Исследование компенсаторных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью в нравственном воспитаниии
статья на тему

Набокина Светлана Николаевна

Сказать про ребёнка "умственно отсталый"- это всё равно, что сказать про человека, что он болен, но не сказать при этом какой болезнью. Изучение наиболее простых органических компенсаторных прцессов приводит к фактически обоснованному утверждению: источником, первичным стимулом к возникновению компенсаторных процессов являются те объективные трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе развития. Эти трудности он стремится обойти или преодолеть с помощью целого ряда таких образований, которые первоначально в его развитии не даны. Мы наблюдаем тот факт, что ребёнок, сталкиваясь с трудностями, вынужден идти по обходному пути, чтобы их преодолеть. Наблюдаем, что из процесса взаимодействия ребёнка со средой создается ситуация, которая толкает ребёнка на путь компенсации. Главнейшее фактическое  доказательство этого следующее: судьба компенсаторных процессов и процессов развития в целом зависит не только от характера и тяжести дефекта, но и от социальной реальности дефекта, т.е. от тех трудностей, к которым приводит дефект с точки зрения социальной позиции ребёнка. У детей с недостатками компенсации протекает в совершенно разных направлениях в зависимости от того, какая ситуация создалась, в какой среде ребёнок воспитывается, какие трудности возникают для него из этой недостаточности. С вопросом об  источниках компенсаторного развтия связан вопрос фондов этой компенсации. Откуда беруться силы, что является движущей силой компенсаторного раазвития? Источником является внутренняя целеустремлённость самого жизненного процесса развития, внутренняя целостность личности, что в каждом ребенке заложена целеустремленность, жизненнный порыв, внутренняя тенденция, непреодолимо влекущая ребёнка к развитию, к полноте самоутверждения, некоторая инстинктивная жизненная сила, которая толкает ребёнка вперёд и обеспечивает его развитие, несмотря ни на что.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказать про ребенка "умственно отсталый" - это все равно, что сказать про человека, что он болен, но не сказать при этом какой болезнью. Изучение наиболее простых органических компенсаторных процессов приводят к фактически обоснованному утверждению: источником, первичным стимулом к возникновению компенсаторных процессов являются те объективные трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе развития. Эти трудности он стремится обойти или преодолеть с помощью целого ряда таких образований, которые первоначально в его развитии не даны. Мы наблюдаем тот факт, что ребенок, сталкиваясь с трудностями, вынужден идти по обходному пути, чтобы их преодолеть. Наблюдаем, что из процесса взаимодействия ребенка со средой создается ситуация, которая толкает ребенка на путь компенсации. Главнейшее фактическое доказательство этого следующее, судьба компенсаторных процессов и процессов развития в целом зависит не только от характера и тяжести дефекта, но и от социальной реальности дефекта, т. е. от тех трудностей, к которым приводит дефект с точки зрения социальной позиции ребенка. У детей с недостатками компенсация протекает в совершенно разных направлениях в зависимости от того, какая ситуация создалась, в какой среде ребенок воспитывается, какие трудности возникают для него из этой недостаточности. С вопросом об источниках компенсаторного развития связан вопрос фондов этой компенсации. Откуда берутся силы, что является движущей силой компенсаторного развития?  Источником является внутренняя целеустремленность самого жизненного процесса развития, внутренняя целостность личности, что в каждом ребенке заложена целеустремленность, жизненный порыв, внутренняя тенденция, непреодолимо влекущая ребенка к развитию, к полноте самоутверждения, некоторая инстинктивная жизненная сила, которая толкает ребенка вперед и обеспечивает его развитие, несмотря ни на что.

Условия исследования

              Методы воспитания и развития личности аномальных детей должны быть объективными. Объективное изучение предполагает исследование различных видов деятельности - игры, учебы, труда. Именно в них наиболее ярко проявляются особенности психики детей.

              Объективные методы необходимы для решения практических задач. Изучая психическое развитие ребенка с умственной недостаточностью, учитывая основные закономерности его развития, следует разобраться в причинах умственной отсталости и на основе тщательного анализа наметить определенные приемы воспитания .

                В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным относятся методы наблюдения и эксперимента, к вспомогательным - методы беседы, тестов, анкет, анализа продуктов и процесса деятельности, катамнестический (сбор и анализ разнообразных сведений о ребенке в течение длительного времени).

                С помощью метода наблюдения воспитатель фиксирует разнообразные факты психической деятельности, свершающиеся в повседневной жизни.

               Используя только метод наблюдения, воспитатель не может повторить тот или иной наблюдаемый факт, а для того, чтобы уточнить и вывести определенную закономерность, следует проверить и уточнить впечатления от первого наблюдения. Поэтому для выявления психологических законов применяется самый надежный и достоверный метод - эксперимент.

