Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего" , проведённый в 10 классе. Мастерство писателя в создании  многолюдного Петербурга, страшного, бессердечного, в котором  "маленький человек" не имеет более сил терпеть равнодушие, унижение и душевную боль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_otkrytogo_uroka_po_gogolyu.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок по теме: «Петербург и судьба «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего».

Цели урока:

  • углубить знакомство учащихся с циклом так называемых «Петербургских повестей»;
  • проследить, как автор создает психологический портрет города и человека, «с его маленькими радостями, маленькими горестями, словом, всей поэзией жизни» (В. Г. Белинский);
  • подвести к осмыслению главного конфликта повести – конфликта между героем и миром, им отрицаемым;
  • продолжать развивать умение высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному, характеризовать и оценивать героя произведения, объясняя обусловленность его поведения жизненными обстоятельствами, влиянием общественной среды и выявлять особенности его внутреннего мира.

Оборудование: текст повести, рабочая тетрадь, портрет писателя, виды Петербурга,слайды с текстом, романс «Он был титулярный советник».

Формы работы: фронтальный работа, индивидуальные задания. работа в парах.

Эпиграф к уроку:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено – бледный,

Скука, холод и гранит…

                      А. С. Пушкин

Ход урока

Вступительное слово учителя

   Петербург! Один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади, набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов. Петербург недаром называют музеем под открытым небом. Как я люблю Петербург в теплый летний день. Люблю его Дворцовую площадь, Петропавловскую крепость,  Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города. Люблю ночной Петербург с сонными улицами, разведенными мостами, люблю  дневную суматоху и даже моросящие дожди (демонстрация слайдов).

   А какие ассоциации у вас вызывает слово «Петербург», когда вы его слышите? ((для одних учащихся город ассоциируется с серостью, гранитом, дождями, промозглой погодой; для других – с праздником, великолепием, пышностью).

    Отношение к Петербургу никогда не было однозначно. Почти со времени его основания существовало две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. «Северная Пальмира»,  «чудотворный град», победитель стихии и проклятый город с нерусским именем, в котором соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе обозначает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Так и хочется соединить эти слова во фразе «святой город с каменным сердцем».

Таким неоднозначным и противоречивым видел город Пушкин  (обсуждение эпиграфа).

 Учитель: На каком приеме строит свое описание города Пушкин? (На приеме антитезы: город пышный и в то же время бедный, сказочный, манящий к себе и одновременно холодный и серый).

Учитель: Как чувствует себя в этом городе простой человек? Вспомните судьбу Евгения из поэмы «Медный всадник», Самсона Вырина из «Станционного смотрителя» (город отнимает у одного невесту и сводит с ума, другого лишает дочери).

 Н. В. Гоголь расширил и углубил тему Петербурга в своем творчестве. А как писатель это сделал, мы попытаемся понять в ходе сегодняшнего урока.

Тема Петербурга  в творчестве Н. В. Гоголя.

 

Сообщение учащихся

   Самым длительным пребыванием Гоголя в Петербурге было время с декабря 1828 года по весну 1836 года. Будущий писатель приезжает в Петербург после окончания Нежинской гимназии. Уезжая в Петербург, он сказал одной из своих знакомых: « Вы, конечно, или ничего обо мне не услышите, или услышите что – нибудь весьма хорошее» (портрет писателя).

Восторг, вызванный приездом в столицу, быстро сменился горьким разочарованием. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал», - сообщает Гоголь матери. Радужные надежды, юношеские иллюзии столкнулись с суровой действительностью. Он мечтал о «светлой комнате окнами на Неву», а вынужден был поселиться в мрачном доме на Гороховой улице, где ютились мелкие чиновники и мастеровые. Хотел служить на благо отечества, но получил жалкое место переписчика бумаг с мизерным жалованием только через год.

Уехав из Петербурга, Гоголь расстался с северной столицей на долгие годы. А возвратившись из-за границы в Россию, жил в Москве, бывая в Петербурге лишь на короткое время по делам или проездом. Последний раз Гоголь посетил столицу осенью 1848 года и провел в нем около двух недель.

