Конспект итоговой образовательной деятельности для детей 7-го года жизни "В стране Знаний"
план-конспект

Балобина Виктория Леонидовна

Учебно-методическая разработка итоговой образовательной деятельности в группе компенсирующей  направленности  детей  седьмого года жизни с общим недоразвитием речи (III) уровня по совершенствованию  фонетико-фонематического восприятия, фонематических представлений и обучению грамоте «В стране Знаний»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новоаганский детский сад комбинированного вида  «Снежинка»

Учебно-методическая разработка итоговой образовательной деятельности в группе компенсирующей  направленности  детей  седьмого года жизни с общим недоразвитием речи (III) уровня по совершенствованию  фонетико-фонематического восприятия, фонематических представлений и обучению грамоте

«В стране Знаний»

 

Балобина Виктория Леонидовна

                учитель -логопед

                                                    высшей квалификационной категории

                                                         

пгт. Новоаганск, 2020

Технологическая карта итоговой образовательной деятельности в группе компенсирующей  направленности  детей  седьмого года жизни с общим недоразвитием речи (III) уровня по совершенствованию  фонетико-фонематического восприятия, фонематических представлений и обучению грамоте

«В стране Знаний»

Описание образовательной деятельности

Тема

« «В стране Знаний».

Образовательная область

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Возрастная группа

Дети 7-го года жизни с общим недоразвитием речи (III) уровня.

Тип ОД

Обобщение и систематизация знаний (итоговое занятие за период обучения) по обучению грамоте.

Вид ОД

Интегрированная

Время реализации

25-30 минут

Цель ОД:

В занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте.

Задачи ОД

коррекционно-образовательные:

формировать умения применять полученные  на занятиях по обучению грамоте знания, умения и навыки  в практической деятельности – в игре;

коррекционно-развивающие: 

систематизировать навыки звуко – слогового анализа и синтеза; закрепить  графический образ букв; развивать умение ориентироваться  на листе бумаге;  профилактика оптической дисграфии;

коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать организованность, навыки делового сотрудничества детей; воспитывать навык  самоконтроля.

Планируемый результат:

Предметные: знают гласные, согласные звуки и буквы; умеют делить слова на слоги, соотносят графический образ буквы; сформирован навык звуко-слогового анализа и синтеза;  

Личностные: Выбирают адекватные языковые средства для успешного решения проблемных ситуаций.

Метапредметные:

Понимают предложенное задание и стремятся го  его выполнить; договариваются и находят  ят решение в   совместной деятельности.

Формы организации:

фронтальная, индивидуальная, подгрупповая

Используемые  педагогические технологии, методы и приемы

Технологии:

здоровьесберегающие;

информационно-коммуникативные;

решение проблемных ситуаций;

игровая;

Методы и приемы:

Наглядные -  просмотр слайдов презентации, использование пособий.

Словесные – беседа, уточнение, распространение высказывания.

Практические – игровые упражнения, упражнения показ, символы, схемы.

Средства реализации занятия, оборудование

Оборудование: массажный мяч, экран, проектор, буквы для слова «букварь»,  «звуковые цветы» (картинки для игры «Ромашка», слоговые домики,  картинки с буквами на звуки «С», «З»,  напечатанные буквы.

Демонстрационный материал: ребус,  презентация к занятию, букварь,

Раздаточный материал: 1/2 альбомного листа с «неправильно написанными буквами».  простые и цветные карандаши.

Дидактическая структура занятия

Образовательная деятельность строится на дидактических принципах научности, системности, и последовательности, доступности, наглядности сознательности и активности индивидуального подхода. Задания построены от простого к сложному.

ОД направлено на достижение целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.  Образовательная деятельность построена на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка. Использование различных технологий, систем, наглядности, позволяет повысить познавательную активность, интерес к изучаемому материалу, эффективность его усвоения.

Формирование предпосылок УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

1. Рефлексия на личностном уровне, как способа осмысления своих действий.

1. Умение использовать приобретенные знания при решении проблемных ситуаций.

1. Умение общаться в паре, группе.

2.Вступать в общение и поддерживать его.