                Эксперимент - это специально организованная форма изучения какой-то стороны психического развития. Основные достоинства этого метода заключаются в том, что, в отличии от наблюдения, воспитатель сам создает необходимые условия для возникновения изучаемого психического явления (в данном случае- это коррекция поведения в соответствии с этическими нормами).

                 Эксперимент требует соблюдения определенных правил. Приступая к эксперименту, необходимо разработать детальный план его проведения, при этом следует учитывать соответствие задачи с возможностью её выполнения ребенком.

              В ходе эксперимента нужно создать благоприятную эмоциональную обстановку, чтобы устранить чувство застенчивости, неловкости и другие побочные факторы, мешающие выявлению того, что будет изучаться.

       Любой эксперимент требует многократного повторения (с одним и тем же ребенком или группой детей). Необходимо всякий раз учитывать новые условия и особенности детей (их возраст, состояние во время опыта) умение использовать помощь воспитателя для решения поставленных задач и др.

       Ход эксперимента и его результаты должны найти самое подробное отражение в протоколе, в котором указываются краткие сведения эксперимента, подробно описывается все, что происходит при исследовании (описание опыта работы воспитателя).

       Экспериментировать можно только в том случае, если воспитатель хорошо знаком с принципами и содержанием методик, владеет специальными знаниями (компетентность воспитателя в вопросах спецпсихологии и олигофренопедагогики).

Программа анализа воспитательного процесса в группе.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в группе в минувшем году:

- результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;

- правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния приемов включения воспитанников в деятельность и общение.

  1. Анализ развития личности детей.

Воспитанность детей, графическое и аналитическое отражение результатов поведенных диагностик.

Развитие личности детей с отклонениями в развитии по направлениям воспитательной работы, которую проводил педагог (так же указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, нравственно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности группы, школы, проявления новых потребностей воспитанников и т.д.).

Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.

Изменения в социокультурном развитии воспитанников (развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной информационной культуры, художественной, экологической физической, культуры семейных отношений, экономической и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).

Успехи и достижения учащихся группы, личностный рост, проявления индивидуальных особенностей.

  1. Анализ коррекционной работы с детьми.

Дети группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз их дальнейшей социализации).

Дети, имеющие грубые нарушения моторики, речи. Содержание, форма работы, методы.

 Полученные результаты (сенсомоторного развития, коррекции понятий и представлений, организации поведения, развития зрительно-слухового восприятия и пространственных представлений, развития мотивации, воспитания интереса к обучению).

  1. Анализ динамики социальной ситуации развития воспитанников.

Особенности отношений учащихся группы с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, имевшие место за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) повлияли на это особенно сильно?

Основные ценностные ориентации учащихся группы, особенности отношения воспитанников к людям, труду, школе, классу и т.д.

Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся группы. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния сверстников, занятий в кружках и секциях на процесс и результат социализации детей?

  1. Анализ развития детского коллектива.

Социально-психологический микроклимат в группе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на его формирование? Особенности нравственно-психологического климата в группе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, к мальчикам, к девочкам, доброжелательность, коллективизм, взаимная ответственность, забота и т.д.); преобладающее отношение детей к воспитателям и школе, доминирующий эмоциональный настрой, особенности общения в детском коллективе.

Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры группы, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой активности, степень включенности воспитанников в жизнедеятельность группы.

Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении).

Изменения состава группы, индивидуальные особенности «новеньких», их адаптация и интеграция в детском коллективе.

Особенности общественного мнения группы и его влияние на интересы и поведение воспитанников. Кто (что) оказывает, в свою очередь, наибольшее влияние на него?

         Графические и аналитические результаты уровня развития коллектива воспитанников школы-интерната.

6.Анализ организации воспитательного процесса в группе и эффективности работы воспитателя.

         Что из содержания воспитательных мероприятий принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

          Насколько удачной оказалась последовательность воспитательных дел, прошедших в учебном году?

          Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

          Какие совместные дела за год способствовали сплоченности детского коллектива?

          Какие методы воспитательного воздействия, формы и наиболее положительно повлияли на развитие детей?

7. Анализ участия воспитанников в жизнедеятельности школы.

        Основные мотивы участия в общешкольных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность, результативность (для развития личности и школы).

8. Выводы.

- Удачи и находки, накопленный положительный опыт;

- отрицательные моменты в организации жизни группы и воспитании учащихся;

- нереализованные возможности и неиспользованные резервы;

- перспективные цели и первоочередные задачи на ближайшее будущее.

9. Приложение.

Результаты итоговых диагностических исследований.

Социометрические исследования воспитанности, проводимые в группах (классах). Уровни исследования.

      Социометрические с группой детей проводятся два раза в учебном году: в середине сентября и середине апреля. В данной работе мной были использованы результаты 2013-2014 учебного года.

Цель: выявить уровень воспитанности каждого ученика и группы в целом.

Критерии изучения:

- уровень развития нравственных качеств;

- отношение к обществу;

- отношение к труду;

- отношение к себе;

- взаимоотношения с окружающими.

