Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению"
статья на тему

Доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях по внеклассному чтению". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_nravst._vosp.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению».

        Нравственно-эстетическое воспитание всегда актуальны и особая ответственность в этом деле ложится на литературу. Именно литература формирует представления о добре и зле, о месте и назначении человека в обществе, развивает высокие человеческие чувства, а также влияет на мировоззрение  и поведение человека, помогает постичь мудрость жизни. Именно от учителей во многом зависит духовный рост учащихся. Как воспитатель, который ведет внеклассное чтение, свою задачу вижу в совершенствовании путей активного воздействия литературы, слова на умы и сердца детей. На занятиях стараюсь учить учащихся понимать человеческие горести, беды, печали, радости и сопереживать им, радоваться с ними, видеть и оценивать доброе и злое в характере человека. Благодаря общению с литературными героями, перенимая у них поучительные положительные черты качества, дети делаются добрее, человечнее и становятся личностями.  Поэтому на занятиях больше внимание должно быть уделено эмоциональной восприимчивости детей. Сегодня, как никогда важным является развитие внешней и внутренней культуры наших учеников, обучения их нормам поведения в обществе, воспитание скромности, отзывчивости, доброты, готовности, чуткости, трудолюбия, честности, готовности прийти на помощь в трудную минуту, уважения к старшим, стремления к сохранению девичьей чести и мужского достоинства. Непросто соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить с самим собой, с кем-то, нравственно устроить его в сегодняшнем сложном времени.

        Нравственное сознание, поведения, чувства учащихся необходимо воспринимать с первых дней ребенка в школе в ходе разнообразных коллективных действий и переживаний в процесс общения с учителями, воспитателями с друзьями, воспитателями, с друзьями, одноклассниками, окружающими, говорящими сверстниками.

        Чтение и анализ художественных произведений, в которых ставятся вопросы о справедливости, гуманизма, честности, патриотизме помогают учащимся понять и оценивать нравственные поступки людей.

        Занятия по чтению - это уроки общения учащегося с жизненным позициями, бытовыми условиями, колоритной окружающей средой, душевными переживаниями, поступками литературных героев. На занятиях учащиеся знакомятся со способами передачи эмоциональными состояния героев. С этой целью на занятиях использую различные дидактические материалы: зарисовки, иллюстрации, картинки,  ТСО.

Способы и приемы: пересказ содержания прочитанного, драматургия, выборочное чтение по ролям, ответы на вопросы, сравнения положительных и отрицательных поступков героев, связь с жизнью, выражение собственного критичного мнения по отношению к героям;

        Принципы: 1) систематичности, который раскрывает связи между предметами и явлениями;

        Принцип сознательности и активности, при которых выясняются каким образом усвоенное учащимся нравственные начала применяются в решении выдвигаемых жизнью задач.

Принцип наглядности в обучении обеспечения учащимся полноценные знания, необходимость правильно сочетать в процесс обучения слово и наглядность. Словесное объяснение, не подкрепленное наглядными и конкретными образами, не может способствовать формированию у учащихся глубоких и прочных  знаний;

Принцип прочности срабатывает тогда, когда какие-нибудь литературные события перекликаются с подобными имеющими место в жизни детей случаями;

Принцип должности, применение этого принципа в школе глухих сопряжено с известными трудностями, такими как упрощенный пересказ (адаптированный) текст произведения, упрощенного материала. Для этого применяются письменные упражнения, чтения адаптированных текстов, зарисовки, выполнение практических заданий, позволяющие учащимся переключаться на более легкую: при объяснении неизвестного опираться на известное, от простого к сложному, от легкого к трудному.

