Такие удивительные «Вечера…»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

 

Такие удивительные  «Вечера…»

(Игра – викторина для обучающихся 6 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_po_gogolyu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Основная  общеобразовательная школа № 22 »

«Такие удивительные  «Вечера…»

(Игра – викторина для обучающихся 6 классов)

                                                           Составитель Базарова Л.П.,

                                                            учитель русского языка и ли-

                                                            тературы

                                         

г. Старый Оскол

2012 год

Ведущий 1.

В 2009 году исполнилось 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

(Высвечивается портрет Н.В. Гоголя и годы жизни)

«Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без  Гоголя»,- писал Н.Г. Чернышевский.

Да, действительно, имя Н.В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. Творчество Гоголя – одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности он создал такие шедевры, которые воспринимались и воспринимаются как образцовые в русской  и мировой литературе.

Ведущий 2.

        Родился будущий писатель 20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство его прошло в небольшом имении отца- Васильевке.

( Высвечивается картина «Васильевка». Акварель Н.В. Гоголя. 1820-е годы)

        Впечатлительная натура мальчика формировалась в атмосфере домашнего уюта, бабушкиных сказок, поэтической и яркой природы Украины. Здесь зародилась у него любовь к украинскому фольклору.

Ведущий 1.

        В 1821 году Гоголь поступил учиться в только что открывшуюся в Нежине гимназию высших наук. ( Высвечивается изображение «Нежинская гимназия высших наук. Акварель О. Визиля. 1830-е годы)

 Заниматься приходилось целый день с утра до вечера.  Страстным увлечением Гоголя был театр… Будущий писатель был душой  этого театра. Он ставил пьесы, с увлечением рисовал декорации и блестяще играл роли, главным образом комические.

        В последних классах гимназии Николай Васильевич Гоголь завёл «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию» В эту толстую тетрадь в коричневом переплёте он заносил разнообразные полезные сведения. Был здесь и словарь украинских слов с переводом на русский язык, и мысли замечательных писателей, и сведения по истории, географии. Но больше всего записей из жизни русского и украинского народов: предания, обычаи, нравы, пословицы и поговорки.

Ведущий 2.

Закончив Нежинскую  гимназию, Н.В. Гоголь отправляется в Петербург. Там он увидел, как велик в столице интерес ко всему украинскому: языку, обычаям, преданиям.

Возвращаясь со службы, Николай Васильевич пишет... Пишет обо всём, что хорошо знакомо ему и так мило и дорого сердцу с самого раннего детства.

Но Гоголю мало было своих детских впечатлений, мало было и записей из « Книги всякой всячины…». Он в письме обращается к  матери.

( Аудиозапись )

Ведущий

        Всё это заживёт, заблещет, заиграет под его пером…

И вот в сентябре 1831 года вышла в свет первая часть книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

        А может быть, это вовсе и не Гоголь, а  Рудый пасечник рассказывает нам кое-что о своей Диканьке.

              (Аудиозапись)

Ведущий 3

        С волнением ждал Н.В. Гоголь суждений А.С. Пушкина о «Вечерах…»

И скоро дождался. Отзыв превзошёл самые смелые ожидания. Пушкин написал небольшую рецензию, в которой были такие слова: «Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».

Ведущий.

Сегодня  мы проводим игру- викторину «Такие удивительные «Вечера…»

В игре принимают участие команды 6 «Б» и 6 «В» классов.

Приветствуем команду 6 «Б»! и группу поддержки 6 «Б»

Приветствуем команду 6 «В»! и группу поддержки 6 «В»

 В ходе игры участники должны соблюдать следующие правила:

1) Если читается вопрос, его нужно дослушать до конца, не перебивать читающего.

2) Отвечать чётко, ясно.

3) За каждый правильный ответ команда получает   баллы.

4) Если команда не может ответить на вопрос, она может воспользоваться помощью группы поддержки.

5) Если группа поддержки не может оказать помощь команде, вопрос  переходит команде соперников.

5) Если члены команды выкрикивают, то у команды снимаются баллы.

Та команда, которая наберёт больше баллов,  станет победительницей.

 

Разрешите представить вам  наше  жюри !

