Конспект внеурочного мероприятия по изобразительному искусству по теме: «Древняя Эллада».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Мамаева Светлана Александровна

Методическая материал о Древней Элладе будет полезен учителям общеобразовательной школы для проведения классных часов и уроков искусства с 3 по 7 классы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

муниципального образования «Город Донецк»                                                                                      

Конспект  внеурочного мероприятия

по изобразительному искусству

по теме: «Древняя Эллада»

                                Автор: Мамаева  Светлана Александровна

                           (учитель изобразительного искусства).

Донецк

2021 г.

                                                                   Ход урока.

        I. Вводная часть урока.

        1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

        2. Сообщение (определение обучающимися) темы и целеполагание.

        П. Ребята, сегодня следующий урок посвящённый Древней Элладе. Посмотрите видеофрагмент и сами определите, о каком виде искусства сегодня пойдёт речь.

        Ребята, как мы уже знаем, Элладу называют истоком европейской цивилизации. Почему?

        У. Потому что там было придумано столько, что этого вполне хватило на остальные два с лишним тысячелетия развития европейской цивилизации.

         Древние эллины были талантливы во всем – сооружении храмов и театральном искусстве, в строительстве кораблей и мореплавании, в устройстве военных машин и гимнасиев, не говоря уже о мелких бытовых деталях, при помощи которых наша жизнь стала удобнее и уютнее.

        Например, катетеры, щипцы, скальпели, сверла, антикитерский механизм не что иное, как прообраз современного компьютера, подземные акведуки для хранения воды.

                              II. Повторение пройденного материала.

2.1. Мифы и легенды Древней Греции.

        П.: Греков «греками» называют не так давно, всего с 1 века до н. э. До этого народ Эллады называли Эллинами. Почему?

        У.: Эллины- самоназвание древних современных греков. Основателем народа считался мифологический герой Эллин - внук титана Прометея (тот, который подарил людям огонь, спас от Всемирного потопа и за это был прикован Зевсом к скале). Его все они считали себя потомками Эллада, а значит называли себя эллинами. Всю греческую цивилизацию, в древности, называли Элладой.

        П.: Как в истории и в искусстве называют Древнереческую цивилизацию?

        У.: Античность в переводе означает — древний, возник в ХV в. Употребляется по отношению к истории и культуре Др. Греции и Др. Рима.

        П.: В какие годы существовала Древнегреческая цивилизация?

        У.: Она охватывает период с 8 в. - до 6 в. н. э.

        П.: В чём заключена большая часть культурного наследия Древней Греции?

        У.: В мифах и легендах, которые находят своё отражение в мировом искусстве и незнание которых делает человека бескультурным).

        У.: Давным-давно - так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также, дошедшие до наших дней, древние предания - мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Одним словом, - их миропонимание и мировоззрение. 

        Образ прекрасного человека древние греки воплотили в своих представлениях о богах. Они считали, что

        Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений. 

        П.: Какие мифы и легенды Древней Греции вам знакомы? (называют….)

        Кто главные герои в мифах и легендах?

        У.: Древнегреческие боги. Эллины считали, что рядом с ними их страну населяет мир богов — похожих на людей, способных так же радоваться, любить, негодовать. В богах Эллины воплотили свои представления о прекрасном человеке, они верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп, поэтому их назвали олимпийцами.         

        «Искусство начинается мифологией, ею живёт и ею творит» В. Н. Топоров

        Мифы играли решающую роль в жизни первобытного человека. Знания древнего человека о мире были чрезвычайно малы. У людей была необходимость как-то объяснять, почему происходит смена дня и ночи, почему изменяются времена года, почему идет дождь или стоит нестерпимый зной, почему одни животные нападают на людей, а другие боятся человека и т.д.

        . Если посмотреть внимательно, то увидим, что миф и реальность находятся в тесном соседстве.

        Сущность Греческой мифологии становится понятной только при учете особенное первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но постоянно изменяющеюся в социальном и историческом контексте античного мира.

        Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств, частично же посвящены описанию подвигов и приключений героев - людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. В новое время они получили общее название - древнегреческой мифологии.

        Давайте вспомним какие боги жили на Олимпе.  

        Сценка «Боги Древней Греции».

         Выходит ведущий. Это учёный.

        - Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. Из безграничного Хаоса возник весь мир и бессмертные боги. Высоко на светлом Олимпе царит Зевс – бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, окруженный богами.

        На троне сидит Зевс, окружённый богами. Здесь Артемида, а также Афродита, Афина.

