Технологическая карта темы "Природные источники углеводородов"
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему

Тема разработана согласно требованиям ФГОС: в ней отражены основные УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl._tk_19.02ot15.11.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Химия

Технологическая карта темы

Авторы разработки:  М.В. Лютынская

Тема

Природные источники углеводородов (4 часа) Слайд 1

Цели

Сформировать:

 представление о природных источниках углеводородов:  способах их переработки, области применения продуктов переработки

Ввести:

-  уравнения реакций химической переработки природных источников углеводородов;

- алгоритм решения термохимической задачи.

Научить:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний об основных свойствах углеводородов, о теории происхождения нефти, об основных месторождениях нефти, угля и газа в мире. Введение состава природных источников углеводородов и их физических свойств. Изучение способов переработки нефти, угля и природного газа. Экологические проблемы  нефти-газо-переработки. Описание основных химических процессов. Решение термохимических задач. Создание презентации о различных источниках энергии.

Термины и  понятия

Бензин, дизельное топливо, изомеризация, каменноугольная смола,  керосин,  крекинг, коксование,  конверсия,  нефть, окисление октановое число, природные и попутные нефтяные газы, полимеризация,  ректификация,  риформинг,    соляровые масла, пиролиз,  углеводороды,  уголь, фракции нефти.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- проявлять ответственное отношение к созданию доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, который может претендовать на высокую оценку экспертов;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия: «бензин», «дизельное топливо», «изомеризация», «каменноугольная смола»,  «керосин»,  «крекинг», «коксование»,  «конверсия»,  «нефть», «окисление октановое число», «природные и попутные нефтяные газы», «полимеризация»,  «ректификация»,  «риформинг»,    «соляровые масла», «пиролиз»,  «углеводороды»,  «уголь, фракции нефти», и использовать их в активном словаре;

- определять различия физических и химических способов переработки нефти и обосновывать свое мнение;

 - определять компоненты природного газа и обосновывать свое мнение;

- определять  способы переработки метана и обосновывать свое мнение.

- определять основные компоненты каменного угля и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания  для создания доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, который может претендовать на высокую оценку экспертов.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  соотносить учебное действие с известным алгоритмом;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

1 - определять  основные фракции нефти и их состав;

2- рассказывать  о методах физической и химической переработки нефти;

3 - определять факты, доказывающие преимущества природного газа, как топлива;

4 - проводить исследование и определять:  способ переработки каменного угля;  получаемые продукты его переработки и область  их применения;

5- оформлять результаты исследования по использованию природных источников углеводородов в докладе, презентации и представлять их экспертам.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

География

Тема – «Топливная промышленность».

 Физика

Тема – «Плотность вещества», «Термодинамика».

 

Информационный материал

Учебник «Химия 10»

Демонстрационный материал

Электронная презентация

электронный диск к учебнику «Химия 10»

географическая карта полезных ископаемых

учебные коллекции

портреты ученых

Интерактивный материал

карточки с учебными заданиями

электронная презентация

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

 • Мотивировать учащихся к изучению темы.

 • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме петербургских школьников.

 

Слайд 2

Группа петербургских школьников принимала участие в международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы использования нефти, угля, природного газа» и представила результаты исследования проблемы в докладе  «Природные источники энергии»,  который включал текста и презентацию  (учащимся предлагается презентация и тезисы выступления). Но доклад, несмотря на широкое освещение проблемы использования углеводородов, получил невысокую оценку.

Ребята, почему такое обстоятельное выступление не получило признания экспертов?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у Вас желание научиться представлять результаты исследования проблемы так, чтобы  получать достойную оценку экспертов?

Личностные умения:

проявлять ответственное отношение к созданию доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, который  может претендовать на высокую оценку экспертов;

.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Нефть: состав, способы переработки     Слайд 3

Цели:

• Актуализировать знания:

- о свойствах углеводородов;

- о генетическом ряде углеводородов.

