Методическая разработка учебного занятия по теме: «Концентрация растворов» по общеобразовательной учебной дисциплине Химия для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
план-конспект урока по химии (10, 11 класс)

Карпеева Елена Вячеславовна

Данная методическая разработка составлена для проведения практико-ориентированного учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «химия» для студентов первого курса, обучающихся по образовательной программе среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Тавдинский техникум им. А.А. Елохина»

Методическая разработка учебного занятия 

по теме: «Концентрация растворов»

по общеобразовательной учебной дисциплине Химия

для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Карпеева Елена Вячеславовна, преподаватель ГАПОУ СО «Тавдинский техникум

им. А.А Елохина»

Пояснительная записка

Одной из ключевых задач реализации ФГОС среднего общего образования в рамках освоения основных профессиональных образовательных программ СПО является осуществление практико-ориентированного подхода к подбору содержания общеобразовательных дисциплин.

Данная методическая разработка составлена для проведения практико-ориентированного учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «химия» для студентов первого курса, обучающихся по образовательной программе среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Актуальность разработки определяется протекающим в настоящее время процессом внедрения методических систем преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО. Для будущих специалистов поварского и кондитерского дела тема «Концентрация растворов» является одной из значимых, так как  по  роду своей профессиональной деятельности они будут работать с различными растворами, и не только использовать готовые, но и создавать сами, с заданной концентрацией. Поэтому умения и навыки проведения расчетов концентрации в определенной степени будут способствовать и формированию профессиональных компетенций.

Основная цель методической разработки – определить условия реализации профильной составляющей рабочей программы учебной дисциплины.

В методической разработке определены цели и задачи урока, содержание и этапы учебного занятия, планируемые образовательные результаты. Работа включает в себя технологическую карту, сценарий занятия, приложение в виде электронной презентации. Выбранная структура урока позволяет проверить уровень знаний студентов по предыдущим темам, их готовность находить взаимосвязи теоретического материала с практической деятельностью, реализует деятельностный подход. Порядок решения задач предполагает постепенное усложнение. Параллельное прорешивание задач у доски (на закрытом сегменте) дает возможность оперативного контроля и самопроверки студентов.

Задачи для решения подобраны с учетом получаемой студентами специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, а также с учетом возможностей использования полученных знаний в домоводстве. Методическая разработка также может быть использована при проведении занятий по химии для обучающихся по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.

Тема: Концентрация растворов

Цели:

  • образовательная - систематизация знаний о растворах и способах выражения их концентрации;
  • развивающая - развитие навыков проведения расчетов по химическим формулам и уравнениям, умений анализировать и использовать химическую информацию;
  • воспитательная - создание условий формирования интереса к различным сферам профессиональной деятельности.

Задачи:

  • систематизировать химические знания на уровне основных понятий: количество вещества, моль, молярная масса, концентрация, массовая доля;
  • закрепить навыки работы с расчетными формулами, проведения вычислений с использованием физических величин;
  • выявить связь изучаемого материала с профессиональной и повседневной деятельностью;
  • сформировать умение переносить знания в познавательную и практическую область жизнедеятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентация «Концентрация растворов» (Приложение 1)

Технологическая карта занятия

1

Тема занятия

Концентрация растворов

2

Содержание темы

Растворы. Содержание вещества в растворе. Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля вещества в растворе. Молярная концентрация растворов.

3

Тип занятия

Практическое занятие

4

Формы организации учебной деятельности

Применение знаний, умений, способов деятельности в учебной и практической деятельности

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

1. Организационный этап занятия

Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности. Проверка готовности к уроку

Приветствует группу, проверяет отсутствующих, готовность к уроку.

Формулирует тему и план занятия.

Настраиваются на урок.

Записывают тему занятия

Устный (фронтальный) опрос по теме «Растворы. Растворимость веществ»

Актуализация содержания, необходимого для выполнения практических заданий

Акцентирует внимание на взаимосвязи данной темы с ранее изученной, дает характеристику межпредметных связей (математика) и предлагает определить значимость  данной темы для будущей профессиональной деятельности.

