Методическая копилка по литературе
методическая разработка по литературе (7 класс)

Михайлова Нина Александровна

Предварительный просмотр:

Урок  - исследование

Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь или Утопленница»

Цель:1. Проследить развитие двух сюжетных линий в повести; определить как соединились в ней вымысел и реальность; охарактеризовать героев повести, понять замысел автора

2. развивать речь, коммуникативные способности, мышление, внимание

3. воспитывать уважение к мнению другого, любовь к художественному слову

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Ребята! В центре нашего разговора сегодня повесть Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Мы перечитаем отрывки из повести, разберемся в характерах главных и второстепенных действующих лиц, проследим, как развивались события этой майской ночи.

Повесть необычная. После знакомства с ней сразу возникает вопрос: все события повести – это реальная жизнь или невероятная выдумка, фантастика? Запишите  этот вопрос в тетради : «Жизнь или невероятная выдумка»

Задание: 1 Разделите листок пополам и подберите к слову «жизнь» слова – ассоциации; запишите ассоциативный ряд слов к выражению «невероятная выдумка»

«Жизнь»                                                «Невероятные выдумки»

Реальность                                        фантастика

События                                                сказка

Люди                                                сказочный

Семья                                                волшебный

Дети                                                воображение

Природа                                                нереальный

Радость                                                неправдоподобный

Любовь

Хорошее и плохое

3.В повести Гоголя в жизни реальных героев активно вторгается невероятная выдумка, фантастика. Как вы понимаете слово «фантастика».

Фантастика – 1. Представление, мысли, образы, созданные воображением.

2. нечто несуществующее, нереальное, несбыточное

- Работа с материалом повести.

- Вспомните героев и попытайтесь развести в разные колонки тех, кто живет реальной жизнью и тех, кто живет в фантастическом мире невероятной выдумки, легенды.

Реальная жизнь                        фантастическая

Левко                                        панночка – утопленница

Ганна                                        мачеха

Голова                                Сотник

Каленик

Своячница

Писарь

Парубки

- Кто из героев и каким образом соприкасается с нереальным, фантастическим миром?

(Левко и Ганна. Левко помогает панночке – утопленнице найти мачеху – ведьму. Панночка с помощью записки помогает Левко и Ганне пожениться, сыграть свадьбу.)

- Почему именно Левко и Ганна? Чтобы разобраться в замысле автора, глубже разберемся в характерах главных героев. Поработаем индивидуально, а затем в группах с такой таблицей

Герой

Ганна

Левко

Голова

Своячница

Какой это герой?

Что делал и о чем говорил в эту ночь?

Как говорил?

Общая характеристика речи

Каждая группа получает задание подобрать материал:

1 – Ганна

2 – Левко

3 - Голова

4.- Своячница

- Подумайте, как вы представляете своего героя, что будете о нем рассказывать. Другие  группы должны отметить, что было удачно в выступлении и заполнить свои таблицы

Идет представление своего героя:

  • Инсценирование;
  • Словесный портрет (рисунок)
  • Чтение записи в таблице;
  • Фрагмент из фильма

-А теперь посмотрите, как выглядит ваш герой у режиссера РОМА.

- Молодцы» Все группы справились со своим заданием. Теперь мы знаем все о наших героях, но скажите, вместо какого героя вы бы хотели прожить, пережить события этой майской ночи?

- А как можно назвать их одним словом?

( романтическая, полная любви, поэзии, удачи, интереса к народным легендам, к природе)

-Да, они живут полной, интересной жизнью. А какая жизнь у других героев, «отцов»; старшего поколения? ( власть над детьми, пьянки, скучная, безделье)

-Хорошо, а кто по- вашему, одержит «вверх», остается победителем? И почему? ( дети )

-Как же они смогли победить, если власть, сила на стороне « отцов»? Как они смогли стать такими прекрасными, если их «отцы « не являются примером для подражания, образцом?

( детям помогают фантастические герои. В жизни « отцы « властвуют над ними, не признают их права, не помогают им, лишают осуществлению их счастья)

- Верно, Н.В.Гоголь не видел в реальной жизни тех сил, которые утверждают красоту, гармонию, добро, справедливость. Ему пришлось прибегнуть к фантастике, чтобы лучшие чувства и помыслы одержали реальную победу.

Рефлексия:

  1. Понравился ли вам урок?
  2. Достигли мы поставленной цели?
  3. Чему научились?
  4. Оцените работу каждого в группе.

Спасибо за урок!

Д/З: написать мини –сочинение: « Кто из героев понравился больше всего и почему» или « Жизнь или невероятная выдумка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» «СВОЯ ИГРА»

Слайд 2

«Майская ночь, или Утопленница» 10 20 30 40 «Ночь перед Рождеством» 10 20 30 40 «Сорочинская ярмарка» 10 20 30 40 «Заколдованное место» 10 20 30 40

Слайд 3

Узнай героя по описанию: «… угрюм, суров с виду, не любит много говорить, не любит щеголять, вдов, крив, любит иногда притворяться глухим» Голова

Слайд 4

КТО ЭТО? «В пестрядевых шароварах и жилете цвету винных дрожжей, сопровождающий свой рассказ протягиванием шеи и приведением ее в тот же час в прежнее состояние» Писарь

Слайд 5

Для чего автор использует следующий жест: «Вишь, как ругается!»,- сказал парубок, беспокойно глядя на нее. Чтобы показать любопытство и интерес к герою

Слайд 6

Легко отличить зло, если оно с рогами или копытами или со свиным рылом. Но очень часто зло скрывается под обычной человеческой личиной. Как его тогда распознать? Кто из героев повести – воплощение зла? Как ее описывает автор? Мачеха, «румяна и бела была собой молодая жена, только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула ее увидевши; и хоть бы слово во весь день сказала суровая мачеха»

Слайд 7

Сколько лет было Оксане? 16-17лет

Слайд 8

Оксане Кому принадлежала «невыразимо приятная усмешка, прожигавшая душу»?

