Музыкальная терапия в социальной адаптации и реабилитации ребёнка.
статья (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Бобков Сергей Александрович

Музыкотерапия как важное средство воспитания гармоничной личности ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»

Музыкальная терапия

в социальной адаптации и реабилитации ребёнка.

                                        Музыкальный руководитель: Бобков С.А.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. Появившиеся научные работы, связанные с изучением музыкальной терапии и показывающие эффективность и перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

Мне близок подход Карла Кенига к музыкальной терапии в лечебной  педагогике: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии я вижу в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.  

 В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности.   Поэтому, на групповых занятиях музыкотерапией я не ставлю себе целью развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.                                                                                   За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать.                                                             Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их  взрослыми.

Например, Лоншакова Надежда из 3 отряда, ребёнок обделённый как в нормальном питании дома, так и во внимании со стороны родителей, сверстников, приехала к нам в центр в ужасном психическом состоянии. Весь день заезда постоянно плакала, ни с кем не хотела общаться, старалась уединиться… Но на музыкальных занятиях непринуждённо пела песни, улыбалась, хлопала в ладоши…. Всем своим видом она говорила, что ей хорошо и комфортно. И таких случаев очень много. В конце потока я провожу анкетирование среди детей на вопросы: « Какие ощущения вы испытываете после музыкальных занятий?», « О чём вы думаете на муз. занятиях?» Вот некоторые ответы:

Кузнецова Нина: «..после музыкального занятия у меня поднимается настроение..». «..я забываю о плохом и вспоминаю о хорошем.»

Штепа Оля: «…я себя чувствую уверенней и бодрей».

Завгороднева Маргарита: «..мне хочется жить и радоваться жизни, после музыкальных занятий».

Лоншакова Надежда: « На музыкальных занятиях я чувствую себя хорошо».

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование социальной адаптации и реабилитации детей из соц.учреждений

В развитии любого ребенка можно выделить два направления - социализация и индивидуализация. Данное моделирование поможет планировать карты индивидуальной реабилитации....

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Музыкальная терапия как эффективное средство реабилитации детей.

Музыкальная терапия как эффективное средство реабилитации детей....

"Социальная адаптация и реабилитация умственно отсталых детей".

В работе  раскрыто  занчение предмета "Социально-бытовой ориетировки" в социальной адаптации детей с умственной отсталостью....

Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра реабилитации.

Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра реабилитации. Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образов...


 

Комментарии

Еньшина Галина Николаевна

Ученые из Северной Ирландии в ходе экспериментов выяснили, что музыкальная терапия позволяет снизить возможность возникновения депрессии у детей, а также изменить в лучшую сторону поведение трудных подростков в обществе.