Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики" с 5-8 классы
рабочая программа (6 класс) на тему

Латыпова Алсу Тагировна

Коррекционная рабочая программа по проведению занятий для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Развитие мимики и пантомимики» для учащихся _6  класса  ГБС(к)ОУ «Казанская школа №172 III-IV видов». Учитель ЛАТЫПОВА А.Т. 2015-2016 у.г

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №172 III, IV видов»

«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол № 1

от 24.08.2015 г.

Хуртина Т.Ю.

/______________/

«Согласовано»

Зам.директора по УР

Морозова  Л.А.

/_______________/

«Утверждаю»

Директор школы

____________Рожкова Е.М.

Приказ № 38/14

 от 27.08.2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу коррекционной подготовки  «РАЗВИТИЕ МИМИКИ И ПАНТОМИМИКИ» 

6а класс  

Учитель – дефектолог (тифлопедагог)

Латыпова Алсу Тагировна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

 протокол №  1

от «27»  августа  2015 г.

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимки» для учащихся

_6  класса  ГБС(к)ОУ «Казанская школа №172 III-IV видов».

Данная рабочая программа  составлена   на основе  следующих нормативно - правовых документов:  

1. Закона Российской Федерации №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004г. №1089) / Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004 - 443с.  

3. Учебного плана Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №172 III, IV видов» на 2015-2016  учебный год.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений IV вида Министерства общего и профессионального образования РФ Института коррекционной педагогики РАО  под редакцией Л.И.Плаксиной,1999 год. (Рекомендовано  Управлением реабилитационной работы   специального образования РФ).

5. Специальные коррекционные программы для детей с тяжелыми нарушениями зрения . С.-Петербург "Образование" 1995./ Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В.А. Феоктистова.

На основании:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений IV вида Министерства общего и профессионального образования РФ Института коррекционной педагогики РАО  под редакцией Л.И.Плаксиной,1999 год. (Рекомендовано  Управлением реабилитационной работы   специального образования РФ).

2. Стандарта общего образования  слабовидящих учащихся Министерства Общего и профессионального образования РФ. (Проект). М., 1999 год.     

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (коррекционная работа в начальной школе). Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

4. Программ специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  под редакцией В.В. Воронковой (5-9 классы) Допущено Министерством образования РФ. М., ВЛАДОС, 2000 год.

Для составления данного планирования  использовалась  дополнительная литература:

1. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения. Л.И.Плаксина. М.ГороД.1998 год.

2. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах  III-IV  видов.

Т.Б. Тимофеева и др. Ростов на Дону. Феникс, 2010 год.

3. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология.- 1998.- N 5.- С. 76-87.

4. Специальные коррекционные программы для детей с тяжелыми нарушениями зрения. С.-Петербург "Образование" 1995./ Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В.А. Феоктистова.

5. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и  тифлопсихология  в системе    образования детей с нарушением зрения – М.: Экспресс-Полиграф-Сервис, 1999.

6. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.

7. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.: ил.

8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.

9. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.

I. Место коррекционного курса в учебном плане.

Учебный план  Казанской  специальной  (коррекционной) общеобразовательной  школы №172 III, IV видов  отводит на курс «Развитие мимики и пантомимики» в старших с 5-11 классах – 1 час в неделю (всего 35 часов в год).

II. Цели изучения. 

Причиной многих жизненных проблем является неумение человека правильно организовать свое общение с людьми. Многих слепых волнует, насколько они адекватны в общении.  МИМИКА - искусство  выражать свои мысли, чувства, настроения, эмоциональные состояния движением мускулов лица. ПАНТОМИМИКА -  это движение тела, рук, ног; умение пользоваться жестами. Цель курса "Развитие мимики и пантомимики" - помочь слабовидящим и незрячим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и уметь пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности.

III. Задачи:

  1. Развивать и укреплять мышечный аппарат выразительных зон лица; формировать умение правильно воспринимать и воспроизводить мимические и жестовые движения.
  2. Закрепить знания, умения и навыки невербального общения, тренировать мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения.
  3. Формировать навыки использования невербальных средств общения.
  4. Формировать умение правильно воспринимать и воспроизводить новые мимические и жестовые движения, уметь ими пользоваться в жизненных ситуациях; уметь по эмоциональным и речевым проявлениям определять настроение собеседника и копировать его с использованием мимики и жестов, вокальной мимики.
  5. Формировать умение контролировать свои эмоции, освоить навыки культуры невербального общения.

IV. Содержание программного материала:

1. Мышечный аппарат в мимике, жестах, пантомимике.

2. Формирование и восприятие эмоций.

3. Мимика и жесты в соответствии с интонацией.

4. Мимика для детей с форменным зрением.

5. Пантомимика.

