Как помочь слабо успевающему школьнику
консультация на тему

Хиондерко Ирина Александровна
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала.Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь слабо успевающему школьнику

      Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала.

     Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык.

     Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению. Трудности, которые  школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и их психологические причины могут быть разделены на три группы.

     Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре двигательных навыков  письма и чтения. Качество процессов письма в значительной мере обусловливается уровнем развития психологической сферы ученика.

     Конкретными недостатками развития психологической сферы являются:

- несформированность зрительно-двигательных координаций;

- недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки;

- недостатки в развитии микромоторики.

     Ученик испытывает следующие трудности:

- нестабильность графических форм;

- плохой, небрежный почерк;

- очень медленный темп письма.

     При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играет особенность артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения.

     Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется

а) низкой скоростью чтения;

б) слоговым типом чтения;

в) низким уровнем понимания читаемого, т.к. низкая скорость чтения

    затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста.

      Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма и чтения. Основные проявления трудностей:

- замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам,

  пропуск букв при письме и чтении, недописание слов и предложений,

  замена и удвоение  слогов, количественные ошибки при написании букв;

- трудности понимания слов, сходных по звуковому составу;

- неправильное чтение похожих по начертанию букв;

- затруднение в слиянии букв в слоги, слогов в слова;

     Психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть:

  1. Несформированность пространственных представлений (зеркальное написание букв, расположение букв на строке, сращивание и расщепление слов на письме, слитное написание с предлогами, замена букв по пространственному сходству: с-е, б-д.
  2. Недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия (смешение звуков, неумение выделять фонемы из звукового состава слова, нахождение в звуковом ряду).
  3. Недостатки в развитии познавательных процессов:

- недостаточность зрительного анализа может проявляться в смешении

  сходных по начертанию букв (б-в, н-ы, м-л, ш-т)

- «зеркальное написание букв и количественные ошибки в написании

   элементов букв;

-  недостаточность развития мыслительной деятельности учеников

   проявляется в искажениях смысла слов, непонимание переносного

   смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста,

   неумение выделять существительное;

- недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечётком знании

   всех букв алфавита, в плохом запоминании стихов, различных

   формулировок, правила правописания, последовательность

  выполнения заданий;

- недостаточное развитие  у учеников процессов  произвольного

  внимания является причиной многих видов трудностей при обучении

  русскому языку и чтению: недописание слов, предложений, лишних

  вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок слогов в

  словах,  при чтении «потеря» строки.

     Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.

     Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

      Следствием недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть:

- неумение обнаруживать свои ошибки;

- возрастание количества ошибок к концу работы;

- выполнение требований учителя не в полном объёме;

- трудности с формированием двигательного навыка письма;

- медленный темп письма.

     Особенно следует отметить трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащегося. В первую очередь это касается медлительных детей – детей с флегматическим темпераментом.

     В учебной работе у них могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуально-типологическими особенностями: пропуск букв, слогов, недописание слов, предложений (вследствие того, что ученик –флегматик торопится, чтобы не отстать от класса);

- медленный темп письма, чтения, счёта;

- невыполнение письменных заданий в полном объёме при

  ограничении  времени, отведённого на работу;

- замедленное протекание умственной  деятельности.

      Есть ещё один вид ошибок, который можно отнести к третьей группе трудностей с причиной несформированности самоконтроля и саморегуляции – стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями. Наиболее частые дизорфографические проявления – ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.

      Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим надоразвитием речи.

     Отсутствие  достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости,  делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традиционным способом работы со слабоуспевающими  учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил, как учителя, так и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат.

      В лучшем случае они могут привести лишь к временным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.

Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению.

      Я хочу поделиться некоторыми методами и приёмами, которые помогают решать не только учебные задачи, но и психологические приёмы неуспеваемости школьников.

  1. Умение воспринимать словесную или письменную инструкцию.

      Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже всё понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребёнка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приёмов учебной деятельности.

      Упражнение «Объясни незнайке»

Учитель даёт ученикам какое-нибудь задание, чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из учеников, испытывающих трудности в понимании инструкции, повторить его для Незнайки.

