Программа индивидуального развития одарённого ученика
проект

Молькова Елена Николаевна

Цель: формирование личности разносторонней, думающей, самостоятельно мыслящей, воспитание человека высоконравственного, глубоко и разносторонне образованного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_individualnogo_razvitiya_odarennogo_rebenka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуального развития одарённого ученика

Составила : Молькова Елена Николаевна, учитель математики  МОУ «Лицей г Дедовск» при участии педагога - психолога Грушниковой Виктории Вячеславовны, МОУ «Лицей г. Дедовск».

Основания для составления индивидуальной программы развития

учащихся и актуальность проблемы.

Основная цель работы нашего лицея - формирование личности разносторонней, думающей, самостоятельно мыслящей, воспитание человека высоконравственного, глубоко и разносторонне образованного. Для этого необходим поиск новых эффективных форм и методов обучения, которые формировали бы человека   умеющего и любящего учиться, подготовленного к жизни в самом широком смысле.  Но в школу приходят разные дети, большинство из них способны или очень способны, а вот можно ли назвать их одарёнными? Тем не менее, я для себя признала, что «каждый ученик талантлив» и поэтому необходимо определить принципы, цели, содержание и методы обучения в работе с одарёнными детьми, что я и сделала.

К общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
  • Принцип учета возрастных возможностей.

Для всех детей основной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех его дарований. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей. В этой связи я не могу не коснуться и содержания образования, которое осуществляется благодаря четырём основным подходам к разработке содержания учебных программ.

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем.  Обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора.

4.Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся.  Ребёнку предоставляется возможность использовать оригинальные объяснения, поиск новых смыслов и интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

В работе с одарёнными детьми, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

Ведущими педагогическими идеями, положенными в основу моей программы стали:

– развитие творческих способностей лицеистов, формирование черт творческой личности;

 – уважение к таланту и творческой личности;

 – широкая образованность, разностороннее развитие лицеистов;

 – взаимное доверие педагога и лицеистов.

Особое значение при составлении программы индивидуального развития детей,  я  придаю  психолого-педагогической поддержке одарённых детей, сотрудничество учителя с психологической службой лицея помогает выявлению и развитию способностей таких учащихся, поддержке интеллектуальной и творческой одаренности. Данная совместная работа оказывает квалифицированную помощь  детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, а так же их саморазвитию, эффективному межличностному общению.

Предложенная программа индивидуального развития одарённого ребенка создаёт такую образовательную среду, которая вызывает у школьников интерес, возможности для реализации их индивидуальных способностей, дарований, талантов. Программа включает в себя систему участия обучающихся не только в предметных олимпиадах, но и в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах самого разного уровня. Особую роль в выявлении одаренных учащихся, в развитии их способностей играет проектная, творческая учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность лицеистов, ориентируемая на максимальное развитие индивидуальности ребенка и являющаяся одной из эффективных современных образовательных технологий. Интеллектуальные и творческие состязания, которые предлагает данная программа, отличаются разнообразием. В неё входят не только конкурсы, которые предлагает нам образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» (а их более пятидесяти), но и   традиционные конкурсы по русскому языку «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру», «Интеллектуальные игры», «Инфоурок», «Учи. ру» «Наше наследие», организация участия в олимпиаде по английскому языку «Британский бульдог», в игре по истории «Золотое руно» и др. Конечно предполагается участие и в лицейских конкурсах, которые являются мощным стимулятором самореализации учащихся лицея, способствуют выявлению и поддержке одаренных, способных, талантливых детей, а также в муниципальных и региональных конкурсах.

Кроме того в программу включена и совместная работа с педагогами дополнительного образования, которое даёт каждому ребенку возможность  включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

Таким образом, данная программа индивидуального развития ребёнка позволяет создать систему   работы с одарёнными детьми, в которой учитываются интересы одаренного ребенка, предусматривается наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, включаются элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

   

Нормативно-правовые основания программы:

Конвенция о правах ребенка,

Закон об образовании.

Программа индивидуального развития

  Цель программы:

 Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка, раскрытие его талантов и одарённости.