щ

Методы исследования:наблюдение, анализ действий и поступков.

Режим диагностирования: сентябрь(2-яполовина), апрель (2-я половина).

Ход исследования. Пять уровней воспитанности.

\/л

1. Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.

2. Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.

3. Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.

4.Неудовлетворительный уровень: личность, склонная к асоциальному поведению. В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается его активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

-уровень развития нравственных качеств;

-отношение к обществу;

-отношение к труду;

-отношение к себе;

-взаимоотношения с окружающими.

         Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.

Структура показателей оценивания.

Уровень развития нравственных качеств:

- уважительно относится к старшим;

-вежлив с окружающими;

- честен, может признаться в своих поступках;

- старается защитить тех, кого обижают;

- способен к милосердию и состраданию;

- верен своему слову;

- терпимо относится к чужим недостаткам

Отношение к обществу:

-соблюдает правила поведения в группе;

-соблюдает правила поведения в школе;

-доброжелателен к окружающим;

- ответственно выполняет общественные поручения;

Отношение к труду:

- проявляет интерес к учёбе, новым знаниям;

- обладает навыками самообслуживания;

- добросовестно выполняет трудовые поручения;

- ответственно относится к дежурству;

-заинтересован в результатах своего труда

Отношение к себе:

- старается следить за своим внешним видом;

- соблюдает правила личной гигиены;

- отсутствие вредных привычек;        

- умеет организовать своё свободное время;

- обладает самодисциплиной;

- имеет собственное мнение, следует ему

Взаимоотношения с окружающими:

- проявляет доброту к окружающим;

- оказывает помощь всем, кто в ней нуждается;

Оценивание проводится по 3-х балльной шкале:

0- ребёнок не обладает данным качеством;                                      

1-качество редко проявляется;

2- проявляется часто, но не всегда;

3- проявляется всегда

По каждому из критериев выставляется суммарная оценка. По каждому качеству ребенку подсчитывается количество баллов. В результате каждый ученик имеет 5 оценок, которые затем складываются и делятся на 5.Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.

Нормы оценок:

15 и выше - высокий уровень;

15 -11 - достаточный уровень;

11 - 7 - низкий уровень;

6 и ниже - неудовлетворительный уровень

По каждому критерию находится средний показатель в группе. Для выражения показателя в процентах пользуемся пропорцией: максимально возможное количество баллов -100% (каждая строчка показателя оценена в 3 балла). Средний показатель в группе- х. Средние показатели в группе вносятся в таблицу и с помощью программы MicrosoftofficeExcel строится диаграмма, отражающая критерии оценки уровня воспитанности группы.

Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы.

Результаты эксперимента в группе.

 В педагогическом исследовании по проблеме «Использование компенсаторных возможностей детей с отклонениями в развитии в нравственно-этическом воспитании в условиях ОУ интернатного типа» участвует группа из десяти человек. Из них девочек- два человека (Аня С., Валя Р.), мальчиков- восемь человек (Вова Б., Дима Н., Леша П., Сергей Т., Женя Г., Слава П., Дима М.). Возрастная категория детей следующая:

-13-14 лет-6 человек ( Вова Б., Дима Н., Валя Р., Слава П., Леша П., Саша Г.);

-14-15 лет-2 человека (Женя Г., Аня С.);

- 15-16 лет- 2 человека ( Дима М., Сергей Т.)

       Дети имеют разный социальный статус:

- сироты-1 человек(Вова Б.);

- оставшиеся без попечения родителей-3 человека (Сергей Т., Женя Г., Аня С.);

- воспитываются в полной семье-5 человек ( Слава П., Валя Р., Дима Н., Дима М., Саша Г.);

- воспитываются в неполной семье-1 человек (Леша П.)

      По своим психофизическим особенностям дети делятся на следующие группы:

 1 группа-олигофрены (основная форма)-5 человек (Дима Н., Валя Р., Вова Б., Слава П., Аня С.);

 2 группа-олигофрены с выраженными нейродинамичными нарушениями (возбудимые)-4 человека (Сергей Т., Женя Г., Леша П., Саша Г.);

 3 группа- олигофрены с нейродинамичными нарушениями (тормозные)-1 человек(Дима М.);

 4 группа- олигофрены с нарушениями речи- 3 человека ( Саша Г., Женя Д., Дима М.);

 5 группа- дети с девиантным поведением- 2 человека ( Сергей Т., Леша П.).

      Как показали социометрические исследования уровня воспитанности учащихся и развития детского коллектива, проведенные на конец 2013-2014 учебного года, в группе наблюдается положительная динамика по всем показателям оценивания. Например, уровень развития нравственных качеств составляет 62% (начало учебного года-60%). Повысился уровень нравственной воспитанности Вовы Б., Жени Г., Сергея Т., Ани С., Славы П. по таким критериям как уважительное отношение к старшим (Слава П.); вежливость с окружающими (Валя Р.); старание защитить тех, кого обижают (Женя Г.); терпимое отношение к чужим недостаткам (Сергей Т., Дима Н., Вова Б., Слава П.).

