«Мозартика – инновационная, игровая, здоровьесберегающая арт - технология» в работе учителя изобразительного искусства с обучающимися начальных классов.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Шмыгова Ольга Викторовна

«Мозартику» можно рассматривать, как новое психолого-педагогическое  направление, позволяющее творчески работающим педагогам и психологам применять данное направление в виде арт-терапевтической игры (с целью развития ребёнка, а, возможно, и поведенческо-ментальной коррекции), в виде здоровьесберегающей технологии на занятиях с детьми 4х-12 лет, в виде арт – технологии, применяемой на занятиях  в  урочной,во внеурочной и в предшкольной творческой деятельности обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio._art-tehnologiya_mozartika.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

          «Мозартика – инновационная,  игровая, здоровьесберегающая   арт - технология»        в  работе учителя изобразительного искусства  с  обучающимися начальных классов.

Безусловным событием в области психолого-педагогических технологий последних лет следует считать появление новой арт - технологии, являющейся синтезом игротерапии, арттерапии и психоанализа и позволяющей достичь принципиально новых возможностей в таких традиционно важных сферах, как развитие личности ребенка, помощь детям в образовательной и коммуникативной сферах.

«Мозартику» можно рассматривать, как новое психолого-педагогическое    направление, позволяющее творчески работающим педагогам и психологам применять данное направление в виде арт-терапевтической игры (с целью развития ребёнка, а, возможно, и поведенческо-ментальной коррекции), в виде здоровьесберегающей технологии на занятиях с детьми 4х-12 лет, в виде арт – технологии, применяемой на занятиях творчеством. Данное направление прошло серию государственных и негосударственных экспертиз и запатентовано как «ментальная игра для личностного развития пациентов, преимущественно детей» (патент № 31203). «Мозартика» охватывает возрастной диапазон от 2-х до 12 лет, но, как показывает опыт, в нее с интересом и успехом играют и взрослые и старшие подростки.

На сегодняшний день существуют игровые серии: «Витражи», «Космос», «Деревня» («Усадьба»), «Город», «Павлин», «Чудо-дерево», «Поляна», «Пустыня», «Туманы», «Острова в океане» и другие. Чисто внешне каждый игровой комплект состоит из игрового поля, размеры которого могут варьироваться от размеров большого альбомного листа до размеров огромного стола, настенного панно или напольного ковра, и набора так называемых фантазийных фигурок довольно большой численности.

Самые первые игровые комплекты были разработаны в 1999 году Автономной некоммерческой организацией «Реабилитационный центр коррекционной педагогики «Сломанный цветок» и изготовлены при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Минтруда России.

Обладателем  патента является  «Реабилитационный  центр «Сломанный цветок», который занимается исследованием, разработкой и  практическим применением игровых технологий на основе МОЗАРТИКИ.

•   Структура «Мозартики»

Все игры «Мозартики»являются играми без правил, они основаны на спонтанной мотивации, обеспечиваемой красочностью, привлекательностью и необычным дизайном игрового поля и набора фантазийных фигурок, и свободном полете фантазии, которую «Мозартика» активизирует и побуждает работать с глубоким творческим подъемом.

Фигурки, входящие в игровой комплект, насыщены специально разработанными образными ассоциациями. Эти образные ассоциации берут свое начало в мировом изобразительном искусстве и адаптированы с учетом законов восприятия для использования в играх нового направления - «Мозартики».

•   «Мозартика»  и развитие личности ребенка

Сначала ребенок выкладывает что-то из фигурок мозартики, как из фигурок обычной мозаики. Но постепенно в процессе игры, выложенные фигурки рождают у него на подсознательном уровне собственные образные ассоциации, и он начинает реализовывать их в игре новыми построениями. И так далее - в процессе построения образная композиция вызывает все новые образные ассоциации и, соответственно, новые построения, пока ребенок не устанет.

Таким способом в игре ребенок активно и самостоятельно резко расширяет свой образный мир, как не смог бы это сделать в любой другой игре или области творчества. Причем богатство и направленность образов, используемых в фигурках, обеспечивают исключительно позитивные изменения ментальной сферы.

Эксперты отмечают, что ни одна другая игра или область творчества не задействует столь глубинные личностные структуры. При этом обращает на себя внимание тот факт, что «Мозартика» никоим образом не форсирует развитие ребенка, а создает исключительно благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно развивал себя сам, по собственному желанию, с увлечением и в комфортной для себя форме.

