Презентация к уроку Истинный подвиг декабристов
презентация к уроку по истории по теме

Черниговская Ульяна Павловна

«Бунт образованных людей»,нравственный подвиг дворян-революционеров, восставших против тирании, стали для многих современников и потомков критерием высокой нравственной силы, примером для подражания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Творчество декабристов" Черниговская Ульяна Павловна, учитель истории и обществознания МБОО «Заводская СОШ» Тарбагатайского района Республики Бурятия.

Слайд 2

14 декабря 1825 года Сенатская площадь

Слайд 3

А.С. Пушкин В Сибирь. «Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье…» Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа И братья меч вам отдадут.

Слайд 4

А. И. Одоевский «Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы! Она нагрянет на царей- И радостно вздохнут народы !...»

Слайд 5

В.Ф.Раевский Представитель ранней декабристской поэзии.

Слайд 6

К.Ф. Рылеев Представитель поэзии декабристского действия

Слайд 7

В.К. Кюхельбекер «Восстань, певец, пророк свободы !»

Слайд 8

Фёдор Глинка Один из руководителей Союза Благоденствия. «Письмо русского офицера». «Богдан Хмельницкий» «Тройка! «Узник» «Москва»

Слайд 9

П.А Катенин Автор театральных пьес. Переводчик.

Слайд 10

А. Бестужев-Марлинский Альманах «Полярная звезда». «Мнемозина»

Слайд 12

Николай Бестужев НОВОСЕЛЕНГИНСК. Бурятия

Слайд 13

И. Д. Якушкин

Слайд 14

Рисунок А.С. Пушкина, изображающий эскизы разных лиц, замечательных по 14 декабря 1825 года

Слайд 15

«Бунт образованных людей»,нравственный подвиг дворян-революционеров, восставших против тирании, стали для многих современников и потомков критерием высокой нравственной силы, примером для подражания.



Предварительный просмотр:

Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

Черниговская  Ульяна Павловна-учитель истории и обществознания  МБОО "Заводская СОШ"  п.Николаевский  Тарбагатайского района  Республики Бурятия.

Тема  урока:  «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».

 

Цель-

  1. Способствовать усвоению учащимися  основного фактического и понятийного материала о движении декабристов; подвести учащихся к пониманию неоднозначности оценок выступления декабристов современниками и историками; показать истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве,  влияние идей декабризма на творчество писателей разных поколений.
  2. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации; развивать навыки самостоятельной оценки учащимися исторических явлений, событий.
  3. Формировать  у учащихся чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны; воспитание художественного и эстетического вкуса у учащихся на примере творчества декабристов.

Оборудование урока: 

Репродукции портретов декабристов, схема  «Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года»; картина К.И.Кольмана «Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года»; фрагменты  текста исторических источников;

презентация «Творчество декабристов».

Ход урока.

    1.  Организационный момент.

Организация учащихся, мотивация  на выполнение мыслительной деятельности.

2.   План урока:

  1. Междуцарствие в России. Планы участников  Северного общества.
  2. Выступление 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Выступление Черниговского полка.
  3. Следствие, суд, расправа над декабристами.
  4. Историческое значение движения декабристов, влияние  их деятельности и творчества на  русскую культуру.

1.Вступительное слово учителя.  

Интерес к декабристам, их влияние на русское общество и культуру определялось не только их революционной деятельностью, не только тем, что они были первыми.

Но и их нравственным, бескорыстным подвигом, личными качествами «лучших людей из дворян». Париж, Чита, Иркутск, Петербург и Томск, Бурятия и Нерчинский острог – места, помнящие декабристов.

2. Ставлю цель урока перед учащимися, рассмотреть по плану урока следующие вопросы:

  1. Междуцарствие в России. Планы участников  Северного общества.
  2. Выступление 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Выступление Черниговского полка.
  3. Следствие, суд, расправа над декабристами.
  4. Историческое значение движения декабристов и их влияние на русскую культуру.

3.  Даю познавательное задание на урок, сделать вывод:

         В чем заключался истинный подвиг  декабристов  в их  деятельности и  творчестве, какое влияние они оказали  на русскую культуру?

