Восстановление и развитие Российского государства после Смуты
план-конспект урока по истории (7 класс)

Ямалова Ольга Борисовна

Конспект урока с приложениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.1doc.doc627.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Восстановление и развитие Российского государства

после Смуты

Класс: 7

Дата:

Цель: Познакомить учащихся с особенностями развития государства после Смуты.

Задачи:

  1. Обучить умению анализировать, сопоставлять факты.
  2. Развить навыки работы с картой, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Воспитать историческое мышление.

Тип урока: нетрадиционный

Форма урока: урок - соревнование

Оборудование: учебник, карта, атласы, карточки с заданиями, иллюстративный ряд (портреты исторических личностей).

Новые термины: пятая деньга, мануфактура, ярмарка, оптовая и розничная торговля, работные люди.

Ход урока

I Мобилизующий этап

II Самоопределение на основе антиципации

   1. Как происходила борьба Василия Шуйского с «Тушинским вором» Лжедмитрием II ?

   2. Как гражданская война переросла в народно – освободительную? Какую роль в этом сыграл патриарх Гермоген?

   3. Охарактеризуйте Первое земское ополчение (работа с картой).

   4. Охарактеризуйте Второе земское ополчение и освобождение Москвы  (работа с картой).

   5. «Угадай историческую личность»  (работа с иллюстративным рядом –Приложение 2)

   6. Воцарение Романовых.

III Осознание учащимися недостаточности имеющихся знаний

План урока:

1. Правление Михаила Федоровича Романова и возрождение России

2. Российская деревня в 17 веке: наступление крепостного права.

3. Российский город и его жители.

4. Внутренняя и внешняя торговля.

1. Правление Михаила Федоровича Романова и возрождение России (сообщение ученика)

2. Российская деревня в 17 веке: наступление крепостного права.

После Смуты казна пустовала, а на восстановительные работы и уплату жалованья служилым людям требовались деньги. Была предпринята попытка переписать всех налогоплательщиков. Дважды за годы правления Михаила Федоровича объявлялся сбор пятой деньги, т.е. 1/5 годового дохода с каждого налогоплательщика.

         Постепенно из руин поднимались вновь отстроенные города. Крестьяне распахивали пепелища и заброшенные на долгие годы поля. Те, кто был недоволен ростом тягла, продолжали уходить на окраины страны. Вследствие этого постепенно сдвигались и государственные границы.

        Царь и его наследники щедро раздавали деревни черносошных крестьян в вотчины и поместья отличившимся на службе людям. В результате к концу 17 века черносошных земель в центре России практически не осталось. Крепостные деревни преобладали в Южном Черноземье и Поволжье. Свободными от крепостного права оставались только Северное Поморье и Сибирь. По-прежнему крестьяне пахали поле сохой, распространена была система трехполья.

        Закрепощение крестьян:

  • Перепись налогоплательщиков
  • Сбор пятой деньги
  • Увеличение оброка до 1/3 урожая и барщины до 3 дней в неделю
  • Увеличение срока сыска беглых крестьян до 5, 10, 15, а потом и до 20 лет

При царе Михаиле Федоровиче Романове оформилась сословно-представительная монархия, восстановилась хозяйственная жизнь страны, в деревне усилилось дворянское землевладение и крепостные порядки.

3. Российский город и его жители.

В России 300 городов = 100 (военные крепости) + 200 (жили посадские люди)

        Мануфактура - одна из форм организации промышленности, при которой производство основывается на разделении труда среди работников, но сохраняется техника, приводимая в движение руками человека.

МАНУФАКТУРЫ: казенные (государственные)

                                            частные  

        На мануфактурах трудились работные люди – вольнонаёмные рабочие.

Частные мануфактуры создавали иностранные купцы. К концу 17 века в России работало 30 мануфактур, выпускавших железо, оружие, ткани, канаты, стекло, бумагу, как на заказ казны, так и на рынок.

        В жизнь русского города 17 века медленно проникают черты европейской культуры.

4. Внутренняя и внешняя торговля.

        Главными торговыми путями были реки. На городских торгах ремесленники, крестьяне и владельцы мануфактур стремились выгодно продать свой товар купцам, а те отправлялись с ним на ярмарки (большие торги, которые устраивались в определенное время и в определенном месте). Они возникали на пересечении торговых путей: в Поволжье – Макарьевская ярмарка, в Сибири – Ирбитская, на севере – Архангельская,  на север – западе – Тихвинская. (учитель показывает ярмарки по карте)

  • Ярмарки
  • Оптовая торговля (торговля большими партиями товаров)
  • Розничная торговля (торговля штучным товаром)

= всероссийский рынок.

В 1667 г. издан Новоторговый устав, в котором устанавливались более высокие пошлины на заграничные товары, иностранцам запрещалось вести розничную торговлю в России, а оптом они могли торговать только в пограничных торговых центрах.

В правление Михаила Федоровича Романова и его наследников зарождается всероссийский рынок, появляются частные мануфактуры, постепенно усиливается западноевропейское влияние на разные стороны российской жизни.

IV Рефлексия

Работа по карточкам  (приложение1)

V Итоги, выставление оценок

VI Домашнее задание

§ 10 (Данилов Д.Д. Российская история Нового времени), с.105-114 прочитать, ответить на вопросы 1, 2, 4; в атласах на контурных картах указать ярмарки.

1. Укажите на карте ярмарки.

2. Раскройте понятия: оптовая и розничная торговля.

1. Охарактеризуйте процесс закрепощения крестьян.

2. Что называют мануфактурой?

Расскажите о положении российского города в 17 веке.

Охарактеризуйте правление Михаила Федоровича Романова.

Приложение 1

1. Укажите на карте ярмарки.

2. Раскройте понятия: оптовая и розничная торговля.

1. Охарактеризуйте процесс закрепощения крестьян.

2. Что называют мануфактурой?

Расскажите о положении российского города в 17 веке.

Охарактеризуйте правление Михаила Федоровича Романова.

 

Кузьма Минин

Лжедмитрий II

Патриарх Гермоген

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Василий Шуйский

Марина Мнишек

Лжедмитрий I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Смута в Российском государстве"

Кроссворд по теме "Смутное время" может быть использован в качестве текущего контроля после изучения темы....

Урок " Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в российском государстве "

Для усиления эффективности восприятия  учащимися  изучаемого материала возможно применение различных приемов и методов: отражение основных   разделов  новой темы в ...

Тест по истории России в 7 классе "Смута в Российском государстве".

Тест представлен в двух вариантах по семь вопросов в каждом....

урок истории в 7 классе по теме "Смута в Российском государстве"

На этом уроке мы выясним, что происходило в нашей стране после прекращения существования династии Рюриковичей. Какова роль личности в событиях этого периода...

«Смута в Российском государстве»

Практическая работа: «Разработка заданий по читательской грамотности»....

Конспект урока "Смута в Российском государстве в 17 веке"

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты, приход к власти Лжедмитрия I. Восстание Ивана БолотниковаЗадачи: Обуч...

Перспективы развития Российского образования после внедрения ФГОС третьего поколения

Стандарт -  один из самых главных документов, регламентирующих образовательную деятельность. В документе четко прописано, что должны знать и уметь дети после 4-го и после 9-го класса. Какие после...