•   «Мозартика»  и реабилитация

Фигурки, входящие в игровой комплект, не просто насыщены образными  ассоциациями; все образы имеют позитивно-созидательную направленность.

Что происходит, когда в «Мозартику» играет ребенок, имеющий негативные искажения в восприятии мира? У него тоже рождаются свои образные ассоциации, и, соответственно, получаются свои образные композиции, и опять - все новые образные ассоциации, а за ними новые построения.

Однако, поскольку все образные ассоциации и, следовательно, построения имеют позитивно-созидательную направленность, и при этом самостоятельно смоделированы ребенком, то негативным образам его внутреннего мира приходится  потесниться.  При  регулярных  игровых сеансах происходит практически полное вытеснение негатива, причем путем, не травмирующим ребенка, без деструктивных переживаний. Играющий ребенок как бы сам наводит порядок в своей ментальной сфере.

На основе использования реабилитационных возможностей «Мозартики»разработан целый комплекс социально-реабилитационных технологий. При заболеваниях, связанных с тяжелыми операциями, физическими травмами, инвалидностью, длительным нахождением в больнице, развивающим «детский госпитализм», инсультом и другими заболеваниями, для которых характерно доминирующее воздействие течения болезни на внутренний мир ребенка, общение с «Мозартикой» дает ребенку ощущение причастности к большому интересному творческому миру, в котором ребенок чувствует себя активным, успешным и важным действующим лицом; поэтому использование «Мозартики» позволяет ребенку стать активным союзником лечения и выздоровления.

•        «Мозартика»  и профилактика

В описываемой игровой технологии — «Мозартике» - актуализируются такие особенности детского реагирования, как личностная активность, опирающаяся на образность мышления, на спонтанное воображение и фантазию, на способность к сопереживанию в совместной групповой, игровой динамике. Центральной в формирующемся во время этого игрового процесса психологическом пространстве ребенка становится вновь создаваемая им картина нового целостного мира. Его психологическое содержание задается такими темами и образами, которые позволяют через игровую форму как развить, так и восстановить для ребенка общечеловеческие, региональные, национальные и индивидуальные ценности мира.

•        «Мозартика» как средство коммуникации

В рамках международного проекта ТАСИС в различных регионах России (Брянская область, Ленинградская область, Кировская область) прошли обучающие семинары персонала детских социальных учреждений, который ранее не был знаком с «Мозартикой». На практических занятиях обучающимся была предоставлена возможность применить «Мозартику» для общения с подростками. Независимо от административного и персонального статуса все обучаемые (в каждой из трех групп было по 20-30 человек) пришли к выводу, что «Мозартика»помогает установлению непосредственного контакта с внутренним миром ребенка (подростка), изменить свои взгляды на детей и подростков и открыть новые возможности взаимопонимания и общения. Одним из представителей правоохранительных органов Москвы были получены аналогичные результаты при использовании «Мозартики» для установления контакта с малолетними правонарушителями. Эти и другие примеры (как и научное обоснование) позволяют считать «Мозартику» новым коммуникационным средством для осуществления взаимодействий          «ребенок – взрослый»,

                       «ребенок – внешний мир»,

                              «ребенок – ребенок  – внешний мир»  и

                                            «ребенок – взрослый – внешний мир.

•        «Мозартика»  как социальная технология

Синтез коммуникационных и реабилитационных возможностей мозартики позволяет создавать на её основе социально - реабилитационные технологии.

Некоторые из них были успешно апробированы в Центрах социального обслуживания Восточного административного округа г. Москвы, Федеральном центре реабилитации и экспертизы инвалидов Минтруда России, школе-интернате № 102 г. Москвы, социальном приюте г. Костромы, социальном приюте г.Ступино Московской области, Государственном учреждении «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям ЮАО г.Москвы» и других специализированных учреждениях. Используемые социально-реабилитационные технологии имеют разные целевые назначения, опираются на различные варианты игрового взаимодействия и поэтому используются в различных ситуациях, вызывающих нарушения социальной        адаптации и требующих восстановления нормальных социальных связей.

•   Мозартика для детей, переживших чрезвычайные ситуации

Все группы детей, переживших различные виды психоэмоциональных травм (дети, взятые в заложники, дети, пережившие насилие и травмированные насилием, дети, ставшие свидетелями смерти родителя и других людей, дети, вовлеченные в военные действия, глобальные социальные конфликты, жертвы террористических актов, вынужденные мигранты, дети, оставшиеся сиротами и др.) при всем различии причин объединяет лежащий в основе нарушений их социального функционирования дистресс. Ведущими эмоциональными признаками дистресса являются тревога и страх, нарушение чувства «базового доверия» к миру, расстройства позитивного образа «Я», чувство беспомощности с вторичными нарушениями когнитивного и личностного развития.