Слайд 9

Смутилась Как изменилось отношение Оксаны к Вакуле, когда она узнала, что потеряла его?

Слайд 10

Почему Царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы? Ей понравилось простодушие и откровенность кузнеца, да и собой он был статен и пригож

Слайд 11

Узнай героя: «Красавица не могла не заметить его загоревшего, но исполненного приятностей лица и огненных очей, казалось, стремившихся видеть ее насквозь…» Парубок в белой свитке

Слайд 12

Найдите мимику глаз и определите, что она означает в данной цитате: «Вишь, как ругается,- сказал парубок, вытаращив глаза, как будто озадаченный таким сильным залпом неожиданных приветствий «вытаращив глаза»- любопытство, удивление

Слайд 13

Какие эмоции мы наблюдаем в реплике :«Не за 20, а за 15 отдам, если не солжешь только», - отвечал парубок, не сводя с него испытующих очей Интерес к собеседнику

Слайд 14

Что означает мимика глаз в фразе: «Бог знает что вы выдумываете, Афанасий Иванович» - сказала Хивря, стыдливо потупив глаза свои СТЫД

Слайд 15

Узнай героя: «Левая рука постоянно гладила молодецкие усы», «очи сурово надвинулись». «весь закипел от ярости» Данила Бурульбаш

Слайд 16

Обратите внимание на жест и мимику героя, о чем они свидетельствуют? «Левая рука постоянно гладила молодецкие усы», «очи сурово надвинулись». «весь закипел от ярости» Показывают нервозность, суровость и смелость героя

Слайд 17

Какие эмоции мы наблюдаем в реплике :«Колдун показался снова»,- кричали матери, хватая на руки детей своих. Страх за своих детей и негодование

Слайд 18

«С удовольствием! Только у меня сейчас нету, я вам через недельку…или через две… Удодов «Репетитор»

Слайд 19

Спасибо за игру



Предварительный просмотр:

 

Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель урока: 1.Рассмотреть концепцию  любви М.А.Булгакова.

                      2. Раскрыть красоту, доброту и искренность чувств булгаковских героев.

                       3. Определить композиционную роль образов Мастера и Маргариты

                       4. Помочь учащимся понять, в чем заключается сила любви.

Тип урока:   комбинированный.

Метод урока: проблемно - поисковый.

Форма урока: эвристическая беседа.

Оборудование: текст романа «Мастер и Маргарита», презентация, видеоклип.

                        Ход урока.

Слайд№1.

1.Оргмомент.

Вступительное слово учителя:

Прежде, чем мы поговорим о теме любви в романе М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита», я предлагаю вам вспомнить прочитанные страницы романа. Проверим, насколько вы внимательны, наблюдательны и чутки к булгаковскому слову. Предлагаю вам несколько вопросов, связанных непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте произведения.

  1. Что было в руках у Маргариты в тот момент, когда её увидел Мастер?

( ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ ЖЕЛТЫЕ ЦВЕТЫ)

  1. Какие первые слова сказала Маргарита Мастеру?

( нравятся ли вам мои цветы)

  1. Какого цвета было на Маргарите пальто, когда она впервые увидела Маргариту?

(черное)

  1. Что больше всего поразило Мастера в момент первой встречи с Маргаритой?

( одиночество в глазах)

  1. Какие цветы любил Мастер?

(розы)

  1. Чем больше всего гордился Мастер в своей квартире?

( раковиной с водой)

  1. Кем был Мастер по образованию?

( историк)

  1. Почему Маргарита в тот день вышла с желтыми цветами?

( чтобы он её нашел, иначе она бы отравилась, потому что жизнь её была пуста)

  1. Сколько языков, кроме родного,  знал Мастер?

( 5 языков: английский, немецкий, латынь, греческий)

  1. Какое событие изменило жизнь Мастера?

(он выиграл 100тысяч рублей)

  1. Какая фраза, мысленно произнесенная Маргаритой на скамейке в Александровском саду, решила её дальнейшую судьбу?

( «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет)

  1. Как Мастер называл время работы над романом?

(« золотым веком)

      Слайд№2

 Актуализация знаний ( на фоне мелодии « Вечная любовь»)

Учитель:  Итак, сегодня на уроке речь пойдет о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Её имя Маргарита. Глава 19 названа её именем, начинается словами, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку: « За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной. Мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Слайд№3

 Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики.

 ( Евгений Онегин и Татьяна Ларина

 Андрей Болконский и Наташа Ростова

Пьер Безухов и Наташа Ростова

Раскольников и Соня Мармеладова)

Учитель: достаточно, сейчас мы прервем этот перечень и вернемся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод,а пока вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера.

( инсценированное чтение сокращенного фрагмента главы 13. Чтение отрывка со слов: « она несла в руках отвратительные…до слов… « я розы люблю»)

Учитель: Вы прослушали инсценированное чтение о первой встречи Мастера и Маргариты. Много чувств и эмоций переполняет душу. Попробуйте выразить ваши чувства и эмоции через своеобразное стихотворение « синквейн».