       На качественно новый уровень поднялась группа в личностном отношении к общественной жизни группы, школы-интерната, города. Согласно мониторингу, этот критерий составляет 60% (начало учебного года-58%). В течении учебного года дети группы приняли участие в общешкольных мероприятиях, посвященных календарным датам, в городских и областных соревнованиях по легкой атлетике, футболу. Ценно то, что изменилось в лучшую сторону их отношение к общественным поручениям (Слава П., Валя Р., Дима М., Сергей Т., Женя Г., Аня С.).

       Наблюдается более ответственное отношение к правилам поведения (прилежание) в группе, в школе, в общественных местах (Саша Г., Сергей Т., Женя Г., Дима Н.).

       Самый высокий показатель по критерию «отношение к труду» (трудолюбие)- 63% (на начало учебного года-60%). Улучшилась успеваемость в учебе (Валя Р., Аня С., Сергей Т., Женя Г., Саша Г.). Все дети на достаточном уровне владеют навыками самообслуживающего труда: влажная уборка спален, дежурство по школьной столовой, соблюдение правил личной гигиены, стирка личных мелких вещей. Девять человек из десяти освоили вязание крючком и спицами (салфетки, коврики, шали)-Аня С., Женя Г., Сергей Т., Саша Г., Вова Б., Дима Н. и др. Дети группы в полном составе посещают городскую СЮТ, где занимаются авиамоделированием, картингом, бисероплетением и другими видами творчества.

       Социометрические результаты по критериям «отношение к себе»-47% (начало учебного года-45%) и «взаимоотношения с окружающими»-54% (начало учебного года-51%) показывают, что в группе воспитанников с особыми образовательными потребностями есть проблемы с социализацией (54%-конец учебного года и 51%-начало учебного года) и адаптацией в современном гражданском обществе. Особенно на фоне детей выделяется  Саша Г. Мальчику не привиты элементарные правила поведения в общественных местах, очень низкий уровень общей культуры. Есть в детском коллективе и ребенок с асоциальным поведением (Леша П.). На ребенка сильное негативное влияние оказывает мать, которая ведет аморальный образ жизни.

        У Димы М., Жени Г.- безразличное к себе отношение. Мальчики,  особенно Дима М., мало чем интересуется, не проявляет ни к чему интерес. Женя Г. Не может самостоятельно следить за своим внешним видом (только под контролем со стороны воспитателя), сделать элементарные покупки и расплатиться за них. Дима М. в силу своих психофизических особенностей очень инертный, малоподвижный. Над его социализацией много работают родители. На низком уровне социализации находится и Дима Н.: недостаточный уровень культуры, в поведении и суждениях присутствуют асоциальные проявления. На формирование характера, мировоззрение Димы Н. сильное влияние оказывает семья, где злоупотребляют спиртными напитками оба родителя, часто бывают семейные ссоры и даже драки. Во время пребывания Димы Н. дома, он совершает мелкие кражи в магазинах (с его слов), его часто видят на городских свалках.

        По педагогическим наблюдениям, анализу действий и поступков воспитанников, можно констатировать факт возросшей культуры в отношениях с окружающими таких детей как Вова Б., Валя Р., Аня С., Слава П., Сергей Т.

        Выводы: на конец 2013-2014 учебного года уровень воспитанности детей в группе составляет 57,4%, в начале года-54,8%. Из десяти человек, участвующих в тестировании  на «достаточном» уровне находится 5 человек (Вова Б., Женя Г., Аня С., Слава П., Сергей Т.), на низком уровне-4 человека (Саша Г., Дима Н., Дима М., Валя Р.) на «неудовлетворительном»-1 человек (Леша П.).

        На положительную динамику уровня нравственной воспитанности детей в группе повлияли следующие факторы (условия):

- создание условий для развития детей в школе и группе;

- оказание педагогической помощи и поддержки воспитанникам в их положительных стремлениях и желаниях;

- правильность выбора основных направлений содержания, форм и методов работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, средств педагогического влияния, приемов включения воспитанников в деятельность и общение;

- воспитательная работа по развитию познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых этической, трудовой, игровой, досуговой видах деятельности;

- усилия воспитателей по изменению в мотивационно-потребностной сфере детей (мотивы и потребности воспитанников стали более социально значимыми, ценностными для жизни ребенка, детского коллектива);

- мотивация учащихся к самовоспитанию;

- значительные изменения в социокультурном развитии воспитанников (развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной, информационной культуры, художественной, экологической, физической, культуры труда, экономической, развитие самостоятельности, а итоге-развитие культуры жизненного самоопределения);

- успехи и достижения воспитанников группы, личностный рост каждого ребенка, проявление индивидуальных особенностей;

- отношение воспитанников к людям, труду, школе, группе, стали более ценностно-значимыми;

-изменение круга наиболее значимых людей (референтного окружения): более значимыми для детей стали сверстники с достижениями в учебе, в спортивных секциях, в городской СЮТ, встречи с интересными людьми.