Среди последствий чрезвычайных ситуаций наблюдаются острые, которые проявляются практически сразу, длительные посттравматические, которые могут проявиться далеко не сразу, но фиксируются как нарушения и закрепляются надолго, и отраженные, личностно значимые, которые не проявляются в виде каких-либо нарушений, но при этом оказывают негативное воздействие на весь жизненный путь человека. Длительные посттравматические и отраженные, личностно значимые, вызываются разрушающим воздействие чрезвычайно ситуации на индивидуальную целостную картину мира ребенка. Степень серьезности последствий напрямую связана со степенью ее разрушения.

Использование «Мозартики» позволяет ребенку смоделировать новую картину мира, постепенно избавляясь от искажений, вызванных дистрессом и выработать новые механизмы психологической адаптации. Опыт доказывает, что «Мозартика» является успешной реабилитационной технологией, позволяющей бороться именно как с длительными посттравматическими, так и с отраженными личностно значимыми (для лечения острых последствии существуют более эффективные специальные реабилитационные технологии). «Мозартика» как реабилитационная технология обладает следующими существенными особенностями:

  1. реабилитационный   процесс,   в   ходе   которого   идет  моделирование картины мира происходит на  глубинном личностном уровне;
  2. переживание и постепенное вытеснение болевых факторов происходят в наименее травматической символической форме;
  3. «Мозартика» как реабилитационная технология с помощью различных форм    индивидуальной    и    групповой    работы        позволяет   охватить значительное число детей.

•   «Мозартика»  в системе семейных отношении

Взаимная игра родителей и детей, по мнению специалистов- психологов, может стать «общей землей», местом, па котором возникают основы диалога, взаимопонимания, взаимного доверия, поддержки и союза. Однако достаточно трудно найти такую форму игрового взаимодействия, которая была бы «развивающим» полем и одновременно интересной и привлекательной как для ребенка, так и для родителей.

Еще сложнее найти игровое взаимодействие, способное решать профилактические и реабилитационные задачи, связанные с внутрисемейными проблемами.

Игровое взаимодействие на основе «Мозартики» не только удовлетворяет этим требованиям, но и обладает целым рядом преимуществ:

1. В «Мозартике» нет выигравших и проигравших, правильно или неправильно выложенных композиций, и родитель, и ребенок в игре успешны.

2. В «Мозартике» и ребенок, и родитель приоткрывают друг для друга свой внутренний мир, что облегчает их взаимопонимание.

3.Болевые точки семьи переживаются в игре в наименее травматическом
символическом виде.

4. В процессе игры и ребенок, и родитель невольно меняют свой взгляд друг
на друга в позитивную сторону, что, естественно, способствует
нормализации семейной обстановки.

5.Так как «Мозартика» является сильно действующим коммуникационным средством, в процессе игры уход в себя, в свои проблемы постепенно вытесняется процессом конструктивного общения.

•   «Мозартика»  и раннее развитие детей

Зачастую при использовании многих известных систем раннего развития возникает ситуация, когда стимулируется доминирующее развитие  левого полушария, отвечающего за логику и аналитическое мышление, а развитие правого, отвечающего за интуитивно-образное, чувственное восприятие, подавляется. Такая ситуация может привести к различным нежелательным последствиям, поэтому надо одновременно активно развивать эмоциональное восприятие ребенка.

«Мозартика»  свободна от этих недостатков, так как она, во-первых, активизирует именно эмоциональное, интуитивно-образное восприятие, а во-вторых, она способствует развитию интегративных функций мозга.

Есть и еще одна проблема, часто возникающая при использовании тех или иных систем раннего развития. Развивающие игры и пособия не предназначены для самостоятельной свободной игры ребенка, в ней они не могут выполнять свои развивающие функции, с ребенком надо специально заниматься.

«Мозартика»  является прекрасной игровой развивающей средой для ребенка, что бы ребенок ни делал с игровым полем и фантазийными фигурками, он все равно окажут на него свое развивающее воздействие.

«Мозартика»  способствует развитию личности в целом - её воздействие направлено на формирование у ребенка здоровой картины мира, развитие позитивно-созидательных сторон личности, творческого начала, потребности в позитивной творческой личностной самореализации. При этом «Мозартика»  прекрасно сочетается с любыми другими системами раннего развития, помогая гармонизировать обобщающее воздействие.