3. Формулировать собственные мысли, строить небольшие монологические высказывания.

1.Развивать умение oсoзнавать свoи труднoсти и стремиться к их преoдoлению;

2. Формировать положительную мотивацию к обучению, осознание цели работы на занятии.

Этапы ООД

Этап/ Задачи педагога

Методы и приемы

Содержание деятельности

1.Мотивационный

Адаптировать детей к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач  детьми под руководством учителя-логопеда.    

Технология исследовательской деятельности.

Постановка   решение вопроса проблемного характера

  1. Организационный момент

Приветствие. Введение в игровую ситуацию

Логопед: Сегодня у нас необычное занятие к нам пришли гости.

Дети встают в круг. Логопед просит поздороваться друг с другом.

Ребята, давайте поздороваемся, но здороваться друг с другом мы будем необычным способом, давайте скажем друг другу «Здравствуй», назовем свое имя и скажем какой я, назовите два- три слова которыми вы смогли бы себя описать, чтобы гости узнавали вас поближе. Например: «Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Леонидовна, я добрая, веселая и вежливая».

(Дети передают друг другу мячик и называют свое имя и три своих качества)

  1. Сообщение темы занятия

Ребята, королева Знаний передала вам зашифрованную записку, давайте  прочитаем ее?

(В это ребусе королева Знаний  зашифровала слово «Школа».)

Молодцы, как вы догадались?  (Ответы детей).

Логопед: Ребята, а что такое  «школа»? (Ответы детей)   Ребята, а как  в детском саду мы готовимся к школе? (Ответы детей) Чему мы уже научились? (Мы знаем буквы, умеем делить слова на слоги…)

Логопед: Да, ребята вы уже многому научились, много умеете, и готовы поделиться своими знаниями с гостями? (Да). Тогда я приглашаю Вас посетить страну Знаний, где вас ждут интересные задания, каждое задание написано на буквах, когда мы получим все буквы из них мы сможем составить слово. Я желаю вам удачи!  

Я знаю волшебные слова, которые помогут оказаться нам в стране Знаний.

«Раз-два-три в страну Знаний нас веди»! (Дети выполняют кинезеологическое упражнение «Лезгинка»).

Вот мы и оказались в стране Знаний! 

2.Деятельностный

Организовать деятельность обучающихся, направленную на решение проблемной ситуации

Игровая

Технология исследовательской деятельности

Работа  в парах с раздаточным материалом

Познавательно-исследовательская технология

Технология наглядного моделирования

Работа с раздаточным материалом

Здоровьесберегающие технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Практическая  деятельность

Самостоятельная работа

Логопед: Ребята, я предлагаю вам по - очереди взять букву (Дети по -очереди будут брать букву с заданием.)

А вот и первая буква с заданием  (На мольберте буква «Б»)

Задание № 1 Д/Игра «Ромашка» 

Закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках, а так же закрепления понятий «твердый», «мягкий звук».

(дети разбиваются на пары самостоятельно, или можно разделить с помощью цветных счетных палочек)

Ребята, сейчас мы с вами разделимся на три команды.

Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе,  ромашку. Только одно условие:

Первая пара собирает ромашку с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы,  которые начинаются  на какой звук? (на гласный звук).

Вторая пара собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки?  (Лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук.)

Ну, а третья пара собирает ромашку с серединкой зелёного цвета, какие она возьмёт лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук.)

Ребята, давайте попросим гостей проверить правильно ли мы выполнили задание. (Уважаемые гости проверьте нас.)

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. Какие бывают звуки? Чем гласные звуки отличаются от согласных? Какими бывают согласные звуки?

Дети достают следующую букву «У»

Задание № 2 «Угадай слово по первым звукам»

Закрепить умения определять первый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова

Слайд 1

Логопед: Ребята, в стране Знаний все слова зашифрованные. Вам нужно по первым звукам узнать, что это за слово. И выполнить его звуковой анализ. (Слово «книга»).

Сколько звуков в слове. Сколько слогов?  (В слове «книга» 5 звуков, два слога). Какой первый гласный? (Звук И) Какой второй? (Звук А) Назовите первый звук? (К) Последний? (А)  Назовите мягкий согласный.  (НЬ) Молодцы!    

