программа индивидуального развития ученика 9 класса
рабочая программа на тему

Шульпина Вера Викторовна

Программа предназначена для коррекции учеников 9 класса индивидуального обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

              МКСКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Г. Городца  Нижегородской области»

    Согласовано                                                                                            Утверждаю

Зам. директора по УВР                                                                         Директор школы

______________И.Н. Сидоркина                                                 _______________А.А. Кошелев

 

Индивидуальная программа развития

Индивидуальное обучение на дому

                                  Ученика  Петровского Владислава

                                 Учитель Шульпина Вера Викторовна

                                          2013-2014г

-

Пояснительная записка

Главная проблема ребёнка с нарушениями интеллектуального развития, обучающегося на дому по состоянию здоровья, заключается в нарушении его связи с внешним миром, в ограниченной мобильности, в отсутствии контактов со сверстниками и ограниченности контактов со взрослыми, в недостаточном общении с природой, недоступности многих  культурных ценностей.

В период младшего школьного возраста   формируется личность ребёнка, его физическое и психическое развитие, социализация и интеграция в общество. Обучение и воспитание являются основными путями его развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику составления и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития должна быть направлена на развитие индивидуальных возможностей ребёнка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребёнка происходит на дому, путём интеграции очного и дистанционного обучения.

Цель программы:  комплексное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

 1. Расширить образовательное пространство путём применения               информационных  технологий.

 2. Поддерживать и направлять социально-педагогическую активность    матери.

  3. Организовывать творческую деятельность обучающегося.

  4. Расширять социализирующее пространство через интеграцию,            обеспечение равных с другими детьми образовательных услуг.

  5. Организовать дополнительное образование.

  6. Оказывать психологическую помощь и поддержку ребёнку и матери.

Данная программа разработана в результате социального заказа матери и составлена с целью комплексного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи его  матери.

Предполагаемый результат:

В процессе работы по индивидуальной программе разовьются способности  к  адаптации в социуме, расширится круг общения, осуществится  подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности, произойдёт знакомство с  некоторыми формами рационального позитивного досуга. Сформируется способность к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Особенности реализации программы:

Обучение затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью.

Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта с учётом недостатков  психического развития ребёнка.

Особое внимание уделено реабилитации ребёнка. Акцент смещён на семейную психологическую реабилитацию, т.к. семья – ближайшее окружение ребёнка. Её отношение к ребёнку, включённость в процесс реабилитации  определяют эффективность этого процесса. Таким                образом,  программа направлена не только на ребёнка, а и на его семью,     на её информирование, коррекцию семейных взаимоотношений.

    Мать основной участник реабилитации, так как ребёнок по состоянию здоровья не посещает школу. Задача матери помочь ребёнку в условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в подготовке                домашних заданий и  в перспективе в максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на мать задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфики их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребёнка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении  мать получает у учителя, школьного психолога, ведущих ребёнка, и в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы:  мать, учитель индивидуального обучения на дому, педагог - психолог, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

Индивидуальная программа развития

Компоненты реабилитационного воздействия

Задачи

Формы

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное интеллектуальное и физическое развитие ребёнка и попытаться максимально раскрыть его потенциал для успешного обучения.

Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями  и детей, не имеющих проблем со здоровьем.

Обеспечение равных возможностей в получении образовательных услуг семье, имеющей ребёнка с ОВЗ.

Обсуждение с ребёнком    материалов в печати по тематике создания равных возможностей

для людей с ОВЗ.

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребёнку и матери, обучать реабилитационным мероприятиям, корректировать семейные отношения.

а) психологическая поддержка и консультирование ребёнка и матери. Ознакомление с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребёнка-инвалида (индивидуальные беседы, консультации).

б) Решение семейных психологических проблем совместно с ребенком.

Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

Образовательная реабилитация

1) Формировать основы целостной эстетичной культуры через развитие его способностей и задатков;

2) Вырабатывать осознанное отношение к учёбе и труду, нравственное интеллектуальное и физическое развитие личности;

3)Развивать наблюдательность ребёнка, способность  живо реагировать на события  действительности, способность к сопереживанию.

4) Использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования (мультимедийные средства, компьютерную анимацию).

1.Индивидуальное обучение на дому (согласно учебному плану).

Творческая реабилитация, формирование и становление ребёнка как творческой личности

Постигать механизмы творческого процесса.

Преодолевать одиночество.

Помочь развитию чувства равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Посещение концертов, праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечения его от сосредоточенности на болезни, , поддержание интереса к самостоятельному чтению книг как  одному из способов познания мира.

Организация и проведение свободного времени, участие в общественной и культурной жизни.

Включение в процесс реабилитации и адаптации ближайшего окружения ребёнка.

 

Учебный план

Математика                       -    2 часа                                                

Письмо и развитие речи -  2 часа                                          

Чтение и развитие речи  -  2 час

ИЗО                                        - 0,25 часа                              

Музыка                                 - 0,25 часа                              

Трудовое обучение           - 0,25 часа    

Физическая культура         - 0,25 часа  

Развитие  речи                     - 1 час                        

Дополнительное образование:

Индивидуальные занятия с психологом  - 1час

Пояснительная записка к учебному плану

Учебный план составлен по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2012г.

Математика

Математика является одним из основных учебных предметов. Учебный план разработан в полном соответствии с программой. Корректировалось только количество часов, отведённых на изучение тем.

