«Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения биологии»
материал по биологии на тему

Егина Вера Федоровна

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с первых лет жизни,  так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx54.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения биологии»

     Оглавление

 Введение…………………………………………………………........2

Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания

школьников……………………………………………………………….....6

  1. Значение экологического воспитания в формировании  

личности школьника……………………………………………………6

  1. Сущность экологического воспитания школьников…………13

Глава 2. Организация экологического воспитания

в специальной (коррекционной) школе  VIII вида…………………....16

  2.1. Информационно-методическое обеспечение экологического

 воспитания школьников в урочной деятельности …………....................16

2.2. Экспериментальное подтверждение эффективности

системы работы по экологическому воспитанию обучающихся… ….….33

Заключение………………………………………………………..…..35

Список литературы…………………………………………..………37

Приложение ………………………………………………………..…..41

                                                    Введение

    История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с первых лет жизни,  так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

        Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит от того, что школа недостаточно внимания уделяла экологическому образованию и воспитанию учащихся. Подчас люди относятся к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д. В результате появились азоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми. При различных подходах к содержанию обучения появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. Экологизация обучения не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий.

Однако проведенное анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся,  но и у учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается одной из важных проблем в педагогической действительности школы.

Формирование основ экологической культуры детей с интеллектуальной недостаточностью возможно только в процессе целенаправленного педагогического воздействия. К сожалению, в настоящее время существует противоречием между все увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствием эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания детей с ограниченными возможностями.

Все сказанное определило выбор темы исследования: Экологическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения биологии.

Объект исследования: экологическое воспитание обучающихся 6 классов.

Предмет: педагогические условия экологического воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью 6 классов  на уроках  биологии.

Цель выпускной работы: изучение педагогических условий, способствующих экологическому воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза: экологическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью будет белее результативным, если на основе анализа психолого-педагогической литературы и имеющихся практических наработок будет разработаны и использованы информационно-методическое обеспечение и учебно-методический материал по экологическому воспитанию школьников с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Разработать информационно-методическое обеспечение экологического воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
  3. Обосновать и экспериментально доказать эффективность использования разработанных подходов работы по экологическому воспитанию обучающихся.
  4. Подготовить учебно-методический материал по экологическому воспитанию школьников с интеллектуальной недостаточностью.
  5. Определить наиболее эффективные формы и методы в

экологическом воспитании школьников в процессе уроков биологии.

      

Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания школьников

1.2 Сущность экологического воспитания школьников

         Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

Прежде чем определить, что подразумевается под понятием экологическое воспитание, выясним, что же такое самовоспитание? Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Тогда что же подразумевается под экологическим воспитанием?

Экологическое воспитание - это педагогическая деятельность направленная на развитие у подрастающего поколения черт личности, необходимых для установления гармоничных взаимоотношений с природой.

Компонентами процесса экологического воспитания являются:

Цели, принципы, задачи

Содержание

Методы, формы, средства

Условия

Результаты

Цель

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологически воспитанной личности школьников составляет содержание учебных предметов: биология, география, ОБЖ и т.д. Они несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.

          Целевые установки учебных предметов обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, школьники подводятся к мысли (идее) что:

- природа-среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явлений, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для продуктов, вместе с тем человек сам является частью природы.

- труд человека - это условие использования и охраны природных богатств родного края.

Воспитание трудолюбия у школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств, может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдение культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленения), выполнение посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического воспитания в начальной школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важный как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом.

Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияние человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков биологии и является побудительным средством для того, чтобы школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков - охранять природу - значит охранять Родину.

По мере изучения тем о природе на уроках биологии  и чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Эти знания позволяют учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире, и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического воспитания школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений.

Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной сохранение и приумножение природных богатств. Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрывается перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны, конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах они учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является ценностный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, что является важнейшим мотивом охраны природы.

Экологическое воспитание конечной целью, которого является формирование экологической культуры определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Конкретная цель экологического воспитания школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

К.Д.Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитии молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога». Чтобы научить учащегося замечать прекрасное в природе, прежде всего, это должен чувствовать сам учитель».