6. Мимика и пантомимика в театральном искусстве.

V. Методы обучения. 

Познавательный: изучение своего лица, изображение эмоциональных масок. Наглядный: формирование алгоритма восприятия различных эмоций и состояний на самом ребенке, на другом человеке, на схемах-символах лица и тела, на барельефе. Воспроизведение эмоциональных состояний персонажей сюжетных картинок (при наличии форменного зрения).

Использование прикладного материала для обыгрывания литературных произведений (картинки на палочках, на магнитах, плоскостные изображения различных животных. Игровой: обыгрывание  бытовых ситуаций, требующих выразительности движения (пантомимика). Метод перевоплощения детей в различные образы. Практические занятия: навыки саморегуляции, контроль мышечного напряжения и расслабления. Тестирование.

VI. Межпредметные связи. 

Курс «Развитие мимики и пантомимики» должен помочь учащимся усваивать общеобразовательные школьные предметы через литературу (изображение учащимися литературных героев), биологию (описание и изображение растений, животных), изобразительное искусство (описание эмоций по изображению на портретах, узнавание эмоционального настроения художника по цветовой гамме картин), черчение (использование схем, зарисовок).

VII. Форма организации занятий:

Дифференциация. Интегрированное обучение. Тренинги. Практикумы. Работа по карточкам. Ролевая игра. Могут иметь место и такие формы организации познавательной деятельности как беседы, уроки вопросов и ответов, тренинги, экскурсии и другие виды. Полученные навыки  используются учащимися в жизни, на практике, на учебных занятиях.

VIII. Особенности организации занятий  курса «Развитие мимики и пантомимики».

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения  осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания детей.

Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на сохранные анализаторы.

Основной формой работы тифлопедагога с учащимися  являются занятия. Коррекционную направленность занятий определяет использование индивидуального и дифференциального подхода.

При индивидуальной работе учитываются возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождения в контакт в процессе обучения, устойчивость внимания.

Дифференцированный подход к  коррекционной работе требует выделения подгрупп детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития. Численность таких подгрупп,  как правило,  1-2 ребенка. Продолжительность занятия до 35 минут. Количество часов в неделю – 35 часов. В четвертую декаду  месяца  на занятии присутствуют все учащиеся класса. Также создание подгрупп зависит от диагноза заболевания, этапа лечения.

При работе с подгруппой нужно говорить медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Если ребенок не может ответить, дать дополнительное разъяснение.

Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, ликвидацию в ходе обучения и воспитания отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий, сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно-восстановительной.  Программа курса предусматривает диагностику готовности учащегося к изучению коррекционного курса, в апреле-мае  проводится  диагностика результативности.

IX. Приобретаемые навыки   коррекционной деятельности учащихся сводятся к результатам обученности:

По окончанию обучения учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно координировать мимические и жестовые движения;
  • воспринимать и воспроизводить основные эмоции в самостоятельной и практической деятельности;
  • замечать эмоциональные состояния окружающих, декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;
  • анализировать собственные эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются, управлять своим эмоциональным состоянием;
  • творчески использовать сформированные навыки выразительных движений в жизненных ситуациях, характеризуя их в речи;
  • пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности, применяя выразительные средства общения;
  • повышать родительскую компетентность в вопросах эмоционального развития и здоровья ребенка.

Степень сформированности  практического навыка может быть определена по следующим параметрам,

1) насколько самостоятельно выполняется задание (решается конкретная проблема);

2) насколько уверенно ведет себя учащийся при выполнении задания; являются ли при этом правильными его поза и осанка;

3) насколько точно выполняются все требования безопасности;

4) насколько выполнение задания соответствует общепринятым способам.

Формы  контроля   коррекционной  деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны  родителей.

Содержательные аспекты программы по предмету  для учащихся III – IV вида образовательной деятельности представлены через календарно - тематическое планирование.

Календарно - тематическое планирование курса «Развитие мимикии и пантомимики»

для учащихся  _6а _ класса  ГБС(к)ОУ «Казанская школа №172 III-IV видов»    на 2015-2016 уч. год

Тема

Часы

Содержание

Цели

Дата

I. Мышечный аппарат в мимике, жестах, пантомимике.

1

Виды общения. Как я умею общаться.

1

Вербальные и невербальные средства общения

Развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений: Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела.

Научить управлять состоянием лицевых мышц.

Использование диагностических карт.

2

Диагностика уровня эмоциональной сферы.

1

Обследование уровня развития эмоциональной сферы. Роль выразительных движений в общении.

3-4

Мимика. Жесты. Поза. Осанка

2

Движение мышц лица. Разминка лица.

5

Психомышечная тренировка.