Слайд№4

Синквейн- стихотворение из пяти строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму:

         1.- существительное, задающее тему слова « цветы»

            2. – два прилагательных к данному существительному;

            3. – три глагола к данному существительному;

            4. – смысловая фраза ( отношение автора к теме, его чувств);

             5. – одно заключительное слово ( предложение), определяющее эмоциональное отношение

                   ко всему.

 Слайд№5

           Цветы,

           Желтые, тревожные

           Появляются, выделяются, тревожат

           Нехорошие цветы

           Именно они соединили Мастера и Маргариту

Учитель: Желтые, отвратительные, тревожные цветы… Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном.

 Задание: определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.

( Булгаков использовал  контрастную цветовую гамму: желтое на черном. Булгаков использует традиции предшественников6 Достоевского, Блока. Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождение любви тревогу, предчувствия трагизма, которое углубляется удивительной булгагаковской метафорой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца а переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож»

Желтые цветы – цвет луны. Для Булгакова луна имела особую притягательность. Он мог, стоя у окна, подолгу смотреть на неё. Луна являлась символом мистической силы, символом воссоединения Мастера и Маргариты, символом вечной духовной жизни.

Черное пальто – отражение бездны, глубины, необъятности.

Цвет луны у Булгакова все- таки не голубой или серебристый, а золотисто – желтый – цвет полнолуния. Желтые цветы на черном пальто и желтая луна на черном небе: свет и тьма, встретившиеся в образе Маргариты)

Учитель: Но есть в романе ещё один цвет. Он скрыт в имени героини. Какие ассоциации у вас возникают с именем Маргарита? ( цветок).

                 Обратимся к традиционной цветовой классификации. С каким цветом ассоциируется имя Маргарита. Что это за цвет?

( отличительной особенностью имени Маргарита является двойное присутствие в нем звуков (Р) и тройное присутствие звука (А). По традиционной цветовой классификации этим звукам соответствует красный цвет – цвет страсти, обладающий жизнетворящей и трагической символикой. Следовательно, в имени героини заключается что- то мягкое, милое, близкое. Но в то же время что- то громкое, горячее, яркое, красное, страстное,\.)

Учитель: Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнали из её предыстории?

( Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж крупный специалист, молод, красив. Честен. У неё прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми.)

Учитель: « Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» – воскликнул автор. Попытайтесь ответить на этот вопрос. ( Маргарита Николаевна испытывала потребность любить. Мастера поразил при встречи её взгляд – « необыкновенное, никем не виданное одиночество».)

Учитель: Одиночество? А как же муж? Ведь у неё был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал её?

( по- видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства,  хотя все время помнила, что он у неё  есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. « Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью». В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил её.)

Слайд№6

Учитель: Если вспомнить стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Путь к любви», то становится ясно, что все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства… исключая одно: благодарности. Благодарность - долг.  Всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги. По – видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны. Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока. Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он  наконец её нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь  её была пуста»

Слайд№7

Учитель: Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну. Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал « кровью сердца». Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?

( сообщение учащегося об Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника).

- Поэтому, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все пережить самому.

 Учитель: Как изменилась жизнь Маргариты, когда в неё вошел Мастер?

( она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку ( чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа. Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера. Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга.

Слайд№8

Учитель: Из каких составляющих складывается образ возлюбленной по Булгакову?

( возлюбленная по Булгакову – это подруга, ведьма, королева. То, что возлюбленная – это подруга, мы доказали. Что ведьма -  нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что – то от ведьмы, особенно если её задеть за живое. Вспомните портрет Маргариты, её характерную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам. И возлюбленная  его королева, ибо каждая женщина – королева, когда её любят.

Учитель: При кажущейся парадоксальности подобные отголоски находим у В.Я.Брюсова:

Ты – женщина, ты книга между книг,

Ты – свернутый, запечатленный свиток,

В его строках и дум и слов избыток,

В его мечтах безумен каждый стих.

Ты – женщина, ты ведьмовский напиток

Он жжет огнем, едва в уста проник,

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права,

От века убрана короной звездной

Ты – в наших безднах образ божества.

Учитель: Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.

( Маргарита  стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела, побледнела, перестала смеяться, готова на решительную борьбу. В трудную минуту для Мастера, она решается уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей.)

- На что идет Маргарита ради спасения Мастера?

( становится ведьмой, продав душу дьяволу)

Учитель: А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы, тем более, что это не трудно представить, так как во всякой женщины есть что – то от ведьмы, особенно если задеть её за живое.

Слайд№9

Учитель: Давайте рассмотрим эпизод « Погром в квартире Латунского»

( индивидуальное задание: пересказ- анализ эпизода « Погром в квартире Латунского»)

Итак, подведем итог:

  1. Каково место эпизода в идейном замысле писателя?
  2. Каковы действия Маргариты?
  3. Какими звуками сопровождаются действия героини7
  4. Как раскрывается в этом эпизоде её характер?

- Таким образом, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает её Воланд на своем балу, увидев в ней породу. Покажите Маргариту в роли королевы. Докажите, что она достойна короны.

Слайд№10

( индивидуальное задание:  пересказ - анализ  эпизода « Маргарита на балу у Волонда»

Слайд№11

Учитель: Подведем итог.

  1. Каково место эпизода в развитии сюжета?

