Методическая разработка "Организация работы со слабо успевающими воспитанницами"
методическая разработка (6 класс) на тему

Гендель Ирина Павловна

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Организация работы со слабоуспевающими  воспитанницами»

Цель методической разработки: поиск вариантов решения проблемы повышения обучаемости слабоуспевающих  воспитанниц.

Задачи: разработать план (памятку) работы со слабоуспевающими воспитанницами; помочь педагогам в работе со слабоуспевающими воспитанницами.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. В нашем Пансионе такая проблема существует  в связи с появлением новых воспитанниц. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашего Пансиона– «не потерять», «не упустить»  воспитанниц  с низкими учебными возможностями.

Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:

Кого учить? Чему учить? Как учить?

Кого учить?

Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих воспитанниц. 

Особенности неуспевающих воспитанниц:

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития ;
  • отсутствие познавательного интереса ;
  • не сформированы элементарные организационные навыки ;
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения ;
  • нет опоры на родителей как союзников;
  • дети, в основном, из социально незащищённых семей;
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
  • частые пропуски уроков  по болезни, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Отставание воспитанницы  в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины: 

  • Педагогическая запущенность;
  • Частые заболевания;
  • Пропуски занятий;
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется: 

  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи;
  • Учитывать все признаки предмета или явления;
  • Видеть общее и. д.

2. Не сформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться: 

  • Работать с текстом;
  • Выделять главное, существенное;
  • Не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперреактивностью.

Характеризуется: 

  • Отвлекаемостью;
  • Подвижностью;
  • Неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

  • С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
  • Ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения 

  • со сверстниками; преподавателями; отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

  • В поддержке;
  • Показа того, что он состоятелен в других видах деятельности ;
  • Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность 

  • В утомляемости;
  • Истощаемости;
  • Медленном темпе работы.

Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Как учить?

Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

- Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках воспитанниц  и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.

- Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы и при необходимости корректировать эти способы.

- Нужно систематически обучать воспитанниц обще учебным  умениям и навыкам.

- Нужно так организовать учебный процесс, жизнь  воспитанниц  в Пансионе  и в классе, чтобы вызвать и развить у них  внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающей воспитаннице:

- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

- Преподаватель  для себя и для  воспитанницы должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить учащийся.

Как повысить работоспособность: 

  • Разнообразить виды деятельности;
  • Проветривать кабинет;
  • Проводить физминутки;
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками 

  • Карточки для индивидуальной работы;
  • Задания с выбором ответа;
  • Деформированные задания;
  • Карточки – тренажеры;
  • Творческие задания;
  • «Карточки-с образцами решения»;
  • «Карточки-конспекты».

Учитель должен:

  • Знать психическое развитие ребёнка: 

- Восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);
- Внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);
- Память (вербальная, невербальная).

Стремиться понять и принять каждого ребёнка .

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.

  • Проявлять 

- Разумную требовательность;
- Неиссякаемое терпение;
- Справедливую строгость;
- Веру в возможности воспитанницы.

Уметь встать на позиции ученика.

НЕТ насмешливому тону!

Уметь вести непринуждённый диалог.

Стремиться к внешней занимательности.

Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план).

Учить работать со словарями и другим справочным материалом.

  • В обучении применять

- Опережающее обучение;
- Различные формы групповой работы;
- Взаимоопрос, самоконтроль;
- Конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения.

При формулировании целей урока включать как приоритетный  развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов.).

Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) .

Применять частую смену видов деятельности на уроке.

Многократно проговаривать и закреплять материал урока.

Стремиться к алгоритмизации деятельности .

   

     В работе со слабыми учащимися преподаватель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любой воспитаннице  приятно получать хорошие оценки. Важно, чтобы с помощью подруг, воспитателей, преподавателей она добивалась первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы она видела, что преподаватель рад её успехам, или огорчён её неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

      Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

  • При закреплении;
  • При проверке домашнего задания;
  • При самостоятельной работе.

       Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • Специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • Карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • Карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • Карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • Карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

       Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу воспитанниц на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • Помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • Слабому – выполнить посильный объем работы.

Часто перед многими учащимися стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку.

Например, этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает  преподавателю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет «слабому», каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

При этом при групповой работе труд воспитанницы оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Воспитанница сама себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает преподаватель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждой воспитанницы  при изучении какого-нибудь вопроса.

Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»

Ответьте на него, предложив поработать над проектом.

Например, попросите узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, или узнать «Сколько стоит ремонт класса, в котором они учатся?».

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен само реализоваться. И я вам этого искренне желаю.

Памятка «Работа со слабоуспевающими воспитанницами»

  1. Не ставить «слабого» учащегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ему достаточно времени на обдумывание и подготовку, дать план или алгоритм ответа.
  2. Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения учащимся.
  3. Не заставлять таких воспитанниц отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, а отложить опрос на следующий урок, дав возможность воспитаннице позаниматься дома.
  4. Постоянно проверять степень понимания и усвоения нового материала.
  5. Анализировать и систематизировать ошибки, их причины, давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
  6. Формировать уверенность в своих силах и знаниях, авансировать успех. Привлекать к формулировке выводов и обобщений, высказанных сильными воспитанницами.
  7. Осторожно оценивать неудачи учащегося, т.к. он и сам болезненно относится к ним.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать воспитанницу  разнообразием заданий, выбрав для усвоения наиболее существенные и сложные разделы учебного материала.

Методист учебного отдела           Гендель И.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут слабо успевающего ученика.

Из опыта работы со слабоуспевающими учащимися....

Задания для слабо успевающих учащихся по физике.

Задания для слабо успевающих учащихся по физике....

План работы со слабо успевающими учениками.

План работы со слабо успевающими учащимися....

Как помочь слабо успевающему школьнику

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала.Без выявления причин этих трудностей, носящих ...

Приёмы работы со слабо успевающими учениками.

В статье предложены приёмы работы со слабоуспевающими учениками, дающие положительные пезультаты на практике....

Программа с одаренными и слабо успевающими учащимися.

В каждой школе обязательно есть одаренные учащиеся . Так же и у меня на протяжении лет ведется работа с такими детьми. С ними проводится дополнительная воспитательная работа в теоретическом и физическ...