Календарно-тематическое планирование по русской литературе. 8 класс.
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме

Тугунаева Ирина Валерьевна

КТП по русской литературе для национальных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_lit_novyy_8_klass.docx55.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

Календарно-тематическое планирование по литературе за I четверть . 8 класс

Темы уроков

Цель

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства, формы

Вид деятельности учащихся

Планируемый результат

Информационно- методическое обеспечение

Часы

        Дата

по плану

факт.

1

Введение. Художественная литература как искусство слова.

Дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова.

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации, репродукции (из каб.МХК)

 Лекция, беседа, работа с книгой, словарная работа

Фронтальная , индивидуальная

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

2-3

УНТ. Исторические и обрядовые песни.

«Как Платов у Наполеона», «Во поле береза стояла»

Рассказать о богатстве русской культуры, познакомить учащихся историческими и обрядовыми песнями русского народа; научить выразительно читать песни; воспитывать любовь к народным песням

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, работа с книгой ,беседа , словарная работа

Фронтальная , индивидуальная

Знать: исторические и обрядовые песни.

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным песням.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

2

4

Былины.  «Бой Добрыни с Ильей Муромцем»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями  былины

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, работа с книгой ,беседа, словарная работа

Фронтальная, групповая

Знать жанровые особенности былины.

Уметь пересказывать текст по плану.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

5

Календарная поэзия. Веснянки.

Познакомить учащихся с календарной поэзией

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, работа с книгой беседа, словарная работа

Фронтальная, групповая

Знать , что такое календарная поэзия.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

6

Русская литература XIX века. А.С.Пушкин. «Анчар», «И.И.Пущину»

Раскрыть вольнолюбивый характер лирики поэта, ненависть поэта к деспотизму, веру в светлое будущее родины.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, работа с книгой, вопросы

Фронтальная, групповая

 Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина; исторические источники, содержание изучаемого произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию (П.)

Продуктивный уровень: К., СП.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

7

А.С.Пушкин «Во  глубине сибирских руд…»

Восстановить в памяти учащихся известные им  биографические сведения о поэте; подготовить учащихся к восприятию стихотворения; работать над выразительным чтением.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, работа с книгой, вопросы, словарная работа

Индивидуальная

Знать: ; исторические источники о декабристах, содержание изучаемого произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию (П.)

Продуктивный уровень: К., СП.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

8

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция. Жанр.

Продолжить совершенствовать навык составления сравнительной характеристики персонажей, уметь выбирать тему сочинения, определять её границы, аргументировано, по плану её раскрывать.

Объяснит ельно-иллюстративная.

В/ф «Писатели России. Пушкин» (19 мин.), использование материала урока истории о Пугачёвском восстании.

 Беседа, работа с книгой, словарная работа

Групповая, фронтальная

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина; исторические источники, содержание изучаемого произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию .

К.П.Лахостский.  Пушкин в школе. (Л., 1959)

И.В. Золотарёва, Т.А.Крысова.Поурочные разработки. 8 класс. М.:ВАКО, 2005

1

9

 Историческая правда и художественный вымысел в произведении.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 1-3. Формирование личности П.Гринёва « Я рос недорослем

Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринёва- молодого русского дворянина.

Объяснительно-иллюстративная.

Аналитическая беседа, работа с текстом, словарная работа.

Фронтальная , индивидуальная

Знать :содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выделять смысловые части текста (П). Продуктивный уровень: К., СП.

1.М.И. Гильдельсон. Кап.дочка: комментарии. (Л. 1977).

Альбом «А.С.Пушкин»

2.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

3. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

10

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».Образ Пугачёва в повести. Отношение автора и рассказчика к Пугачёвскому восстанию.

Обобщить и систематизировать материал по образу Пугачёва; рассмотреть глубину, противоречивость образа, созданного автором и рассказчиком.

Проблемное изложение. Использование исторического материала о Пугачёвском восстании.

Проблемные задачи, аналитическая беседа.

Групповая

Знать: содержание изучаемого материала; позицию автора к проблеме народного восстания.

Уметь:выделять смысловые части художественного текста; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П.)

Продуктивный уровень: К., СП.

