закрепощения крестьян, опричнины, изнурительных воин. Конец этого века ознаменовался прекращением царствования династии Рюриковичей.

    Вопрос к классу: Почему династия Рюриковичей прекратила своё существование?

     Вопрос к классу: Как вы считаете, является ли прекращение царской династии причиной смуты?

    Вопрос к классу: Какие ещё причины, на ваш взгляд, могли привести к становлению смутного времени? Самостоятельная работа учащихся по учебнику О.В. Волобуева «История. Россия и мир» параграф № 20, пункты 1-3.

Прием фиксации предполагаемого результата. Причины записываются в тетрадь.

Причины Смуты: 1.Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед   произволом царской власти.

2.Стремление различных социальных групп общество улучшить своё сословное положение (крепостные крестьяне - отмена крепостного права, дворяне – продвижения по службе за личные качества, а не за знатность рода и т.д.)

3.Представление народа, что власть в стране должна принадлежать только «природному   царю» (династия Рюриковичей), а не выбранному, - что было почвой, питавшей самозванство.

4.Разорительные внешние войны - Ливонская война (1558-1583гг.)

2. Правление Бориса Годунова

    Вопрос к классу. Обратите внимание на слайд, содержащий информацию о хронологической последовательности исторических событий, и ответьте на вопрос «С чем связана слабость государственной власти и неподчинение окраин центру?

Ученики дают ответ, что слабость государственной власти связана с отсутствием «природного» царя и постоянной сменой правителей.

       В драме «Царь Борис» Алексей Толстой так описывает венчание Бориса Годунова на царство:

 Не трогать никого.

Хотели б вы, чтоб омрачил я день

Венчанья моего? День этот должен

Началом быть поры для царства новой;

Светить Руси, как утро, должен он

И возвещать ей времена иные

И ряд благих безоблачных годов!

Не страхом я – любовию хочу

Держать людей. Прослыть боится слабым

Лишь тот, кто слаб; а я силен довольно,

Чтоб не бояться милостивым быть

       Б. Годунов был избран царем на Земском соборе. 

Работа с документом.  Приложение №1

    Вопросы к классу:

Вопросы: 1. Какую характеристику мы можем дать деятельности Бориса Годунова? 2. Объясните причину усиления социальной напряженности в стране?

     Учащиеся анализируют текст документа, дают характеристику деятельности Бориса Годунова, выявляют причины социальной напряженности в стране (Голодные бунты 1601-1603гг, восстание под предводительством Хлопка). В сети Интернет изучают карту России Смутного времени. http://old-map.narod.ru/all-12.htm.  http://economic.ispu.ru/history/part1/index.html

    Учитель предлагает обратить внимание учащихся на слайд, где изображен портрет Бориса Годунова и комментирует последние годы его царствования, объясняя, что на горизонте взошла звезда нового правителя – Лжедмитрия I. Города один за другим сдавались на милость Дмитрия Ивановича. Войска,  посланные Борисом Годуновым, не смогли оказать должного сопротивления, а после известия о смерти Годунова вообще перешли на сторону Лжедмитрия. 

3. Правление Лжедмитрия I.

   Организация работы учащихся по поиску информации и иллюстративного ряда по теме особенности политической деятельности Лжедмитрия I в сети Интернет.

      http://archive.september.ru/his/1999/his22.htm (Самозванцы)

   Вопрос классу: Почему народ так быстро разочаровался в новом правителе? Ученики самостоятельно работают с текстом учебника (п №20 с . 143-144), со статьей Интернета и находят причины недовольства народа новым правителем. Записи в тетради сравниваются  со слайдовой презентацией. (Слайд№13)

   

 4. Правление Василия Шуйского.    

      После смерти Лжедмитрия царем становится Василий Шуйский. Свое вступление на престол он ознаменовал особой «крестоцеловальной записью». Он брал на себя обязательства сохранить привилегии боярства, не отнимать вотчин, не судить бояр без участия Боярской думы.

«Крестоцеловальная» запись Василия Шуйского: (Слайд 17)

  • Не казнить никого без суда.
  • Не преследовать невиновных родственников опального.
  • При доносах требовать доказательств, в противном случае «наказывать клеветников тем же, чему они подвергли винимых несправедливо…»

      Известно высказывание В.О. Ключевского: «Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам». Вопрос классу: В чем значение крестоцеловальной записи? Какой аналогичный документ известен Вам в истории Европы? (Слайд 18,19)

      Бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия распустили слухи о том, что царь не погиб и пребывает где-то в Польше.

Вскоре появился воевода царя - Иван Болотников.  Восстание Болотникова называют гражданской войной, т.к. в него были включены все социальные  группы и сословия.

На данном этапе ребята работают с текстом учебника (стр145-147), составляют таблицу «Крестьянская  война под предводительством Ивана Болотникова. Иноземная интервенция и народные ополчения»». 

       В   тетрадях у учащихся: должны появиться даты

1606-1610 – царствование Василия Шуйского.

1606-1607 – восстание под руководством И. Болотникова.

1608 – 1609 – Лжедмитрий II

1609 – начало польской интервенции.  

Созыв Первого ополчения – 1611 год

Созыв Второго ополчения – 1612 год.

1613 г. – избрание Романовых

IV. Закрепление изученного материала.

    Выполнение тестовой работы. (Приложение №2)

   Учитель предлагает ребятам сделать вывод по пройденной теме на основе полученной информации.

