Организация коррекционно-развивающего процесса с дошкольниками с синдромом Дауна
методическая разработка на тему

Тулупова Мария Ивановна

Организация коррекционно-развивающего процесса с дошкольниками с синдромом Дауна.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление народного образования администрации городского округа г.Бор Нижегородской области МБДОУ детский сад №19 «Земляничка» Семинар-практикум на тему: «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна» Выполнила: Учитель -логопед ТУЛУПОВА М.И.

Слайд 2

Синдром Дауна - одна из наиболее частых генетических патологий, встречающихся примерно у 1 из 700 новорожденных. Синдром Дауна - хромосомная болезнь, при которой нарушения познавательной сферы сочетаются со своеобразным внешним обликом . Причина возникновения: появление лишней хромосомы в 21 паре (трисомия), была выявлена в 1959 году. Выделяют три варианта возникновения дефекта хромосомной пары: -регулярная трисомия (95% случаев) -транслокационная форма (3-4%) -мозаичная форма (1-2 %)

Слайд 3

«плоское лицо» -90% утолщенная шейная складка брахицефалия (короткоголовость)- 81% раскосые глаза полулунная кожная складка у внутреннего глаза (эпикантус) Дальнейшее обследование ребенка выявляет : -мышечную гипотонию, повышенную подвижность суставов -короткие и широкие кисти, плоский затылок, маленькое аркообразное небо -деформированные ушные раковины, большой складчатый нос, поперечная ладонная складка -килевидная или варонкообразная грудная клетка -пигментные пятна по краю радужной оболочки глаз (пятна Брушфильда). Изменения со стороны внутренних органов: -сочетанные, множественные пороки развития сердца -проблемы со стороны зрения (врожденная катаракта, глаукома), нарушение слуха -заболевания щитовидной железы -патология желудочно-кишечного тракта -аномалии опорно-двигательного аппарата -недоразвитие почек Фенотипические признаки детей с синдромом Дауна (определяются при рождении ребенка)

Слайд 4

Особенности психофизического развития детей с синдромом Дауна ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ - фиксация внимания на единичные образы (целостность нарушена) -дети не воспринимают и не выделяют отдельные детали -отвлекаются на яркие образы и предметы СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ, РЕЧЬ - снижение остроты слуха, понижение мышечного тонуса, малая полость рта, -узкие ушные раковины -задержка речевого развития ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - игровая деятельность самостоятельно не формируется -характерна предметно-манипулятивная деятельность в дошкольном возрасте МОТОРИКА -нарушения крупной и мелкой моторики (точность, объем, координация, переключаемость движений) ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА - относительная сохранность эмоциональной сферы -ласковы, доброжелательны, внушаемы -развита подражательная способность

Слайд 5

Всеобщая декларация прав человека; Декларация о правах инвалидов; Декларация о правах умственно-отсталых лиц; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ; Закон об образовании в РФ; ФГОС ДО; Закон о социальной защите прав инвалидов; Закон об образовании лиц с ОВЗ и др. Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-развивающего и воспитательно- образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в ДОУ

Слайд 6

УСЛОВИЯ организации работы в ДОУ Разработка и утверждение нормативных документов и локальных актов: -учебный план -расписание НОД -режим пребывания -режим двигательной активности -АОП Кадровое обеспечение (педагоги, специалисты, медицинский персонал) Организация работы с семьями воспитанников Создание благоприятных условий (развивающая предметно- пространственная среда, макро и микросреда)

Слайд 7

Программно-методические основы коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса Основная образовательная программа ДОУ Примерная (адаптированная для детей с ОВЗ): От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. (М.А.Васильева, Т.С.Веракса, Н.Е.Комарова, М, 2013) Адаптированная основная образовательная программа (если ребенок посещает специализированные группы) Адаптированная образовательная программа (индивидуальная)

Слайд 8

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта» (Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева. М, 2010г.) Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова.М, 1991 Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П.Зарин, Н.Д.Соколова. Спб, 2001 Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Т.Н.Исаева, Г.Н.Багаева, Г.В.Цикото, А.А.Еремина, Н.Б.Жарова. под ред. Н.Ф.Дементьева. М, 1993

Слайд 9

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с задержкой психоречевого развития Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1, 2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2005. Ступеньки развития. Н.Ю.Борякова. М, 1999 Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ. Г.А.Кузнецова, В.В.Колевникова и др. под ред. Т.Г.Неретина. М, 1999 Программа и методические рекомендации для педагогов по формированию игровой и мыслительной деятельности у детей со спец.потребностями. «Играя - развиваемся». Т.Н.Бабич, С.М.Елинова, В.А.Кузнецова, Л.Э.Калмыкова, Е.Л.Кириллова. под ред. Л.Ф.Павленко.Ульяновск, 2002.

Слайд 10

Программы ранней помощи детям с ОВЗ (с синдромом Дауна) М.Питерси, Р.Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. М.: 2001 Н.М.Джонсон-Мартин, С.М.Аттермиер, Кннет Г. Дженс, Брони Дж. Хакер. Программа «КАРОЛИНА» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Под ред. Н.Ю.Барановой. Спб, 2005. О.Ю.Кравец, И.А.Рыбкина, А.Е.Иванова и др. Ступеньки: комплексная коррекционно-развивающая программа для детей раннего и младшего возраста. под ред. Н.В.Серебрякова.Спб, 2005.