4. Учитель проверяет домашнее задание, составленную  учащимися таблицу на основании текста учебника:

Тайные общества в России в 1816-1825 г.г.

Название тайных обществ

Время существования тайных обществ

Фамилии участников тайных обществ

Названия программных документов, фамилии их авторов.

Цели, методы преобразований.

Учащиеся дают характеристику тайным обществам по пунктам таблицы.

Учитель делает вывод: Стремясь освободить страну от самодержавно-крепостного гнета, декабристы  ставили своей целью борьбу за передовую культуру, за просвещение народа, за новое передовое искусство, за процветание науки. Это отразилось в их конституционных проектах.

 5. Предлагаю учащимся проанализировать и сравнить программные документы «Конституции» Н.Муравьева и «Русской правды» П.Пестеля.

                Ответьте на вопросы к документам:

  1. Сравните, выделите сходства и различия по следующим программным вопросам6

 - проекты государственного устройства;

    - аграрный вопрос, отношение к помещичьему землевладению;

    - идея разделения властей;

      2.  Докажите, какой проект конституции был более прогрессивен и почему?

      3. В чем заключается ограниченность проекта конституции Н.М.Муравьева?

      4. Какой  вариант  конституции ближе к  современной  Конституции России и почему ?

И так, участники тайных обществ готовили выступление летом 1826 года. Однако важные события заставили их ускорить свое выступление.

6.Учащимся дается задание прочитать в учебнике о ситуации междуцарствия, связанной в связи со смертью Александра 1.

         Прошу сделать вывод, в чем заключался план выступления участников Северного общества.

Задание учащимся: Прочитав отрывок из соответствующего раздела учебника, самостоятельно заполнить в тетради левую колонку таблицы:

План выступления участников Северного общества

Действия участников выступления

14 декабря 1825 года.

Затем учащиеся отвечают на вопрос и выполняют задание, позволяющее  уяснить взаимосвязь, логику намеченных декабристами действий:

  1. Почему руководители Северного общества назначили выступление на 14 декабря 1825 года?
  2. Объясните, почему заговорщики выбрали местом выступления Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге.
  1. Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает подборку исторических источников с заданиями к ним, схему « Выступление14 декабря 1825 года».

Задание 1. Прочитайте свидетельства современников-очевидцев  событий и ответьте на вопросы:

А. Из дневника империатрицы Александры Федоровны, супруги великого князя Николая Павловича (Николая I):

«12 декабря из Таганрога прибыл «офицер»»  с важными бумагами…. которыми устанавливалось, что против императора (Николая I) и всей его семьи существовал целый заговор. Николай сообщил мне об этом».

Б. Из воспоминаний современника: «Приближалось грозное 14 декабря… наша прислуга слышала 13 декабря, что завтра назначена присяга войскам, но, что  многие не хотят присягать новому императору-Николаю Павловичу».

1) Какие сведения получил Николай Павлович накануне  присяги?

2) Объясните с какой целью великий князь Николай Павлович (Николай I) распорядился привезти сенаторов в Сенат для присяги рано утром, затемно.

3) Почему Николай I приказал сразу же после принесения сенаторами присяги немедля развести их по домам?

Задание 2. Прочитайте отрывки из воспоминаний современников-очевидцев  событий, из сочинения историка,  ответьте на вопросы:

А.  Отрывок из сочинения историка:

«Назначенный диктатором  (руководителем) восстания Трубецкой… не явился на Сенатскую площадь, и восставшие остались без руководителя. Декабристы расценивали  такое поведение Трубецкого как измену…

Трубецкой не был трусом, Он бесстрашно стоял под неприятельскими ядрами и пулями во  многих сражениях. Но декабристы не могли отличить «храбрость политическую от храбрости военной». Уже накануне выступления у Трубецкого возникли колебания и сомнения в успехе предпринимаемого дела. Эти колебания усилились в день 14 декабря. Когда Трубецкой увидел, сколь незначительные силы декабристов, вышедших на Сенатскую площадь, «гораздо меньше, чем рассчитывали декабристы. Составляя план выступления 14 декабря», он не решался возглавить выступление….

 Позже на следствии он объяснил свое поведение стремлением избежать кровопролития».