      Упражнение «Знакомый – незнакомый»

      Дети пишут в тетрадях цифры от 1 до 10. Учитель даёт инструкцию: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы чётко представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+). Если нет чёткого представления, то (-). Учитель диктует словосочетания, слово, в том числе и термины. В конце работы проводится проверка. Например: «Кто поставил (+) под цифрой?». Это было понятие «гласные звуки (мягкие согласные). Объяснить, что «это такое».

     Это упражнение полезно проводить 3-4  занятия подряд.

     Упражнение «Письмо с пропусками»

     Учитель даёт задание : «Я буду диктовать предложения, а вы записывайте, но вместо буквы  О  всегда ставьте точку». (Замена всех гласных точками.)

     Дети записывают 2-3 предложения. Затем учитель предлагает, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них «звёздочку». Такой приём способствует концентрации и переключения внимания. Но, основная цель для ученика – саморегуляция деятельности.

     Упражнение «Будь внимательным»

Учитель просит детей прослушать инструкцию, повторить её про себя и поднять руку при условии, если они запомнили и чётко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.

Примеры заданий:

  1. В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З  вычеркнуть :

   «Полезла Оксана за красной розой,

      А вернулась с занозой».

  1. В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а букву Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычёркиваются все Ч , а подчёркиваются все Ц.

         Черная цапля циркулем чертила.

                             «Внимание!»

          Цапля старательно циркулем водила.

                              «Внимание!»

          Получился очень чистенький чертёж.

Упражнение «Внимание и счёт»

      Перед каждым ребёнком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Учитель просит детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов.

     Например:  борода – города, редкий – резкий, икра – игра, попугай – поругай, барак – баран, лиловый – ледовый. Игра развивает быстроту реакции , фонематическое восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания.

- упражнение «Запись слов гласными»

- упражнение «Составление слов из первых букв  продиктованных слов» (Из вторых)

- упражнение «Запись первых слов и составление из них слов»

  1. Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности.

     Успешность ученика на уроке во многом зависит от уровня, развития внимания ребёнка и от его деятельности.

Упражнение «Ритмический диктант»

     Детям предлагается графически записать серии ритмов, которые отстукивает учитель. Например:  I  II  I   II  I  III  IIII   I  II I  II  III.

Это упражнение способствует концентрации внимания, способность воспринимать слухо-речевой ритм.

 

Упражнение «В ритме вальса»

     Учитель просит расслабить руки и работать «с голосом»  учителя (не отрывать взгляд от строки, не поднимать голову). Нужно,  точно подчиняя движения руки командам, безотрывно писать заданный графический элемент. Например:  учитель диктует «Раз – два – три, раз-два-три…». При этом он замедляет, то ускоряет темп. Это упражнение способствует развитию графомоторной координации, силы и точности движений руки.

     Упражнение «Самый зоркий»

     Учитель предлагает ученикам посмотреть на карточку, прочитать то, что на ней написано, запомнить и записать в тетради. Время показа карточки – не более 2 секунд.

- первый набор карточек – бессмысленное сочетание согласных букв

   (от 3 до 9): пкфнл, скндмрбт.

- второй набор карточек – знакомые детям слова (словарные): йод,

  яблоко, карандаш.

- третий набор карточек  – предложения. (Птица летит, дай мне!)

     Эти  упражнение направлено на развитие зрительной памяти.

     Упражнения, используемые на уроках чтения и развития речи.

  1. «Слова, звуки на помощь» (склеенные слова): рекадеревостолдождькорзинаёж.  Составление из слов  истории.
  2. «Подбор слов – ассоциаций»

Доска делится на четыре части. В центре написано слово «животное»

а) в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие  

    предмет (какая часть речи обозначает предмет? На какие вопросы

    отвечает?)

б) в правом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие

    признак предмета (какая часть речи обозначает признак предмета? На

    какие вопросы отвечает?)

в) в левом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие слова-

    действия (Часть речи, вопросы)

г) в левом верхнем углу – слова-помощники (Где можно увидеть? Где

    живут? И т.д.)

    Пространственные представления. Части речи.

    Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Записать.

  1. Приёмы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки.

Комплекс упражнений «Зоркий глаз помогает чуткому уху»

  1. Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются с них.

Например: машина – ши, точка – тчк, Глеб – г.

  1. Учитель показывает предметные картинки и предлагает запомнить только те, в названии которых есть изучаемые орфограммы. (сочетание гласных с шипящими: лыжи, стул, часы, щука и т.д.)
  2. Послушайте слова. Запомните и запишите только те из них, в которых есть гласная  О, А или Е.
  3. Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом.
  4. Дифференциация звучания и написания слов.