Зевс : - Хорошо у нас на Олимпе. Здесь всегда лето. За облаками земля. Там весну и лето сменяет осень и зима, радость и веселье сменяется несчастьем и горем. Наши печали быстро сменяются радостью. Вот и сегодня у меня светлый день — на моём пиру я вижу родные, счастливые лица.

        Входит богиня Гера. (на голове – диадема) Все встают и кланяются, она садится возле Зевса.

        У трона Зевса два сосуда. В одном добро ( надпись), в другом – зло ( надпись).

        - Что скажешь ты, прекрасная Гера, покровительница семьи, где наш кровожадный сын, почему его нет у моего трона?

        Гера: - Он на войне, конечно. Сердце свирепого Ареса радуют только жестокие битвы. Но он твой сын, Зевс, ты можешь вернуть его.

         Афина подходит к Зевсу. В руках у неё копьё.

        Зевс: Афина, богиня мудрости, ты строга и молчалива, чем ты взволнована?

        Афина: - О всемогущий! На земле нарушен мир. Началась Троянская война. Мой брат Арес там в центре событий!

        Зевс черпает из сосуда добро и посылает на землю.

        Афина: - Правосудие восторжествует!

        Зевс: - Где брат мой, бог морей, Посейдон?

        Гера: - Он на своей колеснице, запряжённой дивными конями, мчится по морю. Волны расступаются и дают дорогу своему повелителю. Вокруг него играют дельфины и рыбы. О! Его нельзя огорчать. Он взмахнёт своим грозным трезубцем, и поднимется страшная буря, потонут корабли.

        Зевс: - Не вижу здесь, среди гостей, брата, бога подземного царства Аида.

        Гера: - Да, Аида нет, потому что он занят, принимает души умерших.

        Богиня Артемида подходит к Зевсу и садится у его ног. Он гладит её по голове:

        - Ты собираешься на охоту, моя прекрасная дочь, Артемида?

        Артемида: - В дар Зевсу принесу много дичи и туши зверей.

        Деметра: - Только не убивай молодых ланей, прошу тебя. Я их очень люблю.

        Артемида: - Хорошо, Деметра богиня земледелия.

        Входит, хромая, Гефест.

        Зевс: -Здравствуй, дорогой, Гефест, бог огня. Что ты выковал в своей кузнице?

        Гефест вынимает из мешочка украшения( браслеты, кольца, цепочки) :

        Гефест: - Вот подарки моей матери.

        Гера: - Спасибо, мой добрый сын, ты несёшь тепло и радость, нежность и ласку нам с отцом, миришь нас, когда мы ссоримся. Сегодня мы собрались на пиру у Зевса. Пусть мы веселимся и отдыхаем, но у каждого из нас, богов, свои заботы, никто не должен забывать о своём долге перед людьми.

        Все встают и кланяются Зевсу.

        П.: Ребята, вспомнили богов Древней Греции и за что каждый из них отвечает? (Да!)

        Сейчас вам предстоит выполнить задание: решить кроссворд на тему «Боги древней Греции» (у каждого ученика на столе приготовлен сетка кроссворда с заданиями).

        По окончании работы учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполненной работы сверяясь с заполненным кроссвордом, на интерактивной доске.

        (В форме фронтального опроса учитель убеждается, что дети хорошо справились с заданием и замечает, что те дети у кого есть ошибки могут их исправить).

        2.2. Вазопись.

        П.: Ребята, прямо с «Олимпа» я приглашаю вас на выставку. (просмотр видеофильма «Вазопись Древней Греции).

        П.: Давайте вспомним какое значение имели керамические изделия для жителей Древней Эаллады.

        У. 1: Посуда в жизни древних эллинов имела огромное значение. В ней хранили жидкости, еду, зерно, украшения. У них было множество сосудов разной формы, каждый из которых имел своё предназначение.

        У. 2: Вазы расписывались преимущественно на мотивы из жизни греческих богов и героев, однако присутствуют и бытовые сцены. На многочисленных сохранившихся вазах, к примеру, изображены свадебные пиршества или сцены из жизни атлетов. Благодаря гончарным изделиям до наших дней дошли имена многих мастеров.

        П.: Ребята, скажите, что вы знаете о гончарном искусстве эллинов?

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он рождался, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток. Она украшала даже бедную хижину. В ней хранились припасы. Она была наградой победителю. Поэтому керамику старались украсить орнаментом и рисунками. Так что живопись Древней Греции была такой же прекрасной, как архитектура и скульптура. Греческих сосудов очень много. Они разнообразны по форме и по назначению.

        главную часть сосуда, тулово, занимала картина- сюжетная роспись, на которой изображались жанровые и мифологические сцены.

