Урок литературы "Конец существования Матеры - историческая неизбежность или человеческая ошибка" 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Бушина Любовь Сергеевна

Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Прощание с Матерой". В ходе заятия обучающиеся на основе повести анализируют губительность для человеческой души бездумного обращения с природой, размышляют над нравственными проблемами, затронутыми автором. Повесть "Прощание с Матерой" является кладезем аргументов при написании части С ЕГЭ по русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasputin_proshchanie_s_materoy.doc52.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku._rasputin.ppt882.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Глазовская средняя общеобразовательная школа»

Конышевского района Курской области

Урок литературы в 11 классе

«Конец существования Матеры – историческая неизбежность или          человеческая ошибка

 (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»)»

Учитель русского языка и литературы

Бушина Любовь Сергеевна

2014 год

ТЕМА: 

«Конец существования Матеры – историческая неизбежность или          человеческая ошибка (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»)».

ЦЕЛЬ: 

- раскрыть обучающимся нравственные  проблемы литературы 80-х годов 20 века;

- продолжить знакомство с творчеством В.Распутина;

- на основе анализа повести показать губительность для человеческой души бездумного обращения с природой;

- побуждать обучающихся к постоянному размышлению и активному участию в поиске определения сущности природы с позиций сегодняшнего экологического опыта.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 портрет писателя, текст повести, компьютер, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ
  2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

СЛАЙД 1

Сегодня мы начнем знакомство с творчеством замечательного советского писателя, нашего современника, лауреата Государственной премии СССР - В. Распутина и с его произведением "Прощание с Матёрой". Земляк Распутина, писатель М. Сергеев рассказывает: "Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть-Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её - лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…

В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного гаражанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров".

СЛАЙД 2

В Распутин родился 15 марта 1937 года в маленьком сибирском селе Аталанка. Природа близ Ангары стала близкой писателю, она оживёт и заговорит в его книгах. Этот человек всем своим творчеством поднимает общечеловеческие проблемы духа и нравственности, морали и этики. Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы своего времени, затронул болевые его точки. Но только ли своего времени?

СЛАЙД 3

Впервые появившись в журнале «Современник» №10,11 за 1976 год, повесть «Прощание с Матёрой» выходила потом отдельными изданиями как на русском, так и на других языках. В том же году она была издана в Праге, затем в Мюнхене, Осло, Хельсинки, Варшаве, Берлине..

Многие ситуации в «Прощании с Матёрой» будут знакомыми. На страницах литературной газеты писатель скажет: « я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какими бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе».

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Тема сегодняшнего урока «Конец существования Матеры – историческая неизбежность или человеческая ошибка (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»)». Вы прочитали произведение. На какой вопрос вы должны будете ответить в итоге нашего урока? Надеюсь, в его обсуждении примут участие все.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Виктора Сааду:

Вступи в зелёный нерушимый храм,

Под неба ясного всевидящие своды,

Смиренно оглядись по сторонам,

Проникнись вечной святостью природы.

Виктор Сааду

  1. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) анализ названия повести (словарная работа)

Обратимся к названию произведения «Прощание с Матерой».

- Подберите синонимы к слову «прощание» (прощание, разлука, расставание, панихида).

- Как вы понимаете название острова? Какие однокоренные слова можно подобрать? (мать, материк, матерый).

СЛАЙД 4

Матёра. Здесь корень и от слова мать, и от слова материк – вечное, прочное, родовое. (Мать-земля, мать-Родина), материк – земля, окружённая со всех сторон водой. Матёра – это и остров, и одноимённая деревня.

Таким образом, повесть Распутина мы можем назвать и по-другому «Расставание с матерью». Почему это происходит? Попытаемся ответить.

Б) история создания

- Почему, на ваш взгляд, В. Распутин написал повесть «Прощание с Матерой?

- Как связано это произведение с реальной жизнью Сибири?

 Появившаяся за несколько лет до начала обсуждения проекта поворота рек, повесть «Прощание с Матерой» воспринимается как предупреждение. Пострадают не только десятки и сотни подобных островов и деревень, главное, что пострадают тысячи человек.

