Свеча бы не угасла
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Неводова Ольга Александровна

Урок является одним из уроков интегрированного курса истории и ИЗО, разработанного мною в соавторстве с учителем истории. Содержит сведения о русских иконописцах Феофане Греке, Андрее Рублеве, Дионисии. Обучающиесе выполняют задания по составлению цветовой гаммы художников-иконописцев, создают образ своего ангела -хранителя. Выстраивают по образцу ряды иконостаса. Выполняют теоретические и творческие задания. Материал также можно использовать на уроках ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_rus_ikony.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Конкурс творческих работ педагогов

                                                                        «Россия, Русь! Храни себя, храни…»

Конспект урока «Мир русской иконы»

                                                                 

Выполнили: Козина Н.А. учитель истории,

                                                                                              Неводова О.А. учитель ИЗО

                                                                   МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа  № 27»

Череповец - 2012

                     

Пояснительная записка к уроку «Мир русской иконы».

Этот урок является очередным уроком интегрированного курса История+ИЗО,  разработанного  учителями истории и ИЗО с 5 по 9 класс. Обращаясь к идее совместного проведения таких уроков, мы ставили перед собой определенные задачи, которые сумели разрешить в процессе разработки и проведения этих уроков. Задачи:

- углубить и систематизировать знания обучающися  в области искусства.

- создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия.

- через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний.

- воспитывать понимание сопричастности обучающихся к достижениям в области искусства, уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность, осознание преемственности культурного наследия.

- учить понимать и ценить прекрасное.

- развивать творческие способности обучающихся.

Урок может проводиться в 4 классе по предмету «Основы православной культуры».

                  План-конспект   интегрированного урока история+ИЗО

ТЕМА:  «МИР  РУССКОЙ  ИКОНЫ.  ТРИ  РУССКИХ  ИКОНОПИСЦА»

ЦЕЛЬ: создать в сознании обучающихся образ русской иконы, представление об иконописи как достоянии мировой и духовной культуры.

ЗАДАЧИ:  познакомить  обучающихся  с  русской  иконописью.

- воспитывать  эстетический  вкус  обучающихся,  нравственные  начала, чувство  гордости  за  достижения  русского  искусства, преемственности культурных традиций и ценностей, любви к миру.

- развивать  монологическую  речь  обучающихся,  умения  работать  с  документами,  выполнять  проблемные  задания,  объяснять  и  оценивать  их.

Тип урока:  изучение  нового  материала,  интегрированный:  ИЗО + история.

Методы:  рассказ  учителя,  постановка  проблемных  задач,  выполнение  заданий  по  работе  с  документами,  тестами, выполнение практических заданий по ИЗО.

Оборудование:

  1. Репродукции  икон  XII – XV веков;
  2. Видеофильм  «Мир  русской  иконы»;
  3. Презентация «Андрей Рублев».
  4. Репродукции  «Владимирская  Богоматерь», «Донская  Богоматерь»,  «Христос  Пантократор»;
  5. Музыкальный  ряд:  колокольный  звон,  кантата  «Поле  Куликово».
  6. Распечатанные словари урока и тестовые задания, правила заполнения синквейна для каждого обучающегося.
  7. Иконы иконостаса.

Литература:

1.   Алпатов  М. В. «Андрей  Рублев», «Искусство», М., 1959 г.;

2.   Алпатов М. В.  «Обычай  премудрый  художника»,  «Семья  и  школа», №6, 1999 г.;

3.   Данилов  А. А., Косулина Л. Г.,  «История  России  с  древних  времен  до  конца  15  века»;

4.   Денисова Ю. Ю., Климовцева Е. С.,»Древнерусская  икона:  мир  образов  и  символов»;

5.   Гусева Э. К. «Андрей  Рублев:  из  собрания  Государственной  Третьяковской  галереи», М., «Изобразительное  искусство»,  1990 г.;

6.   Косова Г. Р. «Изучение  вопросов  культуры  в  школьном  курсе  истории      СССР», М.,  «Просвещение», 1981 г.;

7.   Любимов Л., «Искусство  Древней  Руси», М., «Просвещение», 1981 г.;

8.   Миронов Г. Е.,  «Три  иконописца»,  журнал  «Преподавание  истории  в  школе», №4, 1994 г.;

9.   Пчелов Е. В., «История  России  с  древнейших  времен  до  конца  16  века»;

10. Рябцев Ю. С.,  «Путешествие  в  Древнюю  Русь», М., «Владос»,  1995 г.;

11. Кураев А. В., «Основа православной культуры», М., «Просвещение», 2010 г.                                                                                                                                

                                                                                                                   

ЭПИГРАФ  УРОКА:

Вновь воскресли для сердца святыни

Чудотворных старинных икон.