•   «Мозартика» как инновационная арт – технология.

Ещё в 2006 году я заинтересовалась трудами нашего соотечественника, психотерапевта, основателя арттерапии в России, Александра Ивановича Копытина. Мне показалось, что некоторые технологии, которые автор с успехом применяет в арт- терапевтических творческих занятиях с детьми различных групп риска, могут с успехом применяться в общеучебной деятельности. Таких примеров, когда  узкоспециализированная практика, разработанная для определённого контингента детей, выливалась в успешную общедоступную инновационную методику обучения и развития, достаточно. К примеру, методика Монтесори. Несколько позже я попала на курс «Синтез игротерапии, арттерапии и психоанализа. Инновационная технология «Мозартика», организованный Научно - методическим центром «Семья» города Реутов. По сей день я с благодарностью вспоминаю автора данной технологии Руссавскую Полину Эрнестовну, т.к. применение «Мозартики» на уроках творчества – это обоюдный праздник для меня и моих учеников. Данная технология позволяет наполнить детей реальными, эмоционально окрашенными впечатлениями, открывающими путь к знаниям.  Для всех разработок «Мозартики» характерен принципиально новый способ сворачивания культурно-исторического опыта человечества в настольно-печатные варианты игр, таких как «Витражи», «Усадьбы» и т.д., игр, где цветовая гамма основывается на палитре импрессионизма, игр не имеющих аналогов в мире. В игры Мозартики «упаковываются» зафиксированные в мировом изобразительном искусстве такие важные составляющие социокультурного опыта человечества, как: художественно-образное богатство; духовно-нравственные ценности; историческая значимость.    

   Эта здоровьесберегающая,  арт-технология применяется мной при работе над творческими проектами к полюбившемуся всем региональному конкурсу детского научно-фантастического рисунка «Эра фантастики», на многих уроках изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского, а так же на уроках музыки  в начальной школе (Приложение 1).

    Многообразие цвета, бесконечная вариативность форм позволяют применять «Мозартику» не только на уроках изобразительного искусства в начальной школе, но и в предшкольной подготовке, и в системе дополнительного образования (Приложение 2).

Использованные  материалы:                                                                                                                                             1..Люшер М., «Цветовой тест Люшера», изд. «Сова», 2002.                                                                                    2. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я., «Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями», М., 2003.                                                                          3.http://www.rageportal.ru/

Приложение 1.

Планирование по использованию арт-технологии «Мозартика»                                                           учителем изобразительного искусства Шмыговой О.В.                                                                         («Программа изобразительное искусство и художественный труд»,                                                                     под редакцией Б.М. Неменского)  в 1-4 классах начальной школе.

Арт-технология

Темы занятий

Мозартика

Темы 1 класса: Ты строишь.

Мозартика

Темы 2 класса: О чем говорит искусство

Мозартика

Темы 2 класса:Как говорит искусство

Мозартика

Темы 3 класса: Искусство на улицах твоего города

Мозартика

Темы 4 класса:Каждый народ – художник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя»

Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распростран...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развити...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс...

«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя»

Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение с...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов аспекты реализации требований ФГОС.

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. П...


 

Комментарии

Уважаемая Ольга Викторовна! Большое спасибо за представление новой методики развития личности ребенка. Мозартика - новейшая игровая технология, которая эффективно поможет ребенку развить свои художественные способности. Ваши методические рекомендации помогут многим учителям проводить интересные, оригинальные уроки изобразительного искусства. Желаю вам творческих успехов! Педагог дополнительного образования, Зверева Н.Т., город Когалым, ХМАО-Югра.

Жукова Ирина Николаевна

Уважаемая Ольга Викторовна!
С большим интересом ознакомилась со всеми материалами, представленными на Вашем сайте. Особенно интересными нахожу материалы и фото с работами учеников по мозартике. Действительно, данная технология - это нечто особенное! Спасибо, что просветили и показали, как можно ее использовать. Применение данной современной технологии способствует творческому развитию ребенка, активизации его мышления и воображения. А что меня особенно привлекло в этой "арт-игре", что она помогает ребенку справиться с накопившимся в его душе негативом, снять напряжение, помочь разобраться в себе. А ведь именно этого нам всем и не хватает в такой суматошной жизни! Очень захотелось приобрести мозартику и для домашнего использования.
Желаю радости от работы!
С уважением,
Жукова И.Н., учитель, М.О.