Развитие диалогической речи (по сказке А.Островенец "Волшебный цветок")
план-конспект занятия по теме

Коновальчук  Наталья  Петровна

Это занятие по развитию диалогической речи с элементами драматизации  для детей подготовительной группы. Данное занятие проведено с использованием картинно-графического плана, который служит дополнительной опорой при обучении детей связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_tsvetok.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    Развитие  диалогической  речи .

Цель:            Драматизация      сказки    «Волшебный цветок».

Задачи:       - закрепить  навык    пересказа   сказки,    проявляя    творческое

                       воображение и артистизм;

                     -  развивать   умение   использовать   при    пересказе  картинно-

                        графический план;

                     - актуализировать  словарный запас по теме «Дикие животные»;

                     - развивать     умение      грамматически     правильно   строить

                             своё высказывание;              

                     - воспитывать у детей самоконтроль  за речью.

Оборудование:   текст    сказки   А. Островенец   «Волшебный   цветок»  

                              (адаптированный),   предметные  картинки,   картинно-

                              графический план, игрушка «Сова-говорушка»,  ширма,

                              цветок, шапочки  героев сказки,  ёлки, диктофон, мольберт,  

                              пёрышки, сундучок.

Словарная работа:    чаща,  обхитрит,  лиса-краса.                         

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный  момент.

    1. Приветствие.

Логопед. – Здравствуйте, ребята. Сегодня занятие проведу с вами я. Меня зовут Наталья Петровна. А тебя? (…..) Назови своё имя (….) А тебя тоже зовут ….? А кто стоит рядом с тобой? Какое имя у тебя? (….) Очень приятно.

    2. Введение  в  тему.

Логопед. - Посмотрите, какой сегодня необычный зал. Что он вам напоминает? (Лес). Я думаю, что лес этот непростой. Смотрите, ребята, на земле лежит перо. А вот ещё одно. Эти пёрышки как тропинка. Куда  они нас приведут?

(Дети  подходят  к  столу, на  котором  стоит   закрытая   ширма, а  за  ней

Сова-говорушка, волшебный цветок).

Логопед. – Интересно, кто здесь живёт?

(Постучать, открыть дверцы).

Сова-говорушка. – Здравствуйте,  девочки и мальчики. Давайте знакомится. Я – Сова-говорушка. Больше всего на свете я люблю рассказывать сказки  и петь  песенки. Я знаю много чудесных историй.

Логопед. – Здравствуй, Сова-говорушка. Для нас это неожиданная встреча. А что это у тебя за цветок?

Сова-говорушка. – Этот цветок волшебный. А подарила его  мне девочка Маша, с которой произошла необычная история. Хотите послушать? Возьмите волшебную книгу, усаживайтесь поудобней и слушайте.

(Дети садятся на стульчики, логопед берёт книгу и «читает» сказку).

  1. Чтение логопедом текста сказки «Волшебный цветок».

Волшебный цветок

        Однажды пошла Маша в лес за цветами и заблудилась. Испугалась Маша, заплакала. И тут она увидела цветок. Подошла поближе и услышала:

 - Не плачь, Машенька. Возьми меня с собой и я помогу тебе выйти из леса.

        Сорвала Маша цветок, понюхала, повеселела и пошла по тропинке.

        Вдруг из лесной чащи вышел Медведь и громко зарычал:

 - Это кто ещё тут ходит? Затопчу, задавлю.

        А Маша говорит:

 - Мишенька, понюхай мой цветок.

        Медведь понюхал цветок.

 - Что со мною стало? Никого не  задавлю, никого не затопчу, - сказал медведь и ушёл в чащу.

        Идёт Маша дальше, но тут из-за ёлки выбежал злой волк и  сердито говорит:

 - Я  волк – зубами щёлк, съем тебя, девочка.

 - Не ешь меня, Волк. Лучше понюхай цветок.

        Понюхал волк цветок, удивился:

 - Что со мною стало? Зубы не щёлкают, и злость пропала. Нет, не буду я тебя есть, - и убежал.