(Представление жюри)

1-й конкурс «Разминка»

Перед сборником повестей  «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь поместил такую запись: « На всякий случай, чтобы не помянули  меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны».

Участникам нужно объяснить значения слов.

 ( За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, если команда использует помощь группы поддержки, то получает 1 балл)

Бандура – инструмент, род гитары

Батог- кнут

Буряк – свёкла

Буханец – небольшой хлеб

Гопак -  танец

Домовина - гроб

Дрибушки – мелкие косы

Кобза – музыкальный инструмент

Кухоль – глиняная кружка

Люлька – трубка

Малахай - плеть

Монисто – ожерелье

Нагайка – короткая плеть

Наймыт – наёмный работник

Очипок – род чепца

Парубок – парень

Путря- кушанье, род каши

Перекупка – торговка

Стусан - кулак

Цибуля – лук

2-й конкурс «Угадай героя»

Сейчас мы с вами отправимся в гоголевскую Диканьку. (Высвечивается картина )

 Нам предстоит встретиться с её жителями. А это весёлые, сильные, бесстрашные парубки, красивые и гордые девушки, грубоватые и добрые их родители. Эти люди живут просто, естественно и красиво. В их мире добро торжествует над злом, любовь над ненавистью.

Угадайте, кто это. Назвать героя и произведение.  (За каждый правильный ответ команда получает 2  балла. Если команда использует помощь группы поддержки, то получает 1 балл).

1. Имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. Однако ж  она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до её красоты)… И, к чести  её  сказать, она   умела  искусно обходиться с ними.

( Солоха «Ночь перед Рождеством»)

2.   (Ей)  « не минуло ещё и семнадцати , как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе».

(Оксана «Ночь перед Рождеством»»

3. «Длинные ресницы её были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца; но как чудна, как прекрасна!»

(Панночка «Майская ночь, или Утопленница»)

4. «С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак… . На козаке решетиловская шапка. Козак идёт по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает. Вот он тихо остановился перед дверью хаты, уставленной высокими вишнёвыми деревьями. Чья же это хата? Чья это дверь? Немного помолчавши, заиграл он и запел…»

(Левко «Майская ночь, или Утопленница»))

5. «Всё село, завидевши его, берётся за шапки; а девушки, самые молоденькие, отдают добридень… (Он) крив; зато одинокий глаз его злодей и может увидеть хорошенькую поселянку…»

 (Голова «Майская ночь, или Утопленница»)

6. На возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с чёрными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые вместе с длинными косами и пучками полевых , богатою короною покоились на её очаровательной головке. Всё, казалось, занимало её; всё было ей чудно, ново… и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой».

(Параска  «Сорочинская ярмарка»)

7. «… вошёл в сопровождении целой свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в жёлтых сапожках. Волосы на нём были растрёпаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать».

( Потёмкин «Ночь перед Рождеством»)

8. « Да, гопак не так танцуется! То-то я гляжу, не клеится всё…А ну: гоп трала! Гоп трала! гоп, гоп, гоп! – Так разговаривал сам с собою подгулявший мужик средних лет, танцуя по улице.- Ей- богу, не так танцуется гопак! Что мне лгать! Ей- богу, не так! А ну: гоп трала! Гоп трала! Гоп, гоп, гоп!»

 (Каленик «Ночь перед Рождеством»)

9. Э, как бы не так, посмотрела бы ты, что там за парубок! Одна свитка больше стоит, чем твоя зелёная кофта и красные сапоги. А как сивуху важно дует! …Чёрт меня возьми вместе с тобою, если я видел на веку своём, чтобы парубок духом вытянул полкварты, не поморщившись.

( Грицько «Сорочинская ярмарка»)

10. « …низенький, толстый человек с маленькими, вечно смеющимися глазками, в которых, кажется, написано было то удовольствие, с которым курил он свою коротенькую люльку… Под носом торчали у него коротенькие и густые усы; но они так неясно мелькали сквозь табачную атмосферу, что казались мышью, которую … поймал  и держал во рту своём, подрывая монополию амбарного кота…»

 (Винокур « Майская ночь, или Утопленница»)

3-й конкурс   «Опишите  иллюстрацию»

1. Вашему вниманию предлагаются иллюстрации  из книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Задание: укажите произведение и опишите эпизод, который изображён на иллюстрации.