Дети достают букву «К»

Задание № 3  «Найди слово с заданным звуком и раздели его на слоги»

Закрепить умение делить слова на слоги и соотносить картинку со слоговой схемой.

Логопед: Ребята, в этом задании девочкам нужно найти картинки со звуком «С», а мальчикам со звуком «З», узнать количество слогов в слове и поселить в нужный слоговой  домик.   Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием!

Дети достают  букву «В»

Задание № 4 Музыкальный квест «У жирафа пятна, пятнышки…»  

Удержать умственную работоспособность во время  образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых. 

Дети   достают букву «А»

Задание № 5  «Найди неправильно написанные буквы  и прочитай слово»

Закрепить  графический образ букв.

Логопед: Ребята, у вас на столах закодированное слово, чтобы отгадать его вам нужно зачеркнуть все неправильно написанные буквы.

Пробуйте,  прочитайте,  что у вас получилось.(Молодцы!)

Дети  достают букву «Р».

3. Контрольный

Организовать деятельность обучающихся направленную на соотнесение исполнения, последовательности операций результату, цели, задачам

Технология проблемного обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Самостоятельная работа с раздаточным материалом

Логопед: и одна буква досталась мне и «Ь»

Слайд 2

Задание 6 «Зашифрованное слово»

Профилактика дисграфии, умение ориентироваться  на листе бумаге.

Логопед: Ребята,  это задание написано на двух буквах. На доске вы видите карту, на которой изображены два ряда геометрических фигур. Дети называют геометрические фигуры. В геометрических фигурах верхнего ряда написаны буквы: квадрат – Р,  круг – ь (мягкий знак), треугольник – У ромб – К, трапеция – В, прямоугольник – Б, овал – А, а в нижнем ряду порядок расположения букв в слове, вам нужно выложить буквы в соответствии со схемой. Чтобы прочитать слово, нужно расположить фигуры с буквами как в нижнем ряду.  

Слайд 3

Логопед: Ребята, какое слово получилось? (Букварь).

Логопед: Ребята, а что такое букварь? (Ответы детей). Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать.

4.Рефлексивно-оценочный

Организовать оценку обучающихся результата своей деятельности

Игровые

Логопед: Вот Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Стране Знаний, пора возвращаться в детский сад.

«Раз-два-три в детский сад нас веди! (Дети выполняют кинезеологическое упражнение «Лезгинка»)

Логопед: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Логопед: Что мы сегодня делали?  Какое задание  было легким?   А какое трудным? Какое задание  больше всего понравилось? Ребята, подпишите свои работы, внимание:

если вам все игры сегодня  понравились красным цветом;

если не все задания понравились  подпишите зеленым цветом;  

кому ни одна игра не понравилась напишите имя синим цветом.

5. Итог

Педагог благодарит детей за участие в занятии, мотивирует на дельнейшую деятельность.

Логопед: Ребята, посмотрите что это? (Букварь).

Да, это настоящий букварь, и он дарит вам буквы, и предлагает вам дорисовать буквы, превратить буквы в разные предметы, а завтра мы устроим выставку сказочных букв, согласны? (Да).

Список литературы  

  1.  Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – Тула: Арктоус, 1996. – 88с.
  2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей// Логопедия сегодня. – 2008. - №4. – с. 83-86.
  3. Иншакова О.Б., Кричевец А.Н., Ахутина Т.В. Отражение зрительно – пространственных трудностей в письме первоклассников. – М., 2005
  4. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  5. Климентьева О.Л. Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2010.- 176 с.
  6. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников.-СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012-112с.
  7. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе д/с. -.М., 2006.
  8. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная пресса, 2004.
  9. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 140 с.
  10. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования. – Ростов на Дону.: Феникс, 2006. – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации коррекционно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни.

Данная  программа рассчитана на пребывание ребёнка в группе компенсирующей направленности с пятилетнего возраста.      Коррекционная работа представляет собой целенаправл...

Рабочая программа образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6 –го года жизни в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Данная программа определяет специфику организации образовательной деятельности в группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....