На основании проведённого исследования поставлены  воспитательные цели и задачи, а также в сравнении графически показана динамика роста уровней нравственной воспитанности и развития детского коллектива за 2012-2013 и 2013-2914  учебные годы.



Предварительный просмотр:

Сказать про ребенка "умственно отсталый" - это все равно, что сказать про человека, что он болен, но не сказать при этом какой болезнью. Изучение наиболее простых органических компенсаторных процессов приводят к фактически обоснованному утверждению: источником, первичным стимулом к возникновению компенсаторных процессов являются те объективные трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе развития. Эти трудности он стремится обойти или преодолеть с помощью целого ряда таких образований, которые первоначально в его развитии не даны. Мы наблюдаем тот факт, что ребенок, сталкиваясь с трудностями, вынужден идти по обходному пути, чтобы их преодолеть. Наблюдаем, что из процесса взаимодействия ребенка со средой создается ситуация, которая толкает ребенка на путь компенсации. Главнейшее фактическое доказательство этого следующее, судьба компенсаторных процессов и процессов развития в целом зависит не только от характера и тяжести дефекта, но и от социальной реальности дефекта, т. е. от тех трудностей, к которым приводит дефект с точки зрения социальной позиции ребенка. У детей с недостатками компенсация протекает в совершенно разных направлениях в зависимости от того, какая ситуация создалась, в какой среде ребенок воспитывается, какие трудности возникают для него из этой недостаточности. С вопросом об источниках компенсаторного развития связан вопрос фондов этой компенсации. Откуда берутся силы, что является движущей силой компенсаторного развития?  Источником является внутренняя целеустремленность самого жизненного процесса развития, внутренняя целостность личности, что в каждом ребенке заложена целеустремленность, жизненный порыв, внутренняя тенденция, непреодолимо влекущая ребенка к развитию, к полноте самоутверждения, некоторая инстинктивная жизненная сила, которая толкает ребенка вперед и обеспечивает его развитие, несмотря ни на что.

Условия исследования

              Методы воспитания и развития личности аномальных детей должны быть объективными. Объективное изучение предполагает исследование различных видов деятельности - игры, учебы, труда. Именно в них наиболее ярко проявляются особенности психики детей.

              Объективные методы необходимы для решения практических задач. Изучая психическое развитие ребенка с умственной недостаточностью, учитывая основные закономерности его развития, следует разобраться в причинах умственной отсталости и на основе тщательного анализа наметить определенные приемы воспитания .

                В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным относятся методы наблюдения и эксперимента, к вспомогательным - методы беседы, тестов, анкет, анализа продуктов и процесса деятельности, катамнестический (сбор и анализ разнообразных сведений о ребенке в течение длительного времени).

                С помощью метода наблюдения воспитатель фиксирует разнообразные факты психической деятельности, свершающиеся в повседневной жизни.

               Используя только метод наблюдения, воспитатель не может повторить тот или иной наблюдаемый факт, а для того, чтобы уточнить и вывести определенную закономерность, следует проверить и уточнить впечатления от первого наблюдения. Поэтому для выявления психологических законов применяется самый надежный и достоверный метод - эксперимент.

                Эксперимент - это специально организованная форма изучения какой-то стороны психического развития. Основные достоинства этого метода заключаются в том, что, в отличии от наблюдения, воспитатель сам создает необходимые условия для возникновения изучаемого психического явления (в данном случае- это коррекция поведения в соответствии с этическими нормами).

                 Эксперимент требует соблюдения определенных правил. Приступая к эксперименту, необходимо разработать детальный план его проведения, при этом следует учитывать соответствие задачи с возможностью её выполнения ребенком.

              В ходе эксперимента нужно создать благоприятную эмоциональную обстановку, чтобы устранить чувство застенчивости, неловкости и другие побочные факторы, мешающие выявлению того, что будет изучаться.

       Любой эксперимент требует многократного повторения (с одним и тем же ребенком или группой детей). Необходимо всякий раз учитывать новые условия и особенности детей (их возраст, состояние во время опыта) умение использовать помощь воспитателя для решения поставленных задач и др.

       Ход эксперимента и его результаты должны найти самое подробное отражение в протоколе, в котором указываются краткие сведения эксперимента, подробно описывается все, что происходит при исследовании (описание опыта работы воспитателя).

       Экспериментировать можно только в том случае, если воспитатель хорошо знаком с принципами и содержанием методик, владеет специальными знаниями (компетентность воспитателя в вопросах спецпсихологии и олигофренопедагогики).

Программа анализа воспитательного процесса в группе.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в группе в минувшем году:

- результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;

- правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния приемов включения воспитанников в деятельность и общение.