«В повести писателя о Петербурге много примет фактически достоверных. Гоголь писал о том, что знал по собственному опыту. Своих героев он поселял там, где ежедневно проходил, направляясь на службу, в редакции, в гости к землякам и знакомым…» (В. М. Маркович).

« Поэт жизни действительной», Гоголь запечатлел в своих произведениях образ Петербурга, увидев в нем  город роскоши, великолепия и  город резких социальных контрастов (просмотр слайда).

 

Петербург в произведениях Гоголя

«Невский проспект»        «Портрет»

«Мертвые души»

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайне мере в Петербурге;   - красавица нашей столицы! «Всемогущий Невский проспект! … Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои».

 «Тут вы встретите тысячу непостижимых характеров и явлений. Создатель! какие странные характеры встречаются на Невском проспекте».

«Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу!»

 «О, не верьте этому Невскому проспекту! Все обман, все мечта, все не то, чем кажется ».

«Сюда не заходит будущее, здесь все тишина и отставка, все, что осело от столичного движения. Сюда переезжают на житье отставные чиновники, вдовы, небогатые люди…, выслужившиеся кухарки… и, наконец, весь тот разряд людей, который можно назвать одним словом: пепельный…»

 

«… капитан Копейкин очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире. Вдруг перед ним свет… сказочная Шехерезада.Вдруг какой – нибудб эдакой, можете себе представить Невский проспект или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, черт возьми! Или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой -  нибудь в воздухе, мосты там висят эдаким чертом… словом, Семирамида».

Словарная работа:

Шахерезада – героиня сказок «Тысяча и одна ночь»

Висячие сады Семирамиды – одно из семи чудес света.

Учитель: Каким мы увидели Петербург на страницах произведения Гоголя? ( работа в парах).

Вывод: великолепный, пышный, напоминающий сказку, с висячими мостами, роскошными домами, вереницами карет и щегольски разодетыми прохожими. Но это внешнее великолепие, обманчивое, которому нельзя верить. За внешним великолепием скрывается нищета. Описание городского пейзажа беглое, все внимание направлено на обитателей Петербурга (выводы записываются учениками в тетрадь).

 Учитель:  Давайте познакомимся с одним из них. Это герой повести «Записки сумасшедшего». Как его зовут? ( Аксентий Иванович Поприщин).

Учитель: От какого лица ведется повествование в повести? (от первого лица, перед нами дневниковые записи, написанные как исповедь, как рассказ героя о себе).

Учитель: Что мы узнаем о герое? (внешность, служебное и семейное положение, увлечения).

Герою 42 года. Он дворянин, служит в департаменте мелким чиновником, чинит перья начальнику. Носит запачканную шинель старого фасона. Увлекается театром. Влюблен в дочь начальника департамента, которая смеется над ним и над его уродливой внешностью.

Учитель: Как он относится к окружающим? (показ слайда).

Люди с высоким социальным положением

Люди с низким социальным положением

О своем начальнике:

«умный человек, важность в глазах», честолюбец. «Да, не нашему брату чета»

О начальнике отделения: «Да я плюю на него! Велика важность надворный советник! вывесил золотую цепочку к часам, заказывает сапоги по  тридцати рублей – да черт его побери! я разве из каких – нибудь разночинцев, из портных или из унтер – офицерских детей? Я дворянин».

« Хотелось бы мне рассмотреть поближе жизнь этих господ, все эти экивоки и придворные штуки – как они, что они делают в своем кругу, - вот что мне хотелось узнать!».

 .О казначее: «Вот еще создание!»; «седой черт»

О лакеях: « Я терпеть не могу лакейского круга: всегда развалится в передней, и хоть бы головой потрудился кивнуть.

 Да знаешь ли ты, глупый холоп, что я чиновник, я благородного происхождения».    

О чиновниках: « А вот из нашей братьи чиновников есть такие свиньи: решительно не пойдет, мужик, в театр; разве уже дашь ему билет даром».  

О Мавре: « Вздумала мыть полы, глупая чухонка»

Ученики знакомятся с высказываниями героя и делают вывод (запись в тетрадь).