(Конкурс оценивается 3 баллами)

4-й конкурс. Инсценирование отрывков из книги Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

   (Конкурс оценивается 10 баллами)

5-й конкурс «Что в коробке лежит и кому принадлежит?»

( Расскажите истории, связанные с этими предметами)

 ( Конкурс оценивается 4 баллами)

1) Красная свитка  («Сорочинская ярмарка», принадлежит Чёрту)

2) Мешок   («Ночь перед Рождеством» принадлежит Солохе)

3) Записочка  (« Майская ночь, или Утопленница»  Приказ голове Евстуху Макогоненку от комиссара женить сына, Левка Макогоненка, на козачке Ганне…»)

4) Галушки со спичками («Майская ночь, или  Утопленница» принадлежат тёще винокура)

6 –й конкурс.

(2 балла)

Всем известно. Что Н.В. Гоголь – мастер пейзажа. Прослушайте описание пейзажа и определите, из какого произведения эти строки.

Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан сладострастным куполом нагнувшийся на землю, кажется заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нём ни облачка. В поле ни речи. Всё как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдаётся в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие тёмную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото.

(«Сорочинская ярмарка»)

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключён в тёмно –зелёные стены садов. Девственные чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник- ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине. Божественная ночь. Очаровательная ночь.

( «Майская ночь, или Утопленница» )

 

7 конкурс     Кроссворд  по повести «Ночь перед Рождеством»

 ( За каждый правильный ответ 2 балла)

По горизонтали:

1. Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве.(Сотник)

3. Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро. (Сундук)

5. Казак, который, согласно молве, был «немного сродни чёрту».(Пацюк)

7. Вторая специальность кузнеца Вакулы. (Маляр)

8. Основное орудие производства кузнеца. (Горн)

11. Должностное лицо, от которого, как говорили, «ни одна ведьма на свете не ускользнёт». (Заседатель)

14. Имя главной героини. (Оксана)

16. Вид одежды у женщин. ( Свитка)

17. Что спрятал чёрт в карман? (Месяц)

18. Какой предмет поразил Вакулу во дворце? (Ручка)

19. Имя одного из поклонников Солохи. (Корний)

20. Должностное лицо, возраст шаровар которого сравнивался с возрастом дома кума. ( Писарь)

По вертикали:

2. Профессия односельчанина, помогавшего куму нести мешок. (Ткач)

4. Человек, вторым заглянувший в гости к Солохе. (Дьяк)

6. Чем осветила кума добычу в мешке, отнятом у кума? (Каганец)

7. Украшение на шее Солохи. (Монисто)

9. Место, где очутился Вакула, получивший башмаки от царицы. (Шлагбаум)

10. Круглый хлеб. ( Паляница)

12. Песни, которые распевались в канун Рождества. ( Колядки)

13. Блюдо, которое смаковал Пацюк. (Галушки)

15. Кто похвалил новую хату Вакулы? (Архиерей)

16. На кого, по словам автора, был похож чёрт сзади? (Стряпчий)

8 –й конкурс

Сегодня мы обратились к трём повестям из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница»,

«Сорочинская Ярмарка».

Назовите остальные  повести, которые входят в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки»

( 2 балла)

«Вечер накануне Ивана Купала»

«Пропавшая грамота»

«Страшная месть»

«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»

«Заколдованное место»

Подведение итогов игры- викторины «Такие удивительные «Вечера…»

Слово жюри

Творчество Н.В. Гоголя – явление уникальное и неповторимое. Трудно найти человека, который бы не восторгался гоголевскими творениями. И не трудно понять, почему? Великий писатель с огромной художественной силой отразил национальные свойства своего народа. А это и делает творчество художника всемирным явлением.

Литература.

1. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. – м.: Художественная литература, 1982

2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина  и др.- М.: Дрофа, 1999

3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы,- М.: ООО «Агентство «КРПА « Олимп»: ООО «Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2002

4. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы и задания по лит.: 6 кл. – М.: Просвещение, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Такие удивительные «Вечера…» презентация

Презентация для игры – викторины для обучающихся 6 классов...