Коррекционно-развивающая работа по исправлению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Прижбилова Татьяна Владимировна

Статья " Коррекционно-развивающая  работа по исправлению дефектов развития  детей с ограниченными возможностями здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_rabota.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа по исправлению дефектов развития

Прижбилова Татьяна Владимировна

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Моздок».

Прижбилова

Татьяна

Владимировна

Коррекционно-развивающая  работа по исправлению дефектов развития  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.

 В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.) коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.

   Специальной задачей коррекционной школы является исправление дефектов развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

   Принципы коррекционно-развивающей работы.

  • Коррекционная направленность обучения.  
  • Конкретизация путей и средств исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания  у.о. детей в процессе овладения каждым учебным предметом и трудовыми навыками.
  • Система межпредметных связей, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками с ограниченными возможностями здоровья учебного материала: особое внимание уделено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом.  
  • Принцип гуманизма – вера в возможности ребенка, позитивный подход при проведении коррекционно-развивающей работы.
  • Принцип реальности, когда коррекционная работа опирается на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
  • Принцип индивидуально – дифференцированного подхода – коррекционно-развивающие воздействия должны быть направлены  на каждого отдельного ребенка и проводиться в соответствии с его индивидуальным  развитием.
  • Мотивация к учению. Все задания и упражнения должны быть интересны ребенку, чтобы он хотел их выполнять, так используем включение в урок проблемных и познавательных задач, поощрение.
  • Традиционные принципы: наглядность, научность, доступность.

Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Цель занятий общеразвивающей направленности – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

Применение адекватных программ и методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, соответствующих возможностям и целям их воспитания – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

    Основные направления коррекционной работы.

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;  - развитие навыков каллиграфии;  - развитие артикуляционной моторики.
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических  представлений, формирование звукового анализа.
  • Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умение планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.
  • Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
  • Развитие нарушений в развитии эмоционально личностной сферы (релаксационные упражнения  для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).
  • Развитие речи, овладение техникой речи.
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Основной формой обучения является урок.  Типы уроков – комбинированные, обобщающие, учетно-контрольные, урок работы над ошибками, урок дифференциации. В коррекционной школе преобладает комбинированный урок.

  Требования к современному уроку специальной (коррекционной) школы:

  • Научность.              
  • Правильность формулировки учебных тем.        
  • Четкость целей вытекающих из тем.            
  • Целенаправленность   содержания урока.        
  • Проблемность обучения.        
  • Развивающее обучение.            
  • Наличие самостоятельной работы на уроке.        
  • Дифференциация обучения.        
  • Работа над развитием речи.              
  • Воспитывающий характер обучения (образовательная, коррекционная, воспитательная).    
  • Наглядность обучения.      
  • Научное усвоение материала учащимися.        
  • Соблюдение норм дачи домашнего задания.              
  • Соблюдение переключаемости учащихся к каждому уроку.  
  • Соблюдение требований школьной гигиены.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно вредны обучение на завышенном материале, методом многократного повторения плохо осмысленного материала. Обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросно-ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно-действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету.

Все обучение должно проводиться методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.

Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности глубоко умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности дети коррекционной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения. При подготовке и проведении  уроков  необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективное использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

На уроках я использую коррекционные упражнения  –  " Найди отличия", "Пройти по лабиринту", "Найди какие буквы спрятались", " Что лишнее?", "Лабиринты",   "Знакомимся с клеточками",    "Находим противоположности",    "Логика",  "Ребусы, головоломки, игры" и др. – материал для занятий напечатан на отдельных листах. Учащимся нравятся занимательные задания на развитие логики, внимания,  мелкой моторики руки, задание на развитие речи, восприятия, умения находить противоположные понятия.

Также я  использую логопедическую зарядку для артикуляционного аппарата. Дети с удовольствием повторяют за мной несложные упражнения для губ, щек, языка. Для развития фонематического восприятия, совершенствования речевого дыхания применяю скороговорки, чистоговорки и др.

Физкультминутки в  специальных (коррекционных) школах являются обязательной частью урока.  После физкультминутки снимается перегрузка, активизируется восприятие, создаются условия для оптимальной работы всех анализаторов  и др.   На своих уроках я использую  упражнения для развития личностных качеств (творчество, навыки самосознания и т.д), игровые упражнения  на релаксацию (мышечное расслабление) с проговариванием слов.

Учащимся нравится учиться. Они охотно выполняют все задания, радуются успехам, и стараются помочь тем, у кого еще не все получается.

 Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка;  и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению

Литература.

  1. Журналы "Начальная школа"
  2. Журналы "Дефектология"
  3. Журналы "Коррекционная педагогика"
  4. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии"
  5. Учебный процесс во вспомогательной школе./ Екатеринбург, 1993.
  6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1-4 классы. / Под ред. В.В.Воронковой. – М, Просвещение, 2004;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложный дефект

коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности....

Программа по здоровьесберегающим технологиям и здоровому образу жизни "Мое здоровье" (для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста групп продленного дня)

Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сд...

Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...

«Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни»

Презентация к выступлению на VI областном методическом слете "Лучшие региональные практики по организации помощи семьям и детям: от создания к тиражированию"...

Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (сложным дефектом) художественно-эстетического направления по теме: "Мишка"

Занятие направлено на  формирование интереса детей к изготовлению поделок своими руками, на формирование навыков действия с бумагой....

Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (сложным дефектом) по теме: "Лошадка"

Занятие направлено на формирование понятия о цвете, ориентировки  в пространстве (на листе бумаги), на закрепление умения  строить из  геометрических фигур (кубики),  на совер...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».

  Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...