И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова.Поурочные разработки.8 кл (М.: ВАКО,2005)

М.И.Гильдельсон. Повесть Пушкина «Капитанская дочка».(Л., 1977)

1

11

Роль эпиграфов в произведении

Познакомить учащихся с определением эпиграфа

Объяснительно-иллюстративная

Работа со статьей учебника.

Фронтальная , индивидуальная

Знать определение эпиграфа.

Уметь употреблять эпиграф при написании творческой работы.

Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова.Лит-ра в 8 классе:урок за уроком. М., Русское слово,2000

1

12-13

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду»

Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить своё отношение к предложенным темам.

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

индивидуальная

Знать: содержание и проблематику изученного произведения.

Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П.)

Продуктивный уровень: К.,Р.

2

14-15

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин»Повести Белкина»

Дать представление о биографии писателя ,подвести учащихся к самостоятельной оценке основных понятий и проблем, поднятых автором в рассказе.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа , работа с книгой

Фронтальная , индивидуальная

Знать: основные факты жизни и творческого пути Пушкина(Р.)содержание рассказа (П).

Уметь: анализировать худ.текст (П); составлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев (П); выражать своё отношение к прочитанному (П).

Продуктивный уровень: ЦО.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

2

16

Т.Л. Жизненная правда и художественный вымысел в произведении.

Познакомить с литературными понятиями

Объяснительно-иллюстративная

Лекция,беседа, работа с книгой.

групповая

Знать , что такое  художественный вымысел.

Уметь конспектировать статью.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

17

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам, воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри»

Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры

Объяснительно-иллюстративная

Лекция,беседа, работа с книгой.

Фронтальная , индивидуальная

Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные  наизусть отрывки;соблюдать нормы литературного произношения; выражать своё отношение к прочитанному.(П.)

Продуктивный уровень:К.,ЛС.

З.Я. Рез. Лермонтов в школе.

1

18

 Поэма «Мцыри». «Огненная душа Мцыри». История создания, особенности композиции поэмы.

Создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений; познакомить с историей создания, композицией, идейно- тематическим и художественным содержанием поэмы.

объяснительно-иллюстративная.

лекция, беседа, работа с книгой.

Фронтальная , индивидуальная

Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выразительно читать стихотворения (П).

Продуктивный уровень:К.,СП.

М.Мещерякова. Литература в схемах и таблицах. (М., 2000)

1

Количество часов за I четверть – 18

на изучение произведений- 13

на внеклассное чтение – 2

ни изучение теории литературы – 1

на развитие речи - 2

                                                                                   

Календарно-тематическое планирование по литературе за II четверть . 8 класс

Темы уроков

Цель

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства, формы

Вид деятельности учащихся

Планируемый результат

Информационно- методическое обеспечение

Часы

дата

по плану

факт.

1

Т.Л. Соотношение темы, идеи и художественных образов произведения.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Художественное своеобразие поэмы.

Р.Р. Чтение наизусть. Отрывок из поэмы «Мцыри»

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя; определить особенности поэмы как романтического произведения, выразительно читать понравившийся отрывок поэмы

Поисковая. Обобщённые записи, грамзапись «Мордвинов читает «Мцыри»

Проблемные задания.

Групповая. Индивидуальная.

Знать: содержание поэмы: наизусть отрывок.

Уметь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; характеризовать роль ИВС, находить их в тексте; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть.

Б.И. Турьянская, Е.В.Комиссарова Лит. В 8 кл.: урок за уроком. (М.,:Русское слово,2000)

1

2

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри» «Огненная душа Мцыри»

Подготовить учащихся к домашнему сочинению; составить рабочие материалы к обсуждаемым темам; проанализировать приёмы построения образа и способы художественной обрисовки.

 Поисковая

Организация совместной учебной деятельности.

Фронтальная , индивидуальная

Знать: образную природу словесности искусства; художественную трактовку образа (П).

Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи  с подготовкой к сочинению

Л.Н.Савина. Уроки лит-.ры в 8 классе: поурочные планы. (Волгоград:Учитель,2002)

1

3-4

Н.В.Гоголь- писатель- сатирик. Биографический очерк. Повесть «Шинель»

Дать представление учащимся о Гоголе как о человеке и писателе- сатирике.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой

Индивидуальная, групповая.

 Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: анализировать  текст; характеризовать особенности сюжета,  роль ИВС, выражать своё отношение к прочитанному;  владеть различными видами пересказа.