Слайд 11

Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (основные положения) Учиться могут все дети Родители как педагоги играют самую важную роль По-настоящему эффективная программа должна удовлетворять потребности ребенка и семьи Необходимость ранней педагогической помощи Главное направление- СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Слайд 12

Современные развивающие технологии в работе с детьми с синдромом Дауна Физическое развитие - Педагогика оздоровления В.Д.Кудрявцев - Пальчиковые шаги. Е.И.Чернова, Е.Ю.Тимофеева Социально-личностное развитие Как предупредить отклонения в поведении ребенка. А.И.Захаров Театрализация как средство социализации детей А.А.Морозова

Слайд 13

Современные развивающие технологии в работе с детьми с синдромом Дауна Познавательно-речевое развитие - Развиваем! Формируем! Совершенствуем! А.В.Захарова - Ступеньки развития. Диагностика и коррекция ЗПР. Н.Ю.Борякова - Формирование познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР средствами ознакомления с природой. Е.В. Клюшенкова - Комбинированные игры в работе по познавательному развитию детей с нарушением познавательной сферы. Н.Ю.Борякова Учим говорить особого ребенка. Т.Н.Тищенко - Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Т.В.Пятница, Т.В.Башинская - Формирование речи у дошкольников. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева Технология активной музыкотерапии в логопедической работе с по развитию фонематического восприятия А.В.Белицкая. Художетсевнно-эстетическое развитие Практикум по сказкотерапии. Т.Д.Зинкевич-Евстигнева Изобразительная деятельность в детском саду. М.Л.Лыкова

Слайд 14

Использование многофункциональных пособий Использование интерактивных панно Использование современных ИКТ (КИС) в работе с дошкольниками с ОВЗ Инновационные здоровьезберегающие технологии «БОС-здоровье» Сенсорная комната в условиях современного ДОУ Инновационные средства в работе с детьми

Слайд 15

Тренажеры дыхания «БОС- здоровье» («Играем и оздоравливаемся»)

Слайд 16

Основная цель коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна - социальная адаптация , приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Задачи: Развитие психических функций и как можно более ранняя коррекция их недостатков. Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания. Социальная адаптация, бытовая ориентировка. Особенности организации коррекционно-развивающего процесса с детьми с синдромом Дауна

Слайд 17

3. «Совместное » внимание 2.Концентрация внимания на предмете или звуке 1.Концентрация внимания на человеке- поддержание зрительного контакта ПРИЕМЫ РАБОТЫ: Концентрирование внимания

Слайд 18

ПРИЕМЫ РАБОТЫ: формирование элементарных математических представлений 1.Представлять число как можно большим количеством способов 2.Необходимо задействовать разные анализаторные системы 3.Разбивать задание на несколько шагов (частей) 4.Создание поддерживающей среды

Слайд 19

ПРИЕМЫ РАБОТЫ: формирование коммуникативных способностей личности Коммуникативные способности, адаптированные для детей с синдромом Дауна: формирование способности воспринимать и понимать речь окружающих ; формирование способности реагировать на речь окружающих; формирование способности соблюдать очередность в разговоре; совершенствование способности при помощи общения удовлетворять целый ряд своих потребностей - социальных, эмоциональных и материальных; формирование способности выражать свои желания - сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями; формирование способности завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова; (Л.М.Шипицына)

Слайд 20

Альтернативные системы общения Общение с помощью объектов, картин, пиктограмм Общение с помощью электронного устройства, синтезирующие речь Жестовое общение

Слайд 21

Современный подход к оказанию ранней помощи опирается на основные положения : Ребенок с особыми потребностями должен жить и воспитываться в семье. Помощь семье, направленная на создание оптимальных условий для развития ребенка и поддержки родителей, должна начинаться как можно раньше, сразу же после установления диагноза. В центре внимания должен быть не только ребенок, но и вся семья, которой требуется социально-психологическая поддержка, и, лишь организовав ее, мы сможем эффективно осуществлять коррекционно-педагогическую помощь. Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна

Слайд 22

ВЫВОДЫ Максимально возможное развитие детей с синдромом Дауна может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий: более раннее начало коррекционной работы; благоприятная семейная обстановка и тесная связь образовательного учреждения с семьёй; применение адекватной индивидуальной программы, методов, средств обучения и развития, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным психофизическим возможностям детей с синдромом Дауна; опора на перспективу развития (зону ближайшего развития).

Слайд 23

Литература Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.13 В.Ф.Шалимов, Г.Р.Новикова. Клиника интеллектуальных нарушений.-М.: МБА, 2011 Развитие познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна. Т.П.Медведева.-М.:Монолит, 2007 М.Питерси, Р.Трилор Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 1. Введение в программу.М:Ассоциация Даун Синдром, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротерапия в системе коррекционно-развивающей работы с аутичными дошкольниками

В презентации  представлены   различные игры, использующиеся в коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми. Игры создают  особую  «терапевтическую  среду»,...

Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками «Капитошка»

 Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет),  посещают детский сад. Кроме того, ...

Модель реализации коррекционно-развивающей направленности процесса обучения в школе 4 вида

В данной статье приведены цели, задачи, направления коррекционно-развивающего сопровождения  слепых и слабовидящих школьников в процессе обучения....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие для ребенка с Синдромом Дауна "Смешарики".

Цель: развитие подражательной речевой деятельности. Коррекционно - развивающие задачи:- создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;- развивать мимическую мускулат...

Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью".

Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью"....

Рабочая программа дополнительного развития для дошкольника с синдромом Дауна 4 г.

Программа дополнительного образования для ребенка с синдромом Дауна 4 лет...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обес­печение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образо­ванности учащихся установленным нормам ─ государст...