( это кульминация, стягивает воедино все романные узлы)

  1. Какова пространственно – временная организация текста?

( пространство расширено: тропический лес, бальный зал, возникают стены тюльпанов, роз; вокруг – шипящие фонтаны, льющаяся вода)

  1. Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала?

( должна носить имя Маргарита, земная женщина с живой душой, в ней текла королевская кровь)

  1. Какие действия Маргарита до бала подчеркивают её королевскую стать?

        ( отдает все свои вещи Наташе)

  1. Как она ведет себя во время бала?

( по – королевски, отдает приказание коту)

  1. Какова её задача на балу?

( всех одарить вниманием и любовью, даже если кто – то не нравится, нужно полюбить его)

  1. Каково её самочувствие  и какие страдания ей пришлось перенести?

( самочувствие ухудшается, но она по – королевски сильна и горда)

  1. Почему Маргарита не напомнила Воланду о его обещании?

( гордость.  « Никогда ничего не просите! Никогда ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами принесут и сами все дадут»)

  1. Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы?

( когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду, и это тоже по – королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому – либо надежду)

Учитель: И когда, наконец,  князь тьмы готов выполнить её сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева: « Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!» Так кто же сильнее в любви из двух влюбленных?

 Слайд№12

( Маргарита. Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит. И Маргарита делит участь Мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним

Учитель: А теперь вернемся к началу урока. Вы перечислили любовные пары из русской классической литературы. Есть ли среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?

Слайд№12

( Ярославна, в которой есть что- то от ведьмы: «обернусь я, бедная, кукушкой…» Она заклинает силы природы, которая в финале способствует побегу Игоря. Маша Миронова из повести «капитанская дочка».В ней воплотилась смелость, решительность и самоотверженность, сближающие её с Маргаритой, желание любой ценой спасти возлюбленного. Соня Мармеладова, которая последовала за возлюбленным на каторгу и спасла его душу.)

Учитель: А как вы думаете, можно ли считать Маргариту идеалом женщины?

( Маргарита – это идеал женщины прежде всего потому, что она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она бросает своего мужа, но только тогда, когда понимает, что нужна Мастеру, что он пропадет без неё. Она вступает в сговор с сатаной, только для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь.)

Учитель: Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабаш ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев ещё не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Таким образом,, автор не преувеличивал, когда обещал: « За мной, читатель! И я покажу тебе любовь»

Так что же есть любовь по Булгакову? Продолжите предложение: « Любовь – это…»

Слайд№13

Концепция любви по Булгакову:

  • Дружба
  • Сотрудничество
  • Сопереживание
  • Верность
  • Самоотверженность
  • Борьба
  • Самопожертвование
  • счастье

 

Слайд№14

Учитель: По мнению Булгакова, всё счастье, выпавшее в жизни человеку, протекает из любви; В любви заключена мировая тайна. Любовь – это философский камень, который обладает свойством всё превращать в золото, в добро. Любовь возвышает человека над миром, с её помощью он постигает духовное, возвышенное, обретает покой. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо. Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, а мелочи не опутывают быт, мелкие страстишки не травят душу, а пошлость не убьет любовь. « Вот твой дом, вот твой вечный дом,»- говорит Маргарита, и где – то далеко её вторит голос другого поэта Владимира Соловьева, прошедшего эту дорогу до конца:

                Смерть и время царят на земле,

                Ты владыками их не зови,

                Все, кружась, исчезает во мгле,

                Неподвижно лишь солнце любви.

Слайд№15

Учитель: Итак, мы перевернули ещё одну страничку романа; встретились с любимыми героями; через составленное стихотворение « синквейн» попробовали выразить свои эмоции по поводу прочитанного и рассмотрели булгаковскую концепцию любви. А теперь, пожалуйста, напишите мини – сочинение: « Какие мысли, чувства волновали тебя, когда ты читал(а) про взаимоотношения Мастера и Маргариты». Или поразмышляйте над вопросом: « Возможна ли такая « настоящая, верная, вечная любовь в наши дни».

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Женщина цвета луны..." Тема любви в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Слайд 2

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Михаил Булгаков

Слайд 3

Любовные пары в произведениях русской классики Татьяна Ларина и Евгений Онегин Наташа Ростова и Андрей Болконский

Слайд 4

Синквейн – стихотворение из 5 строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1 – существительное, задающее тему; 2 – два прилагательных к данному существительному; 3 – три глагола к данному существительному; 4 – смысловая фраза ( отношение автора к теме, его чувства); 5 - одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему

Слайд 5

Цветы Желтые, тревожные Появляются, выделяются, тревожат Нехорошие цветы Именно они соединили Мастера и Маргариту

Слайд 6

Путь к любви Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да, все чувства…, исключая одно: благодарности. И.С.Тургенев

Слайд 7

Прототип Маргариты Чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.

Слайд 8

Возлюбленная по Булгакову - это подруга, ведьма, королева

Слайд 9

Анализ эпизода «Погром в квартире Латунского» Каково место эпизода в идейном замысле писателя? Каковы действия Маргариты? Какими звуками сопровождаются действия героини? Как раскрывается в этом эпизоде ее характер?

