Доклад «Дети группы риска»
методическая разработка на тему

Доклад «Дети группы риска»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppa_riska.doc85.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya2.ppt552 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Дети группы риска»

Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «детей группы риска».

Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность,

Дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям. 

Группы критерий

Критерии, определяющие «группу риска»

Медицинские

Имеют хронические заболевания внутренних органов

Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи

Часто и длительно болеют

Состоит на учете у психоневропотолога

Перенесли сложные медицинские операции

Перенесли стрессы

Леворукие дети (левша)

Другое

Социальные

Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку

Живут в малообеспеченной семье

В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)

Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса

Самовольный уход из дома

Другое

Учебно-педагогические

Имеют стойкую неуспеваемость

Пропуски занятий без уважительных причин

Пропускают отдельные предметы без уважительных причин

Поведенческие

Нарушение поведения

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями

Повышенная тревожность

Употребление наркотических веществ

Табакокурение

Токсикомания

Гиперактивность

Другое

Подростки группы риска имеют следующие особенности:

1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.

3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.

4. Среди ценностей на первом месте — счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем — здоровье.

5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.

6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни — пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) — без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».

7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.

8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.

9. Изменение направленности интересов — свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).

10. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.

Одним из факторов, который влияет на перевод учащегося в учащегося «группы риска» – это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, подает успеваемость и качество обучения.

В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные типы неправильного воспитания:

1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.

2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость.

3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.

4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.

Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», решение которых способствует получению позитивных результатов.

Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах:

  • принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
  • принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
  • принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
  • принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
  • принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
  • принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
  • принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
  • принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
  • принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Если учитывать критерии определяющие «группу риска», которые были рассмотрены выше, то в нашей школе к детям «группе риска» можно отнести почти каждого ребенка.  Но мы относим тех детей, которые стоят на учете в ПДН, КДН и ЗП и на пед. учете.

№ п/п

ФИО ребенка

Причина постановки на учет

Кл. руководитель

1

Сивенков Дмитрий Валерьевич

Обвиняется в совершении преступления по ст. 158 ч. 2 УК РФ.

Цвеловская А.С.

2

Курдаков Евгений Александрович

Обвиняется в совершении преступления по ст. 158 ч. 2 УК РФ.

Лыткина О.В.

3

Береснев Максим Сергеевич

Не достиг возраста с которого наступает уголовная ответственность по ст. 116 УК РФ.

Ломакина Е.Н.

4

Иванов Егор Сергеевич

Обвиняется в совершении преступления по ст. 158 ч. 2 УК РФ.

Шкерина Н.Г.

5

Кулаковский Иван Вячеславович

Не достиг возраста уголовной ответственности по ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Микляева Е.В.

6

Митюков Владимир Владимирович

Не достиг возраста уголовной ответственности по ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Ломакина Е.Н.

7

Вяткин Ринат Ришатович

Обвиняется в преступлении предусмотренного ст. 158 УК РФ.

Панасюк А.М.

8

Матвеев Николай Николаевич

Не достиг возраста административного воздействия ст. 20.22 КоАП РФ. Обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 158. ч. 2 УК РФ. Примирение

Лещинская Л.В.

9

Беляков Вячеслав Игоревич

Обвиняется в преступлении предусмотренного ст. 158 УК РФ.

Шкерина Н.Г.

10

Атнаев Евгений Федорович

Обвиняется в преступлении предусмотренного ст. 158 ч. 3 УК РФ.

Шкерина Н.Г.

11

Вахрушев Дмитрий Александрович

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21. КоАП РФ.

Панасюк А.М.

12

Кабытова Яна Валерьевна

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21. КоАП РФ.

Шкерина Н.Г.

13

Несененко Елена Владимировна  

Не достигла возраста административного воздействия ст. 20.22 КоАП РФ.

Панасюк А.М.

14

Дятлов Никита Эдуардович

Пропуски уроков без уважительных причин, поведение во время уроков и на переменах

Микляева Е.В.

15

Банников Алексей Владимирович

Поведение во время уроков и на переменах, в жилом корпусе

Микляева Е.В.

16

Тафтай Иван Иванович

Поведение во время уроков и на переменах

Селиверстова Е.П.

  1. ст. 116. Побои. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, -
  2. ст. 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, -

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети «группы риска»

Слайд 2

Дети «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов.