  1. Каким образом поведение  С.П.Трубецкого повлияло на исход выступления декабристов? Обоснуйте свой ответ.
  2. Как оценили декабристы поведение Трубецкого?
  3. Найдите в тексте слова, выражающие мнение историка о причинах поведения

                     Трубецкого.

             4.Чье суждение-Трубецкого, декабристов, историка - представляется вам наиболее  убедительным? Объясните свой выбор.

 Б.Из воспоминаний очевидца событий:

« 14 декабря… За половину 10-го  на Исаакиевскую площадь пришел лейб-гвардии Московский полк, отказавшийся присягнуть императору Николаю, и с криками требуют Константина!....».

В.  Из рассказа очевидца событий (адресован декабристу М.А.Бестужеву):

«Народ как есть  вплотную запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся  небольшой островок-это было ваше каре…

Я видел царя, окруженного своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся  толпа кричала ему в ответ: « Не пойдем, умрем вместе с ними!

Повсюду замечал на мрачных лицах (окружавших вас) солдат общее недовольство, везде слышалось громкое сетование на ваше бездействие. «Пусть они двинутся, - говорили солдаты,- мы пойдем вместе с ними».

Г. Из воспоминаний очевидца событий:

« Около половины второго часа пополудни выехал из-за Конногвардейского манежа на Сенатскую площадь Санкт-Петербургский военный генерал-губернатор граф Михаил Андреевич Милорадович….

Петр Каховский выстрелил из пистолета, попал пулею графу Милорадовичу в левый бок.

В это только время (не ранее 2-го часа пополудни) начали собираться с разных сторон на площадь (правительственные) войска для прекращения мятежа ».

Д.  Из воспоминаний  современника:

          «Приказано артиллерии первоначально выстрелить холостыми зарядами. Орудия прогремели… Середина Сенатской площади порасчистилась, все смолкло, и каре окостеневших от холоду непокорных раскрылась в своем ничтожестве! Вслед за тем конногвардейцы…с обнаженными ... саблями справа и слева понеслись на каре и, подскакав к нему в упор, приступили к обезоруживанию несчастных жертв горьких заговорщиков… Почти совсем смеркалось…».

 Вопросы и задания к текстам:

  1. Найдите в  отрывках  указания на время начала и разгрома выступления декабристов. Определите  сколько времени оно продолжалось?
  2. Найдите в отрывках Б, В, Г информацию о предпринятых декабристами действиях (заполните правую колонку таблицы 2). Как вы охарактеризовали бы тактику декабристов на Сенатской площади?
  3. Найдите в отрывке В.  информацию  об отношении декабристов  к простонародью, солдатам  правительственных войск. Расскажите об отношении простонародья к декабристам.
  4. Затем учащимся предлагается рассмотреть репродукцию картины Кольмана и схему

« Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года» и показать на схеме, где находились:

Каре декабристов;

Войска, направленные против декабристов;

Строившийся в то время Исаакиевский собор;

Зимний дворец.

Вопросы и задания:

  1. Сравните схематическое изображение с художественным изображением данных событий и ответьте на вопрос: совпадают ли изображения событий на схеме и картине художника?
  2. Сравните расположение на картине и на схеме каре декабристов, а также конногвардейцев, окруживших каре декабристов.
  3. Сравните поведение простонародья на картине Кольмана с приведенными выше свидетельствами.
  4. Составьте краткий план событий 14 декабря 1825 года и докажите правильность своего ответа.
  5. Как вы считаете можно ли считать эту картину историческим источником? Что дает нам основание  считать картину Кольмана достоверным источником информации об исторических событиях
  6. Назовите причины поражения декабристов на Сенатской площади, исходя из записок декабриста П.Свистунова:

«Не безначалию следует приписать неуспех восстания, незрело обдуманному и отчаянному предприятию. Будь тут сам Наполеон, что бы он сделал с горстью людей и без пушек против окружающего его со всех сторон многочисленного войска, состоявшего из пехоты, кавалерии и артиллерии».