В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению» Герой очерка Виктор едет на теплоходе по реке – погостить в деревне у родителей.. Правда, родной его деревни, где он вырос, нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами. Люди переселились в новый посёлок, но чувствуется, что что-то важное потеряли, стали жёстче, вода стала не та, и рыба в реке другая, и птицы улетели.

Очерк автобиографичен: в нём речь идёт о родной деревне Распутина Аталанке, оставшейся под водой, впрочем, это судьба многих деревень в годы строительства Братской ГЭС попавших в зону затопления. Сколько мытарств вынесено земляками писателя ради легендарной, прославленной в песнях электростанции до переселения.

В) система персонажей повести

- Как описывается в повести остров Матера?

СЛАЙД 5, 6

Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо ухаживала за детьми своими, вскармливала их, и дети отвечали ей любовью.

- Как автор описывает жителей Матеры? Кто более запомнился? Почему?

В центре повествования семья Пинигиных, три поколения: Дарья, Павел, Андрей.

- Как каждый из них относятся к затоплению Матеры?

Андрей – «человек – царь природы» (Дарья: “Поцарюет, поцарюет, да загорюет”)

Павел – «себя не пойму»

Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит,  что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”.

Дарья вместе с другими старухами стремятся достойно проститься с родным островом, домом.

- Кому противостоят они в этом своем стремлении?

- Охарактеризуйте поведение и образ жизни «пожогщиков» и «обсевков».

Практически во всех сценах мы видим Дарью. Она носительница нравственных идей. Именно с ней связана идея памяти в повести.

- О чем просит Дарья сына и внука?

- Как поступает героиня, поняв, что могилы родителей так и останутся на сожженном кладбище, на дне водохранилища? (идет на кладбище, решает обрядить дом)

Г) анализ отрывка

СЛАЙД 7

Вспомним этот отрывок. Перед вами вопросы. Слушая отрывок, попытайтесь на них ответить.

Чтение отрывка.

- Каковы мотивы поведения Дарьи?

- Чье поведение по отношению к дому противопоставляется поведению Дарьи?

СЛАЙД 8

- Как относятся к поступку Дарьи окружающие? (пожогщики – с уважение или непониманием, старухи – с пониманием, предлагают помощь)

СЛАЙД 9

Д) образы – символы в повести

В повести «Прощание с Матерой» Распутин создал много образов и характеров. И не только человеческих. В восьмидесятые годы некоторые литературоведы отнесли «Прощание с Матерой» к разряду мифологической повести.

- Как вы думаете, на чем основывалось их мнение? (Хозяин, Листвень)

СЛАЙД 10, 11

- С кем из героев повести вы соотнесли бы эти два образа? (Хозяин – Богодул, Листвень – Дарья).

Е) анализ финала повести

Вспомните, чем заканчивается повесть.

- Как вы понимаете финал произведения?

СЛАЙД 12

Смысл финала произведения отражает наличие в повести двойного ракурса изображения, связанного с мирским и священными (мифологическими) типами восприятия мира. Дарья, Хозяин, Богодул остаются на Матерее по своей воле до самого «последнего срока». И они не умирают. Финал трактуется В. Распутиным как «вознесение». Но авторская позиция, безусловно, не сводится только к такому значению финала. В повести присутствует другой взгляд на изображаемые события – мирской (туман, гул мотора). Авторское сознание в полной мере проявляется только в содержании всего произведения как целого.

5. СОСТАВЛЕНИЕА ОПОРНОЙ СХЕМЫ-КОНСПЕКТА

Теперь давайте еще раз коротко вспомним то, о чем говорили, и составим опорную схему-конспект, которая поможет вам в осмыслении произведения и в ответе на вопрос, заявленный в теме урока.

- Что в центре произведения? (судьба Матеры)

- В чем заключается конфликт повести? (противостояние нового и старого)

- Кто и что стоит за сохранение Матеры? (старухи, Дарья, Богодул; человек, совесть)

- Что новое стоит за уничтожение острова? (ГЭС, государство, необходимость)

- Всякую идею выдвигают люди. Кто из персонажей является носителем идеи государственной? (Воронцов, Жук, Петруха, Андрей).