- учитель читает слова. Задание: произнести слово так, как услышал; произнести слово так, как напишешь; объясни, почему (выдели орфограмму). Запиши слово, а буквы, которые пишутся по правилу другим цветом.

Наш помощник – книга памяти

      Опорный конспект потому и называется опорным, что помогает хорошо усвоить информацию, помогает воспроизвести в памяти пройденное. Различные варианты опорных конспектов объединяет схематичность, яркость исполнения и использования ключевых (основных, самых важных и запоминающихся) слов.

      Рассмотрим один из вариантов опорного конспекта – книгу памяти, которую придумали английские психологи. Такой конспект поможет проделать следующие операции:

  • Увидеть, как та или иная тема или идея логически разбивается на более мелкие элементы;
  • Найти связи между отдельными идеями;
  • Сгруппировать факты;
  • Увидеть картину (тему) в целом.

     Карта памяти имеет структуру и составляется по определённым правилам. При её создании используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выразительные слова и фразы.

      Составление и использование карты памяти доставляет удовольствие, на неё приятно смотреть.

Правила составления карты памяти.

  • Расположите лист бумаги формата А-4, А-3 горизонтально.
  • Начните работу с цветного рисунка и названия темы в центре.
  • Нарисуйте жирные изогнутые линии разного цвета, отходящие от центра, обозначающие основные идеи, разделы, темы.
  • Основные линии дополните другими, обозначающие ключевые слова, основные правила, подсказки.
  • Надписи к линиям – ключевые слова и фразы – следует писать печатными буквами и сопровождать схематическими рисунками.
  • Не следует заключать слова в рамки различной конфигурации.

Примеры заданий с использованием карты памяти.

  • Вставьте в слово на вашей карточке пропущенные окончания, пользуясь картой памяти.
  • Использовать одну и ту же карту памяти на 3-4 занятиях подряд, а в дальнейшем к ней следует возвращаться, чтобы вспомнить пройденное.

Умение составлять итоговый самоконтроль

     

     Ученики чаще всего не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ, их необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка даёт возможность получить за письменную работу более высокую отметку. (Лучше, если учитель найдёт в твоей работе исправления, хуже, если он найдёт в ней ошибки)

     Целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка делится на три этапа.

                                   Этапы самопроверки

       I этап – поиск специфических (дисграфических)  ошибок  в слове,  не

                   связанных с усвоением грамматических норм.

      II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

      III этап – поиск пунктуационных, грамматических, смысловых ошибок в

                    структуре целого предложения.

      На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ученику выделить слово из текста и сосредоточить  на нём своё  внимание.

          Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник

      из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани

      которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.

     I этап самопроверки.  «Ищем «случайные ошибки».

          Работать можно индивидуально или в паре. Ученик двигает карточку

    «проверялочку» от конца текста к началу и «ловит» в окошко целое слово, читаем по

     слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не

     допускать чтения по догадке.

            Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком

      самоконтроля, делая проверку более эффективной, значительно повышает активность

      детей.

             Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник

     «получает орудие в собственные руки и становится хозяином положения, в то время

     как при её отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний. Памятки

     ученик может поместить в портфолио или в отдельную папку.

                Памятка 1

ПРОВЕРЬ СВОЮ РАБОТУ

      Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  • Не пропустил ли ты букву?
  • Не добавил ли ты лишнюю букву?
  • Не написал ли ты вместо одной буквы другую?

  • Правильно ли ты изобразил каждую букву?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок,

                           ТЫ  – МОЛОДЕЦ!

                 

Памятка 2

                  ПРОВЕРЬ СВОЮ РАБОТУ

      Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.

  • Не словарное ли это слово?
  • Есть ли в слове орфограммы? Какие?
  • Обозначь опасные места.
  • Где возможно, подбери проверочные слова.

Если в твоей работе больше нет таких ошибок,

                           ТЫ  – МОЛОДЕЦ!

                Памятка 3

ПРОВЕРЬ СВОЮ РАБОТУ

      Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого.

  • Не пропустил ли ты слово?
  • Не написал ли ты лишнее слово?
  • Как написаны предлоги и союзы?
  • Правильно ли слова связаны друг с другом? (Проверь окончания)
  • Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
  • Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок,

                           ТЫ  – МОЛОДЕЦ!



