«Социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном подразделении центра»
статья

Головлева Лариса Васильевна

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном подразделении центра»

        С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

        Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской. Мы согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.

        Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему.

        В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения, при вхождении в новый коллектив. Исследования К.Л. Печора (1998) показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей.

        В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним.  Изменения или нарушения в установленном порядке жизни ребенка незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций.

        Организация работы в адаптационный период рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей. Чтобы облегчить адаптационный период, мы постепенно включаем ребенка в группу, создавая для него особый эмоциональный климат.   Система начинается с организации приема. В группе все должно быть подготовлено к приему новых детей. Для успешной адаптации мы стараемся, чтобы была согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр - занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.

        Психологическую адаптацию к дошкольному учреждению   проходят не только дети, но и родители, ведь они доверяют нам самое дорогое что у них есть- своих детей. Мы стараемся разъяснить   родителям, что мы их первые помощники и союзники. Родители должны поверить педагогу и только после этого наладится контакт, они будут нам доверять. Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями. Родители рассказывают нам об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Мы становимся другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в Центре.

        В течение периода адаптации педагоги Центра ведут тщательный контроль за поведением ребенка. Этому помогает ведение листа адаптации.  Основными объективными показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.

        Помогает адаптации ароматерапия. Мы применяем эфирные масла мяты, лаванды, аниса, эвкалипта.  Естественным регулятором воздушной среды являются растения, которые оптимизируют состав воздуха, повышают содержание кислорода.

        К приему детей мы готовимся заранее, стараемся, чтобы групповая комната радовала глаз ребенка. В этом году мы купили хорошую детскую стенку, которая позволяет ребенку самому взять нужную ему игрушку, у нас красивый детский кухонный гарнитур, где дети с удовольствием играют. Игрушки имеют яркие, красочные цвета тем самым привлекают внимание детей.   Мы приобрели стенд для выставки детских работ, дети вместе с родителями радуются успехам своих детей.   Один раз в месяц   делаем фото выставку, дети с удовольствием находят себя на фотографиях, а родители знакомятся с жизнью своих детей в нашем учреждении. Мы поздравляем детей с днем рождения, дарим небольшие подарки, что создает здоровый микроклимат в группе и вызывает улыбку родителей.                                                                      

        Для того чтобы жизнь у детей была более разнообразна с детьми работает педагог дополнительного образования, дети ждут этих занятий.  Один раз в неделю наши дети посещают Центр «Золотой ключик», что так же разнообразит их жизнь в нашем Центре и способствует скорейшей адаптации. Большое впечатление на детей произвела поездка, организованная Тамбовской Епархией, в Мамонтову пустынь и на родину Амвросия Оптинского в село Большая Липовица. Эти поездки направлены не только на развитие познавательной сферы и духовного воспитания ребенка, но и на формирование эмоциональных контактов между детьми.  Вся наша работа направлена на создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе и скорейшей адаптации детей.                                                                                                                    

 Осложняющим фактором адаптации являются:

-конфликты в семье, необщительность родителей.

-нездоровая психологическая обстановка в семье.                                                            

-приход детей из другого образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках плавательного бассейна в системе дополнительного образования...

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

Буклет "Социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья"

Материал будет полезен специалистам коррекционных образовательных организаций, а также родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья....

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУС.И.Манакова,...

Культурно-досуговая программа как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на базе реабилитационного центра

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья может осуществляется путем обнаружения у них и закрепления какихлибо талантов, через вовлечение детей в процесс проведен...

«Мульт-терапия как способ успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе».

Мультипликационная терапия на сегодняшний момент является одной из наиболее эффективных технологий адаптации и социализации детей, так как развитие компьютерных технологий, доступность для использован...