Слайд 10

Бал

Слайд 11

Анализ эпизода «Маргарита на балу у Воланда» Каково место эпизода в развитии сюжета? Какова пространственно-временная организация текста? Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала? Какие действия Маргариты до бала подчеркивают ее королевскую стать? Как она ведет себя во время бала? Какова ее задача на балу? Каково ее самочувствие и какие страдания ей пришлось перенести? Почему М. не напомнила Воланду о его обещании? Какой поступок М. можно считать достойным королевы? Иллюстрации к роману "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. «Бал». Павел Оринянский

Слайд 12

Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит Ярославна Маша Миронова

Слайд 13

«Любовь – это…» дружба сотрудничество сопереживание верность самоотвержен- ность борьба самопожертво- вание счастье Концепция любви по Булгакову

Слайд 14

Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо. И тогда он выдумал для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: “Вот твой дом, вот твой вечный дом”, — говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, прошедшего эту дорогу до конца: Смерть и Время царят на земле, — Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

Слайд 15

Темы мини-сочинений: Какие мысли, чувства волновали тебя, когда ты читал(а) о взаимоотношениях Мастера и Маргариты. Возможна ли такая «настоящая, верная, вечная любовь в наши дни?».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Своя игра

Слайд 2

Слова, слова Ба ! Знакомые все лица Биографическая Доскажи словечко Всякая всячина

Слайд 3

Биографическая ,100 Назовите годы жизни А.С.Грибоедова 1795-1829

Слайд 4

Биографическая,200 В каких учебных заведениях учился А.С.Грибоедов? Московский университетский благородный пансион, Московский университет

Слайд 5

Биографическая,300 В какой стране находился Грибоедов с дипломатической миссией в последний год жизни? Персия

Слайд 6

Биографическая, 400 Кто из близких людей поставил ему памятник, и какие слова на нем высечены? Жена Нина Чавчавадзе. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя…»

Слайд 7

Биографическая,500 Под чьим началом служил А.С.Грибоедов на Кавказе в 1822 году? Генерал Ермолов

Слайд 8

Слова , слова,100 Чьи слова? «Служить рад, прислуживаться тошно…» А.А.Чацкий

Слайд 9

Слова,слова,200 «Покойник был почтенный камергер…» Кто такой камергер? Камергер – придворное звание. Золотой ключ, привешивающийся к мундиру камергера, служил знаком камергерского звания.

Слайд 10

Слова, слова,300 «…езжал – то вечно цугом..» Цугом – это как? Богатый выезд, в котором лошади запряжены гуськом.

Слайд 11

Слова,слова,400 Кто такие фармазоны? Фармазоны – искаженное слово «франкмасоны» (с французского – свободные каменщики) – члены тайного общества, распространившегося по всей Европе в 18 веке

Слайд 12

Слова,слова, 500 «а в те поры все важны! В сорок пуд… / Раскланяйся – тупем не кивнут.» Что такое тупей? Тупей – старинная мужская прическа с собранным на затылке пучком волос.

Слайд 13

Ба ! Знакомые все лица,100 О ком идет речь? «Он за других себя забыть готов, Враг дерзости…» Молчалин Алексей Степаныч.

Слайд 14

Ба ! Знакомые все лица,200 «Скромна, а ничего кроме Проказ и ветру на уме.» О ком идет речь? Лиза

Слайд 15

Ба ! Знакомые все лица, 300 «Хрипун, удавленник,фагот, Созвездие маневров и мазурки!» О ком эти слова? Кто говорит? О Скалозубе. Фамусов.

Слайд 16

Ба ! Знакомые все лица,400 «Человек он светский Отъявленный мошенник, плут… При нем остерегись: переносить горазд, И в карты не садись: продаст. О Загорецком. П.М.Горич.

Слайд 17

Ба ! Знакомые все лица,500 «Курчавая, горбом лопатки, Сердитая, все кошачьи ухватки, Да как черна, да как страшна..» О ком это? Кто говорит? О девке-арапке. Старуха Хлестова

Слайд 18

Доскажи словечко, 100 Счастливые … … часов не наблюдают

Слайд 19

Доскажи словечко,200 … . хлопочут набирать учителей полки… … числом поболее, ценою подешевле.

Слайд 20

Доскажи словечко, 300 Свежо предание… … а верится с трудом.

Слайд 21

Доскажи словечко, 400 Минуй нас пуще всех печалей…. … и барский гнев, и барская любовь

Слайд 22

Доскажи словечко, 500 Кричали женщины :Ура! и… … в воздух чепчики бросали!

Слайд 23

Всякая всячина, 100 Имя , отчество Фамусова? Павел Афанасьевич

Слайд 24

Всякая всячина, 200 У кого должен был Фамусов крестить? У вдовы, у докторши

Слайд 25

Всякая всячина, 300 Родина Молчалина? Тверь

Слайд 26

Всякая всячина, 400 Почему московские барышни «к военным людям так и льнут»? « Потому что патриотки»

Слайд 27

Всякая всячина, 500 Кому принадлежат вещицы: «туалет, прехитрая работа – подушечка, из бисера узор, и перламутровый прибор»? Молчалину



Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа (в тестовой форме) по литературе для 5 класса

Вариант-1

Часть А

1.В совершении подвигов Гераклу оказывала помощь

1) Гера

2) Афина-Паллада

3) Артемида

4) Афродита

2.Укажи название той части басни, в которой содержится нравоучение

1)исход

2)вывод

3)аллегория

4)мораль

3.Укажи отличие литературной сказки от народной:

1) литературная сказка всегда заканчивается хорошо

2) у литературной сказки всегда есть автор

3) литературные сказки всегда пишутся в стихотворной форме

4) литературные сказки длиннее народных

4.О каком историческом событии идёт речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

1)Северная война

2)Отечественная война

3)Первая мировая война

4)Великая Отечественная война

5.Сколько лет было Васютке, герою рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?