- А кого назовем хранителями Матеры? (Дарья, Богодул, старухи).

- Где мы расположим Павла? Почему? (между этими двумя группами «себя не пойму»).

- Как эти герои относятся к прошлому и будущему?

Для первых нет прошлого, для будущего есть оправдание: людям нужно электричество. Для вторых есть прошлое: за все спросится, но нет будущего (смерть деда Егора).

- Чем является природа для материнцев и чем для «строителей будущего»? (природа – дом, дар; природа – материал, мастерская).

Распутин оставляет несокрушенным царственный листвень. Царский листвень – символ жизнеутверждающий. Но Распутин написал эту повесть не только для того, чтобы утвердить нас в этой мысли. Он призывает человека задуматься над жизненными приоритетами. Он предостерегает человека от лёгких и скорых решений там, где сталкиваются НАДО и НЕЛЬЗЯ, т. е. интересы разума и души.

Взгляните на свой конспект и вы увидите, что у нас появилась определённая схема, в которой прослеживается ход сегодняшнего размышления над произведением.

6. ИТОГ УРОКА

“Природа – мастерская и человек в ней работник” – утверждает герой Тургенева. Строители ГЭС уже не в природе работники, они над природой, они чинят насилие над её естеством. Они не мастера в исконном значении этого слова. Ведь синонимами мастерства являются умение, знание, мудрость. Все было у «строителей будущего», кроме мудрости. Они - цари.  Андрей сказал: “Человек – царь природы”. “Поцарюет, поцарюет, да загорюет” – парировала Дарья.

- Так чем же является конец Матеры: исторической неизбежностью или человеческой ошибкой?

Развитие истории независимо от отдельной человеческой воли. Но Распутин своей повестью утверждает необходимость исполнения людьми своего долга перед родной землей, перед предками и потомками, перед самим собой, о силе правды и памяти. Эта повесть – прощание Распутина с родной землей от имени всех, кто пережил трагедию затопления.

Распутин говорит о том, что многие беды наши от безразличия, от равнодушия человека. Самый отвратительный афоризм – после нас хоть потоп. Придумали его равнодушные, эгоисты. Именно им, как самой страшной опасности на Земле, Р. Рождественский посылает своё проклятие. Послушаем его. Нам есть, над чем думать.

Равнодушные

 любых профессий,

 религий

 и языков,

 представители древних династий

 и беспородные,

 будьте прокляты

 ныне, и присно,

 и во веки веков!

 Я желаю вам абсолютно искренне:

 будьте прокляты!

 В час,

 когда земля примеряется

 к новой войне,

 когда ломятся склады от бомб

 и ракеты в небо вгрызаются,

 «Наше дело маленькое...— шепчете вы,—

 Мы — в стороне...

 Мы не вмешиваемся ни во что...

 Нас не касается...»

Я не знаю,

 как взбудоражить вас

 в недрах ваших квартир,

 чем растревожить,

 какими такими дустами?

 Но я знаю,

 что, если завтра

 погибнет

 мир,

 он погибнет

 только по вашей вине,

 равнодушные!

 И за то, что вы равнодушны

 к стонам чужим и словам,

 я желаю яростно,

 желаю истово и навязчиво,

 чтобы сделалось

 лично вам,

 персонально вам

 сегодня же больно

 по-настоящему!

 Я хочу, чтобы вы оставались    

 самими собой,    

 но чтоб в каждой клетке вашего тела    

 темно и разбойно

 колыхалась боль,    

 клокотала боль,

 извивалась боль!

 Чтоб —    

 молчать было больно!

 И чтобы —

 стонать было больно!

 Я желаю,

 чтоб в ваших глазах

 пошатнулся свет,

 чтоб наполнились ужасом

 ваши секунды и месяцы.

 И чтоб вы кричали: «Спасите!!» —

 а люди в ответ

 пожимали плечами:

 «Мы ни во что не вмешиваемся...»

Я хочу,

 чтоб судьба стояла у ваших дверей

 и смотрела бы, усмехаясь,

 что с вами делается...