- Как вы думаете, что значит жанровые сцены?

- Мифологические сцены?

 (Жанровые, т.е. бытовые) Именно по этим изображениям историки смогли составить представление о том, как протекала их жизнь, чему они поклонялись, что ценили больше всего.

Объясните понятие «миф». (Миф- это сказание, повествование о происхождении богов и мира, об отношениях богов и людей, о героях).

        Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.

        Краснофигурная, чёрнофигурная, Греческая геометрика.

        1. Килик. Данный вид сосуда изготовлялся как из керамических материалов, так и из металла. Его применяли преимущественно для питья. Форма посуды — открытая, внешний вид — плоская чаша на ножке. Ножка небольшая, тонкая, порой вытянутая. У киликов было две ручки.

        2. Кратер. Этот сосуд производился с широким горлышком. Посуда была достаточно вместительна. Кратеры применялись для смешивания сортов древнегреческих крепких вин и воды. Как и у киликов, у них было две ручки, расположенных по бокам.

        3. Гидрия. Для производства такого типа сосуда требовалась керамика. Порой можно было встретить гидрию, изготовленную из металла. Такая посуда по форме напоминала широкий сосуд с таким же широким горлышком. У гидрий были две ручки, расположенные по горизонтали (были гидрии и с одной ручкой, но с вертикальным расположением). Ручки у гидрии расположены между венчиком и плечиками. На поверхность такого сосуда нередко наносилась какая-либо роспись. Емкость гидрий заполнялась разнообразными напитками.

        4. Псиктер. Этот сосуд выдает высокая ножка цилиндрическая. За счет такой конструкции псиктер мог легко устанавливаться внутрь другой посуды. Его емкость наполняли холодной водой или льдом. Псиктер применялся как эдакий холодильник для напитков.

        5. Кальпида. Можно сказать, что это своеобразный кувшин для воды. Нередко кальпида становилась урной, то есть сосудом, внутри которого долгое время сохранялся прах усопших.

        6. Ойнохойя. Оригинальная форма этого кувшина, изготовляемого с носиком, позволяла наполнить сосуд различными жидкостями, преимущественно вином. Три стока, представленные возле горлышка, помогали заполнить емкость бокалов и чашек очень быстро.

        7. Амфора. У этого сосуда овальная форма. Для удобства удерживания посуды у нее было две ручки. В амфорах хранили как вино, так и масло. По аналогии с кальпидой, в них сберегали прах усопших. Также амфора применялась, как сосуд для голосования. Ее объем — 26,3 л, что позволяло древним грекам и римлянами проводить измерение количества жидкости. Изготовлялась амфора из металлов: бронзы и серебра, были деревянные и из стекла.

        8. Пелика. Сосуд, расширение формы которого прослеживается от верха до низа. По краям представлены две вертикальные ручки. В пеликах хранили небольшие объемы как сыпучих, так и жидких веществ.

        9. Панафинейская амфора. Как следует из названия, ее изготовляли в Афинах. Первые упоминания о данном типе сосуда датируются 566 годом до н.э. Эти амфоры чернофигурные, особенные, нередко оформленные стереотипной росписью. Их емкость заполняли маслом, после чего амфора вручалась победителю Панафинейских состязаний как очень ценный приз. Кстати, именно отсюда и пошел обычай награждать спортсменов кубками.

        10. Лутрофор. У этого типа древнегреческого сосуда было высокое тулово. Вместе с этим, у него было узкое горлышко, правда, весьма длинное. Широкий венчик и две ручки украшали внешний вид лутрофора. Проведение свадебного ритуала предполагало омовение невесты водой, взятой из посуды. В то же время вместе со смертью невесты лутрофор клали в могилу усопшей. Чуть позже таким сосудом украшали практически все могилы.

        11. Стамнос. У него короткая горловина с очень широким отверстием. По краям сосуда располагались две горизонтальные ручки. В стамносах хранили вино.

        12. Арибалл. Маленький сосуд, который помогал спортсменам-гимнастам хранить в нем масло. Его носили на поясе в мешочке. Также емкость арибалла служила для ее заполнения парфюмерными мазями.

        П.: Следующее задание называется — узнай греческий сосуд.

        Задание: соотнеси греческий сосуд с его названием. Чтобы выполнить задание надо записать цифру под которой находится название, рядом букву которой обозначен сосуд.

        После выполнения задания учитель показывает правильные ответы и дети могут убедиться в правильности выполнения.

        III. Изучение нового материала.

        Архитектура Древней Греции.