  1. Выделите главную мысль в приведенном фрагменте записок П.Свистунова.
  2. Назовите другие, помимо изложенных П. Свистуновым, причин поражения декабристов 14 декабря?
  3. События, связанные с выступлением Черниговского полка рассматриваются на основе информации из учебника. Обратить внимание на различные версии причин этого выступления. Так, некоторые современники полагали, что руководители Черниговского полка не знали о поражении декабристов на Сенатской площади и таким образом южане хотели поддержать выступление участников Северного общества. Однако современники выяснили, что С.И.Муравьев-Апостол и его соратники получили извещение о поражении декабристов  в Санкт-Петербурге. Что же подвигнуло их на вооруженное выступление? Необоснованные надежды на успех? Желание проявить солидарность с потерпевшими поражение участниками Северного общества?

      Вечером Николай поспешил отправить сообщение брату о только что одержанной   победе:

«Дорогой, дорогой Константин!  Ваша воля исполнена, я - император, но какой ценой, великий Боже, ценой крови моих подданных!».

 Николай 1 в течение всех тридцати лет своего царствования не мог без содрагания вспомнить свой день восшествия на престол. Ненависть к революционерам, страх перед ними преследовали всю его жизнь и определили всю его политику.

Учитель дает задание: Определить в тексте учебника итоги восстания декабристов.

Совместно с учащимися  подходят к выводу, что к следствию было привлечено  579 человек, пять человек повешаны - П.И. Пестель, С.И.Муравьев-Апостол, К.Ф.Рылеев, М.П.Бестужев-Рюмин  и П.Г. Каховский. Часть солдат провели «сквозь строй»; менее активных -2,5 тыс. человек отправили на Кавказ в действующую армию.

 Около 120 человек понесли наказания по личному распоряжению Николая I (без суда). 88 человек приговорены к каторжным работам, 121 -сосланы в Сибирь (19 женщин поехали за мужьями),  9 офицеров разжалованы  в солдаты.

 В 1856 году объявлена амнистия, в Сибири в  живых осталось 19 человек.

Движение декабристов тесно переплетаются  со многими вопросами развития русской культуры. Стремясь освободить страну от самодержавно-крепостнического гнета, оно тем самым способствовало росту культуры, большему распространению ее в народе, развитию более передовых форм культуры. В своих конституционных проектах они сознательно ставили своей целью борьбу за передовую культуру, за просвещение народа, за новое передовое искусство, за процветание науки. Декабристы оказали влияние на творчество крупнейших писателей - Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Некрасова и других.

 А.С.Пушкин, друг и соратник многих выступивших офицеров, сказал:

«Повешанные повешаны,  а ссылка 120 друзей беззаконна».

Предлагаю презентацию « Творчество декабристов».

1 кадр.  А.С.Пушкин, его поддержка, сочувствие и боль отразились в стихотворении  «В Сибирь». В это время сам поэт находился в ссылке, но если бы он был в столице, обязательно бы поддержал восставших друзей.

Учащийся читает наизусть:

 « Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье…..».

2 кадр. А.И.Одоевский  в ссылке написал знаменитый ответ на послание Пушкина «Во глубине сибирских руд».

Учащийся читает наизусть « Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

Она нагрянет на царей-

И радостно вздохнут народы!..». Дает краткую характеристику  деятельности Одоевского.

3 кадр.  Раннюю декабристскую поэзию наиболее ярко представляет Владимир Федосеевич Раевский. (Учащийся выступает с сообщением о Раевском).

4 кадр. Поэзия Раевского   служила пропаганде идей декабристов, то поэзия  К.Ф. Рылеева – это поэзия декабристского действия. (Учащийся выступает с сообщением о К.Ф. Рылееве).

5 кадр. В.Кюхельбекер. «Восстань, певец, пророк свободы!»- призывают его строки.

(Учащийся выступает с сообщением о В.Кюхельбекере).

6 кадр. Декабрист Федор Глинка. Один из руководителей Союза Благоденствия, член литературно-политического кружка «Зеленая лампа», председатель «Вольного общества любителей  российской словесности». (Учащийся выступает с сообщением о Ф. Глинке).  

«Письма русского офицера», историческая повесть «Богдан Хмельницкий», стихотворения ставшими песнями «Тройка», «Узник».с тихотворение «Москва».

7 кадр. Моряк-декабрист Н.А. Чижов. (Учащийся выступает с сообщением о Н.А. Чижове).