Портрет, Ж. «Выставка в школе». «Лит.», №35-2004, с.9, Сообщение учащихся.

2

5

Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель»

Раскрыть  тему «маленького человека», бедного, мелкого чиновника, живущего в обществе, которое оценивает людей по чинам и богатству.

Объяснительно- иллюстративная

Работа с учебником, беседа, выразительное чтение по ролям

Фронтальная , индивидуальная

Знать : начальное понятие о литературном характере.

Уметь: анализировать текст; владеть различными видами пересказа.

И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки. 8 кл. М.:ВАКО,2005

1

6

Тестирование по повести «Шинель»

Проверить знание учащихся по повести

Поисковая

Работа с  вопросами тестирования

Индивидуальная

Знать: содержание текста.

Тестирование на листочках

1

7

И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе». Жанровые особенности стихотворений в прозе.

Раскрыть многообразие тематики «Стихотворений в прозе»

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация.

Коллективная, групповая

Знать: своеобразие стихотворений в прозе.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе.

Дидактические материалы для 8 кл. «Читаем, думаем, спорим».

1

8

И.С.Тургенев.  «Живые мощи»

Помочь учащимся понять  содержание произведения, развивать устную и письменную речь учащихся; раскрыть веру писателя в духовные силы главной героини.

Поисковая

Работа с книгой, беседа

Коллективная,  групповая

Уметь: анализировать произведение.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

9

Н.А.Некрасов.  Стихотворение «Железная дорога»

Дать представление о личности Некрасова ,познакомить учащихся с важными вехами детства и юности Некрасова, обозначить главную тему его поэзии; показать место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта.

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой, беседа, демонстрация иллюстраций, выразительное чтение стиха.

Фронтальная , индивидуальная

Знать: поэзию Некрасова.

Уметь: анализировать лирическое произведение.

Иллюстрации «Работа на  железной дороге».

1

10

«Железная дорога»

Показать двойственность чувств  поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическая направленность стиха; дать понятие о трёхсложных размерах стиха.

Объяснительно- иллюстративная

Рассказ учителя, работа с книгой, беседа, анализ стихотворения, объяснение  творческих вопросов.

Фронтальная , индивидуальная

 Знать идейно-тематическое содержание произведения.

Уметь: анализировать лирическое произведение.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

11

Стихотворение «Песня Еремушке»

Совершенствовать навык анализа стихотворения; характеризовать персонажей.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с книгой, выразительное чтение стиха.

Коллективная

 Знать идейно-тематическое содержание произведения.

Уметь: анализировать лирическое произведение.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

12-13

Внеклассное чтение.

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ»

Дать представление о нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа; выявить своеобразие подхода писателя к теме любви.

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать: содержание рассказа (П).

Уметь: анализировать художественный текст (П); составлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев (П); выражать своё отношение к прочитанному

И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.:ВАКО, 2005)

2

14

Л.Н.Толстой «После бала». Жизненные истоки произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи

Дать представление о личности Толстого; показать особенности композиции рассказа, её роли, дать понятие о роли приёма антитезы в идейной и художественной ткани рассказа.

Объяснительно- иллюстративная, иллюстрации в книге.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать: основные факты жизни и творческого пути Толстого; содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения

С.Волков. Рассказ Л.Толстого «После бала». (лит.-ра, №6, 1996)

Рыбникова «Очерки по методике литературного чтения»

1

Количество часов за II четверть – 14

на изучение произведений - 10

на изучение теории литературы – 1

на внеклассное чтение- 2

на развитие речи - 1

Календарно-тематическое планирование по литературе за III четверть . 8 класс.

Темы уроков

Цель

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства, формы

Вид деятельности учащихся

Планируемый результат

Информационно- методическое обеспечение

Часы

Дата

по плану

факт.

1

Рассказ «После бала». Приём контраста, раскрывающий идею рассказа,- способ эмоционального воздействия на читателя. Иван Васильевич и полковник.

Совершенствовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика, совершенствовать навык устного и письменного высказывания.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Фронтальная , индивидуальная

Знать: содержание изучаемого произведения; приём контраста.

Уметь: находить при анализе текста ИВС; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге

Г.И.Беленький «Читаем, думаем и спорим» (М.,1995) С.Волков. Рассказ Л.Толстого «После бала» (Лит., №6,1996)

1

2

Л.Н.Толстой. «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.