Предварительный просмотр:

Тема «Великая сила голоса»

Умение «красно говорить» предполагает хорошее владение голосом.

Рассказывают, что когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!»

И, действительно, как много смысла помимо слов кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека….. Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам об его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и его мысли…

Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

«Черным - черна однажды затесалась

Ворона между черными дроздами,

Ее никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык!».

        Меткую характеристику голоса говорящего дают русские пословицы:

«Видом сокол, а голосом ворона»,

«Голосом тих, да сердцем лих»,

«Всяк своим голосом скажется».

В «Риторике» М.Усачева (1699 г.) горе-ритором  называется человек, который «имеет  язык заикавый, сиповатый, борботливый, гугнивый, шепетливый, хроповатый, горкавый…»

Современным языком можно перевести: заикающийся, сиплый, гнусавый, невнятный, неразборчивый, скомканный, шепелявый, картавый, бубнящий.

Голос, используемый в профессиональных целях, отличается большей устойчивостью и способностью выдерживать длительную  голосовую нагрузку, он благозвучный, чистый, ясный, в меру громкий, интонационно- выразительный, летящий, с более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), с большей гибкостью и разнообразием тембра.

Основными качествами, характеризующими  голос являются:

Высота голоса- /высокая, низкая, средняя/ - слуховое ощущение частоты звука, образующегося  в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися т размыкающимися голосовыми связками.

Все характеристики голоса /высота, громкость, тембр/ тесно взаимосвязаны.

Громкость- субъективное слуховое ощущение интенсивности /силы/ звука в результате работы голосового аппарата.

Профессиональное владение голосом предполагает использование в речи множества градаций громкости, большого динамического диапазона.

Громкость голоса зависит от давления воздуха в легких и трахее.

Диапазон- 1.произношение, манера выговаривать слова;

                    2.разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов, слов.

Хорошая дикция обусловлена активной и точной артикуляцией.

При значительном увеличении темпа артикуляционных движений- дикция «смазывается», что недопустимо в профессиональном общении.

Дыхание- речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия  общения.

Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально- реберное дыхание.

Активна нижняя, сама я емкая часть легких.

Верхние отделы  грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Неправильное дыхание  /слишком большой вдох, учащенность дыхания, укороченность выдоха, неумение делать незаметным для окружающих добор воздуха, неправильная осанка/ приводит к форсированности  и неустойчивости голоса.

Интонация - это эмоционально- эстетическое воздействие на слушателей, изменяя высоту , громкость и тембр голоса, а также при  помощи  темпа, ритма  и пауз.

Темп речи- скорость речи зависит от  индивидуальных качеств говорящего, его темперамента /холерик, флегматик/, подготовленности к развернутому высказыванию и ситуации общения.

Высокий темп речи создает трудности для достижения хорошей дикции и может привести к снижению информативной ценности высказывания.

Речеголосовой  тренинг

Развитие речевой культуры  - серьезная и каждодневная работа, первый этап которой – овладение техникой речи /работа над речевым дыханием, речевым голосом, дикцией/

Дыхательная гимнастика /Вдох- носом, выдох- ртом/.

1.Упражнение  «Полный вдох»

И.п.- стоя, руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Расслабьтесь.

 Сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки  вперед  и развести их вверх и в стороны. Следите, чтобы воздух не останавливался в грудной клетке, а проходил по диафрагме, до средней части  туловища, к месту «солнечного сплетения».

Задержите дыхание на  «раз, два, три», затем медленно выдохните, считая про себя.

Запомните, на каком счете вы израсходовали весь воздух. Это будет ваш первый рекорд. Повторяя упражнение, постарайтесь «побить» свой рекорд.

2.Измените работу голоса на выдохе: вместо счета произносите  вслух поочередно звуки «С» - «З» : с-с-с  -   з-з-з

Помните, что секрет хорошего речевого дыхания – в правильном вдохе и умелом выдохе, который называется порционным.

Такой выдох не сразу расходует  весь воздух, а распределяет его по небольшим  отрезкам речи, то есть порциям.

Упражнение «Запуск ракеты» - распределить воздух на выдохе так, чтобы слово «Пуск!» прозвучало громко, отчетливо, торжественно. Вдох, счет – Десять! Девять!....Пуск!