8 кадр. П.А. Катенин - автор театральных пьес и переводчик.

9 кадр. В.Кюхельбекер (сослан в п. Баргузин- в Бурятию). (Учащийся выступает с сообщением о В.Кюхельбекере) о его  деятельности в  альманахе «Мнемозина».

Стих «Тень Рылеева». Обучал местных детей грамоте, открыл больницу.

10 кадр. Альманахи  «Полярная звезда» и «Мнемозина». (Учащийся выступает с сообщением    о  А.Бестужеве (псевдоним «Марлинский).

 11 кадр. Николай Бестужев-художник. (Учащийся выступает с сообщением о Н.Бестужеве).

12 кадр. Новоселенгинск, Селенгинского района, Республики Бурятия-место поселения братьев Бестужевых Михаила и Александра, их жизнь и просветительство.

13 кадр.  Рассказ учителя о вкладе декабристов не только в область искусства, но и науку: Федор Толстой-художник-медальер; Ивашев-музыкант; Николай Тургенев-ученый экономист;  Михаил Орлов - о кредитах, банке; Корнилович о истории России XVII- XVIII века; В.Штейнгель по хронологии, военному делу; по военному делу - А.Барятинский, П.Муханов, Н.Муравьев.

14 кадр. Учащийся рассказывает о влиянии декабристов на культуру Сибири. Ялуторовский кружок И.Д.Якушкина.

15 кадр. Учащийся  рассказывает о влиянии на творчество крупнейших писателей – Пушкина «Евгений Онегин», Грибоедова «Горе от ума», Лермонтова, Некрасова (поэма «Дедушка», «Русские женщины». Декабристы разбудили Герцена и Огарева.

 

Учитель просит сделать вывод:

В чем заключался истинный подвиг  декабристов  в их  деятельности и  творчестве, какое влияние они оказали  на русскую культуру?

  Учащиеся  доказывают на примерах, что образы декабристов, до сих пор вызывают огромный интерес, о них написано более 15 тыс.научных и множество художественных произведений.

 «Бунт образованных людей», нравственный подвиг дворян-революционеров, восставших против тирании, стали для многих современников и потомков критерием высокой нравственной силы, примером для подражания.

 Они показали пример - как надо любить свою страну, как надо жертвовать собой ради ее свободы. И мы должны учиться у них благородству и мужеству.  

В конце урока, с целью проверки усвояемости темы урока, предлагаю тест – контрольную  работу (см. задание).

Комментирую оценки за урок.

Даю домашнее задание - Составьте рассказ о событиях 14 декабря 1825 года от имени постороннего зрителя, не участвовавшего в восстании. Составьте развернутый план.

Тест-контроль за знаниями.

  1. Укажите правильный ответ.

 Какую военно-политическую задачу стремились решить на Сенатской площади участники выступления 14 декабря 1825 года:

а) арестовать Николая и его семью;

б) предотвратить присягу сенаторов и членов Государственного совета новому императору;

в) помешать правительственным войскам взять под контроль столицу;

      г) нейтрализовать сторонников великого князя Константина?

 2. Под каким лозунгами проходило выступление 14 декабря 1825 года:

  А) «Да здравствует император Константин и его жена Конституция!»;

  Б) «Да здравствует Республика!»

  В) «Долой монархию!»

  Г) «Свободу жертвам царского произвола!»

      3. Диктатором восстания был назначен:

А) П.И. Пестель;

Б)  С.И.Муравьев-Апостол;

В) К.Ф.Рылеев;

Г) М.П.Бестужев-Рюмин;

Д) П.Г. Каховский.

 4.Объясните понятия:

Восстание-

Декабристы-

Династический кризис-

Манифест –

5. Выделите общие идеи программных документов декабристов:

А) отмены крепостного права;

Б) уничтожения самодержавия;

В) всеобщего избирательного права;

Г) республиканской формы правления.

6.Программным документом Северного общества была:

  1. конституция Н.Муравьева;
  2. «Русская правда» П.Пестеля»;
  3. Устав «Зеленая книга»;
  4. «Статус».

7. Восстанием Черниговского полка руководил:

А) П.И. Пестель;

Б)  С.И.Муравьев-Апостол;

В) И Анненков;

Г) К.Рылеев.