Создать условия для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за всё, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика.

Проблемное изложение

Аналитическая беседа, проблемные задания.

Групповая

Знать: содержание рассказа; приёма анализа текста.

 Уметь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному; вдадеть различными видами пересказа

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

3-4

Р.Р.Учимся стилизации.

Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала»).

Совершенствовать навык написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведения исследования

Индивидуальная

Уметь: писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации.

1. Письмо Ивана Васильевича Вареньке.

2.Страничка из дневника Ивана Васильевича «Утро, изменившее мою жизнь».

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

5

А.П.Чехов. «Тоска»

Дать представление о личности Чехова,  показать особенности чеховского стиля; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать навыки анализа текста.

Объяснительно-иллюстративная

Организация  совместной учебной деятельности.

групповая

Знать: содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать текст.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

6

А.П.Чехов . «Свадьба»

Показать жанровое разнообразие тематики рассказов Чехова; активизировать самостоятельную работу учащихся; совершенствовать навыки анализа текста.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа по вопросам, элементы анализа  рассказа, выразительное чтение по ролям, работа с иллюстрациями.

Групповая

Знать: традиции русского и тувинского народов в праздновании свадеб.

Уметь: выражать своё отношение к прочитанному; вдадеть различными видами пересказа

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

7

В.Г.Короленко. «Парадокс»

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути Короленко, с жизненной позицией писателя, с историей создания очерка «Парадокс»

Объяснительно- иллюстративная

Сообщение учащихся, работа с материалами учебника-хрестоматии.

Фронтальная , индивидуальная

Знать: содержание изучаемого произведения Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; формулировать тему, идею, проблематику произведения

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

8

В.Г. Короленко. «Парадокс»

Раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта; выработка навыков анализа художественного текста

Проблемное изложение

Аналитическая беседа, чтение отдельных эпизодов очерка.

фронтальная , индивидуальная

Знать: содержание рассказа; приёма анализа текста.

 Уметь:выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному; вдадеть различными видами пересказа

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

9-10

Внеклассное чтение.

А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени»

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А.И.Куприна, вызвать интерес к его произведениям; выявить нравственные проблемы рассказа «Куст сирени!

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, рассказ, беседа , работа с книгой.

Фронтальная , индивидуальная

Знать :основные факты жизни и творчества  Куприна; содержание рассказа.

Уметь: анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, проблематику произведения; выражать своё отношение к героям рассказа

И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.:ВАКО,2005)

2

11

А.М.Горький. «Легенда о Данко.

Дать представление о Горьком, совершенствовать умение анализировать прозаический текст; развивать умение давать устный и письменный ответ на тему; совершенствовать речевые навыки

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа, работа с книгой.

Фронтально- групповая

Знать :основные факты жизни и творчества  Горького; содержание рассказа.

Уметь: анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, проблематику произведения; выражать своё отношение к героям рассказа

Портрет писателя, иллюстрации

1

12

Р.Р.Сочинение по рассказу «Легенда о Данко»

Совершенствовать навык написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения

Исследовательская

Самостоятельное исследование

Индивидуальная

Уметь: писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

13

А.М.Горький. Мои университеты.

умение анализировать текст; развивать умение давать устный и письменный ответ на тему; совершенствовать речевые навыки

Объяснительно-иллюстративная

Беседа , работа с книгой

Фронтальная , индивидуальная

Знать: содержание рассказа.

Уметь: анализировать текст, формулировать тему, идею, проблему произведения, выражать своё отношение к проблеме.

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

14

Внеклассное чтение. Н.А.Заболоцкий . Стихотворение «Журавли»

Дать представление о Заболоцком, вызвать интерес к стихам поэта, выявить нравственную проблему стиха.

Исследовательская

Аналитическая беседа

Фронтальная , индивидуальная

Знать: содержание стихотворения.

Уметь: анализировать стихотворный текст, формулировать тему, идею, проблему стихотворения, выражать своё отношение к проблеме.

«Лит.»№42-2004, с.9; стихи на листочках, памятки №1,2,3

1

15

В.В.Маяковский. «Прозаседавшиеся»

Познакомить с творчеством замечательного поэта; раскрыть особенности поэтического языка Маяковского; помочь понять содержание стихотворения.