Упражнение «Этажи» - сделайте вдох и начинайте объявлять этажи громко, ясно

-Первый этаж!

-Второй этаж! и т.д. ( с 1 до 5 этажа и обратно)

Попробуйте  подняться в лифте  12-го этажного дома.  Объявляя этажи, изменяйте  высоту голоса с максимально низкого до высокого.

 Упражнение: Вдох, на выдохе произнесите  гласные И,Э,А,О,У,Ы.

Упражнение: Вдох носом, на выдохе протяжно произносить звук «М», негромко, на удобной  высоте /подобное  упражнение со звуками: Н,Л,Р,Ж,В.

Упражнение «Объем дыхания»: И.п.- стоя, ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, а затем очень громко, с выражением, делая  ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение:

«Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!»

Нужно распределить вдох, чтобы его хватило на все  стихотворение и возращение тела в и.п. /3-5 раз/.

-Свист

-«Насос» - с- с- с

-«Китайский болванчик»   ба-бо-ба- на выдохе /назад/

                                            на-но-на - на выдохе /вперед/

                                            ма-мо-ма   -    /влево/    

                                             ка-ко-ка    -  /вправо/

Упражнения для удлинения фонационального выдоха.

«Длительность дыхания»  И.п.- стоя, ноги на ширине плеч. Глубоко вдохните,  задержите  дыхание и медленно произнесите:

«Как на горке, на пригорке

Стоят 22 Егорки:

Раз Егорка /добор/

Два  Егорка /добор/ и т.д.

Речевое диафрагмально- брюшное дыхание играет в работе педагога первостепенную роль. Если он не владеет таким  дыханием голосовые связки  подвергаются большой опасности, проявляющихся в различных профессиональных болезнях /ларингит/.

Тренировка добора воздуха /чуть приоткрыв рот/. Например: 1.Сосчитать до 30; до 60  /с добором воздуха/.

Упражнение «Трубач»: глубоко вдохнуть и прижать к губам  воображаемый мунштук горна или трубы. Без  звука один воздухом нужно выдыхать  мелодию : «Закаляйся! Если хочешь быть здоров».

Хорошая дикция- основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата, особенно от подвижности  его губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо  развивать  артикуляционный аппарат при помощи  специальных упражнений (артикуляционная гимнастика).

-тренировка мышц нижней челюсти:

-имитация жевания

-«качели»

-губы играют в прятки

-почесывание

-коснуться подбородком правого и левого плеча

-упор кулаком и надавляем

Тренировка губ.

-«рекламная растяжка»

-многократное произнесение  сочетаний согласных: мб, бм,пм,мп, бв,вб

-натягивание губы на зубы

-произнесение звукосочетаний: птка-птка, бдга,бдга, бдгэ

-беззвучное  произнесение гласных И-У-О-А

-вибрация губ /фыркающая лошадь/.

Тренировка мышц языка

-укол в щеки                -частое постукивание о верхние зубы:

-лопатка-жало              ло-ло-ло, ла-ла-ла, лу-лу-лу

-часовая стрелка          ро-ро-ро

-чашка                           -произнесение сочетаний : ркт, дрт

-окно                               глт, лри, рли,ждр, фкт, бгд, тчк, кчт

-«Горка»

-«Лошадка»

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

-позевание с открытым и закрытым ртом

-произвольное покашливание

-имитация полоскания горла

-произнесение  звуков И,Е,Ю с позеванием

-выкашливание звуков Э,А,О,У

-звукосочетания ПТК, БДГ

Упражнения для мимических мышц

-надувать щеки

-зажмурить глаза

-обида, радость, удивление, злость

Работа над дикцией

-«Шмель»- «Гудок»

-«Ветер»

-выделение голосом 1 слова /2,3,4 / в стихотворении/

-произнесение строчек из стихотворений, повышая и понижая голос на каждом слове

- произнесение скороговорок – медленно и с убыстрением

«Враль клал в ларь, Враля брала из ларя», «Дал взятку  - ты взяткодаватель, а взял взятку - взятковзятель», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа».

Докучные сказки, потешки.

Найдите стихи и фрагменты детских произведений, позволяющие  отработать те или иные качества голоса (дыхание, громкость, силу, тембр, ритм, полетность).

Для интонационного изображения  чего-то большего используется  более  низкий голос, замедленный  тон и растягивание «слов».