  1. Анализ развития личности детей.

Воспитанность детей, графическое и аналитическое отражение результатов поведенных диагностик.

Развитие личности детей с отклонениями в развитии по направлениям воспитательной работы, которую проводил педагог (так же указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, нравственно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности группы, школы, проявления новых потребностей воспитанников и т.д.).

Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.

Изменения в социокультурном развитии воспитанников (развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной информационной культуры, художественной, экологической физической, культуры семейных отношений, экономической и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).

Успехи и достижения учащихся группы, личностный рост, проявления индивидуальных особенностей.

  1. Анализ коррекционной работы с детьми.

Дети группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз их дальнейшей социализации).

Дети, имеющие грубые нарушения моторики, речи. Содержание, форма работы, методы.

 Полученные результаты (сенсомоторного развития, коррекции понятий и представлений, организации поведения, развития зрительно-слухового восприятия и пространственных представлений, развития мотивации, воспитания интереса к обучению).

  1. Анализ динамики социальной ситуации развития воспитанников.

Особенности отношений учащихся группы с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, имевшие место за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) повлияли на это особенно сильно?

Основные ценностные ориентации учащихся группы, особенности отношения воспитанников к людям, труду, школе, классу и т.д.

Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся группы. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния сверстников, занятий в кружках и секциях на процесс и результат социализации детей?

  1. Анализ развития детского коллектива.

Социально-психологический микроклимат в группе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на его формирование? Особенности нравственно-психологического климата в группе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, к мальчикам, к девочкам, доброжелательность, коллективизм, взаимная ответственность, забота и т.д.); преобладающее отношение детей к воспитателям и школе, доминирующий эмоциональный настрой, особенности общения в детском коллективе.

Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры группы, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой активности, степень включенности воспитанников в жизнедеятельность группы.

Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении).

Изменения состава группы, индивидуальные особенности «новеньких», их адаптация и интеграция в детском коллективе.

Особенности общественного мнения группы и его влияние на интересы и поведение воспитанников. Кто (что) оказывает, в свою очередь, наибольшее влияние на него?

         Графические и аналитические результаты уровня развития коллектива воспитанников школы-интерната.

6.Анализ организации воспитательного процесса в группе и эффективности работы воспитателя.

         Что из содержания воспитательных мероприятий принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

          Насколько удачной оказалась последовательность воспитательных дел, прошедших в учебном году?

          Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

          Какие совместные дела за год способствовали сплоченности детского коллектива?

          Какие методы воспитательного воздействия, формы и наиболее положительно повлияли на развитие детей?

7. Анализ участия воспитанников в жизнедеятельности школы.

        Основные мотивы участия в общешкольных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность, результативность (для развития личности и школы).

8. Выводы.

- Удачи и находки, накопленный положительный опыт;

- отрицательные моменты в организации жизни группы и воспитании учащихся;

- нереализованные возможности и неиспользованные резервы;

- перспективные цели и первоочередные задачи на ближайшее будущее.

9. Приложение.

Результаты итоговых диагностических исследований.

Социометрические исследования воспитанности, проводимые в группах (классах). Уровни исследования.

      Социометрические с группой детей проводятся два раза в учебном году: в середине сентября и середине апреля. В данной работе мной были использованы результаты 2013-2014 учебного года.

Цель: выявить уровень воспитанности каждого ученика и группы в целом.

Критерии изучения:

- уровень развития нравственных качеств;

- отношение к обществу;

- отношение к труду;

- отношение к себе;

- взаимоотношения с окружающими.

щ

Методы исследования:наблюдение, анализ действий и поступков.

Режим диагностирования: сентябрь(2-яполовина), апрель (2-я половина).

Ход исследования. Пять уровней воспитанности.

\/л

1. Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.

2. Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.

3. Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.

4.Неудовлетворительный уровень: личность, склонная к асоциальному поведению. В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается его активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

-уровень развития нравственных качеств;

-отношение к обществу;

-отношение к труду;

-отношение к себе;

-взаимоотношения с окружающими.

         Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.

Структура показателей оценивания.

Уровень развития нравственных качеств:

- уважительно относится к старшим;

-вежлив с окружающими;

- честен, может признаться в своих поступках;

- старается защитить тех, кого обижают;

- способен к милосердию и состраданию;

- верен своему слову;

- терпимо относится к чужим недостаткам

Отношение к обществу:

-соблюдает правила поведения в группе;

-соблюдает правила поведения в школе;

-доброжелателен к окружающим;

- ответственно выполняет общественные поручения;

Отношение к труду:

- проявляет интерес к учёбе, новым знаниям;

- обладает навыками самообслуживания;

- добросовестно выполняет трудовые поручения;

- ответственно относится к дежурству;

-заинтересован в результатах своего труда

Отношение к себе:

- старается следить за своим внешним видом;

- соблюдает правила личной гигиены;

- отсутствие вредных привычек;        

- умеет организовать своё свободное время;

- обладает самодисциплиной;

- имеет собственное мнение, следует ему

Взаимоотношения с окружающими:

- проявляет доброту к окружающим;

- оказывает помощь всем, кто в ней нуждается;

Оценивание проводится по 3-х балльной шкале:

0- ребёнок не обладает данным качеством;                                      

1-качество редко проявляется;

2- проявляется часто, но не всегда;

3- проявляется всегда

По каждому из критериев выставляется суммарная оценка. По каждому качеству ребенку подсчитывается количество баллов. В результате каждый ученик имеет 5 оценок, которые затем складываются и делятся на 5.Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.