        Задачи преподавания предмета:

- Дать математические представления, которые помогут учащемуся включиться в трудовую деятельность:

- Повысить общий уровень развития и корректировать недостатки познавательной деятельности  и личностных качеств;

- Развивать речь,  обогащая её  математической технологией;

- Воспитывать работоспособность,  трудолюбие, самостоятельность,  умение доводить начатое дело до конца.

Обучение должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и трудовой подготовкой учащегося, другими предметами.

В программу 9 класса включены темы, являющиеся новыми для этого года обучения.  Повторение планируется в объёме, зависящем от состояния знаний и умений учащегося, его готовности к знакомству с новым материалом.

Основные требования к знаниям и умениям соответствуют программным.

Чтение

                                       Задачи преподаваемого предмета:

- Совершенствовать  технику  чтения.

-  Учить выделять  главную   мысль произведения. Называть главных действующих лиц, давать характеристику героям с помощью учителя.

- Совершенствовать умение составлять план, пересказывать по плану.

- Учить находить в тексте художественные особенности.

-  Продолжить обучение подробному и краткому пересказу.

-  Совершенствовать навык заучивания наизусть.

               Основные требования к  знаниям и умениям:

        Должен знать:

   -  наизусть 10 стихотворений.

        Должен уметь:

  - читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;

  - выделять главную мысль произведения;

  - характеризовать главных действующих лиц;

 - пересказывать содержание прочитанного произведения.

Письмо и развитие речи

В процессе изучения грамматики и правописания  в 9 классе будут осуществляться следующие задачи:

  1. Развивать устную и письменную  речь;
  2.  Формировать  практически значимые орфографические и пунктуационные навыки,
  3.  Воспитывать интерес к родному языку.

Тематическое планирование составлено  в соответствии с программой. Скорректировано только количество часов, отводимых для изучения  отдельных тем программы.

Основные требования к знаниям и умениям учащегося соответствуют программным.

Биология

Биология располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитывающими и практическими возможностями.

Задачи преподаваемого предмета:

  1. Сообщение  общих сведений о строении и  жизнедеятельности  человека.
  2. Знакомство с системами органов человека.
  3. Расширение представлений об охране здоровья человека..

Основные требования к  знаниям и умениям:

            Учащийся должен знать:

-  названия систем органов;

- строение и общие биологические особенности систем органов:

-  о гигиене систем органов и охране здоровья;

            Должен уметь:

  -  приводить примеры систем органов;

  -  соблюдать гигиену и заботиться об охране здоровья;

                                                                      География

География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития личности учащихся с ОВЗ.

Задачи преподаваемого предмета:

1. Расширять кругозор ребёнка.

2. Дать представление о климате, растительном и животном мире стран Европы и Азии,                       познакомить с географическим положением.                                                                                     3. Расширять представление о населении, культуре, обычаях и традициях народов Европы и Азии.

Основные требования к  знаниям и умениям  соответствуют программным.

Корректировалось только количество часов, отводимых для изучения  отдельных тем программы.

                                                       История

Задачи преподаваемого предмета:

Изучение истории в 9 классе должно:

  1.  Помогать корректированию личности ребёнка с ОВЗ;
  2. Формировать личностные качества  гражданина:
  3.  Способствовать подготовке к жизни.

  Основные требования к знаниям и умениям:

            Учащийся должен знать:

-  какие исторические события произошли с начала ХХ века;

-  когда произошли важные исторические события;

-  основных исторических деятелей.

           Учащийся должен уметь:

-  пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

-  пересказывать материал с опорой на наглядность, по плану;

-  пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;

-  правильно употреблять исторические понятия.

                                Социально-бытовая ориентировка и курс «Озеленение»

Курсы  социально-бытовая  ориентировка и «Озеленение» направлены  на практическую подготовку  ребёнка к самостоятельной жизни и труду, на формирование  у него знаний, умений и навыков, способствующий  социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня развития. Знания должны формировать и совершенствовать необходимые навыки ориентировки в окружающем, самообслуживания,  ведения домашнего хозяйства, умения пользоваться различными бытовыми и другими услугами, способствовать усвоению морально-этических норм, выработке навыков общения и др.  

              Основные требования к знаниям и умениям:

    Основные требования к знаниям  и  умениям   соответствуют  программным.

Тематическое планирование

Методическое обеспечение

1.М.Н.Перова  Математика 9 класс. Москва « Просвещение» 2008г.

2. Н.Г.Голунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык 9 класс. Москва «Просвещение»2005г.

3.А.К.АксёноваЮ,М. И.Шишкова.  Чтение 9класс. Москва «Просвещение»2006г.

4.И.В.Романов, И.Б.Агафонова. Биология 9 класс Человек. Москва «Просвещение» 2008г.

5.Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н. М.Редькина. История России     9 класс. Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2005г.

6.Т.М.Лифанов, Е.Н.Соломина. География материков и океанов  Государства Евразии  9 класс. Москва «Просвещение»2006г.

7.Е.А.Квалёва. Технология. Сельскохозяйственный труд  9 класс. Москва «Просвещение»2008г.

8.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы. Сборник1. Москва «Владос» 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального развития ученика 9 класса

Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....

Программа индивидуального развития ученика

Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культур...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИКА 7 КЛАССА

Цель программы:  Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельн...

Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона.

Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона. Программа работы с одарённым учеником, рассчитана на 34 часа....

Программа индивидуального развития ученика "Прояви себя"

Программа индивидуального развития ученика "Прояви себя". Цель: развитие творческих и исследовательских способностей. Рассчитана на два года. В программе представлены результаты....

Программа индивидуального развития одарённого ученика

Цель: формирование личности разносторонней, думающей, самостоятельно мыслящей, воспитание человека высоконравственного, глубоко и разносторонне образованного....