8.Выделите основные причины поражения декабристов:

А) Декабристы численностью превосходили правительственные войска и были лучше вооружены;

Б) Разногласия форм борьбы;

         В) отсутствие опоры в массах   «..страшно далеки от народа..»;

         Г) Тактика военного переворота;

         Д) Заговорщические методы;

         Е) Узкая социальная база;

         Ж) Четкие цели и быстрые действия восставших.

     

 9.  Автор ответа на послание А.С.Пушкина «Во глубине Сибирских руд»:

   а) А.И.Одоевский;

   б) И.Д.Якушкин;

      в) В.Кюхельбекер;

 

10. Кому принадлежат слова:

  1. «Повешанные повешаны,  а ссылка 120 друзей беззаконна»;
  2. «Восстань, певец, пророк свободы!»
  3.  «Вот мчится тройка удалая!».
  4.  «..страшно далеки от народа..»;

5. « Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

Она нагрянет на царей-

И радостно вздохнут народы!..».



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 8 классе.

Тема  урока:  «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».

Цель-

  1. Способствовать усвоению учащимися  основного фактического и понятийного материала о движении декабристов; подвести учащихся к пониманию неоднозначности оценок выступления декабристов современниками и историками; показать истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве,  влияние идей декабризма на творчество писателей разных поколений.
  2. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации; развивать навыки самостоятельной оценки учащимися исторических явлений, событий, прослеживать причинно-следственные связи.
  3. Формировать  у учащихся чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны; воспитание художественного и эстетического вкуса у учащихся на примере творчества декабристов.

Оборудование урока:

Репродукции портретов декабристов, схема  «Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года»; картина К.И.Кольмана «Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года»; учебник А.А.Данилова,Л.Г.Косулиной.История России XIX век- 8 класс;  фрагменты  текста исторических источников;

презентация «Творчество декабристов».

                             Черниговская Ульяна Павловна учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»

п. Новый Уоян  МО «Северо-Байкальский район»

Республики Бурятия

1.Этапы урока

2.Цели и задачи этапов

3.Действия учителя

4.Действия

 учащихся

5.Методы и средства

6.Оборудование урока

1.Организационный момент

Подготовить учащихся к началу работы на уроке, мотивирую учащихся на выполнение учебно-дидактических задач.

Даю инструкцию, чем и как будут заниматься учащиеся на уроке.

Обеспечиваю целевую направленность мышления, собранности и дисциплины  учащихся на уроке.

Общеклассные, слушают.

Беседа.

Репродукции портретов декабристов,

схема  «Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года»; декабря 1825 года»;

2.Вводное слово учителя

Побудить к активному сознательному воспроизведению, повторению и систематизации  учебного материала; развивать учебно-организационные умения, познавательный интерес, стремление к знаниям.

Ставлю цель перед учащимися -рассмотреть по плану вопросы и в конце урока сделать вывод: В чем заключался истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве, какое влияние они оказали на русскую культуру?

Общеклассные, учащиеся слушают.

Метод стимулирования мыслительной деятельности

картина К.И.Кольмана «Выступление декабристов на Сенатской площади 14

3.Повторение ранее изученного материала.

Выявить степень выполнения домашнего задания, усвояемости предыдущей темы.

Учитель проверяет домашнее задание, составленную учащимися таблицу на основании текста учебника.

Учащиеся дают характеристику тайным обществам по пунктам таблицы.

Метод фронтальной беседы.

таблица

4.Изучение нового материала

Проанализировать и сравнить программные документы «Конституции» Н.Муравьева и «Русской правды» П.Пестеля и ответить на вопросы к документам.

Учитель предлагает записать тему урока, план; проанализировать,  сравнить программные документы, выделить сходства и различия по программным вопросам.

Учащиеся записывают тему и план урока; работают с текстом документов и делают выводы.

Исследовательский метод, поисковый.

Программные документы

Проанализировать ситуацию междуцарствия

Учитель предлагает прочитать в учебнике, проанализировать ситуацию междуцарствия.

Учащиеся работают с текстом, анализируют

Работа с текстом

носит поисковый характер.

Текст учебника

Сравнить план выступления участников Северного общества и  действия участников выступления.