Я хочу любоваться Россией,

Где Любовью народ окрылён.

Светлана Магнитская

                                                          Ход урока.

1. Мотивационная  беседа.

2. Определение  задач  и  целей  урока.

Вопросы  и задания к  уроку:

-  Объясните  смысл  эпиграфа  урока.

-  Кому молятся православные, стоя перед иконой?

-  Какое  значение  имела  икона  для  русского  человека?

-  Чему нас учат иконы?

        Учитель истории: Ребята! Перед вами  находятся репродукции икон и картин. Назовите, какие из них являются картинами, а какие иконами.

Объясните свой выбор. Есть ли отличия между иконами и картинами? В чем оно состоит?

        Учитель  ИЗО:  На  протяжении  многих  веков  икона  имела  большое  значение  для  русского  человека:  к  ней  обращались  его  надежды,  помыслы,  молитвы,  в  ней  он  видел   защиту  от  тягот  жизни,  врагов,  в  изобилии  нападавших  на  Русь.

        Икона – слово  греческое,  в  переводе  на  русский  язык  означает  «образ»,  «изображение».  Кстати,  на  Руси  иконы  так  и  называли – «образа».         Иконопись  существовала  во  всех  православных  странах,  но  нигде  она  не  достигала  такого  развития,  как  на  Руси,  нигде  не  создала  столько  шедевров  и  не  стала  на  протяжении  столетий  излюбленным  видом  изобразительного  искусства  нашего  народа.  В  других  странах  иконы  создавались  для  красоты,  а  на  Руси  для  молитвы.

        Учитель  истории:    Причина  этого  явления  очевидна:  не  камень,  а  дерево  служило  на  Руси  основным  строительным  материалом,  следовательно,  и  мозаика,  и  фреска  не  могли  найти  широкого  применения.  Своей  декоративностью,  удобством  размещения  в  храме,  яркостью  и  прочностью  своих  красок,  иконы,  написанные,  на  досках  как  нельзя  лучше  подходили  для  убранства  русских  деревянных  церквей.  Иконы  превращали  даже  самую  убогую  церквушку  в  сказочную  сокровищницу  звонких  красочных  сочетаний,  создавали  произведения,  исполненные  волнующей  одухотворенностью.  Икон  в  церквях  было  большое  количество.  К  примеру,  в  одной  из  них  насчитывалось  90  экземпляров. Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека. На иконах изображались события священной истории, святые люди. Земную жизнь они посвятили добру и служению людям. Ради спасения людей они жертвовали собой, излучая свет и любовь. Иконы помогают нам стать лучше и добрее, ведь они напоминают о том, что каждый из нас может выбрать добро и свет, любовь и мир.

         Учитель  ИЗО: Выражение  «купить  икону»  считалось  кощунством,  говорили  «выменять  на  деньги».  Нельзя  было  по  ветхости  уничтожать  иконы,  но  разрешалось  их  закапывать  в  землю  или  пускать  по  воде.  Если  икона  погибала  во  время  пожара,  не  говорили,  что  она  сгорела,  в  этом  случае  говорили,  что  она  «выбыла».

         Икона  считалась  лучшим  и  очень  ценным  подарком.  Иосиф  Волоцкий,  поссорившийся  со  своим  удельным  князем  Борисом  Федоровичем  и  желая  умилостивить  его,  послал  в  знак  примирения  иконы знаменитых русских иконописцев  Андрея  Рублева  и  Дионисия.  Иконы  висели  и  в  каждом  доме  на  почетном  месте,  в  красном  углу.  Иконы  устанавливали  у  развилок  дорог,  у  колодцев,  вывешивали  на  воротах  при  въезде  в  город.  Над  проездной  аркой  Спасской  башни  Кремля  до  сих  пор  есть  ниша,  где  когда-то  висела  икона  Спасителя,  давшая  название  башне. Совсем недавно надвратная икона  Спаса, спасенная чудом, вновь явила свой лик людям.