Вывод: на почве уязвленного самолюбия в герое развивается болезненная гордыня. Он презирает тех, кто находится ниже его на социальной лестнице и завидует тем, кто выше его.

 Учитель:  В попытке оценить себя и окружающих герой руководствуется только двумя понятиями: чин и богатство. В таком уж он живет мире, где все достоинства человека измеряются этими понятиями. В реальной жизни он ничего не может достичь, а вот в мечтах герой верит, что его служба только начинается. Чтение записи от 6 ноября:

«Погоди приятель! будем и мы полковниками, а может быть, если бог даст, то чем – нибудь и больше. Заведем и мы себе репутацию еще и получше твоей.»

Учитель: Говорит нам о чем – нибудь фамилия героя? (герой неслучайно имеет фамилию Поприщин. Он уверен, что его ожидает великое поприще).

 

Учитель: Давайте подумаем, какой прием использует автор, чтобы более ярко и быстро обнажить человеческую сущность героя? (Фантастику: герой начинает понимать разговор собачек).

Учитель: Какой период времени охватывают дневниковые записи героя? Можно что – то сказать о регулярности записей, их особенностях? (просмотр слайда).

3, 4 октября

6, 8, 9, 11, 12, 13 ноября

3, 5, 8 декабря

Год 2000 апреля 43 числа

Мортобря 86 числа. Между днем и ночью.

Никоторого числа. День был без числа.

Числа 1-го

Мадрид. Фебруарий тридцатый и т. д.

После просмотра слайда учащиеся делают вывод (запись в тетрадь).

Вывод: герой начинает писать, находясь в здравом уме и памяти. Записи охватывают небольшой промежуток времени. Больше всего их в ноябре, когда герой начинает читать переписку двух собачек. Судя по записям, начатым после 5 декабря, что – то произошло в жизни героя, что привело к расстройству рассудка.

 

Учитель: Попробуем  понять, что повлияло на душевное состояние Поприщина?

Сообщения учащихся.

  Герой чувствует глубокое разочарование, когда узнает, что дочь начальника департамента смеется над ним и собирается выходить замуж за  камер – юнкера.

   В душе Поприщина зреет протест против несправедливого устройства общества: «Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер – юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, - срывает у тебя камер – юнкер или генерал». И не может понять герой, чем камер – юнкер лучше его, титулярного советника: «Ведь через то, что камер – юнкер, не прибавится третий глаз на лбу, Ведь у него же нос не из золота сделан, а так же как у меня, как у всякого; ведь он им нюхает, а не ест, чихает, а не кашляет». ( Прослушивание романса «Он был титулярный советник»)

  Герой в мечтах теперь ставит себя над теми, кто выше его, «для того только, чтобы увидеть, как они будут увиваться и делать все эти разные придворные штуки и экивоки», и потом сказать им, что глубоко их презирает. Вот тогда – то и начинается раздвоение личности героя, когда сначала он видел себя полковником, потом генералом, а в конце повести объявил себя королем Испании. Это его месть тем, кто смеялся над ним, унижал, называл «нулем и более ничем».

 Учитель: Заканчивается произведение предсмертным воплем обезумевшего титулярного советника (зачитывается последняя запись). Что вам слышится в этом предсмертном крике героя?

Боль человека, задавленного бедностью, несправедливостью жизни, сознанием, что ему нет места на свете.

Учитель: Кого из героев Гоголя напомнил вам Аксентий Петрович Поприщин?

Героя повести «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника».

Учитель: Отличается ли он от Поприщина? (сравнительная характеристика героев).

Да. Он не испытывает чувства гордости, зависти и ненависти к кому – либо, он тихо живет, никого не трогая и не замечая. Он даже не осознает трагизма своего положения

Учитель: Какие чувства вызвали в вас эти герои? (жалости, сострадания).

Заключительное слово учителя

 

     Повесть Гоголя, населенная персонажами разного чина и звания, воссоздает живой образ многолюдного Петербурга, страшного, фантасмагорического, бессердечного, города, где «маленький человек» не имеет больше сил терпеть равнодушия, унижения и душевной боли. В просветленном безумии своем он обращает свой взор в будущее: «Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света! Далее, далее, чтобы не видно было ничего, ничего» (слайд с тройкой коней).