Важнейшей задачей экологического воспитания является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) в учебном процессе. Эти задачи также решаются в процессе самообразования, во внеклассной работе по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Другой важной задачей экологического воспитания является приобретение учащимися опыта и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Успех экологического воспитания во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - длительный и сложный результат. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному целенаправленному общению учащихся с природой. Ведь экологическое направление есть при непосредственном наблюдении природы, а значит нужно использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями и т.д. То есть, восхищение красотой природы должно быть действенным, т.е. сочетаться с активным познанием ее законов и обязательным участием в ее преобразовании.

Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества.

Наличие такой готовности предусматривает три ее основных параметра:

- ориентировку человека в разнообразных, объективно существующих взаимозависимостях природных предметах и явлений, зависимости человека и природы;

- умение оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучия;

- умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба.

Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношения с природной средой систематизируются и обобщаются. Экологически грамотное, бережное отношение школьника к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Важно чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства.

Особую роль в экологическом воспитании играет эмпатия, то есть эмоциональная отзывчивость к радости и горю других людей. При этом педагогу важно стремится к такой форме эмпатии, такой эмоциональной отзывчивости, которая вызывает у ребенка чувство жалости и сострадания, радости за другого человека, за живых существ. Эта форма эмпатии побуждает оказывать помощь, поддержку, охранять слабого, здесь имеет место слияния переживания и поступка. А это значимо для того, чтобы заложить основы экологически оправданного поведения.

Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира.

Особое внимание к проблемам экологического воспитания детей школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

В результате исследований различных проблем экологического воспитания были определены методологические и теоретические основы экологического воспитания в соответствии с возможностями конкретного возраста, отобрано содержание ознакомления с природой, в особой мере способствующее экологическому образованию.

Таким образом, экологическое воспитание школьников является важной и неотъемлемой частью процесса обучения. В этом процессе исключительная роль принадлежит урокам биологии, где учащиеся получают знания о природе. Работа по экологическому воспитанию опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, а также в процессе самообразования (во внеклассной работе).

1.2.Особенности экологического воспитания детей

с интеллектуальной недостаточностью

        Как известно, воспитание  в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под  воздействием  целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

         Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания - формирование ответственного  отношения к окружающей среде, которая строится  на базе экологического сознания.

         Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

         Условием такого обучения и воспитания  выступает  организация  взаимосвязанной  научной, нравственной, правовой, эстетической и практической  деятельности  учащихся, направленной на  изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

В период школьного возраста в процессе целенаправленного педагогического воздействия у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью можно сформировать начала экологической культуры –     осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют  их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условиях тесного контакта ребёнка с растениями и животными,  имеющимися  в  помещении,  на пришкольном участке. Он узнаёт,  что всё живое,  в  том числе  и  человек,  имеет  определённые  потребности,  удовлетворить которые может лишь  при  наличии  определённых  внешних   условий – среды обитания,  пригодной  для  того  или   иного  организма.

Осознанно-правильное  отношение рассматривается как совокупность  знания  и  активных  проявлений   ребёнка:  интереса  к  явлениям природы;  понимание  специфики  живого,  желания  практически  сохранить,  или  создать  для  него  нужные  условия;  понимания   и  сочувствия тем,  кто  испытывает  дефицит  каких  либо  условий;  эмоционального  отклика,  радости  на  любые  проявления  животных  и  растений,  их  красоту.  В  процессе  экологического  воспитания  обеспечивается  всестороннее  развитие личности  ребёнка.

Особенности  познавательных   процессов  детей   с  интеллектуальной   недостаточностью   значительно   затрудняют  работу   по экологическому    воспитанию  и  требуют   от   учителя   научно-обоснованного,   вдумчивого подхода.