Объяснительно-иллюстративная

Выразительное чтение, беседа, работа с книгой

Коллективная

Знать: знать сатиру в произведениях писателя.

Уметь: выразительно читать стихотворения; соблюдать нормы литературного произношения (П); владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

16

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Высказать свои мнения по прочитанному стихотворению.

Объяснительно-иллюстративная

Выразительное чтение, аналитическая беседа.

Фронтальная , индивидуальная

Уметь: выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть отрывок; соблюдать нормы литературного произношения (П); владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

17

С.А.Есенин. Каждый труд благослови, удача».

Дать представление о поэте; раскрыть многогранность его лирики, близость в его сознании труда пота и труда крестьянина.

Объяснительно-иллюстративная

Выразительное чтение, беседа

Индивидуальная

Знать: народно-песенные истоки его лирики.

Уметь: выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения (П); владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

18

Н.А.Заболоцкий. «Ещё заря не встала над селом».

Выразительное чтение стихотворения; раскрыть  красоту зимнего пейзажа и её восприятие человеком.

Объяснительно-иллюстративная

Выразительное чтение, беседа, работа с книгой

Фронтальная , индивидуальная

Знать: стихи наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворение;; соблюдать нормы литературного произношения (П), участвовать в диалоге

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

19

К.Г.Паустовский. «Зарубки на сердце»

Дать представление учащимся о Паустовском как о человеке и писателе; проследить за авторской позицией; раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского; выявить способы авторской характеристики Насти; определить, что писатель ценит в людях.

Поисковая

Аналитическая беседа, работа с книгой, проблемные задания

 Фронтальная , индивидуальная

Уметь: выразительно читать произведение; анализировать художественный текст (П), формулировать тему, идею, проблематику (П); выражать свою точку зрения (П).

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

20

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». История создания. Композиция поэмы. Василий Тёркин – олицетворение национального характера.

Дать представление о фактах биографии Твардовского; об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация картины Ю.Непринцева «Отдых после боя».

Фронтальная , индивидуальная

Знать: образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения (П);

формулировать тему, идею, проблему изучаемого произведения, дать характеристику героев

Н.Новиков. Вот стихи, а всё понятно. (Лит., №18,1995), портрет писателя.

1

Количество часов за III четверть -  20

на изучение произведений – 16

 на внеклассное чтение – 3

на развитие речи – 3

Календарно-тематическое планирование по литературе за IV четверть . 8 класс.

Темы уроков

Цель

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства, формы

Вид деятельности учащихся

Планируемый результат

Информационно- методическое обеспечение

Часы

Дата

по плану

факт

1

Поэма «Василий Тёркин. Идейно- художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины . Анализ главы «Переправа»

Совершенствовать навык анализа поэтического произведения; выделить основные темы  и проблемы; отметить стилевое многообразие поэмы.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности.

Фронтальная и групповая

Знать: содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства (П).

Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); выявить авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному

Н.Новиков. Вот стихи, а всё понятно. (Лит., №18,1995) И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.:ВАКО,2004

1

2

Народно- поэтическая основа, героика и юмор в поэме «Василий Тёркин».Характеристика Тёркина.

Совершенствовать навык анализа поэтического произведения, проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Тёркина, определять ИВС.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Фронтальная, групповая

Знать: образную природу словесного искусства (П).

Уметь:  анализировать художественный текст; давать характеристику герою (П); характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П);  выражать своё отношение к прочитанному (П); участвовать в диалоге..

И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.:ВАКО,2005)

1

3-4

Р.Р. Сочинение по поэме «Василий Тёркин» А.Твардовского.

Совершенствовать навык написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения

Исследовательская

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуальная

Знать: содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства (П).

Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); выявить авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

2

5-6

Г.Я.Бакланов. Повесть

«Навеки- девятнадцати

летние»

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику; давать характеристику героев.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Фронтальная . индивидуальная

Знать: содержание  произведения;

Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); дать характеристику героев; выражать своё отношение к прочитанному

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

2

7

Стихи, рождённые войной (М.И.Цветаева, А.А.Ахматова, Д.С.Самойлов)

Развитие письменной и устной речи; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом стихов, совершенствование навыка выразительного чтения.

