Система уроков по роману «Преступление и наказание»
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Любивая Елена Анатольевна

Презентация к системе уроков по роману Ф.М.Достоевсого "Преступление и наказание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_urokam_po_dostoevskomu.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система уроков по роману «Преступление и наказание» Составитель презентации : учитель русского языка и литературы Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального общеобразовательного учреждения колледжа « ПетроСтройСервис »

Слайд 2

История создания романа • Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».

Слайд 3

История создания романа • Замысел романа вынашивался автором более 6 лет. • В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание». • Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. ... В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует ».

Слайд 4

Сюжет , композиция Преступление наказание Занимает 1 часть повествования Рассказывается о замысле и совершении преступления Описывается в 5 частях Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию

Слайд 5

Жанр романа роман ? социально-бытовой ? детективный ? любовный ? психологический ? философский ? религиозный

Слайд 6

Символика цвета, имен и чисел в романе Основной цвет романа - желтый: Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности . Раскольников Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам». Соня Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями». Порфирий Петрович Мебель из «желтого отполированного дерева». Свидригайлов Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой. Старуха-процентщица Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева.

Слайд 7

Символика цвета, имен и чисел в романе Имя Раскольников София Лебезятников Авдотья Романовна (сестра Раскольникова) Разумихин Лизавета Ивановна Его значение в романе «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам. Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости. Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина. Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя. Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя « Рассудкиным ». « Елисавета » - почитающая Бога .

Слайд 8

Символика цвета, имен и чисел в романе Герой Как связан с числом «3» Марфа Петровна Соня Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию . Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников . «Три раза приходила» к Свидригайлову . Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек. Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых ». В ее комнате три больших окна.

Слайд 9

Символика цвета, имен и чисел в романе Герой Как связан с числом «3» Раскольников Трижды позвонил в колокольчик старухи. Трижды встречается с Порфирием Петровичем. Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.

Слайд 10

Символика цвета, имен и чисел в романе Герой Как связан с числом «3» Свидригайлов Дуня Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч. Вручает Соне три билета. Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.

Слайд 11

Символика цвета, имен и чисел в романе Согласно учению пифагорийцев , число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением.

Слайд 12

Символика цвета, имен и чисел в романе Деталь, эпизод романа Как связано с числом «7» Сам роман 1-я и 2-я части романа 7 часов вечера 7 лет каторги 7 лет 7 детей Раскольников в 7 лет 730 шагов Состоит из 6 частей и эпилога. Состоят из 7 глав. Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы. Такой срок определен в качестве наказания герою романа. Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной. У портного Капернаумова. Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком. До дома старухи-процентщицы.

Слайд 13

Теория Раскольникова Обыкновенные люди Необыкновенные люди «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». Живут в послушании. Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». «Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи. «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». Переступают закон во имя лучшего. Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь». Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

Слайд 14

Теория Раскольникова Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

Слайд 15

Теория Раскольникова Основная формула теории Раскольникова: За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен. «Да ведь тут арифметика!» Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

Слайд 16

Причины преступления социальные нравственные Крайняя степень нищеты героя . Болезненное и раздраженное со­стояние героя . Всеобщая несправедливость жизни . Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье. Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни. Встреча на бульваре с обманутой девушкой. Желание проверить теорию . Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников ). Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.

Слайд 17

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней: ...ну да, чтоб ограбить ... ...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил... теперь... счастлив был ! Ну , вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...

Слайд 18

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней: 5. И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав ... 6. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поско­рее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...

Слайд 19

«Двойники» Раскольникова Петр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов Теория «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...» Теория «Человеку все позволено»

Слайд 20

« Двойники» Раскольникова Петр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов Поступки Желание жениться на Дуне, чтобы вла­ствовать над ней и держать ее в посто­янной зависимости от себя. Пытается опорочить Соню, для чего под­совывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками. Поступки Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравле­нию его жены; подслушал признание Рас­кольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова. Но: дает деньги на содержание сирот Кате­рины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу. Заканчивает жизнь самоубийством.

Слайд 21

Что объединяет героев с Раскольниковым? Что отличает их от Раскольникова?

Слайд 22

Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчеловечный , циничный характер.

Слайд 23

Что объединяет Раскольникова и Соню? Можно назвать их обоих преступниками? Похожи мотивы их поступков?

Слайд 24

Две правды в романе Соня Преступает нравственный закон . Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя . Страдания достигают предела. Идет на по­зор, унижения . Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество . Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Раскольников Преступает уголовный закон . Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин . Бунтарь, не желающий смириться с неспра­ведливыми законами общества . Мания превосходства и вседозволенности . Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.

Слайд 25

Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

Презентация к уроку по роману "Преступление и наказание"

1.для использования в качестве примеров на ЕГЭ по русскому языку 2.для подготовки к  сдаче ЕГЭ по литературе 3.для общего развития (словарного запаса, умения делать выводы и т.д.) 4.для духовного...

Планирование системы уроков литературы по роману "Преступление и наказание"

Разработка системы уроков литературы для 10 класса по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с постановкой проблемных вопросов и тематикой письменных работ....

конспект урока по роману "Преступление и наказание"

Конспект урока является приложением к документу "Система работы по теме "Гражданско- патриотическое воспитание школьников на уроках литературы"...

"Своя игра" к уроку по роману "Преступление и наказание" Достоевского

Перед началом изучения романа - для стимулирования учащихся к прочтению текста...

Ф.М. Достоевский Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)

Конспект урока Ф. М. Достоевский. Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)...