Ощущения  и  восприятия  -  первая  ступень  познания  окружающего  мира.  У детей  с поражённой нервной  системой  ощущения  и  восприятия  формируются  замедленно  и  с  большим  количеством  особенностей  и  недостатков.  Замедленная,  ограниченная  восприимчивость  оказывает  огромное  влияние на весь последующий ход психического развития  ребёнка  с  интеллектуальной  недостаточностью. Эксперименты  убедительно  доказали   что  темп  зрительных  восприятий  у  детей  олигофренов  замедлен.  Очень  вероятным  представляется  замедленность  у детей  с интеллектуальной  недостаточностью   всех  других  видов  восприятий. Замедленность  темпа  восприятий  сочетается  у детей  с  интеллектуальной недостаточностью со значительным  сужением  объёма  воспринимаемого материала.

При олигофрении,  как правило,  резко задерживается развитие  речи. Словарный запас учащихся коррекционной школы  очень  беден. Особенно скуден их активный  словарь.  Дети-олигофрены  очень мало пользуются прилагательными,  глаголами, союзами. Обращает на себя внимание нарушение согласованности  в  предложениях.  

У ребёнка  с интеллектуальной недостаточностью    наблюдается низкий   уровень  развития мышления.  Одной из важнейших  трудных проблем, от положительного  решения которых  зависит  оптимальное развитие мышления детей  с интеллектуальной недостаточностью, является вопрос о переходе  от  наглядно-чувственного  познания  к словесно-оформленному, логическому.

Как показали исследования, у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью  уровень развития внимания очень низок.

Всё новое усваивается детьми  с интеллектуальной недостаточностью  очень медленно,  лишь после многих повторений,  быстро забывают воспринятое и не умеют  вовремя  воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике.

Несмотря на вышеперечисленные  особенности познавательных процессов ребёнка с интеллектуальной недостаточностью,  при правильном применении различных методов и форм экологического воспитания можно добиться определённых успехов в развитии детей-олигофренов.

       Глава 2. Организация экологического воспитания в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

2.1. Информационно-методическое обеспечение экологического

воспитания школьников в урочной деятельности 

          Особая и значимая роль  в экологическом воспитании как в среднем, так и в старшем звене принадлежит учителям биологам. В процессе обучения, прежде всего, дети получают знания о мире людей и мире природы, как ближайшем окружении самого ученика и это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.

         Цель экологического воспитания школьников на уроках биологии - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Урок дает возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

На уроках биологии  на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Данные задачи, безусловно, взаимосвязаны между собой:
- образовательные - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- развивающие - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

 - воспитательные - социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры, формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.

Особенности экологического воспитания детей на уроках биологии:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

Психологический аспект экологического воспитания и обучения включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, педагог  в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях,  животных, явлениях природы выдвигает наблюдение в разряд  наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию  наблюдений за одним и тем же объектом. Это выход на прогулки, экскурсии в лес, наблюдение за одним и тем же местом в течение года в разные месяцы года, наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование  природы  (изодеятельность и рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы).

Экскурсии  в природу должны тщательно планироваться. Во время  экскурсии наряду с наблюдениями используются разнообразные методы  учебной работы: рассказ, беседа, демонстрация.

Вопросы предваряющей беседы помогают детям более прочно усвоить материал. Выслушав мнения детей нужно  объяснить непонятные вопросы.  

Умения видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции очень трудно даются детям с интеллектуальной недостаточностью из-за замедленности темпа зрительных восприятий и низкого  уровня  развития мышления.  

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, что расширяет представление детей об окружающем мире, учит его внимательно вглядываться в различные  природные формы,  развивает  наблюдательность,  знакомит с разновидностями   растительного  материала,  формирует любовь к природе  и родному краю,  приучает к аккуратности  и  внимательности в рабочем процессе.  

Но при работе с природным материалом необходимо заострять внимание детей на том, как правильно взять его для работы:

1. Берём только тот материал, который дарит нам природа.

2. Листья от деревьев и кустарников нужно заготавливать осенью, когда начинается  листопад, а не ломать ветку с понравившимися листочками.

3. Берёзовые грибы отделять только от упавших сломанных деревьев.

5. Цветы для засушивания срывать только те, которые выращивает человек в саду, если полевые, то в небольших  количествах.

6. Веточки, которые используются при изготовлении некоторых частей изделий, следует собирать сухие, а не ломать.

Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.

Чтение рассказов, чаще всего неоднократное, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – всё это формы речевой деятельности, которые позволяют ребёнку с интеллектуальной  недостаточностью  понять  новую  информацию.