Актуализировать умение:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

• Ввести понятия:

 «бензин», «дизельное топливо», «изомеризация», «каменноугольная смола»,  «керосин»,  «крекинг», «коксование»,  «конверсия»,  «нефть», «окисление октановое число», «природные и попутные нефтяные газы», «полимеризация»,  «ректификация»,  «риформинг»,    «соляровые масла», «пиролиз»,  «углеводороды»,  «уголь, фракции нефти», и использовать их в активном словаре;

• Научить:

- определять различие физических и химических способов переработки нефти и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о физических свойствах нефти;

- определять крупнейшие месторождения нефти, используя географическую карту;

- определять  основные фракции нефти и их состав;

- проводить исследование состава каждой фракции и оформлять результаты в таблице;

- определять химические способы переработки нефти;

- рассказывать  о методах физической и химической переработки нефти;

- писать  уравнения химических реакций переработки нефти;

- составлять и писать уравнения химических реакций, соответствующих  генетическому ряду углеводородов;

- составлять и писать изомеры углеводородов;

- определять и писать название вещества в предложенный генетический ряд, отражающий химическую переработку нефти;

- выполнять учебное задание, используя известную формулу.

Задание 1 (З)              Слайд 4

Рассмотрите коллекции «Нефть и продукты ее переработки» и расскажите о физических свойствах нефти.

Задание 2 (З)        Слайд 5,6

Определите крупнейшие месторождения нефти, используя карту полезных ископаемых  Российской Федерации,  и напишите их название  в тетрадь. 

Задание 3 (З)          Слайд 7

Назовите  основные фракции нефти и их состав, используя содержание текста №1  «Физический метод переработки нефти».

Расскажите о физическом свойстве вещества, на котором основан первичный метод переработки нефти.

Задание 4 (П)          Слайд 8

Можно ли утверждать, что легкокипящие фракции содержат жидкие углеводороды? Обоснуйте свое мнение.

Задание 5 (У)          Слайд 9,10

Проведите исследование состава каждой фракции и напишите его результаты в таблице:

Название фракции

Температура кипения

Состав фракции

Применение

Задание 6 (З)          Слайд 11

Перечислите основные химические способы переработки нефти, используя содержание текста  №2 «Химический метод переработки нефти».

Расскажите о методах химической переработки нефти.

Задание 7 (П)          Слайд 12

Можно ли утверждать, что данное выражение является химическим способом переработки нефти:

CH3-CH=CH2 + H2  Ni→ CH3-CH2-CH3     Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать,  что пиролиз является физическим методом переработки нефти?   Обоснуйте свое мнение.

Задание 8 (У)         Слайд 13

Составьте и напишите  уравнения химических реакций, лежащих в основе химической переработки нефти.

Задание 9 (У)         

Составьте и напишите все возможные изомеры гексана.

Задание 10 (У)        с взаимопроверкой Слайд 14

Составьте и напишите уравнения химических реакций, соответствующих  генетическому ряду углеводородов:

  1. Гептан  → пропан → пропен → полипропилен
  2. Гексан → бутан → дивинил → дивиниловый каучук → резина
  3. Гексан → бензол → толуол → углекислый газ

Задание 11 (У)        с взаимопроверкой Слайд 15

 Впишите название вещества в предложенный генетический ряд, отражающий химическую переработку нефти.

Гептан →  Х1  →  Х 2 → полипропилен

Октан → полистирол

Гексан → фенолформальдегидная смола

Диагностические задания

1. Составьте уравнение реакции крекинга гептана.

2.  Допишите каждое уравнение реакции:

CH3-CH2 –CH2 –CH3 t,p

CH3 (-CH2)4-CH3 кат, t

CH3(-CH2)5-CH3Cr2O3 

CH3 (-CH2)4-CH3 AICI3, t

Познавательные умения:

- раскрывать значение терминов

: «бензин», «дизельное топливо», «изомеризация», «каменноугольная смола»,  «керосин»,  «крекинг», «коксование»,  «конверсия»,  «нефть», «окисление октановое число», «природные и попутные нефтяные газы», «полимеризация»,  «ректификация»,  «риформинг»,    «соляровые масла», «пиролиз»,  «углеводороды»,  «уголь, фракции нефти», и использовать их в активном словаре;

- определять различия физических и химических способов переработки нефти и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя известную формулу. 