         Существовали  также  так  называемые  мерные  иконы:  при  рождении  царевича,  с  него  снималась  мерка,  которую  передавали  иконописцу.  Тот  выбирал  доску  в  рост  новорожденного  и  писал  образ  его  святого  покровителя.  В  Оружейной  палате  Кремля  хранится  мерная  икона  «Иоанн  Лествичник»,  написанная  в  1554  г.  в  честь  рождения  царевича  Ивана  Грозного.

Учитель истории: В каждой семье есть иконы. Некоторые из них бережно передавались из поколения в поколение. Сейчас вы представите свои проекты – презентации о ваших иконах.

          Представление домашних мини проектов «Икона нашей семьи».

План презентации:

1. История семейной иконы

2. Как ее сумели сохранить

3. Кому она посвящена

4.Сюжет иконы.

         Икона воспринимается в ваших семьях как маленькое чудо, которое помогает нам жить. Каков секрет икон? Почему от них исходит особый свет?

Давайте обратимся к учебнику.

         Работа с текстом по рядам.

       1 ряд отвечает на вопросы: Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом? Почему свет  в иконе «излучает» лик, фигура святого?

       2  ряд отвечает на вопросы: Как вы думаете, почему Свет - одно из имен Бога? Что такое нимб?

       3 ряд отвечает на вопрос: Что такое гармония? Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Почему главным в иконе является лик и глаза?

       Ответы обучающихся на вопросы.

       Учитель ИЗО: Сегодня вы узнали много слов, связанных с иконописью. В полученных словарях вы должны привести в соответствие понятие и его определение.

икона

Согласованность, стройность, единение частей

нимб

Лица на иконах

гармония

Люди, прославившиеся своим служением Богу и людям

святые

Изображения Бога и святых

канон

Знак Божьей благодати, золотой круг

лик

Правила, которым следовали иконописцы

Одигитрия (Путеводительница)

Оранта (Молительница)

Панагия (Всесвятая

Елеуса (Умиления)

          Учитель  истории: Иконы не только радовали глаз, но воспитывали человека.

Сейчас вы получите репродукции икон Божьей матери. Вы должны составить описание своей иконы. Объяснить чувства Богоматери. Подобрать название своей иконы из списка названий на доске. Объяснить свой выбор.

Выполнение заданий, дополнение записей в словарь.

В ходе ответов обучающихся просмотр слайдов презентации с объяснением видов икон Богоматери.

Панагия Всесвятая – изображение Богоматери в полный рост с младенцем Иусусом на груди.

Оранта Молительница – изображение Богоматери в полным, молящиеся за всех христиан.

Одигитрия Путеводительница – поясной образ с младенцем, благославляющим верующих.

Елеуса Умиления -  поясной образ, символизирующий материнскую любовь и единение с Христом.

         Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия -  Лука. Существует летописное известие, что создание  иконы «Умиление» тоже приписывалось  апостолу Луке и в начале XII века она была привезена в Киев из Царьграда ( так называли на Руси столицу Византии Константинополь) и подарена Великому князю Юрию Долгорукому. А князь Андрей Боголюбский тайно вывез икону из Вышгорода (близ Киева) в свою родовую Суздальскую землю, но кони, на которых везли икону, остановились во Владимире на Клязьме. С этого времени икона «Умиление» стала называться Владимирской Богоматерью (стр. учебника 52).   А в самом Владимире для нее  был построен Успенский собор. Князь Андрей  украсил икону жемчугом, золотом, серебром, драгоценными камнями, брал с собой в походы и приписывал свои победы ее благословению. Прекрасный образ стал не только символом великокняжеского единовластия, но и знаменем, объединяющим Русь.

          Владимирская Богоматерь была самой чтимой иконой на Руси. На Владимирской иконе, «древнейшей песне материнства»,- по определению И.Э. Грабаря, - ее образ получил в русской иконописи особое распространение». Как пишет М. В. Алпатов, «растроганная лаской младенца, Мария своими широко раскрытыми, грустными  глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына. Образ благородной материнской скорби, переданной таким вдохновенным живописным мастерством,  глубоко захватил русских людей того времени… Владимирская Богоматерь вошла в историю древнерусской иконописи. «Прешла бе всех образов», - говорит о ней летописец».

         Вопросы: Чему нас учит икона? Какие чувства мы испытываем, глядя на нее?

