Открытый урок по повести К. Паустовского "Мещерская сторона"
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме

 

Анализ стихотворений и прозы  Паустовского.

Знакомство с Паустовским — художественные слова.

Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, любви к  родной природе и родной земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_paustovskiy_meshcherskaya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МБУО «Яндыковская СОШ»

Урок литературы в 7 классе

Гармония человека и природы.

(по рассказам  К. Паустовского и

 повести «Мещерская сторона»)

Учитель литературы

Минав Нина Федоровна

     с. Яндыки 2012г.

Тема урока:

Человек и природа в поэзии и прозе. Прекрасное в поэзии и прозе.

Произведения Паустовского «Мещерская сторона», «Бакенщик», «Колотый сахар», «Ленька с Малого озера» и др.

Цель:

Анализ стихотворений и прозы  Паустовского.

Знакомство с Паустовским — художественные слова.

Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, любви к  родной природе и родной земле.

I  Прекрасное в поэзии.

I Вступительное слово.

Эпиграф.

Жизнь природы достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано благожелательно, правдиво и вдумчиво, благородно и обстоятельно.

                                                                     Н. Сладков

II Любимые поэты в чтениях и высказываниях учеников.

Турнир чтецов.

- Какие стихотворения русских поэтов ХХ века о природе вам больше всего понравились, затронули вашу душу, взволновали, возбудили какие-то чувства?

- Обоснуйте свой выбор.

Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении; хочет вызвать у вас?

III Обобщение учителя.

Сейчас вы прочитали замечательные стихи русских поэтов о прекрасном. Самое высокое, яркое слово: прекрасное. Как много оно значит и как хорошо, что оно есть. И как прекрасно, что есть люди, которые могут увидеть это прекрасное, и не просто увидеть, а запечатлеть и подарить нам, чтобы мы, читая их стихи, слушая их музыку, любуясь их картинами, тоже прикоснулись к этому прекрасному, учились его видеть, замечать, любить.

IV Теория литературы.

Эпитеты

метафоры

сравнения

олицетворения

Художественно-изобразительные средства.

- А как случается, что самые обыкновенные картины, скромные, порой даже неброские, под пером художника слова оживают, преображаются, становятся прекрасными?

- Что использует автор для этого? Какие средства?

- Найдите примеры из стихотворений.

Прекрасное в прозе.

- Только ли в поэзии можно увидеть такие прекрасные картины?

-может ли проза соперничать с поэзией в красоте описаний?

- Давайте докажем, что повести и рассказы Паустовского являются достойными соперниками поэзии.

Художник слова.

Задача?

(ответ получить в конце урока)

- Нередко писателя называют художником слова, даже поэтом, хотя он пишет прозу. Немногие авторы удостаиваются этих определений. Достоин ли их  Паустовский? Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы.

Биографическая справка.

Чтение  отрывка из рассказа «Коротко о себе»

Паустовский о своей повести

Рассказ о жизни и творчестве писателя.

(рассказывают подготовленные учащиеся)

Обобщающее слово учителя.

- Когда называешь имя Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Но Паустовкий — это и юг, с которым связаны «Кара-Бугаз» и «Черное море», и север, который  вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для него оказалось знакомство именно со средней полосой России.

Она завладела мной сразу и навсегда. С тех пор  я не знал ничего более  близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.

Именно средняя полоса — Мещёрская сторона стала последней земной привязанностью писателя.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей, у него много интересных очерков и рассказов о Чехове, Блоке, Лермонтове, Гоголе и других великих людях. Но все-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, и мы с волнением читаем о них, хотя в этих произведениях ент ни острого сюжета, ни каких-то захватывающих происшествий. В чем же дело? Может в  великой любви к людям. А может быть, в умении остановиться, внимательно посмотреть на то, что тебя окружает, и в самом простом увидеть прекрасное.

- А как и при каких обстоятельствах Паустовский открыл для себя эту землю?

Сам Паустовский о своей повести говорил:

Это — записи размышлений, простой разговор с друзьями. Это  - признание в любви к нашей природе и всей России.

Географическое расположение Мещоры.

Физическая карта

(межпредметные связи)

- А где же находится Мещера?

Географическое расположение Мещерской низины. (подготовлены сообщения)

- А что Паустовский рассказал в своей повести о карте?