Исследовательская. Грамзаписи стихов о ВОВ

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Групповая  

Знать: поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.

Уметь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения (П); владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям (П). Продуктивный уровень: К., ЦО., Р.

А.Бороздина. Поэзия военного поколения. (Лит., №18, 1996).

1

8

В.Г.Распутин.  Рассказ «Уроки французского»

Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя; прояснить мотивы поведения героя рассказа; жажду знаний у юного героя ,его нравственную стойкость, чувства собственного достоинства, душевную щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика;  раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»

Объяснительно- иллюстративная, поисковая

Рассказ учителя, беседа, словарная работа

Фронтальная , индивидуальная

Знать: содержание  произведения;

Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); дать характеристику героев; выражать своё отношение к прочитанному

И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.:ВАКО,2005)

1

9

В.М.Шукшин. Рассказ «Обида»

Познакомить учащихся с многогранной личностью В.Шукшина;  познакомить с содержанием и нравственной проблематикой рассказа; видеть авторскую позицию; вызвать интерес к творчеству писателя.

Объяснительно- иллюстративная с элементами исследования.

Аналитическая беседа, работа с книгой, проблемные задания.

Фронтальная. групповая

Знать: содержание  произведения;

Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); дать характеристику героев; выражать своё отношение к прочитанному

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

10

Зарубежная литература. В.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт чужого чувства и предрассудков.

Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX века, литературы  XX века; совершенствовать навык анализа  прозаических произведений в единстве формы и содержания

Объяснительно- иллюстративная. С.Прокофьев. Музыка к балету «Ромео и Джульетта»

Лекция, беседа, работа с книгой, словарная работа

Фронтальная

Знать: основные факты жизни и творчества В.Шекспира; содержание трагедии (П).

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции и роль ИВС

И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.:ВАКО,2005)

1

11

В.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия произведения эпохи Возрождения.

Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

Объяснительно- иллюстративная. Иллюстрации художника Ф.Шмаринова

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтально-групповая

Знать: содержание пьесы; образную природу словесного искусства (П).

Уметь: выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта) (П); строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению  

1.Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ.: В 2 частях.Под редакцией К.М.Нартова. – СПб.: отделение издательства « Просвещение» , 2000

2. В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник.- М.:Дрофа,2006

1

12-13

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Своеобразие главного героя.

Познакомить с произведением, раскрыть сюжет, тему и идею, показать характер главного героя как двигатель сюжета.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному тексту.

Групповая: подготовить рассказ о писателе. Коллективная.

Индивидуальная: подготовить литературоведческую справку о жанре «новелла»

Знать: содержание произведения. Владеть навыками анализа текста.

Лит. Приложение, №38,2004.

«Лит.»№3,2005.

 Портрет писателя.

2

14

Итоговый  урок. (Рекомендации книг для летнего чтения.)

или тестирование.

Проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы; выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

- Мои литературные герои и их нравственные качества;

- Что изменило во мне изучение литературы в 8 классе?

Поисковая

Портреты писателей, чьё творчество изучалось в этом учебном году; беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа.

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная.

Знать: теоретико-литературные понятия, изученные  в курсе литературы 8 класса; биографические сведения о писателях.

Уметь:  пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения.

Тесты.

1

15-16

Резервные часы

2

Количество часов за IV четверть – 16

на изучение произведений – на изучение теории литературы – 14

 на развитие речи - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое планирование по русской литературе. 6 класс.

Развернутое КТП для учащихся национальной школы....

Календарно-тематическое планирование по русской литературе. 7 класс.

КТП по русской литературе для национальных школ....

Календарно-тематическое планирование по русской литературе. 9 класс.

Развернутое календарно-тематическое планирование по русской литературе для учащихся 9 класса национальных школ....

Календарно - тематическое планирование по русской литературе 5 класс

КТП по  русской словесности  5 класс к учебнику Т.П.Чаплышкина ,А.М. Садвакасова, -Алматы : Атамура ,2010 В КТП учтены задания для повторения дитактичесеий материал к уроку, домашнее задание...

Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 9 класса

Календарно- тематическое планирование по русской литературе для 9 класса к учебнику   "Русскуая литература. Классика и современность" для общеоразовательных школ Казахстана, под редакцией В.В.Бод...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...