         Учитель  истории:   Первые  иконы  пришли  на  Русь  из  Византии.  Однако,  не  смотря  на  заимствование  следование  канонам,  они  практически  сразу  приобрели  свои  русские  черты.  Но  в  XIV – XV   веках  древнерусские  и  византийские  традиции  иконописи  наполнились  новым  содержанием.  Это  связано  с  именами  выдающихся  живописцев  Феофана  Грека,  Андрея  Рублева,  Дионисия.

         Время  расцвета  русской  иконы  -  XIV  век.  

Самобытным   творением  Феофана Грека является  икона  Донской  Богоматери.  Обратите  свое  внимание  на  репродукцию  Владимирской  Богоматери.  Какие  чувства  написаны  на  ее  лице?  (Печаль,  скорбь).

         У  Феофана  Богоматерь  одухотворенная  и  земная.  И  чувства  ее  другие  -  нежность  и  любовь.  Темно-вишневая  гамма,  в  которой  традиционно  создавался  этот  образ,  мастер  оживил  ярко-васильковой  повязкой.  Сами  лики  Марии  и  младенца  написаны  энергичными  мазками  синего,  зеленого  и  красного  цветов.   В  Новгороде  Феофан  создал  образцы  Христа  Вседержителя.  Необычен  был  его  лик:  истовый  взгляд  больших  круглых  глаз,  с  темными  зрачками  и  белыми  бликами  вокруг,  мясистый  нос,  огромная  благословляющая  длань.  Спас  Феофана  должен  был  внушать  всякому  страх  и  смирение,  напоминать  о  неотвратимости  страшного  суда.

          Учитель  ИЗО: Во время избавления Русского государства от монголо-татар возникла опасность нового завоевания. Грозный Тамерлан (Тимур) двинул свои войска на Русь. Полчища Тимура, разоряя всё на своем пути, дошли до города Ельца и внезапно повернули обратно. Русь вздохнула с облегчением. Это неожиданное избавление от опасного врага русские люди приписали чудесному воздействию старинной и необычайно почитаемой на Руси иконы Владимирской Божьей матери, которую специально привезли из Владимира  и вынесли впереди русских полков. По преданию, маршал Жуков провёз вдоль линии фронта икону Казанской божьей (стр. учебника 53) матери перед битвой за Москву. Столица нашей Родины не сдалась врагу.

           Божья Матерь считается покровительницей нашего государства.

           В  росписи  Благовещенского  собора   вместе  с  Феофаном  Греком участвовал  другой  великий  русский  художник – Андрей  Рублев.  

           «Преславный  мудрец,  философ  зело  хитрый…  книги  изограф  нарочитый  и  среди  иконописцев  отменный  живописец» - писал  об Андрее Рублёве Епифаний  Премудрый,  один  из  образованнейших  людей  начала  XV  века.

Работа  обучающихся  с  документом.

           Русские историки начала XX века о творчестве Андрея Рублева.

«Андрей Рублев родился на грани двух эпох. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублева является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далекому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода…

           В отличие от византийского немого письма, рублевские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души.

Это особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублева «Св. Троица»…

           Какая-то неземная просветленность и особая острота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды религиозности. В этой одухотворенности, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконописца Андрея Рублева».  (И.Н. Заволоко)

             «Эта икона («Святая Троица») изображает трех ангелов за трапезой, которую им, согласно библейскому рассказу, предложил Авраам. На столе поставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ничего больше – ясно, что это только символ трапезы, только намек на нее. Художник намеренно так упрощенно изобразил угощение Авраама: все внимание зрителя он хотел сосредоточить на небесных гостях. Нежные, стройные фигуры ангелов, их склоненные головы с задумчивым взором, устремленным куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне легкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется поистине молится, - столько в них умилительного, возвышенного и духовного.

            В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды, поворот головы и корпуса, положение рук, согласованность линий человеческого тела с линиями пейзажа (деревьев), вдохновенность содержания и прелестное сочетание красок».  (Е. Шмурло)

Вопросы к документам.

  1. Каковы особенности творчества Андрея Рублева? Чем оно отличается от византийской школы?
  2. В чем вы видите принципиальное отличие творения Рублева от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?