1) 9

2) 11

3) 13

4) 15

6.Определите, какая из пословиц точнее выражает смысл сказки А. П. Платонова «Волшебное кольцо»:

1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда

2)Легко чужими руками жар загребать

3)Сколько верёвочке ни виться, а концу быть

4)Долг платежом красен

7. Автором стихотворения «Песнь о собаке» является: 

1) Пушкин А. С.

2) Жуковский В. А.

3) Есенин С.А.

8. Описание природы в художественном произведении называется

1)портрет

2)интерьер

3)пейзаж

4)натюрморт

Часть В

1.Соотнесите известные литературные места России и писателей, с ними связанных.

1) Тарханы

2) Спасское-Лутовиново

3) Михайловское

4) Ясная Поляна

А) М.Ю. Лермонтов

Б) Л.Н. Толстой

В) И.С. Тургенев

Г) А.С. Пушкин

2.Чем пожертвовал герой рассказа И.С. Шмелёва «Как я встречался с Чеховым. За карасями» Женька Пиуновский, чтобы купить заветное «дикобразово перо»?

3.Назовите автора и произведение, которое в переводе В.В. Набокова получило название «Аня в Стране чудес».

4. Выпишите, что из перечисленного не является стихотворным размером.

Ямб, строфа, зачин, хорей, литота, дактиль, амфибрахий, троп, анапест.

5. Определите жанр произведения А.И. Куприна «Мой полёт».

6. Сколько раз обычно повторяется действие в волшебной сказке?

7.Какой частью речи чаще всего выражается эпитет?

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:

«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»

1) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

2) Н.А. Некрасов «На Волге»

3) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Часть С

Что помогло Васютке, герою рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро», выжить в тайге?


Годовая контрольная работа (в тестовой форме) по литературе для 5 класса

Вариант-2

Часть А

1. Фольклор – это …

1) устное народное творчество

2) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

3) сказки, придуманные народом

2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

1) Басня

2) Загадка

3) Прибаутка

4) Сказка

3.Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид?

1) Аполлон

2) Атлант

3) Атрей

4) Эврисфей

4. Сказка А.П. Платонова «Волшебное кольцо» по сюжету похожа на русскую народную сказку

1) «Марья Моревна»

2) « По щучьему велению»

3) «Царевна-лягушка»

4) «Колобок»

5. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» начинается с вопроса молодого солдата, чтобы

1) показать связь поколений и гордость за свою Родину

2) показать различие между двумя поколениями

3) напомнить о дате, которую стали забывать

6. Кем был отец Васютки из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?

1) рыбак

2) охотник

3) лесник

4) рабочий

7. Какой художественный приём чаще всего используется в баснях?

1) аллегория

2) эпитет

3) метафора

4) постоянный эпитет

8. Художественное описание внутреннего убранства помещения называется

1)портрет

2)интерьер

3)пейзаж

4)натюрморт

Часть В

1.Соотнесите фамилию автора и название стихотворения

1) «Зимнее утро»

2) «Сашка»

3) «Русь» 

4) «Соловьи" 

А) М.Ю. Лермонтов

Б) А.С. Пушкин

В) Н.А. Некрасов

Г) И.С. Никитин

2. В какое время происходит действие, описанное в отрывке «Петя Ростов» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?

3. Во что играл с ведьмами дед рассказчика из повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота»? Что было ставкой в этой игре?

4. Назови виды произведений, которые не относятся к малым фольклорным жанрам.

Басня, пословица, поговорка, пьеса, рассказ, былина, дразнилка, загадка, анекдот, очерк.

5. Как называется короткая, обычно четырёхстрочная, песенка, исполняемая в быстром темпе?

6. Кем был Джанни Родари по профессии и как это помогло ему стать писателем?

7. Кто автор стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»?

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:

« После долгих поисков я нашёл ящик нашего плотника, и это была для меня поистине драгоценная находка, которой я не отдал бы в то время за целый корабль, наполненный золотом»?

1) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

2) Н.А. Некрасов «На Волге»

3) Д. Дефо «Робинзон Крузо»


Часть С

Как вы думаете, какие свойства характера помогли Робинзону прожить на необитаемом острове 28 лет?

Оценивание тестовой работы

Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста

Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста

Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста

Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста



Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа (в тестовой форме) по литературе для 6 класса

1 ВАРИАНТ

ЧАСТЬ 1

Выберите один вариант ответа, укажите его номер.

1. Метафора – это…

  1. слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
  2. художественное определение;
  3. сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
  4. перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы.

2. Назовите трёхсложный размер стиха с ударением на первый слог.

  1. Дактиль
  2. Анапест
  3. Амфибрахий
  4. Хорей.
  5. Ямб

3 .Назовите автора данных сток: «Буря мглою небо кроет…»

  1. Лермонтов М.Ю.
  2. Пушкин А.С.
  3. Тютчев Ф.И.
  4. Фет А.А.

4. Укажите средство художественной выразительности, относящееся к тропам:

  1. Анафора
  2. Аллегория
  3. Риторический вопрос
  4. Ассонанс

5. Чему посвящают свою жизнь главные герои былин – богатыри?

1) утверждению своей силы

2) труду на родной земле

3) заботе о безопасности и величии своей Родины

4) служению князю

6. Почему повесть Л.Н. Толстого «Отрочество» названа автобиографической?