Слайд 3

Группы критерий Критерии, определяющие «группу риска» Медицинские Имеют хронические заболевания внутренних органов Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи Часто и длительно болеют Состоит на учете у психоневропотолога Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стрессы Леворукие дети (левша) Другое Социальные Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку Живут в малообеспеченной семье В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса Самовольный уход из дома Другое

Слайд 4

Учебно-педагогические Имеют стойкую неуспеваемость Пропуски занятий без уважительных причин Пропускают отдельные предметы без уважительных причин Поведенческие Нарушение поведения Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями Повышенная тревожность Употребление наркотических веществ Табакокурение Токсикомания Гиперактивность Другое Группы критерий Критерии, определяющие «группу риска»

Слайд 5

Подростки «группы риска» имеют следующие особенности : Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия. 2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание. 3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия. 4. Среди ценностей на первом месте — счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем — здоровье. 5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.

Слайд 6

6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни — пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) — без знания подлинных путей достижения таких «ценностей». 7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности. 8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия. 9. Изменение направленности интересов — свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.). 10. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека. Подростки «группы риска» имеют следующие особенности:

Слайд 7

Типы неправильного воспитания детей в семье: Неприятие . Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта. 2. Гиперсоциальное воспитание . Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость. 3. Тревожно-мнительное воспитание , наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок. 4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.

Слайд 8

Воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах: принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются); принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает); принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других); принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия); принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

Слайд 9

принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием); принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности); принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо); принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей). Воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах:

Слайд 10

Дети «группы риска» МС(К)ОУ «Коррекционной школы - интернат» № п/п ФИО ребенка Причина постановки на учет Кл. руководитель 1 Сивенков Дмитрий Валерьевич Обвиняется в совершении преступления по ст. 158 ч. 2 УК РФ. Цвеловская А.С. 2 Курдаков Евгений Александрович Обвиняется в совершении преступления по ст. 158 ч. 2 УК РФ. Лыткина О.В. 3 Береснев Максим Сергеевич Не достиг возраста с которого наступает уголовная ответственность по ст. 116 УК РФ. Ломакина Е.Н. 4 Иванов Егор Сергеевич Обвиняется в совершении преступления по ст. 158 ч. 2 УК РФ. Шкерина Н.Г. 5 Кулаковский Иван Вячеславович Не достиг возраста уголовной ответственности по ч. 2 ст. 158 УК РФ. Микляева Е.В. 6 Митюков Владимир Владимирович Не достиг возраста уголовной ответственности по ч. 2 ст. 158 УК РФ. Ломакина Е.Н. 7 Вяткин Ринат Ришатович Обвиняется в преступлении предусмотренного ст. 158 УК РФ. Панасюк А.М. 8 Матвеев Николай Николаевич Не достиг возраста административного воздействия ст. 20.22 КоАП РФ. Обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 158. ч. 2 УК РФ. Примирение Лещинская Л.В. 9 Беляков Вячеслав Игоревич Обвиняется в преступлении предусмотренного ст. 158 УК РФ. Шкерина Н.Г. 10 Атнаев Евгений Федорович Обвиняется в преступлении предусмотренного ст. 158 ч. 3 УК РФ. Шкерина Н.Г. 11 Вахрушев Дмитрий Александрович За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21. КоАП РФ. Панасюк А.М. 12 Кабытова Яна Валерьевна За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21. КоАП РФ. Шкерина Н.Г. 13 Несененко Елена Владимировна Не достигла возраста административного воздействия ст. 20.22 КоАП РФ. Панасюк А.М. 14 Дятлов Никита Эдуардович Пропуски уроков без уважительных причин, поведение во время уроков и на переменах Микляева Е.В. 15 Банников Алексей Владимирович Поведение во время уроков и на переменах, в жилом корпусе Микляева Е.В. 16 Тафтай Иван Иванович Поведение во время уроков и на переменах Селиверстова Е.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Дети " группы риска " на уроке физики.

Методы работы с учениками  "группы риска"...

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»

В статье представлено описание проекта, целью которого является  формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...

Опыт ресоциализации детей "группы риска"

В статье представлен опыт работы "ЦДТ"  по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительног...

Дети группы риска ( 2007г.)

категории беспризорников, причины возникновения "уличных детей, их жизнь...

Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)

Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...