Проговорите текст (Репка), изображая размер.

Используйте диалоги по ролям. Представьте, что вас и собеседника разделяет расстояние.

-Медведя поймал!                   -Тит иди молотить!

-Веди сюда!                             -Живот болит!

-Да нейдет!                              -Тит иди щи хлебать!        

-Так сам иди!                          -Где моя большая ложка?!

-Да не пускает!

-Федул, чего губы надул?       -Мартын, ты пирог ел?

-Да кафтан прожег!                -Нет, не я

-Починить можно?                 -А еще хочешь?

-Да иглы нет!                          -Хочу!

-А велика дыра-то?

-Да один ворот остался!

 

                         



Предварительный просмотр:

Советы логопеда. /Уроки для родителей/

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести  к плохой успеваемости в школе.

Упражнения для тренировки органов артикуляции  /губ, языка, нижней челюсти/, необходимы для правильного  звукопроизношения.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки /с/, /з/, /ш/, /ж/, /л/, /р/, его губы и язык должны быть сильными  и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда  совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи  специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед. Их губы, язык будут подготовлены домашними упражнениями.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят , что у них «каша во рту».

Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму и чтению на начальном этапе. Скорость чтения зависит от четкой артикуляции.

Продолжительность домашних заданий зависит от возраста и работоспособности ребенка, не должна превышать 10-15 минут.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе  настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза.

Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой  незначительной удаче.

Советую проводить следующие упражнения:

1.Упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса, дикции.

-Произнесение гласных звуков: а-э-и-о-у

- Пропевание гласных звуков: а-э-и-о-у

-Мысленное или шепотное произнесение ряда гласных,  требующих различной ширины раскрытия  рта: а –и. а-э, а-о, а-у, а-и, а-э-а, а-о-а, а-о-а, а-у-а.

Упражнение «Слоник». «Подражаю я слону,  губы хоботом тяну: у-у-у

Упражнение «Лягушка». «Подражаю я лягушке,  тяну губы прямо к ушкам: и-и-и.

Чередование: «Слоник» - «Лягушка» У-И.

2. Упражнения для губ и щек:

-Надувание обеих щек одновременно

- Надувание правой и левой  щек  попеременно /перегонка воздуха из одной щеки в другую/.

-Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед.

-Попеременное надувание  и втягивание щек.

-Поднимание верхней губы: обнажаются только верхние зубы.

-Оттягивание вниз нижней губы. Обнажаются только нижние зубы.

-«Оскал». Губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверху, вниз, обнажая  оба ряда зубов, а затем вновь спокойно смыкаются.

3. Упражнения для язычка:

- «Лопатка» или «Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении  под счет  от 1 до 5  -10.

-«Качели». Развивает подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к верхней губе, затем  опускается к нижней губе.

б) широкий язык вставать между верхними зубами и губой,  затем между нижними зубами и губой, затем между  нижними зубами  и губой.

в) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним

г) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол)  за нижними  резцами, затем за верхними.

Следить, чтобы язык отрывался от нижней губы поднимаясь вверх.

Упражнение «Пирожок». Укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

-Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края  языка поднимаются и сворачиваются  в «пирожок». Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковых краев языка, можно положить на середину языка палец и обнять его языком /следите за чистотой рук/.

Упражнение «Лошадка». Вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный  язык прижать  к небу /язык присасывается/  и его щелчком оторвать /пощелкать медленно/. Следить, чтобы язык присасывался около верхних зубов и чтобы нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

 Упражнение «Грибок». Вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

Рот приоткрыть /не очень широко/. Улыбнись. Медленно пощелкать языком «Лошадка», присосать широкий язык к небу. Из языка получилась шляпка «грибка». Открывай рот пошире, удерживая «приклеенный» язык /шляпку грибка/, получилась ножка грибка из подъязычной уздечки.

Каждое упражнение повторять от 3-4 раз. Учите слышать звук в словах, находить его место в слове- в начале, середине или конце слова.