             Учитель  ИЗО:  Рублев  создал  новое  искусство  одухотворенное,  радостное,  гармоничное,  жизнеутверждающее.  Отказываясь  от  аскетизма  и  суровости  византийских  образов,  их  отвлеченности,  Андрей  Рублев  ощущал  их  античную  основу  и  претворял  ее  в  своем  искусстве.  Мастеру  удалось  наполнить  традиционные  образы  новым  содержанием,  соотнеся  его  с  главнейшими  идеями  времени:  объединения  русских  земель  в  единое  государство  и  всеобщим  миром  и  согласием.  Живопись  «подобно  могущественной  волшебнице  увлекает  нас  на  своих  крыльях,  благодаря  самой  музыке  живописи,  рождаемой  расположением  цветов  и  гармонией  линии», - слова  знаменитого  французского  художника  Делакруа.

            Учитель  истории:  Русский  иконописец  пренебрегает  объемностью  во  имя  одухотворенности,  главное  внимание  сосредотачивает  на  «описи»  фигуры,  на  силуэтности,  чуждой  византийской  живописи.  Линии  рисунка  плавные,  гибкие,  очертания красивые.  Самое  ценное  в  изображении  святых  на  иконах  -  их  лики,  а  на  ликах  -  глаза.  Строгие  и  добрые,  печальные  и  задумчивые  -  они  подлинное  зеркало  души  святого.

                   «Ангел  Златые  Власа»  -  икона  12  века  поражает  огромными,  в  пол-лица,  прекрасными        глазами  ангела.  Они  наполнены  неизъяснимой  грустью.  Чуть  склоненная  голова  придает  облику  лирическое  настроение.  Красота души запечатлена в этом образе. Обо всем роде человеческом скорбит ангел, за каждого готов молиться.

         Учитель  ИЗО:  Нежная  яркость  красок отличает русскую иконопись.  

            Живопись  Андрея  Рублёва  светится  умиротворением  и  добротой.  Он  писал  спокойными,  плавными  линиями,  мягкими  и  нежными  тонами.  Его  произведения  воплощали  извечную  мечту  человека  о  мире,  покое  и  благоденствии.  Творения  Рублёва  полны  удивительной  нравственной  чистоты,  поражают  глубиной  мысли.

          Именно  такой  предстаёт  перед  нами  знаменитая  «Троица»,  которая  написана  в  1420-х  годах  для  Троицкого  собора  Троице-Сергиева  монастыря.

             Он  впервые  изобразил  Святую  Троицу  в  виде  трех  прекрасных  юношей  -  ангелов,  сидящих  за  столом  под  сенью  большого  дуба.  Они  ведут  неторопливую, доброжелательную,  но  очень  печальную  беседу.  Мир,  согласие,  спокойствие  и  взаимную  любовь  излучает  данная  икона.

                       

Беседа по вопросам урока:

- Объясните  смысл  эпиграфа  урока.

- Какое  значение  имела  икона  для  русского  человека?

          Учитель  ИЗО:   В  подведении  итогов  сегодняшнего  урока  вам,  ребята,  предлагается  составить  синквейн  на  тему  «Русская  икона».  

Ученики  получают  памятку  с  правилами  написания  синквейна.  На  выполнение  задания  отводится  5 минут.  

Последние задания  (составлениие иконостаса и сочинение синквейна) выполняются по выбору.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Классный час "Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча".

Цели:   Познакомить учащихся с понятием «счастье»;помочь осмыслить, каждому ученику в течение кл. часа понятие счастья применительно к самому себе; попытаться установить, что чело...

"Пока горит свеча"

Разработка урока литературы .Библейские мотивы в поэзии А.Ахматовой и Б.Пастернака....

Литературно-музыкальный вечер"Пока горит свеча"

Атмосфера таинственного, романтичного окружает всех участников вечера, на котором при зажжённых свечах они слушают лирические песни, читают стихотворения, переносятся в разные эпохи....

Социальный проект "Свеча памяти"

Предлагаю паспорт социального проекта "Свеча памяти". Проект был реализован накануне 9 мая. Жители села и учащиеся школы вспомнили своих родных, погибших в годы Великой Отечественной войны!...

"Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака

Литературно-музыкальная композиция для 9-11 кл. "Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака...

Проект «Чтобы свеча не угасла…» площадка сотрудничества гражданских и патриотических инициатив

В рамках модели гражданского и патриотического образования в МАОУ «Лицей №1» г.Березники Пермского края был разработан проект «Чтобы свеча не угасла…». Проект - идеальна...