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать о физических свойствах нефти;

- определять крупнейшие месторождения нефти, используя географические карты;

- определять  основные фракции нефти и их состав;

- проводить исследование состава каждой фракции и оформлять результаты в таблице;

- определять химические способы переработки нефти;

- рассказывать  о методах физической и химической переработки нефти;

- писать  уравнения химических реакций переработки нефти;

- составлять и писать уравнения химических реакций, соответствующих  генетическому ряду углеводородов;

- составлять и писать изомеры углеводородов;

- определять и писать название вещества в предложенный генетический ряд, отражающий химическую переработку нефти.

Блок Б. Природные и попутные газы Слайд 16

Цели:

• Ввести понятие «природные и попутные нефтяные газы».

Актуализировать умение:

- выполнять учебное задание, используя содержание текста;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

 Научить:

- раскрывать значение терминов: 

«крекинг», «конверсия»,  «пиролиз», «октановое число», «бензин», «окисление», «полимеризация» и использовать их в активном словаре;

-определять состав и условия переработки природного и попутного  газа и обосновывать свое мнение;

- определять крупнейшие месторождения природного газа, используя географические карты;

- определять факты, доказывающие преимущества природного газа, как топлива, и записывать их в тетрадь;

- определять и выписывать в тетрадь основные компоненты природного газа;

- определять и выделять из перечня веществ компоненты природного газа;

- определять и перечислять основные способы переработки природного газа, используя содержание текста;

-осуществлять ряды превращений с помощью уравнений химических реакций переработки природного газа и  указывать условия их протекания;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)        Слайд 17,18

Определите крупнейшие месторождения природного газа, используя карту полезных ископаемых  Российской Федерации, и напишите их название  в тетрадь. 

Задание 2 (З)          Слайд 19

Раскройте значение понятия «крекинг», «конверсия»,  «пиролиз», «октановое число», «бензин», «окисление», «полимеризация», «природные нефтяные газы»,  «попутные нефтяные газы».

Определите в тексте факты, доказывающие преимущества природного газа, как топлива, используя содержание текста №1 «Природный газ, как источник энергии»,  и выпишите данные в тетрадь.

Задание 3 (З)         с взаимопроверкой        Слайд 21

Определите основные компоненты природного газа, используя содержание текст №2 «Состав природного газа», и напишите их название в тетрадь.

Задание 4 (П)          Слайд 22

Можно ли утверждать, что бензол является основным компонентом природного газа? Обоснуйте свое мнение.

Задание 5 (У)          Слайд 23

Определите вещества, которые входят в состав природного газа,  и подчеркните их: толуол, метан, гексан, этан, пропан, сероводород, азот, углекислый газ, пары воды, ксилол.  

Задание  6 (З)         Слайд 24

Перечислите основные способы переработки природного газа, используя содержание текста № 3 «Способы переработки природного газа».

Задание  7 (П)        Слайд 25

Может ли конверсия метана водяным паром быть химическим способом  его переработки? Обоснуйте свое мнение.

Задание  8 (У)              с взаимопроверкой Слайд 26

Осуществите ряды превращений с помощью уравнений химических реакций. Укажите условия их протекания.