Закрепляйте произношение звука в слогах, словосочетаниях, предложениях, частоговорках, скороговорках:

Са-са-са- вот бежит лиса

Се-се-се- хорошо в лесу лисе

Су-су-су- повстречал медведь лису

Жа-жа-жа-  есть иголки у ежа

Жу-жу-жу- песню жук поет ежу

Жи-жи-жи- живут в лесу ежи

Ра-ра-ра- начинается игра

Ре-ре-ре- солнце всходит на заре

Ро-ро-ро- кот на всех глядит хитро

Ру-ру-ру- ловко скачет кенгуру

Ры-ры-ры- смотрит пес из конуры

Ри-ри-ри- прилетели снегири

Рю-рю-рю- я цветок тебе дарю

Ла-ла-ла- девочка спала

Ло-ло-ло- у сосны дупло

Лу-лу-лу- дайте мне пилу

Ул-ул-ул- вот высокий стул

Ал-ал-ал- я иду в подвал

Ля-ля-ля- вот моя земля

Ли-ли-ли- мы козу пасли

Ша-ша-ша- Лена хороша

Шу-шу-шу- я письмо тебе пишу

Аш-аш-аш- вот и домик нащ

 Скороговорки:

«Шишки на сосне, шашки на столе».

«Спешит Саша по шоссе и ест сушки».

«Дождик, дождик не дожди.

Дождик, дождик подожди,

Дай дойти до дому

Дедушке седому».

«Шишки у мишки

У мишки шишки

У плюшевого мишки

сосновые шишки».

«Шапкой Мишка

Шишку сшиб».

«Тише мыши, не шумите,

Нашу Машу не будите.

У тридцати трех полосатых поросят

Тридцать три хвостика висят.

Триста тридцать три  брата

Шли на речку утром рано.

-На дворе трава, на траве дрова

-На горе Арарат растет крупный виноград

-Тара-тара-тара-ра

Вышли кони со двора

-Тара-тара-тара-ра

Заплясала мошкара

-Трое трубачей трубят в трубы

-Бра-бро-бру-бры- в пруду водятся бобры

-Как на горке, на пригорке

Стоят  тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка,

Три Егорка,  четыре Егорка /так три раза/.

-Все бобры добры для своих бобрят

-Боря Ире даст ириску

Ира Боре барбариску.

-У барана рога

Скручены – перекручены,

Верчены- переверчены.

-Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Ра-ра-ра дым поднялся от  костра

Ру-ру-ру  скачет с сумкой кенгуру

Ла-ла-ла есть у птицы два крыла

Ба-ба-ба у верблюда два горба

Га-га-га в ступе бабушка Яга

Чу-чу-чу  свет потух, возьму свечу

Ша-ша-ша с ложки свесилась лапша

Жу-жу-жу волк не страшен лишь ежу

Це-це-це смерть Кощеева в яйце

Рю-рю-рю  я отлично говорю.

Скороговорки  /л/

Три корабля лавировали, лавировали, лавировали,  да  не вы-ла-ви-ро-ва-ли.

У елки иголки колки.

Наш Полкан попал в капкан.

Скороговорки  /р/

-Проворонила ворона вороненка.

-Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в нору хлеба корку,

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

-Три сороки тараторки, тараторили на горке.

-Рыбу ловит рыболов. В реку весь уплыл улов.

-Рыбак, рыбачок поймай на крючок.

         

 

Распутай  путаницу.

-Сколько взяли?                          Серый волк в густом лесу

-Шерсти клок,                             Встретил рыжую лису.

-Лисавета, здравствуй!             -Ничего идут дела.

-Как дела, зубастый?                 Голова еще цела.

 Ободрали                                   -Где ты был?

Правый бок,                               -На рынке.

Хвост отгрызли в драке!          -Что купил?  

-Кто отгрыз?                              -Свининки.

-Собаки!                                     -Сыт ли, милый куманек?

                                                    -Еле ноги уволок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут слабо успевающего ученика.

Из опыта работы со слабоуспевающими учащимися....

Задания для слабо успевающих учащихся по физике.

Задания для слабо успевающих учащихся по физике....

Методическая разработка "Организация работы со слабо успевающими воспитанницами"

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабы...

План работы со слабо успевающими учениками.

План работы со слабо успевающими учащимися....

Приёмы работы со слабо успевающими учениками.

В статье предложены приёмы работы со слабоуспевающими учениками, дающие положительные пезультаты на практике....

Программа с одаренными и слабо успевающими учащимися.

В каждой школе обязательно есть одаренные учащиеся . Так же и у меня на протяжении лет ведется работа с такими детьми. С ними проводится дополнительная воспитательная работа в теоретическом и физическ...