Нормы оценок:

15 и выше - высокий уровень;

15 -11 - достаточный уровень;

11 - 7 - низкий уровень;

6 и ниже - неудовлетворительный уровень

По каждому критерию находится средний показатель в группе. Для выражения показателя в процентах пользуемся пропорцией: максимально возможное количество баллов -100% (каждая строчка показателя оценена в 3 балла). Средний показатель в группе- х. Средние показатели в группе вносятся в таблицу и с помощью программы MicrosoftofficeExcel строится диаграмма, отражающая критерии оценки уровня воспитанности группы.

Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы.

Результаты эксперимента в группе.

 В педагогическом исследовании по проблеме «Использование компенсаторных возможностей детей с отклонениями в развитии в нравственно-этическом воспитании в условиях ОУ интернатного типа» участвует группа из десяти человек. Из них девочек- два человека (Аня С., Валя Р.), мальчиков- восемь человек (Вова Б., Дима Н., Леша П., Сергей Т., Женя Г., Слава П., Дима М.). Возрастная категория детей следующая:

-13-14 лет-6 человек ( Вова Б., Дима Н., Валя Р., Слава П., Леша П., Саша Г.);

-14-15 лет-2 человека (Женя Г., Аня С.);

- 15-16 лет- 2 человека ( Дима М., Сергей Т.)

       Дети имеют разный социальный статус:

- сироты-1 человек(Вова Б.);

- оставшиеся без попечения родителей-3 человека (Сергей Т., Женя Г., Аня С.);

- воспитываются в полной семье-5 человек ( Слава П., Валя Р., Дима Н., Дима М., Саша Г.);

- воспитываются в неполной семье-1 человек (Леша П.)

      По своим психофизическим особенностям дети делятся на следующие группы:

 1 группа-олигофрены (основная форма)-5 человек (Дима Н., Валя Р., Вова Б., Слава П., Аня С.);

 2 группа-олигофрены с выраженными нейродинамичными нарушениями (возбудимые)-4 человека (Сергей Т., Женя Г., Леша П., Саша Г.);

 3 группа- олигофрены с нейродинамичными нарушениями (тормозные)-1 человек(Дима М.);

 4 группа- олигофрены с нарушениями речи- 3 человека ( Саша Г., Женя Д., Дима М.);

 5 группа- дети с девиантным поведением- 2 человека ( Сергей Т., Леша П.).

      Как показали социометрические исследования уровня воспитанности учащихся и развития детского коллектива, проведенные на конец 2013-2014 учебного года, в группе наблюдается положительная динамика по всем показателям оценивания. Например, уровень развития нравственных качеств составляет 62% (начало учебного года-60%). Повысился уровень нравственной воспитанности Вовы Б., Жени Г., Сергея Т., Ани С., Славы П. по таким критериям как уважительное отношение к старшим (Слава П.); вежливость с окружающими (Валя Р.); старание защитить тех, кого обижают (Женя Г.); терпимое отношение к чужим недостаткам (Сергей Т., Дима Н., Вова Б., Слава П.).

       На качественно новый уровень поднялась группа в личностном отношении к общественной жизни группы, школы-интерната, города. Согласно мониторингу, этот критерий составляет 60% (начало учебного года-58%). В течении учебного года дети группы приняли участие в общешкольных мероприятиях, посвященных календарным датам, в городских и областных соревнованиях по легкой атлетике, футболу. Ценно то, что изменилось в лучшую сторону их отношение к общественным поручениям (Слава П., Валя Р., Дима М., Сергей Т., Женя Г., Аня С.).

       Наблюдается более ответственное отношение к правилам поведения (прилежание) в группе, в школе, в общественных местах (Саша Г., Сергей Т., Женя Г., Дима Н.).

       Самый высокий показатель по критерию «отношение к труду» (трудолюбие)- 63% (на начало учебного года-60%). Улучшилась успеваемость в учебе (Валя Р., Аня С., Сергей Т., Женя Г., Саша Г.). Все дети на достаточном уровне владеют навыками самообслуживающего труда: влажная уборка спален, дежурство по школьной столовой, соблюдение правил личной гигиены, стирка личных мелких вещей. Девять человек из десяти освоили вязание крючком и спицами (салфетки, коврики, шали)-Аня С., Женя Г., Сергей Т., Саша Г., Вова Б., Дима Н. и др. Дети группы в полном составе посещают городскую СЮТ, где занимаются авиамоделированием, картингом, бисероплетением и другими видами творчества.