«Географическая карта», «Первое знакомство»

Теория литературы.

Анализ повести

- А теперь давайте обратимся к самой  повести. Какова композиция  повести. В чем  ее особенности?

Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение, они не соединены общим сюжетом. Вообще в повестях нет захватывающего сюжета, хитро завязанной фабулы, но все-таки эти отдельные очерки представляют собой  единое целое, они объединены общим героем. Герой этот — автор-рассказчик. В повести можно выделить два плана: описательный и повествовательный (событийный), но есть еще и познавательный, то есть точное знание.

Анализ очерка «Обыкновенная земля».

Идея очерка

(последний абзац)

Внутрипредметные связи.

Стихотворение

Рыленкова «Все в тающей дымке»

-Как вы объясните название очерка?

- Не кажется ли оно вам полемичным, обманчивым?

Обыкновенной она кажется только тому, кто пробыл здесь всего несколько дней, а если вглядеться, всмотреться, вслушаться, если сжиться с этой землей?

- Что можно увидеть в Мещерском крае?

- Что можно услышать?

- Много это или мало?

- Какова идея этого очерка?

Как необыкновенна кажущаяся на первый взгляд самая обыкновенная земля.

- Как переплетаются между собой эти два произведения?

Картины Левитана

(сравнение)

- Перед нами картины замечательного русского художника Левитана. Внимательно посмотрите на них и скажите, что общего между картинами природы Мещёрской стороны и картинами природы у Левитана?

- Что общего между художником слова Паустовским и художником Левитаном?

- Поэтическое изображение неяркой  русской природы?

- Что побудило обоих художников  к созданию своих произведений?

Любовь к Родине, родной природе.

Анализ очерка «Мшары»

Пересказ очерка.

- Когда при чтении повести вам было, может быть, страшно? ( Мшары. Поганое озеро)

- Случайно ли в повести появляется А. Гайдар?

                                              Гайдар — друг писателя.

«Леса»

- Этот очерк условно можно разделить на две части.

I часть — описательная.

II часть — повествовательная.

- Что описывает в этом очерке писатель? (дорога в лесу, ночь, рассвет).

Художественный пересказ.

Когда и почему «Страшно»

Постарайтесь близко к тексту пересказать описание дороги, закаты, ночи, рассвета, не забывайте рассказать о том, что видит и слышит писатель.

- Можно ли  сказать, что писатель всматривается и вслушивается?

- как называет писатель леса? (разбойничьи, глухие).

- Почему ему так нравится бывать в них, что его привлекает? (они глухие, непроходимые, в них темно, немного жутковато, но автор с наслаждением идет по незнакомым дорогам).

- А о чем мы узнаем из повествовательной части? (сюжетный элемент)

(Рассказ о случае, который произошел на рыбной ловле)

- Почему рыбаки так испугались щуки?

«Луга»

(межпредметные связи)

Биология.

По своей структуре он похож на очерк «Леса». Автор дает художественное описание заливных лугов.

- С  чем сравнивает писатель луга? Чем они похожи на море?

- Прочитайте  или передайте своими словами описание реки Прорвы.

- Что видит писатель, наблюдая за Прорвой в течение дня?

Рассказ об Окском заповеднике.

Юмор в повести. Смешное.

- А когда при чтении «Мещерской стороны» вам было смешно, может быть, вы даже хохотали?

- Как написана глава «Небольшое отступление от темы»?

- Почему так не везло старику?

- Какие  детали говорят о его полной неприспособленности к жизни среди природы?

Иллюстрации учащихся.

«Старики»

Природа и  человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле.

- Кто они, эти люди?

Доброжелательные пастухи, паромщики, сторожа, лесники — самые обыкновенные, простые, но замечательные: добрые, портреты их написаны зоркой кистью, в каждом из них автор находит какую-то замечательную черту.

«Родина Талантов»

- О каких талантах рассказал Паустовский?

(Солотча — родина замечательного гравера Пожалостина,живописцев Архипова и Малявина, скульптора Голубкиной, здесь родился поэт С. Есенин.

Чтение в лицах.

Точные знания.

Разговор Паустовского с теткой поэта.