 И да сбудется

 это проклятье

 как можно скорей!

 Пока есть время.

 Пока еще мир живет и надеется.

1986

- Хочу пожелать вам не быть равнодушными.

В заключение давайте подумаем, к каким проблемам для выполнения части С на экзамене по русскому языку мы можем привести повесть «Прощание с Матерой»?

(человек и природа: экология и родство; проблема памяти; русский национальный характер; что такое совесть; проблема нравственного выбора)

7. ОЦЕНИВАНИЕ

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать эссе на одну из тем:

«Ушла ли под воду Матера?»

«Как я понимаю традицию»

«Символы вечности в повести «Прощание с Матерой» В. Распутина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В своих произведениях писатель раскрывает понятия нравственности, человечности…

Слайд 2

У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек земли, который останется на вечную память в сердце человека.

Слайд 3

Повесть «Прощание с Матёрой» впервые появилась в журнале «Современник» №10,11 за 1976 год.

Слайд 4

Матёра… Это и остров, и деревня с таким же названием. Мать-зе м ля, мать-родина, материк…

Слайд 5

Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо,

Слайд 6

без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матёра.

Слайд 7

Каковы мотивы поведения Дарьи? Чье поведение по отношению к дому противопоставляется поведению Дарьи?

Слайд 8

Дарья белит избу, моет пол, подоконники. Окна. Всю ночь Дарья оплакивала свою избу, и изба словно понимала..

Слайд 9

Этот поступок вызвал уважение даже у пожёгщиков (дом собирались сжечь завтра). Сама же Дарья, простясь с домом, помнила только, что шла и шла, сама не зная куда, до вечера старухи не могли найти её.

Слайд 10

А когда настала ночь и уснула Матёра, из-под берега вышел Хозяин острова. Трудная ему досталась доля: зная, что будет, он не может ничего изменить. Он последний хозяин…

Слайд 11

Без него нельзя было представить Матёру, с ним связана была вся жизнь Матёры.

Слайд 12

Серые лохмотья тумана становились всё больше…Они кричали, но Матёры не было.

Слайд 13

Домашнее задание написать эссе на одну из тем: «Ушла ли под воду Матера?» «Как я понимаю традицию» «Символы вечности в повести «Прощание с Матерой» В. Распутина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала с элементами исследования в 10 классе по теме "Уравнение состояния идеального газа"

Методическая разработка урока по теме "Уравнение состояния идеального газа"...

Урок изучения нового материала - "Площадь. Площадь прямоугольника, квадрата" 5 класс.

Урок изучения нового материала на уроках математики в 5 классе - "Площадь. Площадь прямоугольника, квадрата".Цель урока: Закрепить умения и навыки в вычислении площади прямоугольника, познакомить учащ...

Авторская разработка урока изучения нового материала по географии в 7-м классе по теме "Население Евразии".

При проведении урока используются элементы проблемного обучения, организована работа с различными источниками географической информации. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют формирован...

Технологическая карта урока обобщения изучаемого материала по теме “Здоровье” в 6 классе общеобразовательной школы по УМК “New Millennium English” (Английский язык нового тысячелетия, Н.Н. Деревянко и др. изд. “Титул”).

Данная технологическая карта урока состоит из трех этапов, в ней рассматриваются деятельность учителя, учащихся и формируемые в результате этой деятельности умения....

урок изучения нового материала по теме "Сравнение дробей" 5 класс

Урок изучения нового материала по математике в 5 классе по теме: "Сравнение дробей". Данную разработку урока можно использовать  в системе ФГОС по математике....

Урок объяснения нового материала по теме: "Упрощение выражений"(5 класс)+ презентация

Разработка урока объяснения нового материала по теме "Упрощение выражений ", 5 класс, учебник Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Вызвать интерес у  детей, увлечь в проц...

Конспект урока на тему "Конец существования Матеры - историческая неизбежность или человеческая ошибка?"

Урок по литературе по творчеству В. Г. Распутина, по повести "Прощание с Матёрой" проводился в 11 классе.При подготовке к нему учащиеся знакомились с предложенными учителем материалами, а та...