        Вдруг Маша увидела зайчика. Он прятался  под ёлкой.

 - Не прячься, Зайчик, покажись.

 - Как я покажусь, если Волка я боюсь.

 - А ты понюхай цветок.

Зайчик понюхал цветок, выбежал из-под ёлки, запрыгал и запел:

 - Что со мною стало? Никого я не боюсь, даже Волку покажусь, - и ускакал в лес.        

        А Маша  пошла дальше. И  тут ей навстречу вышла Лиса.

- Я лиса-краса, обхитрю кого хочу.

 - Понюхай, Лисонька,  мой цветок.

        Лиса понюхала цветок и говорит:

 - Ох, что со мною стало?  Никого обманывать не буду. А про волшебный цветок всем расскажу, - и ушла в лес.

        Вышла Маша из леса, посмотрела на цветок и поняла, почему его назвали волшебным.

 

  1. Беседа по вопросам по содержанию сказки:
  • предварительная словарная работа;
  • вопросы  к  тексту.

  • Куда пошла Маша и что с ней случилось?
  • Что предложил Маше цветок?
  • Как поступила Маша?
  • Кого встретила Маша?
  • Какой был медведь? А какой  стал?
  • Каким был  волк? А теперь он какой?
  • Где сидел зайчик?
  • Что с ним произошло, когда он понюхал цветок?
  • Как вела себя лиса? Как она изменилась?
  • Почему все звери изменились?

  1. Повторное чтение  текста.

Логопед. – Ребята, ещё раз послушайте сказку, чтобы запомнить.

( Повторное  чтение  сказки)

  1. Драматизация  сказки.

Сова-говорунья. – Ребята, волшебный  цветок  приглашает нас в сказку. А героями сказки будете вы.

Логопед. - Только где же нам взять костюмы?

Сова-говорушка. – А вы  загляните под деревья.

(Дети находят под деревом сундучок, достают шапки и надевают их).

Логопед. –И так, начинаем.

(Логопед читает  слова автора, а детьми  участвуют в диалоге героев сказки).

  1. Итог  занятия.

Логопед. – Молодцы, ребята.  

(Индивидуальная оценка деятельности детей)

Логопед. - Сова-говорушка, тебе понравилось?

Сова-говорушка. – Очень  понравилось. Волшебный цветок увлёк вас в сказку, а теперь  он возвращает вас из неё.

(Логопед  снимает шапочки и убирает в сундучок)

Сова-говорушка. – Ребята, я  решила подарить вам волшебную книгу  и волшебный цветок. Отнесите цветок  детям в детский сад и порадуйте ребят.

Будьте, дети, добры,

Будьте ласковы, умны,

Все здоровы и красивы,

И задорны , веселы.

Логопед. – Спасибо тебе, Сова-говорушка.  До свиданья. Ну что ж, ребята, пора и нам возвращаться   в детский сад. Я думаю, что волшебный цветок нам поможет.

(Под песню «Волшебный цветок» дети уходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурный компонент в развитии диалогической речи обучающихся в профильных классах

Лингвокультуроведческий подход в обучении иностранному языку  имеет особое значение в развитии коммуникативной компетентности (в частности в развитии диалогической речи) обучающихся старш...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Статья посвящена проблеме изучения условий развития диалогической речи  у детей 6 – 8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Диалогическая речь детей улучшается посредством специ...

Речевые игры для развития диалогической речи

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание соци...

Элективный курс по английскому языку "Развитие диалогической речи".

Данный элективный курс был разработан для повышения речевой компетенции учащихся средней общеобразовательной школы. Может быть использован для проведения курсов английского языка у студентов уровня не...

Ролевая игра как средство развития диалогической речи на уроках английского языка

Содержание Введение.......................................................................................................... 31. Теоретические основы развития навыков диалогической речи............

Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи

В разработке представлены этапы, направления и упражнения работы по развитию диалогической речи у учащихся с ОНР....