Метан крекинг → Х

Метан конверсия → Х2 → Метанол окисление  → Х3

Метан пиролиз → Х4 → Этаналь → Х5

Метан → галогенпроизводные

Этан дегидрирование → Х6 → полиэтилен

Этан дегидрирование → Х6 → этанол

 Этан дегидрирование → Х6 → этиленгликоль

Пропан дегидрирование → Х7 → пластмассы

                                     

Диагностические  задания

1. Напишите уравнения реакций, благодаря которым из метана можно получить:

  • Уксусную кислоту
  • Полиэтилен
  • Полипропилен
  • Метанол

2. Составьте уравнения реакций:

  • Пиролиза метана
  • Конверсии метана
  • Галогенирования метана
  • Горения метана

Познавательные умения:

- раскрывать значение терминов: 

«крекинг», «конверсия»,  «пиролиз», «октановое число», «бензин», «окисление», «полимеризация» и использовать их в активном словаре;

- определять компоненты природного газа и обосновывать свое мнение;

- определять  способы переработки метана и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

  - выполнять учебное задание, используя содержание текста;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

 Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

 Предметные умения:

- определять крупнейшие месторождения природного газа, используя географические карты;

- определять факты, доказывающие преимущества природного газа, как топлива, и записывать их в тетрадь;

- определять основные компоненты природного газа;

- определять и выделять из перечня веществ компоненты природного газа;

- определять и перечислять основные способы переработки природного газа, используя содержание текста;

- осуществлять ряды превращений с помощью уравнений химических реакций переработки природного газа и  указывать условия их протекания.

Блок В. Уголь: добыча и переработка

Цели:

• Ввести понятие «коксование», «каменноугольная смола».

• Актуализировать умение:

- выполнять учебное задание, используя содержание текста;

- выполнять взаимопроверку, самопроверку  и корректировку учебного задания.

 Научить:

- определять основные компоненты каменного угля и обосновывать свое мнение;

- определять  основные способы переработки каменного угля и обосновывать свое мнение;

- определять термохимическое уравнение обосновывать свое мнение;

- определять крупнейшие месторождения каменного угля, используя географические карты;

- определять  компоненты каменного  угля,  используя содержание текста № 1  «Состав каменного угля», и писать их названия в тетрадь;

 - определять и выделять из перечня элементов компоненты каменного угля;

- перечислять основные способы переработки каменного угля;

- проводить исследование и определять:  способ переработки каменного угля;  получаемые продукты его переработки и область  их применения;

 - осуществлять ряды превращений с помощью уравнений химических реакций переработки каменного угля; указывать условия их протекания;

- решать  термохимические задачи;

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

 

Задание 1  (З)          Слайд 28

Определите крупнейшие месторождения каменного угля, используя карту полезных ископаемых  Российской Федерации, и напишите их название  в тетрадь. 

Задание 2 (З)        Слайд 29

Определите компоненты каменного угля, используя содержание текста № 1  «Состав каменного угля», и выпишите их названия в тетрадь.

Задание 3  (П)           Слайд 30

Является ли этан основным компонентом каменного угля? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (У)        Слайд 31

Определите элементы, которые входят в состав каменного угля, и подчеркните их: углерод, сера, азот, водород, калий, кислород, кремний, магний.

Задание 5 (З)        Слайд 32

Перечислите основные способы переработки каменного угля, используя содержание текста №2 «Способы переработки каменного угля».

Задание 6 (П)        Слайд 33

Можно ли утверждать, что крекинг является основным способом переработки каменного угля? Обоснуйте свое мнение.

Задание 7 (У)        с самопроверкой

Проведите исследование и определите:

-  способ переработки каменного угля;

- получаемые продукты переработки;

- область применения продукта переработки каменного угля.

Результаты оформите в таблице.

Способы переработки каменного угля

Продукты переработки

Области применения продуктов переработки каменного угля

Задание 8 (У)            с взаимопроверкой        

Осуществите ряды превращений с помощью уравнений химических реакций.  Укажите условия их протекания.

С(ТВ.)2О(г.) →водяной газ

водяной газ →СН4(г.)

водяной газ →С2Н4(г.)

водяной газ →СН3ОН(г.)

С(ТВ.) →СаС2→С2Н2 (ацетилен) →С6Н6 (бензол)

 Задание 9 (З)        Слайд 34

Расскажите алгоритм решения термохимической задачи.