        П.: Ребята, сегодня мы начинаем тему «Архитектура Эллады». Ей мы посвятим два урока. Предлагаю посмотреть видеофильм «Архитектура Древней Греции». Хочу сказать, что вы увидите не новые постройки, а совсем или частично разрушенные. Но и в таком виде они представляют для человечества огромную ценность, так как их способы возведения зданий мы используем по сей день. А древние руины помогли нам понять, как эллины их создавали.

        Просмотр видеоролика «Архитектура Древней Греции.

        П.: Все храмы, которые мы увидели в фильме имеют названия. (Учитель обращает внимание детей на слайды с изображением храмов).

        П.: Как вы думаете, почему храмы носят имена греческих богов?

        У.: Потому что греки строили храм, как дом для бога.

         П.: Верно.  Внутри никогда не проводилось многолюдных богослужений. Там стояла статуя божества. Надо сказать, что греки возводили постройки ни в случайных местах, а так, чтобы здание храма казалось частью пейзажа. Как правило, храмы ставили на вершинах холмов, на скалистых откосах морского берега.

        Время шло и постепенно сложилась конструкция храма. Т.е. определённый порядок расположения и соотношения его частей. Такой порядок называется «ордером». (учитель демонстрирует изображение древнегреческого ордера, рассказывает о его частях).

        Рассказ учителя об ордерной системе в архитектуре. 

        Греки создали три типа колонн, ставших основой классических ордеров: дори́ческого, иони́ческого и кори́нфского. Каждый из них, был по-своему антропоморфным, то есть наделялся в воображении греков чертами, присущими человеку. 

        Так самый простой, «крепкий» и мощный – дорический ордер – был воплощением образа мужчины-атлета – его капитель была лишена каких-либо украшений, а тело имело некоторое утолщение – энта́зис, как если бы оно и в самом деле испытывало давление сверху, которое с усилием удерживало. 

        Ионический ордер имел более лёгкие и изящные пропорции и соответствовал женскому началу. Эта женственность особенно явно проявлялась в капители ионической колонны – её украшали спиралевидные завитки с обеих сторон – волю́т – имеющие сходство с локонами волос, уложенными в прическу. 

        Несколько позже появился коринфский ордер – по мнению греков, соответствующий образу юной девушки. Его ствол строен и высок, а капитель, пышная и сложная, напоминает корзину со стилизованными листьями растения ака́нфа (аканта). 

        От того, какого типа использовались колонны, зависело и то, как будут выглядеть и украшаться перекрытия этого здания, та часть строения, которая получила название антаблемент. 

        Антаблемент - несомая часть ордера, в свою очередь тоже состоял из трёх элементов (надо сказать, что греки очень любили трёхчастное деление). Эти элементы назывались снизу вверх: архитрав, фриз, карниз.

        Архитрав и карниз усложнялись по мере увеличения "затейливости" и высоты колонны. То есть, самые простые архитравы и карнизы были у дорического ордера, а самые навороченные и вычурные - у коринфского.

        Главную же эстетическую функцию в антаблементе нёс фриз - его центральный элемент в виде ленты.

        Практическая работа.

        У.: Сегодня практическая работа включает композицию с дорическим ордером. Учитель демонстрирует готовый рисунок предстоящей работы. Обсуждает с классом расположение объектов на рисунке и цветовую палитру. Объявляет, что работать дети будут поэтапно вместе с учителем.

                                                 IV.     Подведение итогов урока.

        Посмотрите, какие получились замечательные рисунки. Какое потрясающее сочетание цветов.
        
Как вы думаете, получилось у вас нарисовать часть древнеримской постройки?
 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...

План-конспект внеклассного мероприятия по изобразительному искусству. Тема: «Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем». для учащихся 1-4 классов.

В современные дни утрачивается связь с историей исконно русских праздников. Поэтому содержание материала к данному мероприятию построено таким образом , чтобы вызвать интерес к истории , культуре и тр...

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...

Урок изобразительного искусства по теме "Древние соборы" , 4 класс, по программе Б. Неменского

Урок ИЗО для 4 класса по теме "Древние соборы" по программе Б. Неменского. План конспект и презентация....

План-конспект внеурочного занятия по изобразительному искусству "Лепка глиняной свистульки"

План-конспект внеурочного занятия по лепке из глины "Лепка глиняной свистульки". Подойдет для работы с детьми 9-12 лет. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся средства...

Конспект урока - проекта по изобразительному искусству на тему: "городецкая роспись"

Предлагаю конспект урока-проекта образовательной деятельности для учащихся 2 класса ДШИ по теме: «Городецкая роспись». Данный урок-проект разработан для педагогов ИЗО....