1

Управление мышечным напряжением и расслаблением

6

Мимические проявления эмоциональных реакций человека.

1

Наступательная мимика. Гнев. Жестокость.

II. Формирование  и восприятие эмоций

7

Модели выражения основных эмоций

1

(радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх, любовь, раздумье,  боль, печаль др.)

Формирование алгоритма восприятия  различных эмоций и состояний: на самом ребенке, на другом человеке, на живых животных и их чучелах, на схемах-символах лица и тела, на  барельефе.

Модели выражения эмоциональных состояний

Формирование алгоритма восприятия  различных эмоций и состояний: на самом ребенке, на другом человеке, на живых животных и их чучелах, на схемах-символах лица и тела, на  барельефе.

Модели выражения эмоциональных состояний

8

Мимические проявления эмоциональных реакций человека

1

Этюды и игры на выражение от-дельных качеств характера и эмоций  (ирония, внимание, досада, ярость, страх).

9

Модели  черт личности, порождаемых социальной средой. Моральная оценка.

1

(жадность, доброта, честность, раскаяние, угрызение совести, смирение, равнодушие, самовозвеличение  и т. п.)

10

Модели состояний эмоционально окрашенных чувств.

1

(гордость, застенчивость, уверенность, смущение, восторг, уныние,  восхищение  и др.).

11

Выражение состояний элементами пантомимических движений.

1

Не боюсь пройти по камешкам.

III. Мимика и жесты в соответствии с интонацией.

12

Интонация и текущее состояние человека.

1

Покажу голосом любую эмоцию.

Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией и психологическим состоянием.

Учить учащихся с патологией зрения  правильному отношению к своему дефекту

13

Законы и элементы общения.

1

Слово.

14-15

Технологии общения.

2

Мимические и пантомимические этюды.

IV. Мимика для детей с форменным зрением.

16-17

Узнаю эмоциональное состояние по объектной картинке.

2

Страх

Формирование у детей, имеющих форменное зрение, умений определять значение мимики, жеста и позы на объектной картинке, на поведении животных и их эмоциональном состоянии. Обучение умению воспроизводить формируемые эмоциональные состояния персонажей сюжетных картинок (при наличии форменного зрения).

Законы театра картинок,  включающие  в себя  плоскостные изображения различных животных. Умение использовать  прикладной  материал для обыгрывания литературных произведений             (картинки на палочках, на фланели, на магнитах)

18-19

Покажу  /узнаю/ рефлекторную мимику животного

2

Пассивно-оборонительная. Еж. Черепаха.

20-21

Вылеплю и изображу эмоцию.

2

Страх

22-23

Расскажу о герое по картинкам (иллюстрациям).  Эмоции  литературного героя.

2

«Чтоб музыкантом быть, так  надобно уменье».  И.А.Крылов.

V. Пантомимика

24

Вырабатываю красивую осанку.

1

Проверяю себя: как стою, как сижу, как жестикулирую.

Формирование умения адекватно воспроизводить в различных (игровых, бытовых и др.) ситуациях следующие выразительные движения (пантомимика):

25-26

Я умею  показать

2

- что я чувствую:;

27

Навыки импровизации.

1

Угадай, что покажу.

VI. Мимика и пантомимика в театральном искусстве.

28-29

Виды театров. Атрибуты театра.

2

Теневой театр. Театр картинок

Создание эмоционально-положительного климата.

-  Создание чувства комфорта, защищенности.

-  Умение следить за действием игрушек, адекватно реагировать на них.

-  Способствовать формированию навыка перевоплощения детей в различные образы.

30-31

Участие детей в театрализованной игре:

2

Что изображает моя кукла.

32

Психические процессы творческих способностей.

1

Я перевоплощаюсь

33

Диагностика приобретенных навыков

1

Диагностика приобретенных навыков. Тест «Что говорят вам мимика и жесты?»

34-35

Итоговый урок.

2

Выступление перед младшими школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа индивидуально – коррекционных занятий по математике для обучающихся 8 класса на I полугодие

В рабочей программе представлены:1.Пояснительная записка2. Планирование ИКЗ на I полугодие3. Результаты диагностики в 8 классе по математике для формирования групп ИКЗ4. Мониторинг резу...

Рабочая программа индивидуально – коррекционных занятий по математике для обучающихся 8 класса на II полугодие

В рабочей программе представлены:1.Пояснительная записка2. Планирование ИКЗ на II полугодие3. Результаты диагностики в 8 классе по математике для формирования групп ИКЗ4. Мониторинг рез...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики", 6-7 классы

Реализация Программы коррекционного курса "Развитие мимики и пантомимики позволит помочь слепым и слабовидящим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и и умением пользоваться сформированным...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» 1 дополнительный класс

Данная рабочая программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);- Примерной а...