  1. Автор пишет о своих близких
  2. В повести изображена родовая усадьба Толстых
  3. Автор описывает свое детство

7. Из какой басни Крылова мораль:

«Видал Федюш на свете я,

Которым их друзья

Вскарабкаться наверх усердно помогали,

А после уж от них скорлупки не видали»?

  1. «Вороненок»
  2. «Два мальчика»
  3. «Свинья под дубом»

ЧАСТЬ 2.

Ответом на вопрос может быть одно или несколько слов, а также словосочетание.

1. Найдите в отрывке художественные средства (выпишите словосочетания и укажите средство выразительности).

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

2. Определите размер стихотворения.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

3. Назовите признаки такого эпического жанра, как басня.

4. В произведениях какого литературного жанра описывается стремление героя к свободе, что часто подчеркивается с помощью пейзажа?

5. Что такое ремарка?

6. Определите произведение и автора следующих строк:

  1. «Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать…».

  1. "Други, — сказал он, скликнув к себе всех мужиков, — делать нечего. Надо отдаться на волю божью; надо здесь ночевать. Составим возы и распряженных лошадей вместе, кружком. Оглобли свяжем и поднимем вверх, оболочем их кошмами, сядем под ними, как под шалашом, да и станем дожидаться свету божьего и добрых людей. Авось не все замерзнем!"

7. Назовите писателей:

8. Соотнесите названия произведений их авторов.

ЧАСТЬ 3.

Выберите два вопроса из пяти. Дайте развернутый ответ, состоящий из 5-10 предложений.

Критерии оценивания:

1. Собственное суждение.

2. Аргументы, подтверждающие ваше мнение.

3. Композиция (вступление, основная часть, вывод).

  1. Почему писатели часто в своих произведениях обращаются к теме детства?
  2. Какое литературное произведение, изученное в 6 классе, привлекло ваше внимание больше других? Какие важные для вас вопросы были затронуты в нем?
  3. На долю кого из персонажей прочитанных вами произведений выпало наибольшее количество испытаний? Ответ обоснуйте. Что помогло персонажу справиться с проблемами?
  4. Каким образом песни помогали людям в тылу и на фронте во время Великой Отечественной войны? В ответе приведите примеры песен.
  5. Для чего нужно изучать литературу?

Годовая контрольная работа (в тестовой форме) по литературе для 6 класса

2 ВАРИАНТ

ЧАСТЬ 1

Выберите один вариант ответа, укажите его номер.

1. Сравнение – это…

  1. слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
  2. художественное определение;
  3. сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
  4. перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы.

2. Назовите трёхсложный размер стиха с ударением на третий слог.

  1. Дактиль
  2. Анапест
  3. Амфибрахий
  4. Хорей.
  5. Ямб

3 .Назовите автора данных сток: «На севере диком стоит одиноко…»

  1. Лермонтов М.Ю.
  2. Пушкин А.С.
  3. Тютчев Ф.И.
  4. Фет А.А.

4. Укажите средство художественной выразительности, относящееся к синтаксическим фигурам:

  1. Аллитерация
  2. Олицетворение
  3. Ирония
  4. Эпитет

5 . Назовите оружие богатырей.

  1. палица
  2. топор
  3. ружье
  4. шпага

6. В чем смысл заглавия рассказа «Хамелеон»?

  1. Очумелов то снимает, то одевает пальто
  2. Надзиратель меняет свои убеждения, как хамелеон меняет свою окраску
  3. Автор хотел рассмешить читателей нелепым названием

7. Кем любовался охотник-рассказчик?

«Я невольно полюбовался …. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, нимало не колеблясь, поскакал один на волка… «Что за славный мальчик!» - думал я, глядя на него»

1) Илюшей

2) Павлушей

3) Костей

4) Федей

ЧАСТЬ 2

Ответом на вопрос может быть одно или несколько слов, а также словосочетание.

1. Найдите в отрывке художественные средства.

Кувшины, звуча, налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей.

2. Определите размер стихотворения.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

3. Назовите признаки такого эпического жанра, как баллада.

4. В произведениях какого литературного жанра есть мораль?

5. Что такое реплика?

6. Определите произведение и автора следующих строк:

  1. «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

2) «Доктор! Доктор, постойте!... Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!»

7. Назовите писателей:

8. Соотнесите названия произведений их авторов.

ЧАСТЬ 3.

Выберите два вопроса из пяти. Дайте развернутый ответ, состоящий из 5-10 предложений.

Критерии оценивания:

1. Собственное суждение.

2. Аргументы, подтверждающие ваше мнение.

3. Композиция (вступление, основная часть, вывод).

  1. Почему писатели часто в своих произведениях обращаются к теме детства?
  2. Какое литературное произведение, изученное в 6 классе, привлекло ваше внимание больше других? Какие важные для вас вопросы были затронуты в нем?
  3. На долю кого из персонажей прочитанных вами произведений выпало наибольшее количество испытаний? Ответ обоснуйте. Что помогло персонажу справиться с проблемами?
  4. Каким образом песни помогали людям в тылу и на фронте во время Великой Отечественной войны? В ответе приведите примеры песен.
  5. Для чего нужно изучать литературу?

Оценивание тестовой работы

Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста

Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста

Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста

Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста



Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа (в тестовой форме) по литературе для 7 класса

Вариант 1.

Часть 1.