Определяют значимость темы для освоения выбранной специальности, возможности использования полученных знаний и освоенных умений в будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Готовность к активной деятельности технологической направленности.

Интерес к различным сферам профессиональной деятельности

Фронтальный опрос

2. Основной этап занятия

Осмысление содержания заданий практической работы, последовательности выполнения действий при выполнении заданий

Знакомит со способами выражения концентрации растворов, акцентируя внимание на массовой доле вещества в растворе и молярной концентрации

Записывают в тетрадь основные расчетные формулы.

Обсуждают возможности преобразования расчетных формул

Владеть системой химических знаний

(понятия: моль, молярная масса).

Уметь интегрировать знания из разных предметных областей (математика, физика)

Фронтальный опрос

Преобразование  расчетных формул

Самостоятельное выполнение практических заданий

Знакомит с содержанием практико-ориентированных задач. Контролирует ход решения задач.

Обсуждают использование растворов в профессиональной деятельности.

Проводят расчеты в соответствии с условиями задач

Уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции с использованием физических величин.

Сформированность умений анализировать химическую информацию и использовать ее в соответствии с поставленной учебной задачей.

Интерес к различным сферам профессиональной деятельности

Практико-ориентированные расчетные задания растворы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека.

Обобщение и систематизация результатов выполнения практических заданий

Проверяет правильность решения задач. Консультирует по возникшим вопросам

Корректируют ошибки при их наличии

Уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции с использованием физических величин.

Уметь переносить знания в познавательную и практическую область жизнедеятельности

Устный опрос по вопросам интерпретации результатов расчетов

3. Заключительный этап занятия

Подведение итогов работы; фиксация достижения целей (оценка деятельности обучающихся) рефлексия.

Подводит итоги практического занятия.

Выделяет наиболее активных студентов.

Выставляет оценки.

Определяют значимость полученных знаний  и сформированных  навыков для будущей профессиональной деятельности

ОК.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

Готовность к активной деятельности технологической направленности.

4. Домашнее задание

Определяет содержание домашнего задания

Фиксируют домашнее задание


Сценарий урока

1. Организационный этап занятия

Преподаватель приветствует группу, проверяет присутствующих, готовность к уроку, озвучивает тему занятия, объясняет необходимость актуализации знаний по предыдущей теме.

Вопросы для фронтального опроса по теме «Растворы. Растворимость веществ»

  • Что такое растворы?
  • К какой группе явлений можно отнести процесс растворения? На какие признаки при этом опираются?
  • В чем отличие насыщенных и ненасыщенных растворов?
  • От чего зависит скорость насыщения растворов различных веществ?
  • Что такое растворимость веществ и от чего она зависит?

Человеку в повседневной и производственной деятельности постоянно приходится сталкиваться с растворами. Знать количественное содержание того или иного вещества в растворе необходимо для его правильного и безопасного использования.

Вопросы для обсуждения

  • С какими растворами вы сталкиваетесь в повседневной деятельности?
  • Какие растворы могут использоваться в вашей будущей профессиональной деятельности?
  • Какие знания (знания по каким учебным дисциплинам) вам могут потребоваться при приготовлении растворов?

2. Основной этап занятия

Для характеристики количественного содержания вещества в растворе используется такое понятие как концентрация раствора. Существует несколько способов выражения концентрации растворов и все они находят применения в различных сферах деятельности. Например, в медицинских анализах обычно используется молярная концентрация, в аналитической химии применяются такие характеристики растворов как нормальность и титр. В повседневной же жизни, а также в вашей будущей профессиональной деятельности чаще используется такая величина как массовая доля вещества в растворе.

С понятием «массовая доля» мы уже работали при изучении предыдущих тем (В каких темах мы сталкивались с этим понятием?). Массовая доля вещества в растворе находится аналогичным способом.