За последние 3 года моей воспитательской работы в школе глухих на занятиях по внеклассному чтению было прочитано немало художественных произведений разных писателей. Среди них произведение Л.Б.Чадамба «Путешествие», где описывается путешествие двух  девочек русской девочки Лены и тувинской девочки Аллы по водному пути, по реке Бий-Хем в Тоджинский район на теплоходе «Ужар». Особенно подробно мы останавливались на главе «Ырбан», в которой наиболее полно описаны духовный образовательный  рост коренного населения, а также представлены пути промышленного развития республики. Ребята узнали, что оказывается были капитаны тувинской национальности, как Михаил Агбанович представитель технической интеллигенции. Была даже организована встреча с М.А-чем. Он живет в Кызыле. Как историческая личность  М.А. вызвал огромный интерес учащихся и работников школы. Именно под командованием тувинского капитана, девочки совершают увлекательное путешествие по водному пути и учащиеся 11 класса вместе с героинями повести любовались, восхищались богатыми щедрым растительным и животным миром родного края, прекрасными пейзажами природы Тувы. Теплоход «Ужар» перелистывают дни, как страницы приключенческой книги, которые увлекают девочек все дальше и дальше в богатый, экзотичный и сказочной красоты таежный край, открывая из взору, уму и сердцу ранее неизведанные и незнакомые ценности. Теплоход «Ужар» преодолевает «порог», наиболее опасное препятствие на пути путешественниц, но и живописное и волнующее место, где воочию проявляются нравственные качества человеческой натуры, такие как храбрость, решительность, осторожность благоразумие. По ходу чтения и работы над содержанием этой повести я старалась пробуждать в душах учащихся гордость и восхищение красотой и богатством этого неповторимого края уважения и любовь к людям патриотам, которые своим трудом, знаниями, стараниями поднимали и развивали промышленность, создавали, строили предприятия промышленности республики. Любовь, отзывчивость, бережное отношение  к животному миру прививались в случае, когда девочки, сойдя на берег, находят зайчика, у которого была сломана лапка. Особенно жалела этого зайчонка Ш.Ш. «Жалко, Надежда. Кто сломал ему руку, наказать его надо».

Героини повести и мои учащиеся по ходу знакомства с содержанием повести были свидетелями взаимоуважения, взаимопомощи, теплых дружеских отношений между тружениками — представителями разных национальностей. Они узнали и поверили, что люди разных национальностей могут  в  бок о бок, плечо к плечу трудиться за общее дело, болеть душой друг за друга в трудные моменты, могут искренне, от души поддерживать друг друга, помогать друг другу.

Наконец, девочки приплывают в Ырбан, где развивается лесная промышленность. На пристани они видят много барж, теплоходов. И много-много поваленного леса. У ребят появляется чувство гордости, собственного достоинства, что они родились и живут в республике богатой лесными ресурсами. Здесь прививается патриотизм, любовь, преданность родному краю. Узнавали, что из леса изготовляются много полезных вещей, строятся дома, необходимые для нашей жизни. Прививалось  разумное, бережное отношение к природным богатством края.

Ребята приходили к осознанию, что рубкой леса дальнейшей обработкой леса, этим физически тяжелым, но необходимым трудом могут заниматься только трудолюбивые, добросовестные люди, которые верили в светлое будущее республики. Чтобы учащиеся прочно усвоили, что только трудящийся человек достоин уважения  и поколения, что только трудящийся человек бывает, сыт и одет, чтобы воспитать в учащихся трудолюбие и ответственность за порученное дело я применяла пословицы и поговорки о труде. «Труд человека кормит, а лень портит». «Труд человека облагораживает»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеклассному чтению на тему: рассказ "Слон"

Разработка занятия по внеклассному чтению в специальной коррекицонной школе....

Повесть о доверии и любви. ("Голубая чашка" А.П. Гайдара и читательский опыт учащихся 10 класса. Урок внеклассного чтения).

Долгие годы издатели произведений А.П. Гайдара адресовали по­весть "Голубая чашка" детям среднего и даже младшего школьного воз­раста. Вместе с тем произведение это содержит в...

Разработка занятия по внеклассному чтению рассказа Л.Н.Толстого "Лев и собачка"

прививать любовь к чтению, увлечь детей чтением, отрабатывать технику чтения, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение. Прививать любовь к животным....

Разработка занятия по внеклассному чтению "Морозко"

развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, восприятия. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Воспитание добрых чувств к ближнему....

Статья Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках, посвященных «Рождественским чтениям»

Статья учителя русского языка и литературыГБОУ лицея №408 Гавриловой Н.Е.Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках, посвященных «Рождественским чтениям»(из опыта работы учителя…)...

Воспитание в семье интереса к внеклассному чтению

Воспитание в семье интереса к внеклассному чтению...

Конспект занятия по внеклассному чтению по теме: рассказ «Каштанка» в 7 «г» классе

Данный конспект предназначен для занятия по внеклассному чтению с детьми с ОВЗ...