1. Напишите автора произведения (ФИО):

1. «Не завидуй другу»

2. «Старуха Изергиль»

3. «Запах мысли»

4. «Несравненный Наконечников»

5. «О чем плачут лошади»

6. «Необычайное приключение, бывшее с … на даче»

  1. Дайте определение следующим понятиям:

Басня

Сонет

Пародия

Ямб

  1. Соотнесите роды и жанры литературы:

Эпос

Лирика

Драма

Ода

Комедия

Роман

Басня

Повесть

Водевиль

Элегия

Сказка

4. По иллюстрации определите произведение и его автора.

  1.                                                               2.

hello_html_md159341.jpghello_html_m41b8e6f1.jpg

5. Из автобиографии какого писателя взят следующий факт: «Когда мать будущего писателя лежала в больнице, отец писал ей, что во сне встречался с Максимом Горьким» ?

а) Вампилов

б) Шолохов

в) Абрамов

г) Распутин

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

И вот наступили те предшествующие бою короткие и исполненные огромного внутреннего напряжения минуты, когда учащенно и глухо бьются сердца, и каждый боец, как бы много ни было вокруг него товарищей, на миг чувствует ледяной холодок одиночества и острую, сосущую сердце тоску. Николаю было знакомо и это чувство, и источники, порождающие его; когда однажды он заговорил с Лопахиным, тот с не свойственной ему серьезностью сказал: «Воюем-то мы вместе, а умирать будем порознь, и смерть у каждого из нас своя, собственная, вроде вещевого мешка с инициалами, написанными чернильным карандашом... А потом, Коля, свидание со смертью – это штука серьезная. Состоится оно, это свидание, или нет, а все равно сердце бьется, как у влюбленного, и даже при свидетелях ты чувствуешь себя так, будто вас только двое на белом свете: ты и она... Каждый человек – живой, чего же ты хочешь?»

1. Назовите автора, название произведения и его жанр.

2. О каком историческом событии повествуется в данном произведении?

3. Назовите фамилию главного героя данного фрагмента.

4. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при описании чувств героев?

Часть 3

Напишите размышление на тему «Урок жизни». Какое произведение, изученное в 7 классе на уроках литературы, преподнесло вам настоящий жизненный урок? О чем заставило задуматься? Чему научило?

Объем сочинения 10-15 предложений.















Годовая контрольная работа (в тестовой форме) по литературе для 7 класса

Вариант 2.

1. Напишите автора произведения и его автора:

1. «Они сражались за родину»

2. «Старый год»

3. «Пляшущие человечки»

4. «Радость творчества»

5. «Уроки французского»

6. «Заповедь»

  1. Дайте определение следующим понятиям:

Баллада

Водевиль

Палиндром

Хорей

  1. Соотнесите роды и жанры литературы:

Эпос

Лирика

Драма

Трагедия

Рассказ

Новелла

Гимн

Романс

Драма

Очерк

Легенда

4. По иллюстрации определите произведение и его автора.

1.                                                   2.

hello_html_m15ed000b.jpghello_html_16ad2eb.jpg

5. Кто из писателей был награжден Нобелевской премией?

а) А.В.Вампилов

б) М.А.Шолохов

в) Ф.А.Абрамов

г) Н.Г.Распутин

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

И вот наступили те предшествующие бою короткие и исполненные огромного внутреннего напряжения минуты, когда учащенно и глухо бьются сердца, и каждый боец, как бы много ни было вокруг него товарищей, на миг чувствует ледяной холодок одиночества и острую, сосущую сердце тоску. Николаю было знакомо и это чувство, и источники, порождающие его; когда однажды он заговорил с Лопахиным, тот с не свойственной ему серьезностью сказал: «Воюем-то мы вместе, а умирать будем порознь, и смерть у каждого из нас своя, собственная, вроде вещевого мешка с инициалами, написанными чернильным карандашом... А потом, Коля, свидание со смертью – это штука серьезная. Состоится оно, это свидание, или нет, а все равно сердце бьется, как у влюбленного, и даже при свидетелях ты чувствуешь себя так, будто вас только двое на белом свете: ты и она... Каждый человек – живой, чего же ты хочешь?»

1. Назовите автора, название произведения и его жанр.

2. О каком историческом событии повествуется в данном произведении?

3. Назовите фамилию главного героя данного фрагмента.

4. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при описании чувств героев?

Часть 3

Напишите размышление на тему «Урок жизни». Какое произведение, изученное в 7 классе на уроках литературы, преподнесло вам настоящий жизненный урок? О чем заставило задуматься? Чему научило?

Объем сочинения 10-15 предложений.



Оценивание тестовой работы

Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста

Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста

Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста

Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка учителей русского языка и литературы МБОУ Дивеевской СОШ

Выступление  на педагогическом совете "Методическая копилка учителей русского языка и литературы МБОУ Дивеевской СОШ"....

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....

Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»

Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов....

Методическая копилка для уроков современной литературы (9-11 кл.)

Актуальность. Всеми без исключения программами по литературе для старших классов общеобразовательных учреждений предусмотрено изучение современного литературного процесса. логике развития литературног...

Методическая копилка "Интерактивные игры на уроках литературы в 5 - 7 классах"

В процессе игры на уроках литературы учащиеся становятся более открытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение общения, ведения диа...

Методическая копилка к внедрению обновлённого ФГОС ООО И ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Материал для  подготовительной работы и внедрения обновленного ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы с 01.09.023 г. ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми н...