В коррекционной школе VIII вида  можно и нужно  учить детей понимать  экологические   тексты, что приводит к более стойкому усвоению  знаний и к повышению познавательной  активности  ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, его экологической грамотности.   Для понимания информации экологического характера  нужно использовать  тексты о воде,  воздухе,  почве, растениях  и  животных.  Тексты должны быть  связаны  с  уже  имеющимися  знаниями  детей,  доступные  для их  понимания,  интересные и личностно значимые для ребёнка.

Работу над  пониманием смыслового текста необходимо проводить  по-разному.  Иногда можно предложить  детям  только  прочитать  текст и  ответить  на  вопросы. В следующий раз при чтении экологического текста - выписать ключевые слова и фразы  предложенной темы.  В  последствие  эти слова и словосочетания  становятся зрительной  опорой  и помогают при пересказе  прочитанного или при  создании собственного рассказа.

Важно задавать ребятам вопросы, на которые нельзя ответить односложно, необходимо стимулировать формулировки полных ответов.

Таким  образом,  воспринимая  информацию,  полученную  из  текстов  экологического  содержания  у ребёнка  с интеллектуальной недостаточностью происходит  более глубокое понимание  общей  картины  окружающего  мира,  вырабатывается  своё  к нему отношение.

Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

В этом могут помочь уроки нетрадиционной формы: например игры. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Игровая деятельность воспитанников  включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор  детей, вовлечь в природоохранительную работу большое число ребят, помогает воспитывать в детях чувство ответственности за состояние родной природы.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, воспитатель  использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то педагог  может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует, внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).

Особое внимание  следует  уделить  такой  форме работы,  как занятие  комплексного,  обобщающего  и  углубляюще-познавательного типа, на которых  у детей  формируются обобщённые  представления  о  явлениях  природы,  понимание взаимосвязей  в природе. В этом случае  ключевое  значение  имеет логика  построение беседы   учителя  с учениками -  чёткая последовательность  вопросов,  помогающая  понять  детям  причинно-следственные  связи,  сформировать  выводы, сделать  обобщения.  

Важным при образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является использование индивидуально-дифференцированного подхода, потому что темп зрительных восприятий у детей - олигофренов  значительно замедлен,  объём воспринимаемого материала  различен. Более сильным  по  своему  развитию  детям  необходимо давать  задание  более  сложное,  для слабых задание должно носить более доступный характер.

Например, дифференцированный  подход можно использовать при оформлении  результатов экскурсии.  Одним  ребятам  можно предложить  сделать  рисунки того,  что  им больше всего запомнилось, другим – рисунки  и объяснения к ним, третьим – рисунок и рассказ о том, какую пользу или вред приносит объект окружающим.

       При правильном подходе  к  каждому  ученику, можно добиться неплохих успехов в достижении поставленных целей. Коррекция  со стороны учителя должна носить щадящий,  но не категоричный характер.  Иначе ребёнок  может замкнуться.
     Так постепенно занятия по экологическому воспитанию расширяются: это  выяснение роли неживой природы в жизни человека; пополнение знаний о разнообразии живой природы;  изучение почвы; изучение экологических связей в живой природе; открытие мастерских (изготовление кормушек, домиков для птиц); выявление связей между состоянием природы и здоровьем человека; обсуждение примеров экологических катастроф и т. д.

Таким образом, обучение и воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.



Приложение 1.

    План  специальной (коррекционной)  школы на основе

В.В. Воронковой «Экологического воспитания школьников на уроках биологии».

6 класс  

Неживая природа

I – четверть

Вода

1.

2.

3.

4.

5.  

6.

7.

Планета, на которой мы живём – Земля.

Вода в природе.

Наблюдение и опыты:

 «Знакомство со свойствами воды»

Беседа:  «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».

Практическая работа. Ознакомление с термометром.

Очистка мутной воды.

Питьевая вода.

Экскурсия «Охрана воды. Использование воды в промышленности  и сельском хозяйстве».

Дать учащимся представление о том, что Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твёрдая земля – суша, где живут люди. На планете Земля обитает много живых  существ. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.