Задание 10 (П)        Слайд 35

Можно ли считать данное уравнение:  C + O2 = CO2 + 393 кДж термохимическим? Обоснуйте свое мнение.

Задание 11 (У)               с взаимопроверкой  Слайд 36

Решите задачу, используя известный алгоритм.

В результате реакции, уравнение которой  2C2H2 + 5O2 = 4CO2 + 2H2O + 2610 кДж выделилось 6525 кДж теплоты. Определите объем сгоревшего ацетилена, используя известный алгоритм.

Диагностические  задания:

1.Составьте уравнение каждой  реакции и напишите его:

- получения бензола из угля;

- получение муравьиной кислоты из угля;

- получение полиэтилен из угля.

2. Определите  количество вещества сгоревшего метана, если известно, что согласно термохимическому уравнению: CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O + 880кДж выделилось 44 кДж теплоты.

Познавательные умения:

- раскрывать значение термина

«коксование», «окисление», «полимеризация», «каменноугольная смола» и использовать их в активном словаре;

- определять основные компоненты каменного угля и обосновывать свое мнение;

- определять  основные способы переработки каменного угля и обосновывать свое мнение;

- определять термохимическое уравнение обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения

- выполнять учебное задание, используя содержание текста;

- выполнять  взаимопроверку, самопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

Предметные умения:

 - определять крупнейшие месторождения каменного угля, используя географические карты;

- определять  компоненты каменного  угля,  используя содержание текста № 1  «Состав каменного угля», и писать их названия в тетрадь;

 - определять и выделять из перечня элементов компоненты каменного угля;

- перечислять основные способы переработки каменного угля;

- проводить исследование и определять:  способ переработки каменного угля;  получаемые продукты его переработки и область  их применения;

 - осуществлять ряды превращений с помощью уравнений химических реакций переработки каменного угля; указывать условия их протекания;

- решать  термохимические задачи. 

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы, а именно:

- моделировать генетические ряды углеводородов;

- писать уравнения реакций, лежащих в основе способов переработки источников углеводородов;

- описывать промышленные циклы переработки природных источников углеводородов;

- описывать области применения продуктов переработки нефти, угля и природного газа;

- производить термохимические вычисления;

- проверять выполнение учебных заданий и вносить корректировку.

 

Контрольное задание 

Вариант 1.

  1. Опишите физические и химические методы переработки нефти. Составьте уравнения реакций, протекающих при химической переработке  нефти.
  2.  Составьте уравнения реакций:

Метан → галогенпроизводные

Этан дегидрирование → Х6 → полиэтилен

  1. Опишите области применения продуктов переработки каменного угля.

Вариант 2

  1. Опишите физические и химические методы переработки природного газа.

     Составьте уравнения реакций, протекающих при химической переработке природного газа.

  1. Составьте уравнения реакций:

Метан крекинг → Х

Метан конверсия → Х2 → Метанол окисление  → Х3

  1. Опишите области применения продуктов переработки нефти.

Регулятивные умения:

 - проверять выполнение учебных заданий и вносить корректировку.

Предметные умения:

- писать  уравнения химических реакций;

- описывать промышленные циклы переработки углеводородов;

- описывать области применения природных источников углеводородов;

- производить термохимические вычисления.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Научить:  

- оценивать значение того или иного материала для выполнения конкретного задания (создания доклада и презентации)

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания  для создания доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, который может претендовать на высокую оценку экспертов;

- оформлять результаты исследования по использованию природных источников углеводородов в докладе, презентации и представлять их экспертам.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Группа петербургских школьников принимала участие в международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы использования нефти, угля, природного газа» и представила результаты исследования проблем в докладе  «Природные источники энергии»,  который включал текста и презентацию  (учащимся предлагается презентация и тезисы выступления). Но доклад, несмотря на широкое освещение проблемы использования углеводородов, получил невысокую оценку.