- А как ко всему этому относятся люди? (берегут в памяти)

- А почему в этой же главе автор рассказал нам историю жизни Кузьмы Зотова?

- Какие точные знания дает нам Паустовский в своей повести? (приметы, знаменитые люди, торф, палатка и др.)

Образ автора.

Итак, повесть Паустовского подарила нам много и радостных, и страшных, и таинственных открытий. А какими же мы увидели самого автора?

- Что узнали о его доме?

- Где и как он живет?

Олицетворение.

Автор хорошо знает и понимает поведение животных, птиц, умеет интересно об этом рассказать. Он опытный охотник, рыболов, романтик. Он настоящий художник слова.

Бескорыстие.

Словарная работа.

Бескорыстие — чудо корысти.

Корысть — выгода, материальная польза.

Чтение главы.

- Что нового узнали из этой главы об авторе?

(он патриот своей Родины)

Решение задачи, поставленной в начале урока.

- Можно ли назвать Паустовского художником слова?      

Проза Паустовского похожа на стихи. В ней светится Левитанская пейзажная лирика, русские мелодии Чайковского.

- какие чувства пробудила у вас поэзия Паустовского?

- О чем заставила задуматься?

- Чему научила?

Обощение.

Мы заканчиваем встречу с этим  замечательным человеком и художником, но расстаемся не навсегда и даже не надолго. Читая его произведения, мы вновь и вновь будем открывать для себя новое. Пропущенные  оттенки, а иногда вас поразят даже целые страницы. Предположим, вы читали «Мещёрскую сторону» и совершенно не обратили внимания на то, какие там идут дожди (что-то другое задержало ваше внимание), но взяв книжку снова,вы вдруг с удовольствием обнаружите, что мелодии небесной влаги звучащей, щемящей, ворчащей, поющей, вкрадчивой, сосредоточенной не менее важны, чем  пение птиц или шум деревьев.

Так бывает и в самой жизни. Вдруг совершенно неожиданно, даже для себя, вы находите в ней то, что, конечно же, всегда было, на что вы смотрели сотни раз, но не видели, не замечали. Но это что-то в какой-то день вдруг четко и выпукло проявилось, как будто только что родилось на ваших глазах. И вы  удивились, изумились!

Может, здесь и заключена одна из причин особой прочности такой на вид хрупкой, лирически нежной, похожей на на прекрасные стихи прозы Паустовского.

О взаимности, о взаимоотношениях человека и природы.

Внутрипредметные связи.

Толкование слов: гармония, взаимность.

Чтение стихотворений «Взаимность», «Берегите землю».

Беседа по другим рассказам Паустовского.

- Какие еще рассказы прочитали?

- О ком из них узнали? (о бакенщике семене, о Леньке, о дедушке Александре Федосьеве, сеятеле и собирателе. Раньше он хлеб сеял и хлеб собирал, а сейчас доброе сеет и чудесные слова собирает)

- Как появляется Пушкин?

Домашнее задание.

Творческая работа.

1. Каким я увидел К. Паустовского.

2. Что больше всего понравилось мне в очерках Паустовского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Кайту" повестеның тәэсир көче

Бу дәреснең максаты укучыларда милли үзаң тәрбияләү, аларны яшәү кадерен белергә өйрәтү, гореф- гадәт,  йолаларыбызны саклау. Укучыларның әдәби әсәрне мөстәкыйльукый һәм анализлый белү күнекмәләр...

Открытый урок по повести В.Железникова "Чучело". ( 7 класс)

Это методический материал, как провести урок по внеклассному чтению.  Повесть Железникова "Чучело" была прочит...

Открытый урок по повести Короленко "В дурном обществе"

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей...

Презентация к открытому уроку по повести Короленко "В дурном обществе"

13 слайдов к конспекту урока по повести Короленко...

Открытый урок по повести Куприна "Гранатовый браслет"

Урок для учащихся 11 класса -комбинированный (русский язык и литература)...

Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего"

Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего" , проведённый в 10 классе. Мастерство писателя в создании  многолюдного Петербурга, страшного, бессердечного, в котором  "маленьк...

Открытый урок по географии на тему : "Стороны горизонта.Ориентирование"

Конспект урока и презентация по географии на тему : "Стороны горизонта.Ориентирование"...