Бережное отношение к воде. Значение воды в жизни животных, растений, человека.

Установить опытным путём причинные зависимости превращения воды: от тепла снег тает, если воду вынести на мороз, то она замерзает. Показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Обратить внимание учащихся на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе

«ходят» движутся по кругу.

Познакомить детей с термометром. Учить устанавливать изменение температуры воздуха и питьевой холодной воды, горячей и тёплой.

Бережное отношение к воде.

Познакомить детей с использованием воды в промышленности и сельском хозяйстве. Как защитить реку Томь от загрязнений. Выполнять познавательную, оздоровительную функции. Способствовать  развитию эмоциональной, сенсорной сфер, знакомить с правилами общения с природой.

        II – четверть

Воздух

1.

2.

3.

4.

Беседа «Здравствуй ветер».

Наблюдение за ветром.

     

Беседа: «Воздух вокруг нас».

Беседа: «Борьба за чистоту воздуха».

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер: причинами его возникновения, ролью жизни живых организмов, в том числе и человека.

По возможности определять направление и силу ветра. Значение ветра в природе и хозяйстве человека. Наблюдение за изменениями осадков, выяснить причину быстрого движения тучь.

Познакомить со значением кислорода для дыхания растений, животных, человека. Применение кислорода в медицине.

Значение растений в очистке воздуха. (растения - лёгкие планеты) Они задерживают пыль, копать, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Очистительные сооружения на фабриках и заводах.

        


III - четверть

Полезные ископаемые

1.

2.

3.

4.  

5.

Важнейшие полезные ископаемые.

Наблюдение за сгоранием каменного угля.

Экскурсия в краеведческий музей.

Нефть – ценное полезное ископаемое.

Природный газ.

Значение полезных ископаемых в жизни человека.

Добыча полезных ископаемых связана с изменениями и нарушением природного комплекса. Бережное отношение к природе.

Обратить внимание детей на необходимость охраны полезных ископаемых.

Угроза для всего живого в водном пространстве: гибнут  водные растения, животные.

Осторожность во время добычи и использовании природного газа. Охрана окружающей среды.

IV  - четверть

Почва

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Знакомство с подземным царством.

Экскурсия к почвенному обнажению или обновлению почвенного разреза.

«Акция чистота»

Практические работы на пришкольном участке.

Беседа: «Почва –кормилица».

Прогулки на территории школы.

«Всё интересно то, что неизвестно» - познавательная беседа.

Тестирование.

Познакомить детей с почвой, её особенностями, значением в жизни растений, с некоторыми почвенными обитателями, с ролью грибов, дождевых червей ,в круговороте вещества («волшебные превращения листьев»).

Познакомить детей с образованием плодородного слоя земли. Бережное отношение к природе, развивать познавательный интерес.

Учить детей трудиться в коллективе, помогая друг другу. Благоустройство территории.

Привлечь подростков к перекопке огорода, цветника, учить правильно обрабатывать почву, развитие эстетического вкуса, трудовой деятельности.

Познакомить,  как разрушает почву вода и ветер. Почему и как нужно охранять почву.

Игры – как средство эколого-эстетического воспитания.

 Выявить имеющие знания у детей по вопросам экологии. Учить использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему" Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях ".

При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо уделять  внимание - экологическому воспитанию. Работу в этом направлении важно построить так, чтобы учитывались индивидуальные,...

Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по экологическому воспитанию»

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительнос...

Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников с интеллектуальной недостаточностью в СКОУ VIII вида

Проблема экологического воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа по экологическому воспитанию проводится как на ур...

Автореферат "Экологическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью"

Современное содержание воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Немаловажную роль в реализации этой проблемы отводится экол...

Статья:"Использование игр и игровых упражнений для развития познавательных процессов в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #00000a; line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Calibri", serif...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Общество, экономика, культура: перспективы научных исследований в информационную эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 июня 2019 г. : в 2-х ч. /...

Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании школьников с интеллектуальной недостаточностью

В коррекционном образовательном учреждении значительная часть педагогов не только знакома с понятием «здоровьесберегающие технологии», но и активно их применяет как во время учебного проце...