Ребята, почему такое обстоятельное выступление не получило признания экспертов?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у Вас желание научиться представлять результаты исследования проблемы так, чтобы  получать достойную оценку экспертов?

Информативный вариант  Слайд 37

Предложите вариант представления доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, который может претендовать на высокую оценку экспертов.  Для этого используйте  следующие источники информации:

  1. «Химия и общество» М.:Мир,1995.-560с.
  2. Колесников С. И. Экологические основы природопользования. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
  3. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации.
  4. Браун Л. Экоэкономика: как создать экономику, оберегающую планету. М. Весь Мир 2003.

Импровизационный вариант Слайд 38

Предложите вариант представления доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, который может претендовать на высокую оценку экспертов.  Для этого используйте следующий ресурс:

ru.wikipedia.org

dic.acodemic.ru

forexaw.com

x.referat.ru

ceae.ru>ocenka-zemli-prirod-resurs.htm

cpem.2./info

Органический синтез. Марселен Бертло. М.2010

Органический синтез – основа современной органической химии.

Эвристический вариант Слайд 39

Предложите вариант представления доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, который может претендовать на высокую оценку экспертов.  Для этого используйте любые доступные вам источники информации.

Личностные умения:

- проявлять ответственное отношение к созданию доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, который может претендовать на высокую оценку экспертов.   

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания  для создания доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, который может претендовать на высокую оценку экспертов.

Регулятивное умение:

- выбирать вариант выполнения задания;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

1 - определять  основные фракции нефти и их состав;

2- рассказывать  о методах физической и химической переработки нефти;

3 - определять факты, доказывающие преимущества природного газа, как топлива,

4 - проводить исследование и определять:  способ переработки каменного угля;  получаемые продукты его переработки и область  их применения;

5- оформлять результаты исследования по использованию природных источников углеводородов в докладе, презентации и представлять их экспертам.

-

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

• Стимулировать к осознанию успешности при изучении темы.

• Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ                 Слайд 40

Закончите предложения:

1 Мне важно раскрыть актуальную проблему в докладе так, чтобы…..

2. Чтобы получить высокую оценку эксперта по содержанию доклада, надо………

3. Мне важно уметь оформлять и представлять свои исследования в  докладе и презентации, для того чтобы………….. Слайд 41

II. Задание на самооценку.          Слайд 42

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) представленной позицией рационального использования природных источников углеводородов и созданной презентацией, которую сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

- проявлять осознание собственной успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать:

-представление о природных источниках углеводородов:  способах их переработки, области применения продуктов переработки

Ввести:

-  уравнения реакций химической переработки природных источников углеводородов;

- алгоритм решения термохимической задачи.

Научить:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять ответственное отношение к созданию доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, который может претендовать на высокую оценку экспертов;

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания  для создания доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, который может претендовать на высокую оценку экспертов.

Регулятивные умения:

-  соотносить учебное действие с известным алгоритмом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- оформлять результаты исследования по использованию природных источников углеводородов в докладе, презентации и представлять их экспертам.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта для подготовки по химии 11 класс(вечерняя школа, заочная форма обучения) по теме: "Природные источники углеводородов"

Данный материал был изготовлен в качестве раздаточного материала для подготовки к зачёту (газ, уголь, попутный газ)....

Технологическая карта урока по теме: "Природные источники углеводородов. Нефть".

В технологической карте подробно описаны виды деятельности учителя и обучающихся на разных этапах урока с формируемыми УУД....

Технологическая карта урока_Природные источники углеводородов

Учебное занятие «Природные источники углеводородов» проводится в рамках изучения раздела «Органическая химия» на первом курсе по профессии 19.07.01 «Повар, кондитер»....

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"

Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....

Технологическая карта урока «Источники звука. Звуковая Волна».

Разработка соответствует составлению схемы урока по требованиям ФГОС...

Технологическая карта урока "Ароматические углеводороды"

Цель урока: создание условий для восприятия и первичного закрепления нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.Задачи урока:формирование представления о ароматически...