На доске записывается расчетная формула и ее преобразование

На пищевом производстве для контроля качества продукции часто проводится химический анализ. Для такого анализа у растворов обычно учитывают молярную концентрацию.

На доске записывается расчетная формула и ее преобразование

Для длительного хранения овощей и фруктов используют консервирование. В качестве консервантов обычно используются растворы поваренной соли, сахара уксусной кислоты. В определенных концентрациях они подавляют развитие гнилостных бактерий и плесневых грибов, предотвращая микробиологическую порчу продуктов. Консервирование широко используется не только в пищевом производстве, но и в домашних условиях.

Расчетные задачи с практико-ориентированным содержанием

1. Для приготовления рассола при солении огурцов на 1 л воды потребовалось 60 г поваренной соли. Определите массовую долю (в%) соли в растворе.

2. Для приготовления моченых яблок использовали раствор, массовая доля сахара в котором составляет 3,8%. Вычислите массы сахара и воды, необходимые для приготовления 3 кг такого раствора.

3. Сироп для пропитки коржей содержит 70% сахара по массе. Рассчитайте массу сахара и воды, необходимые для приготовления 250г сиропа.

4. Для приготовления маринада для свеклы на 0,5 л воды требуется 100мл 9%-го столового уксуса. У хозяйки имеется 70%-ная уксусная эссенция. Какой объем уксусной эссенции ей необходимо использовать? Какова массовая доля уксусной кислоты в использующемся маринаде?

5. Маринад для капусты содержит 1000г воды, 100г 9%-го столового уксуса, 60 г соли и 120г сахара. Вычислите массовые доли каждого компонента в маринаде.

6. Для определения кислотности хлеба используют раствор гидроксида натрия с концентрацией 0,1 моль/л. Определите массу сухого гидроксида натрия, необходимую для приготовления  300 мл раствора.

7. Тесто для оладий, кексов, песочных фабрикатов не содержит дрожжей. Чтобы добиться его рассыпчатости и рыхлости, используют питьевую соду  (NaHCO3), которую «гасят» уксусом. Напишите уравнение соответствующей реакции и посчитайте массу 9%-ой уксусной кислоты, которая потребуется для гашения 10 г питьевой соды.

3. Заключительный этап занятия

Подводятся итоги занятия.

Вопросы для обсуждения

  • Что нового вы узнали на занятии?
  • Какая информация вам показалась наиболее полезной?
  • Какие знания и умения, полученные на занятии, вам пригодятся в профессиональной деятельности?
  • Знания по каким учебным дисциплинам требуются для решения практических задач, связанных с использованием растворов?

4. Домашнее задание

Изучите домашние рецепты консервирования, используемые в вашей семье. Рассчитайте массовые доли веществ в используемых маринадах (на одном примере).  

Список литературы:

1. Аршанский Е. Я., Огородник В. Э. Ситуационные задачи в практико-ориентированном обучении // «Химия в школе». - 2016. - № 9. - С. 21-23.

2. Кендиван, О. Д. Практико-ориентированные задания в обучении химии /О.Д.Кендиван // Химия в школе. – 2009. – №8. – С. 43–47 с.

3. Соколова М.Г., Неверовская И.Н., Бомбина И.А. Профессионально ориентированные химические задачи в подготовке поваров // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannye-himicheskie-zadachi-v-podgotovke-povarov 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия на тему "Двойной удар" по общеобразовательной программе «Шахматёнок»

В образовании в настоящее время происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ» по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Поварское и кондитер...

Рабочая программа, по специальности 43.02.15. Поварское и кондитерское дело, по дисциплине ОГСЭ.04 "Физическая культура".

Рабочая  программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по  специальности 42.02.15. Поварское и к...

Фонды оценочных средств по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности разработаны  в соответствии с требованиями...

ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело группа ПКД 191

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и ко...

Рабочая программа по иностранному языку ОГСЭ.03 для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело .

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.10 "Обществознание" по профессии СПО: "Поварское и кондитерское дело"

Данная модифицированная рабочая программа по обществознанию может быть использованна  преподавателями СПО....