 Задачи программы:

  1. диагностическая деятельность по изучению индивидуальных возможностей ребёнка;
  2. поддержка  высокой  учебной мотивации ребёнка;
  3. поощрение   активности  и самостоятельности учащегося, расширение его возможностей и способностей;
  4. формирование  умения учиться – ставить цели, планировать и  организовывать собственную деятельность;
  5. содействие творческому развитию;
  6. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога

  Рабочая гипотеза:

           Если будет осуществляться индивидуальная программа развития ребёнка, позволяющая создать систему   работы с одарёнными детьми при  активном включении его в творческую деятельность, в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно качественно повысить уровень развития познавательной деятельности  учащегося  и его одарённости.

Направления программы:

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Этапы работы над программой:

1 этап - информационно-диагностический и аналитический.

    На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Карта индивидуального развития ученика». Проводится индивидуальная встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

- постановка цели на предстоящий учебный год;

- выявление проблем и имеющихся ресурсов;

-составление банка данных о ребенке

Виды работ

Формы работы

Целенаправленная работа по диагностике ребенка.

Беседы с родителями, педагогическое тестирование и анкетирование учеников и родителей, диагностическая работа психологической службы, педагогов дополнительного образования.

Изучение учащегося и составление «Карты индивидуального развития ученика» сбор материалов.  Анализ результатов диагностических данных.

Сбор материалов, составление характеристики ученика и выявление первоочередных задач воспитания и обучения, развивающих  способности и  талант ребёнка.

2 этап - организационно-деятельностный.

                Виды работ

Формы работы

Распределение учащихся на группы по интересам.

Различные виды внеурочной деятельности, индивидуальные задания.

Проведение классных олимпиад и  различных интеллектуальных конкурсов.

Организация школьных предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов.

Выявление победителей школьных туров, конкурсов и олимпиад.

Организация учащихся для представления на муниципальном и областном уровнях.

Проведение дистанционных конкурсов, олимпиад («Кенгуру», «Русский медвежонок» и т.д.)

Организация учащихся для проведения дистанционных интеллектуальных конкурсов.

Выявление победителей дистанционных интеллектуальных конкурсов и олимпиад.

Поощрение, награждение победителей.

Проведение проектно-исследовательских работ учащихся

Организация проведения проектно-исследовательских работ учащихся,  оформление работы, представление ее на защите в лицее и районных и всероссийских конкурсов.Поощрение и награждение победителей.

Создание самостоятельных творческих проектов учащихся

Организация презентаций творческих проектов учащихся. Поощрение победителей.

Проведение психолого-педагогических занятий с элементами тренинга совместно с психологом лицея

Организация проведения психолого-педагогических занятий с элементами тренинга совместно с психологом лицея с целью создания благоприятного психологического комфорта учащихся и поддержки  одаренных детей

3 этап -  коррекционно-развивающий.

Виды работ

Формы работы

Итоговая работа по диагностике ребенка.

Беседы с родителями, педагогическое тестирование и анкетирование учеников и родителей, диагностическая работа психологической службы, педагогов дополнительного образования.

Ведение документации, итоговое заполнение «Карты индивидуального развития ученика», анализ  текущих результатов.

Итоговое  составление характеристики ученика и дальнейшей стратегии развития его способностей.

Предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного  поведения.

Консультации учащихся, родителей педагогами и психологами.

4 этап   саморазвитие и рефлексия.

Виды работ

Формы работы

Развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения

Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию.

Формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность

Составление плана индивидуальной работы с ребенком на следующий учебный год, организация самостоятельной работы ребенка.

Развитие рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, воспитание способности к сопереживанию, формирование культуры межличностных отношений.

Включение учащихся  в коллективно-творческие дела класса, включение в систему дополнительного образования, индивидуальные занятия c ребенком, рефлексия оценки и самооценки учащихся.

Педагог-психолог МОУ «Лицей г. Дедовск»_______________________ /В.В. Грушникова/

Руководитель НМС МОУ «Лицей» г. Дедовск»_______________________/Н.Б. Семишина/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального развития ученика 9 класса

Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....

Программа индивидуального развития ученика

Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культур...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИКА 7 КЛАССА

Цель программы:  Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельн...

программа индивидуального развития ученика 9 класса

Программа предназначена для коррекции учеников 9 класса индивидуального обучения...

Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона.

Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона. Программа работы с одарённым учеником, рассчитана на 34 часа....

Программа индивидуального развития ученика "Прояви себя"

Программа индивидуального развития ученика "Прояви себя". Цель: развитие творческих и исследовательских способностей. Рассчитана на два года. В программе представлены результаты....