Домашнее задание: параграф №20, мини-сочинение «Можно ли назвать народными героями Болотникова, Минина, Пожарского, Ляпунова?»

Приложение №1

 В. Б. Кобрин. Смута (извлечение)

            В 1598 г., после смерти Федора, Земский собор избрал Бориса царем. Иначе и быть не могло. За годы своего правления Годунову удалось собрать вокруг себя — и в Боярской думе, и среди придворных чинов — «своих людей».

      Можно по-разному относиться к личным качествам Бориса Годунова, но даже самые строгие его критики не могут отказать ему в государственном уме, а самые рьяные апологеты не в состоянии отрицать, что Борис Федорович не только не руководствовался в своей политической деятельности моральными нормами, но и нарушал их для собственной выгоды постоянно. И все же он был прежде всего талантливым политическим деятелем, несомненным реформатором. И судьба его трагична, как судьба большинства реформаторов.

      Удивительный парадокс: Иван Грозный привел страну даже не к краю пропасти, а просто в пропасть. И все же в народной памяти он остался порой внушающим ужас, отвращение, но ярким и сильным человеком. Борис же Годунов пытался вытащить страну из пропасти. И поскольку ему это не удалось, он оказался устраненным из фольклора, а в массовом сознании сохранился лишь своим лукавством, изворотливостью и неискренностью. Методы Годунова резко отличались от методов царя Ивана. Борис был беззастенчив и жесток в устранении своих политических противников, но только реальных, а не выдуманных. Он не любил устраивать казни на площадях, торжественно и громогласно проклинать изменников. Его врагов тихо арестовывали, тихо отправляли в ссылку или в монастырскую тюрьму, а там они тихо, но обычно быстро умирали — кто от яда, кто от петли, а кто неизвестно от чего.

      Вместе с тем Годунов стремился к сплочению, к консолидации всего господствующего класса. Это была единственно правильная политика в условиях всеобщего разорения страны.

      Однако именно на время правления Бориса Годунова приходится и утверждение крепостного права в России. <...>

      Внутренняя политика Годунова была направлена на стабилизацию положения в стране. При нем идет строительство новых городов, особенно в Поволжье. Именно тогда возникли Самара, Саратов, Царицын, Уфа. Облегчилось положение посадского населения: крупные феодалы больше не имели права держать в своих «белых», не обложенных податями слободах ремесленников и торговцев; все, кто занимался промыслами и торговлей, должны были отныне входить в посадские общины и вместе со всеми платить государственные налоги — «тянуть тягло».

      Борис Годунов сделал первую до Петра попытку прорвать культурную отсталость России от стран Западной Европы. В страну приезжает много, значительно больше, чем раньше, иностранных специалистов — военных и врачей, разведчиков полезных ископаемых («рудознатцев») и мастеров. Бориса Годунова обвиняли (как через сто лет Петра I) в излишнем пристрастии к «немцам» (как называли в России западноевропейцев). Впервые «для науки разных языков и грамотам» было отправлено в Англию, Францию, Германию несколько молодых дворян. В Смутное время они не решились вернуться на родину и «задавнели» за границей; один из них в Англии перешел в англиканство, стал священником и даже богословом.

      Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было. <...>

      Голод погубил Бориса. Волнения охватывали все большие территории. Царь катастрофически терял авторитет. Те возможности, которые открывало перед страной правление этого талантливого государственного деятеля, оказались упущены.

 Приложение №2

1. Что такое смута. Запиши определение..

2. К причинам Смуты не относится

А)разорение крестьянских хозяйств

Б)разруха, вызванная Ливонской войной

В)падение авторитета власти

Д)появление Лжедмитрия I

3. Что из названного было следствием Смуты?

1) Экономическое разорение страны,        

2) пресечение царской династии,

3) установление местничества,                  

4) учреждение патриаршества.

4. Составьте правильное определение. Назовите понятие, о котором идёт речь.

Армии, войско, в, добровольных, началах, на, помощь, регулярной, создаваемое.

Ответ: Ополчение – войско, создаваемое на  добровольных началах в помощь  регулярной армии.

5.  Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) правление Лжедмитрия I,

Б) избрание на престол Михаила Романова,

В) царствование Василия Шуйского,

Г) правление Семибоярщины. Ответ: АВГБ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия на рубеже XVI-XVII веков Тема урока: Смута

Компетентностно-ориентированный урок по истории России в 7 классе. Тема: Смута....

«Россия на рубеже XVI - XVII вв» по истории России (7кл.)

Методическая разработка раздела образовательной программыпо истории России (7кл.)    «Россия на рубеже XVI - XVII вв»...

Тест по истории России в 7 классе "Смута в Российском государстве".

Тест представлен в двух вариантах по семь вопросов в каждом....

урок истории в 7 классе по теме "Смута в Российском государстве"

На этом уроке мы выясним, что происходило в нашей стране после прекращения существования династии Рюриковичей. Какова роль личности в событиях этого периода...

Конспект урока "Смута в Российском государстве в 17 веке"

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты, приход к власти Лжедмитрия I. Восстание Ивана БолотниковаЗадачи: Обуч...

Технологическая курта урока по истории:Смута в Российском государстве

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической карт...

Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве»

Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве» для 8 класса по Истории России. Прилагается презентация...