Учитель предлагает прочитав отрывок из раздела учебника, самостоятельно заполнить левую часть таблицы таблицу.

Учащиеся отвечают на вопрос и выполняют задание, позволяющее уяснить взаимосвязь, логику действий  декабристов.                

Иллюстративный метод.

Текст учебника, таблица

Групповая работа

Проанализировав исторические документы современников-очевидцев, картину и схему восстания проследить причинно-следственные связи действий участников выступления.

 Учитель раздает группам исторические документы современников-очевидцев, картину и схему восстания. Мотивирует учащихся на выполнение задания.

Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют  картину и схему восстания прослеживают причинно-следственные связи, заполняют правую часть таблицы.

Исследовательский метод, поисковый.

Исторические документы современников-очевидцев, картина, схема восстания.

Выявить итоги восстания декабристов

Учитель дает задание, использовав текст учебника, определить каковы итоги восстания декабристов.

Учащиеся читают текст,  определяют итоги восстания декабристов и записывают их в тетрадь.

Метод фронтальной беседы.

Текст учебника

Обобщить итоги восстания и раскрыть  историческое значение восстания декабристов;

Учитель обобщает ответы учащихся, дает новые знания о декабристах.

Учащиеся слушают,

Метод фронтальной беседы.

Текст учебника.

показать истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве,  влияние идей декабризма на творчество писателей разных поколений.

Учитель предлагает презентацию «Творчество декабристов».

Учащиеся читают стихотворение А.С.Пушкина «В Сибирь» и рассказывают о дружбе с декабристами.

Сообщения о деятельности и творчестве декабристов.

Презентация

«Творчество декабристов».

Ознакомить учащихся  о деятельности и творчестве

декабристов через различные источники знаний; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны; воспитание художественного и эстетического вкуса у учащихся на примере творчества декабристов.

Учитель демонстрирует презентацию

Учащиеся выступают с сообщениями, остальные слушают.

Метод фронтальной беседы.

Презентация

«Творчество декабристов».

Выявить степень понимания и усвоения,  в чем заключался истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве, каково   влияние идей декабризма на творчество писателей разных поколений.

Учитель просит сделать учащихся вывод.

Учащиеся доказывают на примерах,

почему образы декабристов до сих пор вызывают интерес у потомков и являются примером для подражания.

Метод фронтальной беседы.

5. Закрепление

знаний учащихся.

Цель- проверка и контроль  уровня  сформированности ЗУНов по  теме  в целом.

Учитель предлагает  выполнить разноуровневые тесты.

Учащиеся выполняют тесты.

Практический,

проверка ЗУНов..

Тесты

6.Поведение итогов урока

Проанализировать работу каждого ученика и оценить.

Учитель комментирует оценки, поощряет за хорошую работу и мотивирует  на дальнейшие успехи в поиске знаний.

Учащиеся слушают, задают вопросы, выставляют оценки в дневники.

Метод мотивации обучения.

7.Комментирование домашнего задания

Развивать творческие способности на уроках и во внеурочное время, любовь к истории, поиску знаний.

Учитель комментирует домашнее задание, Оно носит творческий характер: составить рассказ о событиях 14 декабря 1825 года от имени постороннего зрителя, не участвовавшего в восстании  или составить развернутый план.

Учащиеся слушают, записывают задание  в дневники.

Метод мотивации обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"

Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...

Методическая разработка урока "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Этот блок уроков может использоваться и для 8  и для 10-го классов. Декабристы, заслуживают большего внимания не только специалистов,но и учащихся, ещё только открывающих для себя родную историю....

Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"(для 9-10 кл.)

Тип учебного занятия: урок  обобщения изученного материала.Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, пробле...

Интегрированный урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» (история и литература)

Данный урок проводился в 8 классе при изучении курса истории России в конце учебного года. Значимость урока состоит в том, что в этом году отмечается 90-летие Республики Бурятия. Наша малая Родина име...

Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:·         учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...

Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений)....

Рецензия на урок "Истинный подвиг декабристов"

Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве. Черниговская  Ульяна Павловна-учитель истории и обществознания  МБОО "Заводская СОШ"  п.Николаевский  Тар...