   Прошли годы, а мы, как ни странно, узнаем себя и современное общество в произведениях Гоголя. Разве нет и сегодня среди нас  своих башмачкиных и поприщиных? Разве не способна в нас вызвать страх и трепет генеральская шинель, толстый кошелек, «крутая» иномарка? Подумайте на тему «Актуальны ли произведения Гоголя в наши дни». Это ваше домашнее задание.

   Вновь и вновь перечитывая Гоголя, мы учимся не забывать в себе человека, помнить пронзительный призыв  одного из героев «Я брат твой!». И за этот нравственный урок мы должны быть благодарны писателю.

Муниципальное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Практическое задание

 

Урок по литературе

в программе Microsoft Word

с применением ИТК

Разработка по теме: «Петербург и судьба «маленького» человека в повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего»

учитель литературы I категории

Лаури Н. М.

г. Норильск

2007г.

Рецензия

на урок литературы в 10 классе с применением информационно – коммуникативных технологий по теме «Петербург и судьба «маленького» человека  в творчестве Н. В. Гоголя» Лаури Н. М., учителя литературы МОУ «СОШ № 2» г. Норильска.

Тип  урока – усвоение новых знаний.

  Соответственно триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитательной – учитель оптимально построил урок, применив различные формы деятельности учащихся  (фронтальная работа, индивидуальная, в парах).

   На уроке учитель применял проблемно – поисковый подход с использованием ИКТ технологии.

   Главным этапом урока является процесс получения учащимися новых знаний и самостоятельная формулировка выводов. До урока группе учащихся была предложена практическая работа: подобрать необходимый материал по теме, представить его в виде слайдов.

   Учащиеся к главному выводу урока шли через фронтальное обсуждение, работу в парах.

   На уроке был использован иллюстративный материал: слайды, содержащие тексты, слайды с видами Петербурга, портрет писателя, иллюстрации к повести.

   Демонстрация познавательных иллюстраций посредством Power Point       презентации вызвало у учащихся интерес к изучаемому материалу.

   Контроль полученных на уроке знаний был проведен в форме небольшого самостоятельного задания: дать сравнительную характеристику двум героям произведений писателя.

   Домашнее задание, предложенное и прокомментированное учителем, имело практическую направленность: оно было связано с сегодняшними проблемами человеческого общества, что еще раз доказывает актуальность произведений писателей – классиков.

   Урок был проведен в хорошем темпе, учащиеся проявляли высокую активность, интерес к изучаемому материалу, работоспособность на протяжении всего урока.

   Атмосфера на уроке была доброжелательная, рабочая.

   Цели, обозначенные учителем, были достигнуты. Урок заслуживает высокой оценки.

Рецензент – руководитель МО                                                    Ашейчик В. В.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Кайту" повестеның тәэсир көче

Бу дәреснең максаты укучыларда милли үзаң тәрбияләү, аларны яшәү кадерен белергә өйрәтү, гореф- гадәт,  йолаларыбызны саклау. Укучыларның әдәби әсәрне мөстәкыйльукый һәм анализлый белү күнекмәләр...

Открытый урок по повести К. Паустовского "Мещерская сторона"

Анализ стихотворений и прозы  Паустовского.Знакомство с Паустовским — художественные слова.Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, ...

Открытый урок по повести В.Железникова "Чучело". ( 7 класс)

Это методический материал, как провести урок по внеклассному чтению.  Повесть Железникова "Чучело" была прочит...

Открытый урок по повести Короленко "В дурном обществе"

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей...

Презентация к открытому уроку по повести Короленко "В дурном обществе"

13 слайдов к конспекту урока по повести Короленко...

Открытый урок по повести Куприна "Гранатовый браслет"

Урок для учащихся 11 класса -комбинированный (русский язык и литература)...

Открытый урок по повести Х.Давлетшиной "Айбика"

Цели открытого урока:- научить полно отвечать на поставленные проблемные вопросы;- объяснить происхождение историзмов;- укрепить дружбу и взаимопомощь обучающихся....