       Социометрические результаты по критериям «отношение к себе»-47% (начало учебного года-45%) и «взаимоотношения с окружающими»-54% (начало учебного года-51%) показывают, что в группе воспитанников с особыми образовательными потребностями есть проблемы с социализацией (54%-конец учебного года и 51%-начало учебного года) и адаптацией в современном гражданском обществе. Особенно на фоне детей выделяется  Саша Г. Мальчику не привиты элементарные правила поведения в общественных местах, очень низкий уровень общей культуры. Есть в детском коллективе и ребенок с асоциальным поведением (Леша П.). На ребенка сильное негативное влияние оказывает мать, которая ведет аморальный образ жизни.

        У Димы М., Жени Г.- безразличное к себе отношение. Мальчики,  особенно Дима М., мало чем интересуется, не проявляет ни к чему интерес. Женя Г. Не может самостоятельно следить за своим внешним видом (только под контролем со стороны воспитателя), сделать элементарные покупки и расплатиться за них. Дима М. в силу своих психофизических особенностей очень инертный, малоподвижный. Над его социализацией много работают родители. На низком уровне социализации находится и Дима Н.: недостаточный уровень культуры, в поведении и суждениях присутствуют асоциальные проявления. На формирование характера, мировоззрение Димы Н. сильное влияние оказывает семья, где злоупотребляют спиртными напитками оба родителя, часто бывают семейные ссоры и даже драки. Во время пребывания Димы Н. дома, он совершает мелкие кражи в магазинах (с его слов), его часто видят на городских свалках.

        По педагогическим наблюдениям, анализу действий и поступков воспитанников, можно констатировать факт возросшей культуры в отношениях с окружающими таких детей как Вова Б., Валя Р., Аня С., Слава П., Сергей Т.

        Выводы: на конец 2013-2014 учебного года уровень воспитанности детей в группе составляет 57,4%, в начале года-54,8%. Из десяти человек, участвующих в тестировании  на «достаточном» уровне находится 5 человек (Вова Б., Женя Г., Аня С., Слава П., Сергей Т.), на низком уровне-4 человека (Саша Г., Дима Н., Дима М., Валя Р.) на «неудовлетворительном»-1 человек (Леша П.).

        На положительную динамику уровня нравственной воспитанности детей в группе повлияли следующие факторы (условия):

- создание условий для развития детей в школе и группе;

- оказание педагогической помощи и поддержки воспитанникам в их положительных стремлениях и желаниях;

- правильность выбора основных направлений содержания, форм и методов работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, средств педагогического влияния, приемов включения воспитанников в деятельность и общение;

- воспитательная работа по развитию познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых этической, трудовой, игровой, досуговой видах деятельности;

- усилия воспитателей по изменению в мотивационно-потребностной сфере детей (мотивы и потребности воспитанников стали более социально значимыми, ценностными для жизни ребенка, детского коллектива);

- мотивация учащихся к самовоспитанию;

- значительные изменения в социокультурном развитии воспитанников (развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной, информационной культуры, художественной, экологической, физической, культуры труда, экономической, развитие самостоятельности, а итоге-развитие культуры жизненного самоопределения);

- успехи и достижения воспитанников группы, личностный рост каждого ребенка, проявление индивидуальных особенностей;

- отношение воспитанников к людям, труду, школе, группе, стали более ценностно-значимыми;

-изменение круга наиболее значимых людей (референтного окружения): более значимыми для детей стали сверстники с достижениями в учебе, в спортивных секциях, в городской СЮТ, встречи с интересными людьми.

На основании проведённого исследования поставлены  воспитательные цели и задачи, а также в сравнении графически показана динамика роста уровней нравственной воспитанности и развития детского коллектива за 2012-2013 и 2013-2914  учебные годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В данной статье дан  анализ психолого-педагогической  литературы по проблемам связной речи у детей в норме и  с нарушением интеллекта: Изучены  психолингвистические основ...

Доклад на тему" Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях ".

При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо уделять  внимание - экологическому воспитанию. Работу в этом направлении важно построить так, чтобы учитывались индивидуальные,...

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Игровые технологии как средство успешной социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Учебно-методический материал представлен в виде реферата об испльзовании игровых технологий во внеурочной работе с детьми в коррекционной школе VIII вида...

Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по экологическому воспитанию»

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительнос...

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ социализированности личности учащихся (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) в классе педагога

Цель: Выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности учащихся....

«Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения биологии»

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем ...


 

Комментарии

Глазунова Алёна Викторовна

Спасибо большое за богатый практический материал! Многое из прочитанного использовала в своей работе. Еще раз "спасибо" за помощь.